Савчук Марк Владимирович : другие произведения.

Два Каплера

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   29 января 1931 года в Киеве был открыт первый построенный после революции по последнему на то время слову техники большой кинотеатр, получивший наименование "Девятое Госкино". Ныне он именуется "Жовтень" (Октябрь). Построили его на углу ул. Шолом-Алейхема и Щекавицкой (сейчас Константиновская, 26,) рядом с одним из корпусов КГИТИ им. Карпенко-Карого на Подоле. Именно на этом месте раньше находилась усадьба и деревянные строения магазинов известного киевского предпринимателя Якова Каплера, отца Алексея Каплера.
   Помните строки из песни Высоцкого: "Средь них - пострадавший от Сталина Каплер"?
   "Средь них", это, понятно, среди евреев. А уж кто такой Каплер людям моего поколения объяснять и не нужно. Алексей (Лазарь) Яковлевич Каплер, советский кинорежиссер, сценарист, актер, ведущий программы "Кинопанорама" родился 15 (28) сентября 1903 года в Киеве в семье киевского купца Первой гильдии Якова Нафталиевича Каплера и Раисы Захарьевны Каплер (урожденной Кринцберг).
   Следует заметить, что в некоторых справочниках годом рождения Алексея Каплера указан 1904. Но в городском архиве Киева, в материалах 1-го коммерческого училища, где хранится формулярный список купца-филантропа, в который внесены все его дети, год появления на свет младшего из них - Лазаря (как назвали при рождении Алексея Каплера) указан не 1904-й, а 1903-й. И в Историческом архиве Украины в раввинских метрических книгах, куда вписывали всех родившихся в Киеве евреев, в книге за 1903 год имеется запись о том, что в сентябре у "киевского местного первой гильдии купца Якова Нафталиевича Каплера" родился сын Лазарь. В книге же за 1904 год никакой информации о пополнении в семье Каплеров не имеется. Изменение года рождения произошло, вероятно, в обстановке гражданской войны, когда в Киев попеременно являлись то красные, то белые, то "жовто-блакытни" власти и каждая объявляла мобилизацию призывных возрастов, посему некоторые родители, в том числе, очевидно, и Яков Каплер, принимали предупредительные меры, уменьшая возраст своих отпрысков.
   С шестнадцати лет когда его фамилия еще ассоциировалась у всех с папой-купцом, Алексей Каплер работал в киевских театрах. Вместе с Г. Козинцевым и С. Юткевичем создал на Украине кукольный театр, затем молодежный театр "Арлекин", где выступал актером и режиссером. В 1928 - 1931 годах А. Каплер - сценарист и режиссер на Киевской киностудии, в частности в1928 - 1929 годах он был ассистентом А.Довженко на съёмках "Арсенала". С годами имя актера, потом режиссера и, наконец, киносценариста Алексея Каплера приобретало все большую известность. По его сценариям были сняты такие популярные для своего времени ленты, как "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году", "Котовский" и "Она защищает Родину". Вначале карьера Алексея Каплера складывалась удачно. Член Союза писателей СССР с 1935 года, с 1939 года преподавал во ВГИКе в том же 1939 году он даже получил Сталинскую премию. Во время Великой Отечественной войны Каплер - военный корреспондент на разных фронтах, в том числе на Сталинградском, но зимой 1942-1943 года на даче в Зубалово сын Сталина Василий знакомит его со своей сестрой Светланой, десятиклассницей. 38-летний режиссер начал ухаживать за 17-летней дочерью вождя народов, и это стало его трагической ошибкой. Сталину выбор дочери не понравился, а больше всего во всей этой истории вождя взбесило то, что Каплер был еврей. "Не могла себе русского найти...". Одним росчерком пера сценариста определили в английские шпионы, после чего несостоявшийся зять кремлевского горца был выслан на пять лет в Воркуту, где, судя по всему, получил режим наибольшего благоприятствования, работал фотографом. В 1948 г. когда у Каплера кончился срок, он отправился в отпуск, но вновь нарушил строгое предписание - заехал в Москву, что ссыльным категорически запрещалось. Алексея Яковлевича арестовали и отправили теперь уже в Инту(Коми АССР) в исправительно-трудовой лагерь на общие работы.
   А.Я. Каплер был освобожден и реабилитирован в 1954 году. Впоследствии он участвовал в создании "Полосатого рейса" и "Человека-амфибии". Но более всего Каплер был известен в 60-70-х годах ХХ века как один из первых ведущих необычайно популярной в то время программы "Кинопанорама". Каплер отличался от других телеведущих тем, что всегда вел беседу со зрителем. При Каплере "Кинопанорамма" стала самой яркой и интересной передачей о кино. Впрочем, любимая народом "Кинопанорама" была настоящей пороховой бочкой для руководящих органов - постоянно приходилось держать ухо востро: темы и сюжеты передачи, подбираемые командой Каплера, бывали слишком вольны, да и гости порой приходили не слишком "угодные". Поэтому бдительное начальство при помощи ножниц выхватывало из нее наиболее живые и острые куски и "Кинопанорама" частенько выходила в урезанном виде. В 1972 году Каплер отказался вести "Кинопанорамму".
   Умер Алексей Яковлевич Каплер 11 сентября 1979 года, и согласно его завещанию был похоронен в Старом Крыму. Его могилу на кладбище Старого Крыма недавно назвали лучшим памятником середине века. На ней можно прочитать: "Кинодраматург, писатель, автор сценариев "Она защищает Родину" и других". Между словами "сценариев" и "Она защищает Родину" на отполированном граните шершавая полоса. Это были сбиты названия других сценариев Каплера: "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".
   Вспомним же теперь отца знаменитого кинематографиста, известного в свое время киевского предпринимателя, купца Первой гильдии Якова Нафталиевича Каплера.
   Яков Нафталиевич Каплер родился в 1864 г. в семье купца и, имея домашнее образование, с детства был приобщен к коммерции. К 90-м годам XIX века он стал ведущим киевским производителем и продавцом верхней одежды для офицеров, чиновников, студентов и гимназистов. Яков Нафталиевич строго контролировал качество и фасон своих шинелей. Сукно для них он закупал за границей или на Нарвской мануфактуре барона Штиглица, элегантный покрой заимствовал в столице, в ценах соблюдал умеренность. Для студентов Я. Каплер практиковал существенные скидки (за что пользовался неизменной благосклонностью руководства учебного округа). Со временем закройщики в заведении Каплера освоили и цивильные модели. Заказчики могли как приобрести готовое платье так и сами выбрать себе покрой в свежих номерах имевшихся в ателье иностранных модных журналов.
   В 1909 году киевские издания вовсю рекламировали популярную фирму, называли ее "лучшим в Киеве магазином платьев", перечисляли призы и награды ее изделий на престижных международных выставках.
   Магазин Каплера размещался в самом центре города, в старом Пассаже (не путать с нынешним Пассажем на противоположной стороне улицы, появившимся после 1913-го года) по адресу Крещатик,34. Это здание не дошло до нашего времени - было разрушено в годы гитлеровской оккупации, как и весь Крещатик.
   Портняжный бизнес не был для Каплера единственным источником доходов. Яков Каплер принадлежал к числу крупных киевских домовладельцев. Общая стоимость его имущества исчислялась миллионами. Кроме усадеб на Подоле, он владел участками в самом центре города. Один из них, с домами в начале Михайловской и Костельной улиц, выходил прямо на Думскую площадь (нынешний Майдан Незалежности). Другой находился в Крещатицком переулке (теперь переулок Шевченко) в нескольких шагах от Майдана, в нем одно время размещалась, так сказать, домашняя резиденция Якова Нафталиевича. В 1899 году Яков Нафталиевич приобрел у Александра Терещенко ( сына знаменитого сахарозаводчика Николая Артемьевича Терещенко) усадьбу No17/22 с земельным участком ( 1163 квадратных сажени, или около 5300 кв. м ) на углу улиц Ярославской и Константиновской. На этом участке гражданский инженер Николай Яскевич выстроил двухэтажный корпус с подвалом, в котором были расположены бани. Снаружи стоял специальный бассейн размером 12х8 метров, в котором держали воду про запас. Банные помещения в зависимости от качества услуг распределялись по классам. На первом этаже находилась женская часть, а также мужская парильня более скромного 3-го класса и моечная 2-го класса. На втором этаже - мужская парильня 1-го и 2-го классов, моечная 1-го класса (номер - 2-3 рубля) и самые респектабельные помещения - номерные. В бане также были устроены выложенный изразцами бассейн и душ Шарко. А в подвале разместились жилые квартиры для обслуги. Небольшое здание строилось сравнительно долго - с 1899 по 1901 год. Это объяснялось внедрением суперсовременного по тем временам оборудования: в банях было проведено электрическое освещение, а также имелось центральное отопление от собственной "паровичной" (котельной),. Бани получили название "Московские", возможно, как признак следования лучшим традициям знаменитых заведений в Белокаменной, описаных В. Гиляровским. На Московских банях Яков Каплер не остановился и в 1908 году на паях с купцом Меером-Лейбой Ципенюком купил старинные бани "Днепровские", устроенные на Набережно-Крещатицкой улице в первой половине XIX века. Здесь тоже были услуги на все кошельки, от скромных общих отделений до роскошных индивидуальных номеров. До нашего времени эти банные помещения не сохранились.
   Кроме "Московских" бань в усадьбе Каплера имелось трехэтажное здание, два верхних этажа которого занимала гостиница под названием "Сион". Первый же этаж этого здания, а также четырех кирпичных корпусов сдавались под торговлю и услуги. Вереница магазинов торговала в основном промтоварами - одеждой, обувью, головными уборами, мануфактурой. Был здесь также книжный магазин, переплетная и слесарная мастерские, парикмахерская.
   В 1910 году Я.Н. Каплер окончательно оставил портняжное дело. Его преемниками стали четверо портных из числа его ближайших помощников, объединившиеся под новым названием "1-е Киевское Товарищество закройщиков". Но слава Якова Нафталиевича была такова, что вновь созданное Товарищество, оставшееся в старом Пассаже, рекомендовало себя следующим образом: "Долголетняя практика в магазине Я. Каплера и исполнение заказов лично без посредства наемных служащих - лучшая гарантия образцового выполнения заказов". И в дальнейшем реклама предлагала клиентам услуги "1-го Киевского Товарищества закройщиков, преемников Я. Каплера", причем знаменитая фамилия набиралась особенно крупным и броским шрифтом.
   С 1906 года Яков Нафталиевич возглавил правление Киевского 1-го еврейского ссудо-сберегательного товарищества, контора которого располагалась, можно сказать, у него на дому: во дворе усадьбы Каплера по Крещатицкому переулку был выстроен двухэтажный флигель, в нем специально были обустроены помещения для Товарищества. С 1907 года Каплер входил в совет Киевского купеческого общества взаимного кредита.
   Яков Нафталиевич не только стремился к сверхприбылям, не чуждался он и благотворительности. Для приложения своих сил в этой сфере Каплер избрал коммерческое образование. В 1911 году он был избран членом комитета Общества вспомоществования студентам Киевского коммерческого института.
   Я.Н. Каплер входил в состав Общества благоустройства Пущи-Водицы, а в 1910 году был избран вице-председателем комитета Общества. И не в последнюю очередь благодаря Якову Нафталиевичу в Пуще-Водице круглый год поддерживалась благоприятная для проживания обстановка, а на выходные обитатели дачного поселка не нуждались в том, чтобы отправляться в город в поисках увеселений. Все, что было нужно для культурного досуга, доставляли им прямо на дом.
   После событий, последовавших за октябрем 1917 года Яков Каплер не покинул Киев. Правда, с коммерцией пришлось покончить. Имущество его было национализировано, а во время гражданской войны ему довелось пережить налет. Вот как описывал это в 30-м году сам Яков Нафталиевич в свидетельских показаниях в ОГПУ по делу деникинского офицера Л.:
   "3 октября 1919 года, во время деникинской оккупации, ко мне на квартиру ворвались два офицера. Чуть позже к ним присоединилось еще трое коллег во главе с капитаном Л. В тот момент я находился в спальне, куда меня затащили первые двое офицеров. Л. громко спросил: "Кто хозяин?" Я отозвался. Он меня позвал в кабинет, закрыл за собой дверь изнутри и спросил с антисемитским выражением лица: "Ну что, жидовская морда, почему не уплатил самообложение на Добровольческую армию?" Я ответил, что Добровольческая армия не заслуживает самообложения по причине ее скверного отношения к еврейскому населению - чинит грабежи, насилия и т. д. Тогда Л., выяснив, что я должен внести 8 тысяч рублей, увеличил сумму в 10 раз и потребовал немедленной уплаты - это требование сопровождалось угрозой и ударами Л. рукояткой револьвера в голову. Через несколько минут он увел меня в другую комнату и на мое заявление, что денег нет, поставил к стенке и выстрелил в упор. Пуля прошла совсем близко, обожгла мне ухо и засела в стенке. После этого Л. заявил, что если я не дам денег, то второй выстрел будет более верный - без промаха. Поняв всю опасность положения, я сознался, что как председатель кооперативного товарищества имею в конторе 40 тысяч общественных денег, но они спрятаны у моего подчиненного - Александра Васильевича Розенталя, служившего тогда в грамофонном магазине. Л. сказал, что прямо сейчас мы вместе пойдем к Розенталю, который жил на Институтской, 18. За время наших переговоров мою квартиру успели разграбить 20 офицеров.
  Выйдя из дома в сопровождении Л. и других, на Думской площади мы встретили генерала, который, увидев меня в окружении пяти офицеров, осведомился, в чем дело. Л. или другой сказали их высокоблагородию, чтобы не мешали, т. к. это очень серьезное государственное дело, и, толкая меня в спину, повели к Институтской улице. Придя к Розенталю, меня втолкнули в первую комнату, где я остался наедине со штабс-ротмистром, все время направляющим на меня винтовку. Впоследствии от жены Розенталя я узнал следующее: после того, как меня втолкнули в комнату, Л. обратился к Розенталю с требованием выдачи пакета с деньгами, который я отдал ему на хранение. Получив пакет и проверив деньги, он полюбопытствовал, где находится моя жена. Она пряталась у Розенталя и была тут же приведена к Л. Тот любезно заявил ей: мадам, только что за Вашу голову я получил 40 тысяч рублей, и если Вы хотите, чтобы в течение 10 минут не был расстрелян Ваш муж, то Вы должны дать мне еще 40 тысяч за его голову. Жена, услыхав все это, стала просить офицера отпустить ее, и она соберет требуемые деньги среди жильцов этого же дома. С ней отправился и Л. Они вошли в один из подъездов дома, где столпилось множество квартирантов. Жена стала просить их, чтобы помогли собрать требуемую сумму - иначе муж будет расстрелян.
   Мимо дома случайно проезжал адъютант командующего войсками генерала Бредова, который, увидев сборище, решил узнать, что произошло. Жена с плачем бросилась к нему, умоляя спасти меня от расстрела".
   Из этого документа также следует, что в 1930 году Я. А. Каплер еще обитал в одной из квартир бывшего своего дома на Костельной, оставленной ему советской властью. И наконец последнее упоминание о нем - в воспоминаниях дочери Сталина Светланы Аллилуевой ("Двадцать писем к другу") "По окончании срока он (А.Каплер - М.С.) решил уехать в Киев, к своим родителям... Это был 1948 год...". Если это правда, то Якову Нафталиевичу Каплеру, несмотря на все перипетии, посчастливилось разменять девятый десяток.
   Дата кончины и место захоронения Я.Н. Каплера неизвестны.
  Эпилог
   Подол. Приднепровская часть города, древний район ремесленников и речников. А еще - евреев, ибо большинство подолян были евреями. Особой симпатией иудейской общины пользовалась улица Ярославская, т.к. была ближайшей к центру города улицей Подола. Не удивительно, что на ней жило много евреев. Они были владельцами 24 из 60 домов на Ярославской улице.
   К нашему времени многие старые дома на Ярославской улице снесены. Одни - при прокладке метро, на месте других выросли современные здания. И уже мало что напоминает о существовавшем здесь в конце XIX - начале ХХ в. еврейском уголке Киева.
   Здесь, на Подоле, на углу улиц Ярославской и Константиновской некогда находилась усадьба, принадлежавшая Я.Н. Каплеру. Бывшие дома Каплера достояли до нашего времени, хотя и не без потерь. При прокладке трассы метро в 1978 году снесли возведенное архитектором Ипполитом Николаевым в 1897 году трехэтажное здание, в котором некогда находилась синагога. От стоящего справа от нее жилого дома "отчекрыжили" часть, зато с противоположной стороны сделали пристройку в том же стиле, и теперь здесь находится гостиница "Домус" (гостиницу "Сион" давно закрыли). Но, пожалуй, самая оригинальная судьба досталась бывшим "Московским" баням. После реконструкции здание превратилось в... учебный корпус нынешнего Театрального университета имени Карпенко-Карого.
   Уцелела и вилла Каплера в Пуще-Водице. Долгое время эта постройка входила в комплекс дома отдыха "Труд" на нынешней Краснофлотской улице. И теперь справа от входа на его территорию мы видим обветшалый, но все же сохранивший приметы прежнего времени, украшенный изящной деревянной резьбой дом, в котором в начале прошлого века отдыхал известный киевский предприниматель Яков Нафталиевич Каплер с супругой Раисой Захарьевной, четырьмя дочерьми и двумя сыновьями, один из которых стал впоследствии известным деятелем киноискусства.
   2008 г
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"