Аннотация: 12 июня исполнится 120 лет со дня рождения одного из наиболее известных летчиков-испытателей Советского Союза - Владимира Константиновича Коккинаки. В статье рассказывается о жизненном пути и достижениях этого героического человека.
Пионер розы ветров
Один из известнейших советских летчиков родился 12 (или 25 по старому стилю) июня 1904 г. в Новороссийске в семье обрусевших понтийских греков. У него было пять братьев и сестра, а жалование отца, портового весовщика, было небольшим, так что нередко приходилось голодать. По воспоминаниям Владимира Константиновича даже покупка ему штанов для посещения школы было для родителей большой проблемой. Неудивительно, что мальчик смог проучиться в школе лишь три класса, а остальные девять прошел самостоятельно, сдав экзамены экстерном. С ранних лет он пошел работать и успел побывать матросом на рыбацких лодках, грузчиком в порту, рабочим на виноградниках и в колхозе. Находилось, однако, время и для спорта - он поставил рекорд Северного Кавказа в толкании ядра, превосходно плавал, принимал участие в боксерских матчах, работал на гимнастических снарядах, был вратарем городской сборной по футболу.
Казалось бы, судьба готовила сильного и выносливого парня из портового города к спортивной или морской карьере, тем более и в армии (а служил он в 221 Черноморском стрелковом полку) его назначили инструктором по физкультуре, но уже тогда юноша, увидев за несколько лет до этого летящий аэроплан, болел небом, постоянно подавая рапорты о переводе его в авиационную часть. Наконец, летом 1927, его отправили в Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу. После окончания курса теоретической подготовки (в 1928 году) Владимир был послан в знаменитую Борисоглебскую летную школу для прохождения практики.
Учеба на летчика далась ему нелегко, сложнее всего было научиться рассредоточивать внимание, контролируя одновременно все приборы и обстановку в небе, но юноша преодолел все сложности едва ли не на упрямстве, став в итоге первоклассным летчиком. Одной из отличительных черт Коккинаки стал его интерес к устройству самолетов и работе моторов, свободное от учебы время он проводил в мастерских, наблюдая за механиками и общаясь с ними. Окончив учебу в 1930 г., он с год прослужил в истребительной авиации, а потом с отличными рекомендациями перешел на должность летчика-инструктора в ту самую Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, которую он незадолго до этого окончил. А вскоре его карьера сделала новый крутой вираж - В. К Коккинаки стал летчиком-испытателем. Это всегда была особая каста пилотов, испытывающая новые машины зачастую на запредельных параметрах полета. Неудивительно, что их полеты связаны в высочайшим уровнем риска, поэтому туда направляют только лучших из лучших. Таковым признали и Владимира Константиновича.
В 1935 году Коккинаки начал работать старшим лётчиком-испытателем ОКБ Ильюшина. Познакомились эти две легенды отечественной авиации еще в 1931 году. Владимир Константинович являлся основным летчиком-испытателем творений Сергея Владимировича, подняв в воздух все конструкции и модификации самолетов (как военных, так и пассажирских), спроектированных в ОКБ Ильюшина. В общей сложности он испытал около ста моделей самолетов, огромное количество моторов и всевозможных авиаприборов. И далеко не все из них отправились в серийное производство.
Однако Коккинаки не только испытывал самолеты, но и ставил на них рекорды, которых в его карьере стало более двух десятков - и по высоте, и по дальности полетов. За 25-часовой непрерывный перелет на Дальний Восток Владимир Константинович и его штурман Александр Брядинский получили звания Героев Советского Союза и по 25 000 рублей. Следующим должен был стать трансатлантический перелет в Нью-Йорк. К сожалению, из-за неполадок пришлось прервать полет и идти на вынужденную посадку на острове Мискоу у берегов Канады, при этом летчик сломал два ребра. В 1959 году с открытием регулярных рейсов Москва-Нью-Йорк трасса Коккинаки стала официальным летным маршрутом, а ее первооткрыватель в 1965 году получил от Международной авиатранспортной ассоциации почетную награду - бриллиантовое ожерелье Цепь пионера розы ветров .
И. В. Сталин очень ценил прославленного летчика, при этом Владимир Константинович никогда не просил вождя ни о чем для себя, но охотно просил за других. Так, узнав от пилота о бедственном положении некоторых авиаконструкторов, Иосиф Виссарионович приказал выдать Н. Н. Поликарпову, А. А. Архангельскому и С. В. Ильюшину по автомобилю Зис-101 и 100 000 рублей.
С началом Великой Отечественной войны генерал-майор авиации В. К. Коккинаки подал прошение о отправке на фронт, но получил категорический отказ и распоряжение оставаться в тылу для испытаний новых самолетов и подготовки пилотов-бомбардировщиков.
После войны прославленный летчик продолжил испытывать вновь разрабатываемую технику. В сентябре 1957 Коккинаки за проявленное мастерство и мужество, а также учитывая многолетнюю летно-испытательную работу стал дважды Героем Советского Союза. Продолжил он и ставить новые рекорды, находясь в весьма солидном для пилота возрасте.
Завершил карьеру летчика-испытателя Коккинаки только в 1964 г. Любопытно, что последняя испытанная им машина - реактивный пассажирский лайнер Ил-62, ставший одним из главных символов советского Аэрофлота - одновременно была последним творением легендарного конструктора Сергея Ильюшина, про которого зачастую говорили так: У него был только один испытатель, и с ним ничего не случилось . Умер легендарный летчик в 1985 г. в Москве. Его именем названы улицы многих городов России, Украины, Казахстана (где авиазавод Ильюшина был в эвакуации), аэропорт Анапы, и три ныне летающих самолета - пассажирский лайнер Ил-96-300 (RA-96011) авиакомпании Аэрофлот - Российские Авиалинии , транспортный Ил-76ТД-90ВД (RA-76950) авиакомпании Волга-Днепр и Як-42 (RA-42446) авиакомпании МЧС РФ.
Надо отметить, что братья В. К. Коккинаки тоже связали свою судьбу с небом. Старший Павел стал бортинженером, Александр летал на бомбардировщике и героически погиб на фронте, Константин тоже стал летчиком-испытателем и получил Героя Советского Союза, Валентин же погиб во время испытания реактивного бомбардировщика.