Савчук Марк Владимирович : другие произведения.

Кенаса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Закурю-ка, что ли, папиросу я..."
  Песня Васи из оперетты "Самое заветное"
  
   Это серое здание под номером 7 на киевской улице Ярославов Вал поневоле привлекает внимание необычностью форм. Оно одновременно напоминает и мечети Аравии, и дворцы из "Сказок тысячи и одной ночи", а резные каменные арабески вызывают ассоциации с оставленной арабами-завоевателями архитектурой Гранады и Альгамбры...
   Некогда это здание принадлежало караимской кенаса. По караимски именно так - без склонения и с ударением на последнем слоге.
   Знающие иврит могут заметить сходство слов кенаса с ивритским словом кнесет - собрание. И это не случайное совпадение.
   Кто же такие караимы?
   Согласно мнения большинства историков караимы являются потомками хазар, принявших иудаизм. Однако в отличие от ортодоксальных иудеев, караимы не признают устной традиции, раввинов, Мишну и Талмуд. Священной книгой признается только Ветхий завет. Караимы допускают смешение молочных продуктов и мяса в пище, не носят талесов, снимают обувь перед входом в молитвенный дом, игнорируют ряд церемоний.
   Сам термин "караимы" (или "караиты") выводят от ивритского слова кара - читал, т.е. те, что читали Святое Письмо.
   Караимский язык принадлежит к кипчакской группе тюркских языков. Отдельного караимского алфавита не существует - караимы заимствовали ивритский алфавит, добавив в него буквы кирилицы и латиницы. Сохранились старинные караимские тексты, в большинстве своем религиозного содержания и сборники фольклора.
   После падения Хазарского каганата караимы Крыма сохранили автономию в районе нынешнего Бахчисарая с пещерным городом-крепостью Чуфут-Кале в центре. При ханском дворе караимы были в почете.
   В 1795 г. Екатерина II подписала указ, установивший различие между караимами и евреями. Первые, в отличие от вторых, освобождались от дискриминационного двойного налогообложения. В 1852 м Николай I позволил им жить вне черты оседлости. А в 1863 г., при Александре II, они получили полное равноправие с остальными народностями Российского государства.
   В XIX веке центр духовной жизни караимов переместился из Чуфут-Кале в Евпаторию. Тут находились Духовное управление, резиденция Гахана, соборный храм, национальная библиотека, а в 1894 году открылось Александровское караимское духовное училище.
   Здесь, в Евпатории, в 1830 году, в семье торговца табаком родился будущий табачный король Соломон Аронович Коген.
   В 1860 году Коген перебрался в Киев и уже в следующем году совместно с земляком-караимом 23-летним Юфудой Шапшалом основал на Крещатике,17 в доме аптекаря Густава Зейделя (в районе нынешнего Майдана Незалежности) небольшой табачный завод с магазинчиком. Первоначально компаньоны работали на производстве вместе с двадцатью своими рабочими.
   Бизнес Когена и Шапшала складывался настолько удачно, что уже в 1863 г. Соломон позвал в Киев своего младшего брата Моисея, который открыл табачное предприятие "Братья Коген". Сами же Соломон и Юфуда стали киевскими купцами 2 й гильдии, т.е. личный капитал каждого из них составлял не менее 5 тыс. руб.
   В 1871 году, когда фабрика Когена и Шапшая превратилась в крупное преуспевающее предприятие, Шапшай продал свой пай компаньону и переехал в Санкт-Петербург, где вместе с братьями Абрамом и Самуилом основал собственное табачное производство - фабрику "Братья Шапшал", которая несмотря на убытки первого года в 1878-м вышла на одно из первых мест в империи по объему выпуска папирос. Соломон Коген совместно с братом Моисеем, шурином Мордехаем Шишманом и земляком, евпаторийским мещанином Симой Приком 1 января 1872 года основали в Киеве торговый дом "Коген и Шишман". Компаньоны работали в арендованых помещениях. С 1 января 1876 года Соломон Аронович остался единоличным хозяином фирмы. Вскоре он перевел табачное производство на новое место - в двухэтажный каменный дом на Михайловской улице. Но проработала там фабрика недолго: то ли дом был плохо построен, то ли грунт оказался просадочным, но в стенах появились трещины, на втором этаже - даже сквозные. Поэтому в сентябре 1881 г. санитарная комиссия думы с привлечением городских архитекторов В. Н. Николаева и А. К. Геккера осмотрела помещение на предмет безопасности для работающих в нем. Комиссия определила, что стены дали трещины из-за усадки здания. Было предписано работников фабрики удалить, на трещинах на втором этаже установить цементные маяки, и помещение опечатать на две недели. Если маяки не повредятся, значит движение стен прекратилось и опасности нет. Но к этому времени у Когена уже имелось собственное помещение для фабрики. Еще в мае 1874 г. он приобрел большую сквозную усадьбу, выходившую своей верхней частью на улицу Ново-Елизаветинскую (сейчас - Пушкинскую) No 7 и нижней на Крещатик No 36, неподалеку от Прорезной, где стоял фасадный двухэтажный дом. Соседом слева был купец Н. К. Богадица, справа - М. П. Дегтерев. В январе 1881 г. Соломон Аронович получил разрешение выполнить задуманные им постройки: надстроить 3-й этаж на Крещатике и возвести двухэтажный с подвалом дом на Ново-Елизаветинской. Архитектурный проект подготовил В. Н. Николаев, он же взялся наблюдать за работами. К осени все было закончено и Коген перевел свою фабрику в здание на Ново-Елизаветинскую. Позже здесь добавились и другие производственные помещения, в том числе для паровых машин. Предприятие изготовляло бумажные гильзы, махорку, плиточный табак, сигары, но основной его продукцией были папиросы. Табачный лист бизнесмен закупал у караимов - владельцев плантаций в окрестностях Симферополя и Ялты. Сырье привозилось также из Абхазии, с Кубани, из Греции, Македонии, Малой Азии и Молдовы. Готовая продукция продавалась в фирменном магазине на Крещатике, 36. Сам Соломон Аронович с женой поселился на втором этаже этого здания.
   В 1885 году фабрика Соломона Когена с годовым оборотом 650 тысяч рублей была самым крупным поставщиком табачных изделий не только не только среди 13 табачных предприятий города, а во всей юго-западной части Российской империи, заработок 250 ее рабочих составлял от 25 до 65 копеек в день для сортировщиков, работавших поденно и от 20 до 60 рублей в месяц для остальных, работавих на сдельщине, что по тем временам считалось весьма неплохо. Главными профессиями работающих на фабрике были сортировщик, крошильщик табака, набивщик папирос, клейщик, бандерольщик, упаковщик.
   С.А. Коген наладил поставки качественного табачного листа из Турции, Македонии, Кубани, Бессарабии, Сухуми и Малой Азии, Симферополя и Ялты Технологические процессы на фабрике Когена строжайше соблюдались. Весь поступавший с плантаций табак выдерживался в течение года на складах, где происходило брожение. Затем в сортировочном отделении сырье распределялось по сортам и поступало в машины для резки и раструски. Частично табачные листья использовались для изготовления сигар, выпускались пачечный табак и махорка, но главным образом его перерабатывали на папиросы. При этом папиросные гильзы использовались тоже собственного производства. Готовая продукция реализовалась через собственные фирменные магазины, а также большое внимание уделялось сети посредников в крупных торговых центрах Юго-западного края. В конкурентной борьбе упор делался на разумном соотношении цены и качества. А чтобы снизить себестоимость продукции, на фабрике стали выпускать свою упаковку. Продукция с фирменным клеймом "Соломон Коген" пользовалась неизменным спросом среди всех без исключения слоев населения.
   В 1887 году на фабрике Когена трудились уже 375 рабочих. По размеру чистого дохода, определенного городской думой для уплаты в пользу города, Коген занимал восьмое место в Киеве, опережая Бродских, Терещенко, Зайцева, Хрякова и других известных предпринимателей. В том же году 57 летний предприниматель перенес инсульт, был частично парализован, но все равно продолжал руководить фабрикой.
   Как большинство уважающих себя предпринимателей того времени, Соломон Аронович Коген не чурался благотворительности. Он предложил открыть за свой счет в своем родном городе Евпатории учебное заведение для караимских мальчиков по типу городских народных училищ Министерства народного просвещения, с той лишь разницей, что вместо христианского вероучения и церковнославянского языка преподавать караимское вероучение и древнееврейский язык. Переписка с попечителем Одесского учебного округа и директором народных училищ Таврической губернии длилась 4 года. Когену доказывали, что его средств недостаточно для открытия шестиклассного учебного заведения, что данное училище будет в какой-то мере дублировать АКДУ (Александровское караимское духовное училище в Евпатории,выпускавшее караимских священников- газзанов и караимских вероучителей, т.е. преподавателей для караимских начальных школ), что нет необходимости в одном городе для небольшого народа иметь два средних учебных заведения и прочее. В итоге Коген изменил свое решение и дал согласие на открытие ремесленного училища его имени на 40 учеников.
   Для училища было построено специальное здание с фасадом на улицу и квартирами для заведующего и преподавателей, хорошо оборудованными ремесленными мастерскими: слесарно-кузнечной, столярной, колесной, токарной по дереву и металлу, чугунно-литейной (последняя была создана женой Когена после его смерти). Училище помогало небогатой молодежи обретать специальность, чтобы жить своим ремесленным трудом. Открыто оно было в 1885 году.
   На открытие училища Соломон Аронович пожертвовал 150 тысяч рублей. Такую же сумму на Евпаторийскую школу для караимских девушек пожертвовала его жена Эсфирь Чефаньевна, дочь симферопольского купца Шишмана.
   Главный же подарок табачного магната Киеву - здание на Ярославовом Валу.
   Вид у здания торжественный и мрачноватый, но в то же время роскошный. Все наружное оформление - окантовка углубления входной двери и ниши, орнаменты окон и парапета, подвески, спускающиеся с верхнего карниза по всему периметру выполнены из цемента, или, как его тогда называли, искусственного камня. Главный фасад подчёркнут монументальным порталом и карнизом. Стены фасада и интерьеров украшены имитацией резьбы по камню, лепкой в виде арабесок...
   Приверженец веры своих соплеменников, вдохновленный киевским газзаном (караимским священником) Иосифом Султанским, Соломон Коген решил удовлетворить их и свои собственные духовные запросы. И сделать это капитально. Он задумал построить для всей караимской общины Киева, которая начала действовать в городе с 1850 года и насчитывала в1896 году 800 человек, достойный храм - караимскую кенаса. До этого киевские караимы для своих молитвенных собраний брали помещение внаем.
   Для покупки земельного участка под строительство кенаса и жилого дома, доходы с которого могли бы идти на благотворительные нужды караимской общины, Коген выделил 35 тыс. руб. На эти деньги был куплен на улице Ярославов Вал бывший участок чиновницы Выдыборской, соседний с особняком доктора Образцова.
   Проектировочные работы были поручены архитектору Владиславу Городецкому. Именно по его проекту в 1898 - 1899 годах знаменитая подрядная контора Льва Гинзбурга частично завершила строительные работы. Городецкий и его друг итальянский скульптор Элио Саля не поскупились на богатый мавританский декор. Во многих работах, проводившихся по проекту Городецкого, включая кенасу, участвовал инженер Антон Эмильевич Страус, разработчик нового метода установки бетонных свай.
   Окончательная отделка и открытие храма затянулись в связи со смертью его основателя, случившейся 16 ноября 1900 года. В своем духовном завещании Соломон Аронович предусмотрел средства для выдачи в приданное молодым караимкам, для учреждения бесплатных кроватей в больнице Мариинской общины Красного Креста. И, конечно, для завершения строительства кенаса. Как свидетельствует газетная хроника, проводить Соломона Когена в последний путь пришли более трех тысяч человек, в том числе около полутора тысяч работников обеих табачных фабрик - его и брата. Похоронили С.А.Когена на караимском кладбище на Зверинце (на территории нынешнего Печерского района).
   Соломон Аронович и Эстер Чефаньевна детей не имели, и поэтому табачная фабрика и все их торговые дела перешли к брату Моисею, он же продолжил и строительство кенаса, завершившуюся в 1902 году. Всего на постройку было израсходовано около 200 тысяч рублей.
   Размеры здания невелики: вглубь усадьбы - 30 м, ширина но фасаду - 14 м, высота до верха крыши -18 метров. Но стены имеют значительную толщину (почти полтора метра у основания), и поэтому на их возведение было израсходовано полмиллиона штук кирпича. Такая массивность диктовалась особенностями мавританского стиля сооружения. Над зданием возвышался купол, покрытый оцинкованным железом и увенчанный шпилем. Внутри здания были вестибюль, две небольшие боковые комнаты и главный молитвенный зал, разделенный аркой на две неравные части. Зал поражал красотой изящных лепных орнаментов в мавританско-арабском стиле, заполнивших всю площадь стен. Их дополняли разноцветные витражи на окнах. Имелись электрическое освещение, паровое отопление и вентиляция.
   На торжественное освящение кенаса, состоявшееся 27 января 1902 г. прибыл гахам Таврический и Одесский - верховное духовное лицо всех российских караимов, присутствовали вице-губернатор Ф. Л. Штакельберг, городской голова В. Н. Проценко, ректор университета Ф. Я. Фортинский, другие представители официального Киева и караимской общины. Новую постройку сразу же признали одной их красивейших в городе.
   Брат и наследник табачного короля, Моисей Аронович Коген умер в 1903 г.. По наследству управление взял на себя его старший сын Абрам Моисеевич, выпускник киевского университета им. Святого Владимира и в 1905 году преобразовал фабрику "Соломон Коген" в акционерное общество под тем же названием. В 1909 г. усадьбу по Пушкинской No 7 приобрел генерал В. И. Баскаков и построил там семиэтажный доходный дом. К нему позже перешла и усадьба Моисея Когена по Лютеранской, No 6 - генерал купил ее в июне 1918 г., когда фабрики там уже не было. Табачное же производство с Пушкинской улицы объединили с фабрикой Моисея Ароновича, построенной им по Бибиковскому бульвару NoNo 72-76 (с 1985 года это начало проспекта Победы), и в 1911 г. учредили Акционерное общество табачных фабрик "Соломон Коген" и "Бр. Коген". В производственном отношении и в торговле фабрики работали абсолютно самостоятельно, а в единую финансовую систему объединились только для экономии средств. Магазины в Киеве были отдельными: "Соломон Коген" - Крещатик No19 и No 36, "Бр. Коген" - Крещатик No 25 и No29. За 1902 - 1912 годы фабриками произведено свыше 7 тыс. тонн табака и свыше 4 миллиардов штук папирос, всего продано табачных изделий на 29 млн. руб. и уплачено акциза 13,6 миллиона.
   Фирма "Соломон Коген" в начале XX века получила широкое международное признание - за отменное качество продукции она удостаивается наград на Всемирных выставках (в России, Бельгии, Париже, Женеве), среди которых 6 Гран-при, 6 золотых и 4 серебряных медали. Такой успех в сочетании с рекламой фирменной марки вызвал значительное увеличение спроса на продукцию акционерного общества "Соломон Коген". В 1911 году в адрес руководства компании пришла телеграмма от Николая II с поздравлениями в связи с 50-летием основания дела. Фирма только в тот год перечислила в казну 1055132 рубля акцизов, что не могло не вызвать высочайшего одобрения.
   На Всероссийской выставке 1913 года в Киеве фирмы Когенов были представлены в одном павильоне, где посетители могли увидеть воочию сразу все стадии производства папирос. У них на глазах мини-фабрика, устроенная в павильоне, осуществляла резку табака, приготовление гильз, их механическую набивку, укладку в коробки и обандероливание папирос. Там же приводились сведения о масштабах производства: ежедневно механизмы предприятий Когенов выпускали не менее 2 млн. гильз и два миллиона готовых папирос (не считая 250 тысяч папирос, изготовленных по спецзаказу вручную по особой технологии), 150 пудов крошеного табака. Рабочих было всего 795, из них женщин - 635. В цехах работали 18 крошильных станков, 62 гильзовых, 58 папиросонабивных и 11 картонажных машин, имелась собственная электростанция с локомобилем в 50 сил и дизельный двигатель в 75 сил.
   Грянул роковой 1917-й год...
   Захватившие власть большевики национализировали бывшие фабрики Соломона и Моисея Когенов. Был создан Табактрест Украины (позже реорганизованный в "Укртабакмахоробъединение" и бывшая фабрика Когенов в конце Бибиковского бульвара (ныне - бульвар Шевченко) превратилась в 4-ю (а в тридцатые годы - в 3-ю) табачную госфабрику. Любопытно, что в рекламе 1923 года особо подчеркивалось, что "фабрика выпускает изделия качества довоенного времени". Ныне наследство Когенов принадлежит совместному украинско-немецкому предприятию, сперва именовавшемуся "Реемстма-Киев табачная фабрика", а ныне - "Империал-Табак". Производство перенесли с бульвара Шевченко на Кольцевую дорогу.
   Могила С.А. Когена не сохранилась, посколько все существовавшие в районе Зверинца кладбища - еврейское, караимское, турецкое и Братское - в советское время были уничтожены.
   Горестна участь киевской караимской общины - в период гитлеровской оккупации, в конце сентября 1941 года оставшиеся в оккупированном Киеве ее представители были расстреляны в Бабьем Яру вместе с евреями прислужниками фашистов - полицаями составлявшими 80% карателей Бабьего Яра, для которых что евреи, что караимы - все равно "жиды". И если в 1911 году караимов в Киеве было около 2 тысяч, то по последней переписи, произведенной уже в наше время, караимами в Киеве назвали себя всего 100 человек.
   В наши дни в Киеве зарегистрировано Караимское национально-культурное общество "Догунма", что означает "Возрождение". Председатель общества - Татьяна Георгиевна, жена композитора Алексея Васильевича Кефели. Общество поддерживает тесные связи с караимами литовскими, галицкими, крымскими, турецкими, израильскими.
   После установления режима советской власти кенасу закрыли. Деятельность кераимской общины была прекращена. С 1926 года в здании бывшей кенасы разместилось учреждение политпросвета, позднее - Кукольный театр, переехавший позже в другое иудаистское культовое здание - в синагогу Бродского. С 1952 года в здании разместился кинотеатр "Заря", при этом кенасу немного реконструировали. Так, для помещения касс слева от постройки оборудовали флигельное здание соседней усадьбы по адресу Ярославов Вал, 5. В 1968 году здание кенасы было реконструировано. В 1970-е годы к кенассе было пристроено небольшое помещение, через которое легко можно было пройти в здание. С 1981 года в здании находится Дом актёра Национального союза театральных деятелей.
   В результате одной из бездарных "реконструкций" кенасе был причинен непоправимый ущерб: навсегда был утрачен блестяще выполненный сферический купол со шпилем, придававший ей особый колорит, сбиты арабские вязи, обрамляющие портал. Но даже и в таком виде она остается украшением города.
   Так вспомним же человека, подарившего городу это чудо, табачного фабриканта-караима Соломона Ароновича Когена. Помянем его добрым словом.
  
  2008 г
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"