Аннотация: 8 марта исполняется 75 лет со дня первой демонстрации одного из самых знаменитых фильмов советского кинематографа - комедийного мюзикла "Кубанские казаки". Снимать его начал летом 1949 г. очень известный режиссер того времени И. А. Пырьев, а показан он был 8 марта 1950 г. История же легендарного фильма началась задолго до этого.
Кубанские казаки
История сценария
Автором сценария был известный драматург Н. Ф. Погодин. В 1941 г. он закончил пьесу о сельской жизни, ставшую ответом на один из американских мюзиклов, который шел с 1934 г. и прославлял заокеанскую жизнь. Творение Погодина понравилось Сталину, и автор был удостоен премии.
Как раз в это время Пырьев решил снять фильм о крестьянской ярмарке. В Советском Союзе их больше не устраивали, но сам режиссер еще помнил дореволюционные ярмарки с их атмосферой праздника, радости, азарта, и захотел воскресить все это в своем очередном фильме. Пьеса Погодина пришлась как нельзя кстати. Был написан сценарий, но начавшаяся Великая Отечественная война не позволила приступить к съемкам картины.
Подбор актерского состава
В 1949 г. Погодин слегка изменил свой сценарий, добавив героям-мужчинам военные ордена и немного доработав некоторые детали, и под рабочим названием "Веселая ярмарка" он был утвержден на "Мосфильме". Начался подбор актерского состава. Главная женская роль досталась жене Пырьева - талантливой актрисе Марине Ладыниной, которая снималась во всех фильмах мужа. Сама она, правда, была сначала недовольна этим - слишком уж отличалась роль от привычного ей амплуа. До этого она играла молодых девушек - боевых и задорных или, напротив, нежных и лиричных. Теперь же ей предстояло сыграть зрелую женщину, которая была решительной, твердой, деловитой, но в тоже время душевной и отзывчивой. В начале съемок актриса не могла вжиться в образ, даже хотела уйти с картины, но все же смогла перестроиться и блестяще справиться со своей задачей. Вторая женская роль - молодой колхозницы Дарьи Шелест - досталась начинающей актрисе Кларе Лучко. Почему режиссер остановил свой выбор на ней - неизвестно, возможно сыграл свою роль ее типаж, ведь девушка происходила из рода запорожских казаков. Сама Клара Степановна признавалась потом, что Кубань стала для нее второй родиной: "Я приехала туда еще никем, а уехала уже актрисой, и это непосредственно для меня уже как второе рождение...". Действительно, роль Даши Шелест принесла Лучко всесоюзную славу. На главную мужскую роль - председателя колхоза Гордея Ворона - после длительных поисков и многочисленных проб был назначен артист театра имени Вахтангова Сергей Лукьянов. Когда он увидел на съемках Клару Лучко, то только и смог сказать: "Я пропал!" Сразу же после окончания съемочного процесса они поженились и прожили в счастливом браке 15 лет, пока их не разлучила смерть актера от инфаркта.
Местом съемок Пырьев выбрал знаменитый совхоз-миллионер "Кубань", поэтому, несмотря на царившие в целом по стране голод и послевоенную разруху, в данном конкретном случае режиссер мало приукрасил действительность, хотя, конечно, такого изобилия, как показали в фильме, не было вообще. Все фрукты и овощи, лежавшие на прилавках, были муляжами. На пустыре у старого деревянного элеватора рядом с Курганинском построили декорации для съемок сцены ярмарки. В качестве массовки снималось 2000 местных жителей. По требованию режиссера все ведущие актеры и актрисы фильма для лучшего вхождения в роли некоторое время жили в совхозе, работали в поле и на току. После окончания съемок один из главных предметов реквизита - ярмарочную арку - установили в Курганинске.
Судьба фильма
По традиции тех лет, первым новый фильм посмотрел сам Сталин. Ему новая кинокартина очень понравилась. По легенде, после просмотра вождь нации сказал такие слова: "А все-таки неплохо у нас обстоит дело с сельским хозяйством". По другой версии, фраза звучала так: "Я всегда знал, что у нас в деревне живут очень хорошо!" Он же предложил название "Кубанские казаки".
Фильм впервые показали публике 8 марта 1950 г., он был восторженно принят и зрителями, и критикой. Зрительский интерес во многом подогревало то, что эта картина стала одним из первых советских цветных кинофильмов. Огромной популярностью у народа пользовались песни оттуда, написанные на музыку талантливого композитора Исаака Дунаевского. После похвального отзыва Сталина все, кто принимал участие в создании картины, были "осыпаны" званиями и премиями. Однако в 1956 г. Н. Хрущев обвинил фильм в лакировке действительности, после чего он надолго исчез с экранов. Лишь во времена Брежнева в 1969 г. картина была отреставрирована, отредактирована и переозвучена. Именно эту редакцию видит современный зритель. Оригинальный вариант сейчас не демонстрируется.
Оценивая фильм "Кубанские казаки", не стоит пытаться как-то соотносить его с конкретной исторической действительностью. Скептики называют его советской сказкой, лубком, утопией, но они неправы. Это - фильм-мечта, где великолепно воплощена извечная тяга человека к светлой, радостной и достойной жизни. Он был снят в лучших традициях оперетты, где зрелищность действа и красота музыки всегда доминируют над содержательностью фабулы. Некоторую схематичность сюжета полностью компенсирует превосходная игра актеров и какая-то особая позитивная энергетика, свойственная этой картине. Наверно поэтому "Кубанские казаки" и сейчас популярны у миллионов зрителей, давая им отдушину от серых будней повседневности.
В Краснодарском крае этот фильм справедливо считается нашим местным "национальным достоянием". 11-13 сентября 2009 г. в Курганинске прошел III кинофестиваль памяти К. С. Лучко "Зори над Лабой", специально посвященный 60-летию "Кубанских казаков", где выступили актеры и деятели кино, принимавшие участие в создании этого замечательного фильма.