Французский художник и писатель, который заявил себя в создании фильмов, балетов, опер, а также и живописи, поэзии и художественной литературе. Работы Жана Кокто носят на себе черты влияния сюрреализма, психоанализа, кубизма, католической религии и ... опиума. Для своего времени Кокто был представителем авангардных течений. В числе его друзей были такие выдающиеся люди как Пабло Пикассо, композитор Эрик Сати, писатель Марсель Пруст и русский меценат Сергей Дягилев.
"Самое худшее для поэта - когда им восхищаются, не понимая его"
Жан Кокто родился в богатой парижской семье. Его отец был юристом и художником-любителем, он покончил жизнь самоубийством когда Жану было девять лет, но, несмотря на это его влияние на сына было значимым. Говорят также, что это трагическое событие оказало на Кокто сильное воздействие - он проникся чувством слабости человека как такового, которое позже он пытался восполнить, посвятив свою жизнь служению искусству и мистическим силам мира. Так поэзия стала для Кокто основой всего искусства и "религией без надежды".
В пятнадцать лет Кокто ушел из дома. В школе он не был в числе первых учеников, несколько раз безуспешно пытался сдать выпускной экзамен. Его первый томик стихов "Лампа Алладина" вышел когда Кокто было 19. Вскоре он стал известен в богемной среде художников под кличкой "Фривольный принц" - по названию книги стихов, которую он опубликовал в 20 лет. Американская писательница Эдит Вартон говорила, что он был человеком, "для которого каждая великая поэтическая строка была настоящим восходом солнца, а каждый восход солнца - основанием Божественного Города..." Именно в этот период Кокто стал общаться с Прустом, Андре Жидом и Морисом Барре, а также с правнуком Виктора Гюго, Жаном.
В 1915 году Кокто встретил Пикассо и попал под его влияние. "Я восхищался его умом, и ловил каждое его слово, а говорил он мало. Бывало мы долго молчали, и Варез не мог понять, почему мы безмолвно смотрим друг на друга. Когда Пикассо говорил, он использовал визуальный синтаксис, так что вы могли буквально "видеть" что он говорит. Он обожал формулы и фокусировал свою мысль в точной формулировку также как он выражал мысль в предметах искусства, так что вы могли дотронуться до них" (Из книги Пьера Кабанэ "Пабло Пикассо"). Кокто и поэт Аполлинер были свидетелями на венчании Пикассо с Ольгой. Они держали золотые венцы над головами невесты и жениха, когда те трижды обходили алтарь в русской православной церкви на улице Дарю в Париже. Дружба Кокто с Пикассо продолжалась даже и после того как художник заметил в интервью "Он не поэт... Жан всего лишь журналист". Пикассо иногда говорил: "Кокто - это хвост моей кометы".
КОКТО (Cocteau) Жан (1889-1963) , французский писатель, художник, театральный деятель. Поэзия Кокто развивалась от дадаизма ("Стихи", 1920) к сюрреализму (сборник "Опера", 1927). Романы "Самозванец Тома" (1923), "Трудные дети" (1929) посвящены проблеме молодого поколения. Пьесы "Антигона" и "Орфей" (обе - 1928). Киносценарист и режиссер (фильмы "Орфей", 1950; "Завещание Орфея", 1960).
САТИ (Satie) Эрик (1866-1925) , французский композитор. Один из создателей "Шестерки". С нач. 20-х гг. вокруг Сати группировались молодые французские музыканты ("Аркейская школа"). Симфоническая драма с пением "Сократ" (1918), балет "Парад" (1917), оркестровые, фортепианные пьесы.
ПРУСТ Марсель (1871-1922) , французский писатель. В цикле романов "В поисках утраченного времени" (т. 1-16, 1913-27) усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям непроизвольной памяти) воссоздает ушедшее время - людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир. Опыт Пруста - изображение внутренней жизни человека как "потока сознания" - имел большое значение для многих писателей 20 в.
ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872-1929) , российский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение "Мир искусства", соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, "Русских сезонов" (с 1907) за границей. Создал труппу "Русские балеты Дягилева" (1911-29).
ЖИД (Gide) Андре (1869-1951) , французский писатель. Сборники символистских стихов (1887-1891). Романы "Яства земные" (1897), "Имморалист" (1902), "Тесные врата" (1909), "Подземелья Ватикана" (1914), "Фальшивомонетчики" (1925) сочетают бунт против традиционной семейной, а также ригористической морали с проповедью эстетизма, подчас вседозволенности и ницшеанства. Книга "Достоевский" (1923). Резкое неприятие советской действительности в книге "Возвращение из СССР" (1936). Дневники (1940-е гг.). Нобелевская премия (1947).
ПИКАССО (Picasso) (собственно Руис , Ruiz) Пабло (1881-1973), французский живописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. ("голубой" и "розовый" периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям ("Девочка на шаре", 1905). С 1907 основоположник кубизма, с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение ("Герника", 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок "Голубь мира", 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).
_____
Selected works:
LAMPE D'ALADIN, 1908 - Aladdin's Lamp
LE PRINCE FRIVOLE, 1910
LA DANSE DE SOPHOCLE, 1912
LE COQ ET L'ARLEQUIN, 1918 - Cock and Harlequin
LE CAP DE BONNE-ESPÉRANCE, 1919 - The Cape of Good Hope
LE POTOMAK, 1919
CARTE BLANCHE, 1920
ESCALES, 1920
POÉSIES (1917-1920), 1920
VOCABULAIRE, 1922
LE SECRET PROFESSIONNEL, 1922 - Professional Secrets
LE GRAND ÉCART, 1923 - The Grand Écart
THOMAS L'IMPOSTEUR, 1923 - Thomas the Imposter - film 1965, dir. by Georges Franju
DESSINS, 1923
PLAIN-CHANT, 1923
POÉSIE, 1924
LES MARIÈS DE LA TOUR EIFFEL, 1924 - The Eiffel Tower Wedding Party
LES BICHES, 1924
L'ANGE HEURTEBISE, 1925 - The Angel Heurtebise
LE MYSTÈRE DE L'OISELEUR, 1925
LETTRE À JACQUES MARITAIN, 1926 - Letter to Jacques Maritain
LE RAPPEL À L'ORDRE, 1926 - A Call to Order
ORPHÉE (play, first performed in 1926)
MAISON DE SANTÉ, 1926
ROMÉO ET JULIETTE, 1926
OPÉRA, 1926
ANTIGONE, 1927
LE MYSTÈRE LAÏC, 1928
ŒDIPE-ROI, 1928
LE LIVRE BLANC, 1928 - The White Paper
LES ENFANTS TERRIBLES, 1929 - The Incorrigible Children / The Holy Terrors (trans. by Rosamond Lehmann) - Kauhukakarat - film 1949, dir. by Jean-Pierre Melville
UNE ENREVUE SUR LA CRITIQUE AVEC MAURICE ROUZAUD, 1929
25 DESSINS D'UN DORMEUR, 1929
OPIUM: JOURNAL D'UNE DÉSINTOXICATION, 1930 - Opium: The Diary of an Addict
LE SANG D'UN POÈTE, 1930 - The Blood of a Poet (film)
LA VOIX HUMAINE, 1930 - The Human Voice
ESSAI DE CRITIQUE INDIRECTE, 1932
LA MACHINE INFERNALE, 1934 - The Infernal Machine
PORTRAITS-SOUVENIR, 1900-1914, 1935 - Paris Album, 1900-1914
SOIXANTE DESSINS POUR LES ENFANTS TERRIBLES, 1934
LES CHEVALIERS DE LA TABLE RONDE, 1937 - The Knights of the Round Table
MON PREMIER VOYAGE, 1937 - Round the World Again in Eighty Days
LES PARENTS TERRIBLES, 1938 - Intimate Relations
LA FIN DU POTOMAK, 1939
LES MONSTRES SACRÉS, 1940 - The Holy Terrors
LA MACHINE À ÉCRIRE, 1941 - The Typewriter
ALLÉGORIES, 1941
DESSINS EN MARGE DES CHEVALIERS DE LA TABLE RONDE, 1941
RENAUD ET ARMIDE, 1943
LES POÈMES ALLEMANDS, 1944
LÉONE, 1945
screenplay (with Robert Bresson): LES DAMES DU BOIS DE BOULOGNE (1945) - film dir. by Robert Bresson, starring Maria Cesares and Elina Labourdette
LA BELLE ET LA BÊTE, 1946 - Beauty and the Beast (film)
L'AIGLE À DEUX TÊTES, 1946 - The Eagle Has Two Heads
LA CRUCIFIXION, 1947
LA DIFFICULTÉ D'ÊTRE, 1947 - Difficulty of Being
L'ÉTERNEL RETOUR, 1947 - The Eternal Return
LE FOYER DES ARTISTES, 1947
RUY BLAS, 1947
POÈMES, 1948
REINES DE LA FRANCE, 1948
LETTRE AYX AMÉRICAINS, 1949
MAALESH, 1949 - transl.
THÉÂTRE DE POCHE, 1949
ORPHÉE, 1950 - Orfeus (film)
JEAN MARAIS, 1951
ENTRETIENS AUTOUR DU CINÉMATOGRAPHE, 1951 - Cocteau on the Film
LE JOURNAL D'UN INCONNU, 1952 - The Hand of a Stranger
LE CHIFFRE SEPT, 1952
LA NAPPE DE CATALAN, 1952
BACCHUS, 1952 - transl.
APPOGIATURES, 1953
CLAIROBSCUR, 1954
COLETTE, 1955
DISCOURS DE RÉCEPTION DE M. JEAN COCTEAU À L'ACADÉMIE FRANÇAISE, 1955
LE DISCOURS DE STRASBOURG, 1956
LE DISCOURS D'OXFORD, 1956
The Journals of Jean Cocteau, 1956
LA CORRIDA DU PREMIER MAI, 1957
ENTRETIENS SUR LE MUSÉE DE DRESDE, 1957
PARAPROSODIES, 1958
GONDOLES DES MORTS, 1959
LE TESTAMENT D'ORPHEE, 1959 - The Testament of Orpheus, transl. in Two Screenplays (1968) - film 1961
Five Plays, 1961
LA PRINCESSE DE CLÈVES, 1961 (adapt., dial.)
LE CORDON OMBILICAL, 1962
LE REQUIEM, 1962
L'IMPROMPTU DU PALAIS-ROYAL, 1962
ENTRETIEN AVEC ROGER STÉPHANE, 1964
THOMAS L'IMPOSTEUR / THOMAS THE IMPOSTER, 1965 (from his own novel; co.sc., co-dial.)