Аннотация: Статья рассказывает о традиционной горской одежде, ставшей затем униформой Кубанских казаков и оказавшей огромное влияние на российскую военную форму.
Краса горцев и казаков
Национальная одежда - не просто появившийся в незапамятные времена костюм, отразивший климатические и географические особенности местности проживания определенного народа, его эстетические вкусы и взгляды, но в нем часто воплощается и характер этой нации, его взгляды на мужественность и женственность, идеалы красоты. Все это в полной степени относится к мужскому костюму адыгов (черкесов), широко распространившемся также у других горских народов и казаков.
Становление и развитие этого наряда заняло целых тысячу лет, начавшись в VIII-IX вв. и завершившись в конце XVIII - начале XIX вв. Исходная горская одежда состояла из запахиваемого налево распашного приталенного кафтана с отворотом по вороту и поясом, длинных штанов, заправляемых в сапоги, и повязки в качестве головного убора. В целом, этот костюм мало отличался от нарядов тюркоязычных кочевников и хазар. Нередко такая одежда, особенно кафтаны, шилась из привозных китайских, персидских, византийских и согдийских тканей, попадавших на Кавказ по Великому Шелковому пути.
Основой сложившегося к концу XVIII в. мужского костюма адыгов стала, несомненно, черкеска, названная так в честь старинного русского наименования этого народа. Она представляла собой однобортный распашной приталенный кафтан длиной обычно ниже колен без воротника с широкими и короткими рукавами, подпоясывавшийся узким ремнем. Черкеска была практически идеальной одеждой для конного воина, участвующего в дальнем набеге: не стесняющая движений, удобная для верховой скачки, передвижения по горным кручам, переходах через ручьи и речки, согревающая в ненастье. Да еще и с полезными мелочами. Прежде всего, это были газырницы - особые нагрудные карманы, обычно из кожи для деревянных или костяных пенальчиков (газырей), где хранились предварительно отмерянный пороховой заряд и завернутая в промасленную тряпицу круглая пуля для дульнозарядного ружья или винтовки. В крайних газырях хранили обычно сухие щепки для растопки костра, при этом пряжка ремня черкески служила кресалом. После распространения среди горцев капсюльных винтовок там лежали и капсюли для них. В одном из газырей обычно носили и неприкосновенный запас еды - смесь из пшена, мяса, сухого бульона и специй, из которой за несколько минут можно было получить очень вкусный и питательный мясной суп. Количество газырей колебалось от четырех до восемнадцати на каждой стороне груди. Походные черкески шили из сукна неброских цветов - черного, серого, бурого. А вот праздничные изготовляли из более тонких тканей ярких расцветок - красной, синей, зеленой, золотисто-желтой, коричневой, фиолетовой. Были и рабочие черкески со стоячим воротником и без газырей. Особый вид этой одежды носили и старики, их вариант отличался наличием длинных рукавов, способных согревать кисти рук. Как уже упоминалось, черкеска подпоясывалась узким кожаным ремнем, часто украшенном медными или серебряными бляшками, на котором носили ружейные принадлежности и холодное оружие. Под черкеску, но поверх нательной рубахи надевали бешмет - еще один вид кафтана или полукафтана. Его характерными признаками были высокий, стоячий воротник, длинные и узкие рукава, одна застежка в виде крючка между поясом и воротником. Богатые горцы шили бешметы из тонкой шерсти, шелка или бумажной ткани ярких расцветок, а крестьяне - из домотканого сукна, а позже и бумажной ткани. В быту бешмет часто носился и без черкески. Существовали и теплые варианты бешметов, стеганные на вате. Еще одним вариантом горского кафтана был архалук - сходный с бешметом, но застегивавшийся часто до самой шеи. В повседневном быту носился и чекмень - вид одежды переходный между халатом и кафтаном. Чекмень застегивался крючками на левом боку.
Этот наряд дополнялся штанами самого простого кроя - две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса особым шнурком. На ногах носили кожаные или войлочные ноговицы и чувяки - мягкую обувь без каблуков в виде тапочек с закрытой пяткой. Обычные горцы носили чувяки из бычьей или буйволиной кожи, в то время как князья - из тонкого сафьяна, украшенные галунами и золотой вышивкой.
Одним из важнейших элементов адыгского мужского костюма была бурка - изготовленный из войлока безрукавный плащ белого, черного или бурого цветов. Существовали бурки для всадников (длинные, ворсистые, со швами, образовывавшими широкие плечевые выступы) и пеших (короткие, гладкие, без швов). Ценность бурки в походе была огромна. Нося ее на одном плече или обоих, всадник прикрывался от ветра, дождя или палящего солнца, на привале ею укрывался, в бою бурка могла защитить от стрелы или пули на излете, непрямого скользящего удара клинком. Самые известные охотники имели специально изготовленные для них суровые бурки из шерсти убитых ими животных с нашитыми на изнанку когтями и клыками. Подобным буркам приписывались магические свойства притягивать врагов и зверей, а потому их категорически не рекомендовалось носить обычным путникам и пастухам. Надо отметить, что бурка, вероятно, является самым древним элементам горского костюма, которому 2300 лет. Исследователь А. Кавказов предполагает, что ранними вариантами бурок могли быть черные плащи, упоминаемые еще Геродотом при описании прикавказских стран и народов.
Головными уборами к горскому костюму служили папахи и башлыки. Первые представляют собой меховые шапки (из овчины или каракуля) самых разнообразных форм и высоты, что зависело от традиций разных народов. Башлык же - это остроконечный суконный капюшон с длинными концами-лопастями для обматывания вокруг шеи. Его надевали на голову или на другой головной убор для защиты от зноя или непогоды.
Это одежда оказалась настолько удобной и практичной в суровых условиях Кавказских гор, что распространилась среди всех окрестных народов, незначительно различаясь лишь в деталях. К концу первой четверти XIX в. ее переняли также терские и линейные казаки, сначала неофициально, но в 60-е гг. горский костюм стал униформой Кубанского казачьего войска. А его отдельные элементы распространились куда шире и вообще оказали огромное влияние на российскую военную униформу и одежду. Так, бешмет на вате стал прообразом знаменитого ватника, а его укороченный вариант превратился в гимнастерку. Некоторые исследователи предполагают, что башлык стал прообразом буденовки, хотя более традиционная теория видит в ее прототипе древнерусский шлем-шишак, не случайно же исходное название этого головного убора было богатырка . С 1913 года папаха стала головным убором личного состава сухопутных войск Российской Императорской армии, а в Красной/Советской армии она служила зимней шапкой для полковников и генералов до 1992 года, вернувшись в этом же качестве в современные Российские войска с 2005 г. Полный же кавказский костюм и сейчас с гордостью носят кубанские казаки.