Наконец-то я делаю обзор Топ-10 читательского интересу с интересом! С удовольствием! Хотя в целом я лично считаю этот БД-19 слабже предыдущих (да и рассказов подано меньше), но в этот раз я в целом согласен с большинством. И победители не вызывают у меня изумлённого «Шта?».
Рассказ, подкупающий простотой и добротой, замаскированной под глупость. Да, в наше время это идеальная модель поведения: без притязаний, без выпячивания своих достоинств, тупо, но изящно выполнять свою работу. Не скрываясь, не прячась, и этим спутывая планы всем зловредам мира. И даже концовка рассказа показательна: когда персонаж, давно уже разуверившийся в добре и любви, вдруг резко привязывается к этому идеальному Глючному, потому что живых людей любить нельзя.
Предадут.
Ох, кабы он не оказался пророческим, этот победитель.
Рассказ неожиданно многим понравившийся. За него даже ратовали в «Оффтопике», мол, как это? Такое чудо — и без Финала?
Не знаю, не знаю. Возможно, рассказ действительно интересен.
Лично меня этот рассказ не впечатлил в целом из-за названия. Пусть это и глупо, но что-то внутри вопило: а где, собственно, обещанная эволюция? Пусть связки этапов «взяты с потолка», пусть они не имеют никаких обоснований ни внутри текста, ни в логике происходящего (я считаю, что НИ НА ОДНОМ этапе Азиз не мог оказаться), но допустим. Допустим, за рамками рассказа действительно происходит эта самая эволюция, которую проходит КАЖДЫЙ человек на Земле. Да, все дети растут, развиваются, узнают что-то новое, сталкиваются с этим новым…
Только в этом рассказе Азиз упёрто остаётся верен своим детским убеждениям. Не знаю, может, в этом и заключается эволюция Азиза?
Не спорю, что внутренний мир аутиста передан отлично. Но… Кабы не было предыдущих рассказов за авторством Diamond Ace, это можно было бы хотя бы за оригинальность похвалить. А так — всего лишь повторение победителей.
С одной стороны — про Любовь. Моя любимая тематика. С другой — боевик. С третьей — манчкизм чистой воды. То есть, в одном рассказе органично соединены самые разные направления. И главное — всё органично!
По технике я уже сказал: немножко непонятно, сам отказался Лекс от совего страшного дара, или это произошло по независящим от него причинам? И может ли он по желанию «вернуть» былую способность? Но, с другой стороны, это можно считать «открытым финалом». Главное, что за героев переживаешь, эмоции испытваешь, происходящее — понятно. То, ради чего мы, собственно, и читаем.
Повеяло духом Сапковского. Пришёл крутой дядька, призванный бороться с нечистью. И поборол. При этом нечисть нашёл именно там, где положено: в людских умах.
В целом очень хороший рассказ: отличный замут, прекрасный язык, интрига своеобразная, переживаний выше крыши. Вполне заслуженно занял своё место. Можно было бы даже чуть повыше.
Очень сложный для меня рассказ. Рассказ-постановка, написанный от второго лица. Где трагедия творческой личности, загнанной в рамки шаблонной бытовухи, заканчивается неожиданным и парадоксальным выводом. Я смотрю на этот вывод и понимаю, что для полного осознания его вкуса и глубины требовалось прочитать весь рассказ. Возможно, подобная форма и не идеальна, но ведь явно творческий эксперимент. Яркий, удачный. Вывод недостоверный, но не в этом суть. Для анекдота — сойдёт. Так что это очень яркий, необычный, грустный и глубоко философский анекдот, поданный самым неожиданным образом.
Так что не удивительно, что он заслуженно попал в топ.
Удивительно, но многие придрались к этому рассказу, мол, слишком много игровой терминологии. То ли я много играю (хотя, вроде, не особенно), то ли у меня вкус изрядно испортился несколькими прочитанными ЛРПГ, но я ту терминологию вообще не заметил. А значит, она вплетена органично. Что рассказ только красит.
В остальном же он, если честно говорить — не очень. Единственное, что рассказ выделяет — это раса главного персонажа. Не будь её — и рассказ бы вообще не играл бы. Но раса — есть, и утончённый эльф в качестве боевого танка — прекрасно смотрится и неплохо впечатляет.
А вот это — лёгкая, ненапряжная, но при этом хитрая история, причём — твёрдая НФ. С изобретением нового вида спорта. С изобретением тонкостей, этому виду спорта присущих. С изобретением ситуаций, к нему применимых. А главное — всё очень достоверно и восхитительно!
Тоже хитрая история, но, на мой предвзятый взгляд, перехитрившая саму себя. Картинно-книжный замут, долгое предисловие-вступление, дабы описать проблему. Главгерой опять в ситуации, когда надо выбрать: либо остаться верным слову, либо нуегонафиг это слово, ибо ЖИТЬ! Не важно, как. Лишь бы.
Очень знакомая парадигма.
И финал, на мой взгляд, тоже подан слишком открытым: то ли случившееся есть дело лап (рта?) дракона, то ли дракон вовсе не при делах, а чисто разыгрывал свою партию, используя принцип «Кто предупреждён, тот вооружён». Опять же, остался нераскрытым вопрос: на кой ему душа?.
Впрочем, всё это придирки мелкие, личные, а рассказ по-праву занимает своё место, ибо интересен и необычен. И даже логичен.
Тоже удивительный для меня рассказ. В принципе, в нём ничего нет. У каждого в жизни бывали ошибки, которые мечтаешь исправить, ради исправления которых согласен отдать всё. Но здесь нет и этого. Нет даже воплощения мечты об исправлении. Обычная глупая ревность. Обычная глупая глупость. Человек поставил на кон всё, но выиграл ли? Проиграл ли? Возможно, что такая двусмысленная туманность — признак мастерства и высокого стиля. Возможно, что я чего-то не понимаю, но этот паззл, который должен бы обрисовывать картинку — обрисовывает осколки. Видимо, мне не хватает какой-то связующей мелочи, чтобы понять всю красоту и глубину этого произведения, ибо оно — финалист, то есть, лучше всех 130 рассказов, что в финал не попали. Причём, если с «Дедой» я понимал, что топ читательского интереса занял откровенно слабый рассказ, то здесь я этого утверждать не могу. Я не вижу ни глубины, ни красоты, ни стиля…
Но другие — видят!
Рассказ — есть, и, не смотря на его осколочность и обрывистость — впечатляет.
Тоже сложный рассказ. Оригинальная смесь религии, фантастики, древней Руси, перемещения во времени и мистики. В принципе - тоже ничего особенного. Но в рассказе настолько мощно подана ценность Идеи и жажда Нового, что антураж не особенно мешает. Действительно, крылатая душа — это тот козырь, который мечтает поймать всякий нахлебник. Поймать, взнуздать, и отправить в полёт… По заранее заданному адресу с заранее запрограммированными параметрами.
Что ж, пожелаем этим душам высокого полёта.
А теперь о тех рассказах, которые вызывали у меня высокую оценку, но не попали в топ читательского интересу.
История, поданная в виде притчи-сказки. И была бы она ничем не примечательна, если бы не одна фишечка. Весь ужас, весь кошмар произошедшего в том, что каждый из персонажей (и это очень натурально) жил «по заданным шаблонам», даже не подумав обсудить с другими свои жизненные цели. Каждый был твёрдо уверен, что остальные желают того же, что желал бы на их месте каждый из них.
В результате тот, кому была нужна власть (и кто приложил максимум сил для её захвата) — был всё же низвержен, а тот, кому власть в последствии досталась — она ему нафиг не нужна была. Не для того его душа была создана. А всего лишь — поговорить, обсудить, и ведь могли бы такое сотворить, если бы вместе, а не порознь!
Очень изящная трагедия, да ещё и подана красивым языком.
Сложный и красивый текст, когда переплетение цифровых и традиционных законов позволяет провернуть финт, недоступный в реальности. И многие к этому финту придрались, не посчитав его фишечкой. А я — считаю! Кроме того, гад, сволочь, тиран - заставляет людей жить настоящей, а не придуманной жизнью! Но более всего меня в тексте привлекло даже не эта хитрая вывернутость, сколько абсолютная, идеальная логичность в рамках созданный странных законов. Да и законы вполне реальные, могли бы существовать в жизни.
Этот текст не заслуживает отдельного разбора, ибо хорош сам по себе. Но раз уж я взялся писать на память — то и пишу.
Великолепный «перевёртыш», когда маленькая девочка дошла когда-то своим умом до древней китайской мудрости «Глина составляет стенки сосуда, но пустота является его сутью». Действительно, ноль — это не просто число, это особое состояние! И она искренне жертвовала самым дорогим для неё, чтобы очистить этот мир от чего-то, что она искренне считала дурным, отягощающим, чем делала мир лучше. Да, сволочь, но каков эффект! Кроме того, это одна из редких героинь, которая вместо «Дедушка, ДАЙ!!!» говорила «Дедушка, на».
Пожалуй, за одну только эту идею рассказу можно было бы поставить высший балл.
К сожалению, как я уже писал, первое письмо недетское. А так было бы идеально.