Savanna : другие произведения.

Жан Кокто

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Жан Кокто (1889-1963)
  
  Французский художник и писатель, который заявил себя в создании фильмов, балетов, опер, а также и живописи, поэзии и художественной литературе. Работы Жана Кокто носят на себе черты влияния сюрреализма, психоанализа, кубизма, католической религии и ... опиума. Для своего времени Кокто был представителем авангардных течений. В числе его друзей были такие выдающиеся люди как Пабло Пикассо, композитор Эрик Сати, писатель Марсель Пруст и русский меценат Сергей Дягилев.
  
  
  
  "Самое худшее для поэта - когда им восхищаются, не понимая его"
  
  Жан Кокто родился в богатой парижской семье. Его отец был юристом и художником-любителем, он покончил жизнь самоубийством когда Жану было девять лет, но, несмотря на это его влияние на сына было значимым. Говорят также, что это трагическое событие оказало на Кокто сильное воздействие - он проникся чувством слабости человека как такового, которое позже он пытался восполнить, посвятив свою жизнь служению искусству и мистическим силам мира. Так поэзия стала для Кокто основой всего искусства и "религией без надежды".
  
  В пятнадцать лет Кокто ушел из дома. В школе он не был в числе первых учеников, несколько раз безуспешно пытался сдать выпускной экзамен. Его первый томик стихов "Лампа Алладина" вышел когда Кокто было 19. Вскоре он стал известен в богемной среде художников под кличкой "Фривольный принц" - по названию книги стихов, которую он опубликовал в 20 лет. Американская писательница Эдит Вартон говорила, что он был человеком, "для которого каждая великая поэтическая строка была настоящим восходом солнца, а каждый восход солнца - основанием Божественного Города..." Именно в этот период Кокто стал общаться с Прустом, Андре Жидом и Морисом Барре, а также с правнуком Виктора Гюго, Жаном.
  
  В 1915 году Кокто встретил Пикассо и попал под его влияние. "Я восхищался его умом, и ловил каждое его слово, а говорил он мало. Бывало мы долго молчали, и Варез не мог понять, почему мы безмолвно смотрим друг на друга. Когда Пикассо говорил, он использовал визуальный синтаксис, так что вы могли буквально "видеть" что он говорит. Он обожал формулы и фокусировал свою мысль в точной формулировку также как он выражал мысль в предметах искусства, так что вы могли дотронуться до них" (Из книги Пьера Кабанэ "Пабло Пикассо"). Кокто и поэт Аполлинер были свидетелями на венчании Пикассо с Ольгой. Они держали золотые венцы над головами невесты и жениха, когда те трижды обходили алтарь в русской православной церкви на улице Дарю в Париже. Дружба Кокто с Пикассо продолжалась даже и после того как художник заметил в интервью "Он не поэт... Жан всего лишь журналист". Пикассо иногда говорил: "Кокто - это хвост моей кометы".
  
  
  
  КОКТО (Cocteau) Жан (1889-1963) , французский писатель, художник, театральный деятель. Поэзия Кокто развивалась от дадаизма ("Стихи", 1920) к сюрреализму (сборник "Опера", 1927). Романы "Самозванец Тома" (1923), "Трудные дети" (1929) посвящены проблеме молодого поколения. Пьесы "Антигона" и "Орфей" (обе - 1928). Киносценарист и режиссер (фильмы "Орфей", 1950; "Завещание Орфея", 1960).
  
  САТИ (Satie) Эрик (1866-1925) , французский композитор. Один из создателей "Шестерки". С нач. 20-х гг. вокруг Сати группировались молодые французские музыканты ("Аркейская школа"). Симфоническая драма с пением "Сократ" (1918), балет "Парад" (1917), оркестровые, фортепианные пьесы.
  
  ПРУСТ Марсель (1871-1922) , французский писатель. В цикле романов "В поисках утраченного времени" (т. 1-16, 1913-27) усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям непроизвольной памяти) воссоздает ушедшее время - людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир. Опыт Пруста - изображение внутренней жизни человека как "потока сознания" - имел большое значение для многих писателей 20 в.
  
  ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872-1929) , российский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение "Мир искусства", соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, "Русских сезонов" (с 1907) за границей. Создал труппу "Русские балеты Дягилева" (1911-29).
  
  ЖИД (Gide) Андре (1869-1951) , французский писатель. Сборники символистских стихов (1887-1891). Романы "Яства земные" (1897), "Имморалист" (1902), "Тесные врата" (1909), "Подземелья Ватикана" (1914), "Фальшивомонетчики" (1925) сочетают бунт против традиционной семейной, а также ригористической морали с проповедью эстетизма, подчас вседозволенности и ницшеанства. Книга "Достоевский" (1923). Резкое неприятие советской действительности в книге "Возвращение из СССР" (1936). Дневники (1940-е гг.). Нобелевская премия (1947).
  
  ПИКАССО (Picasso) (собственно Руис , Ruiz) Пабло (1881-1973), французский живописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. ("голубой" и "розовый" периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям ("Девочка на шаре", 1905). С 1907 основоположник кубизма, с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение ("Герника", 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок "Голубь мира", 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).
  
  _____
  Selected works:
  
  LAMPE D'ALADIN, 1908 - Aladdin's Lamp
  LE PRINCE FRIVOLE, 1910
  LA DANSE DE SOPHOCLE, 1912
  LE COQ ET L'ARLEQUIN, 1918 - Cock and Harlequin
  LE CAP DE BONNE-ESPÉRANCE, 1919 - The Cape of Good Hope
  LE POTOMAK, 1919
  CARTE BLANCHE, 1920
  ESCALES, 1920
  POÉSIES (1917-1920), 1920
  VOCABULAIRE, 1922
  LE SECRET PROFESSIONNEL, 1922 - Professional Secrets
  LE GRAND ÉCART, 1923 - The Grand Écart
  THOMAS L'IMPOSTEUR, 1923 - Thomas the Imposter - film 1965, dir. by Georges Franju
  DESSINS, 1923
  PLAIN-CHANT, 1923
  POÉSIE, 1924
  LES MARIÈS DE LA TOUR EIFFEL, 1924 - The Eiffel Tower Wedding Party
  LES BICHES, 1924
  L'ANGE HEURTEBISE, 1925 - The Angel Heurtebise
  LE MYSTÈRE DE L'OISELEUR, 1925
  LETTRE À JACQUES MARITAIN, 1926 - Letter to Jacques Maritain
  LE RAPPEL À L'ORDRE, 1926 - A Call to Order
  ORPHÉE (play, first performed in 1926)
  MAISON DE SANTÉ, 1926
  ROMÉO ET JULIETTE, 1926
  OPÉRA, 1926
  ANTIGONE, 1927
  LE MYSTÈRE LAÏC, 1928
  ŒDIPE-ROI, 1928
  LE LIVRE BLANC, 1928 - The White Paper
  LES ENFANTS TERRIBLES, 1929 - The Incorrigible Children / The Holy Terrors (trans. by Rosamond Lehmann) - Kauhukakarat - film 1949, dir. by Jean-Pierre Melville
  UNE ENREVUE SUR LA CRITIQUE AVEC MAURICE ROUZAUD, 1929
  25 DESSINS D'UN DORMEUR, 1929
  OPIUM: JOURNAL D'UNE DÉSINTOXICATION, 1930 - Opium: The Diary of an Addict
  LE SANG D'UN POÈTE, 1930 - The Blood of a Poet (film)
  LA VOIX HUMAINE, 1930 - The Human Voice
  ESSAI DE CRITIQUE INDIRECTE, 1932
  LA MACHINE INFERNALE, 1934 - The Infernal Machine
  PORTRAITS-SOUVENIR, 1900-1914, 1935 - Paris Album, 1900-1914
  SOIXANTE DESSINS POUR LES ENFANTS TERRIBLES, 1934
  LES CHEVALIERS DE LA TABLE RONDE, 1937 - The Knights of the Round Table
  MON PREMIER VOYAGE, 1937 - Round the World Again in Eighty Days
  LES PARENTS TERRIBLES, 1938 - Intimate Relations
  LA FIN DU POTOMAK, 1939
  LES MONSTRES SACRÉS, 1940 - The Holy Terrors
  LA MACHINE À ÉCRIRE, 1941 - The Typewriter
  ALLÉGORIES, 1941
  DESSINS EN MARGE DES CHEVALIERS DE LA TABLE RONDE, 1941
  RENAUD ET ARMIDE, 1943
  LES POÈMES ALLEMANDS, 1944
  LÉONE, 1945
  screenplay (with Robert Bresson): LES DAMES DU BOIS DE BOULOGNE (1945) - film dir. by Robert Bresson, starring Maria Cesares and Elina Labourdette
  LA BELLE ET LA BÊTE, 1946 - Beauty and the Beast (film)
  L'AIGLE À DEUX TÊTES, 1946 - The Eagle Has Two Heads
  LA CRUCIFIXION, 1947
  LA DIFFICULTÉ D'ÊTRE, 1947 - Difficulty of Being
  L'ÉTERNEL RETOUR, 1947 - The Eternal Return
  LE FOYER DES ARTISTES, 1947
  RUY BLAS, 1947
  POÈMES, 1948
  REINES DE LA FRANCE, 1948
  LETTRE AYX AMÉRICAINS, 1949
  MAALESH, 1949 - transl.
  THÉÂTRE DE POCHE, 1949
  ORPHÉE, 1950 - Orfeus (film)
  JEAN MARAIS, 1951
  ENTRETIENS AUTOUR DU CINÉMATOGRAPHE, 1951 - Cocteau on the Film
  LE JOURNAL D'UN INCONNU, 1952 - The Hand of a Stranger
  LE CHIFFRE SEPT, 1952
  LA NAPPE DE CATALAN, 1952
  BACCHUS, 1952 - transl.
  APPOGIATURES, 1953
  CLAIROBSCUR, 1954
  COLETTE, 1955
  DISCOURS DE RÉCEPTION DE M. JEAN COCTEAU À L'ACADÉMIE FRANÇAISE, 1955
  LE DISCOURS DE STRASBOURG, 1956
  LE DISCOURS D'OXFORD, 1956
  The Journals of Jean Cocteau, 1956
  LA CORRIDA DU PREMIER MAI, 1957
  ENTRETIENS SUR LE MUSÉE DE DRESDE, 1957
  PARAPROSODIES, 1958
  GONDOLES DES MORTS, 1959
  LE TESTAMENT D'ORPHEE, 1959 - The Testament of Orpheus, transl. in Two Screenplays (1968) - film 1961
  Five Plays, 1961
  LA PRINCESSE DE CLÈVES, 1961 (adapt., dial.)
  LE CORDON OMBILICAL, 1962
  LE REQUIEM, 1962
  L'IMPROMPTU DU PALAIS-ROYAL, 1962
  ENTRETIEN AVEC ROGER STÉPHANE, 1964
  THOMAS L'IMPOSTEUR / THOMAS THE IMPOSTER, 1965 (from his own novel; co.sc., co-dial.)
  ENTRETIENS AVEC ANDRÉ FRAIGNEAU, 1965
  My Contemporaries, 1967
  FAIRE-PART, 1968
  Two Screenplays, 1968
  Professional Secrets, 1970
  Cocteau's World, 1972
  Three Screenplays, 1973
  DU CINÉMATOGRAPHE, 1973
  POÉSIE DE JOURNALISME, 1973
  PAUL ET VIRGINIE, 1973
  Past Tense: The Cocteau Diaries Volume 1, 1988
  JOURNAL 1942-45, 1989
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"