Вайнштейн Лев Матвеевич : другие произведения.

Психо-Техническая Тренировка Стрелка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материал, написанный покойным Л. М. Вайнштейном. Распространялся в виде методички в тире, решила выложить его в общий доступ.

  ПСИХО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА СТРЕЛКА
  
  Овладение рекордным уровнем результатов, подготовка к борьбе за высшие спортивные титулы, требует развития всех составляющих спортивного мастерства спортсмена-стрелка. Необходимым требованием этого является круглогодичная система тренировочного процесса. Современный уровень состояния и развития стрелкового спорта в России резко ограничивают возможности проведения подготовки ведущих стрелков в системе централизованных тренировочных сборов. Значительное время они должны проводить свою подготовку по месту жительства. Однако далеко не все имеют для этого достаточные условия. Обычно ограничены боеприпасы, не хватает тирового времени. Это делает необходимым активно использовать методики подготовки, не связанные с пребыванием на огневом рубеже. Одной из таких методик является "Психо-техническая тренировка" (ПТТ), получившая свое название в ряде методических пособий по спорту. Она включает в себя элементы аутогенной и идеомоторной тренировки, рациональной психотерапии, словесно-образные формулы самовнушения.
  Содержанием ПТТ является мысленная проработка спортивных действий и связанных с ними психологических процессов и состояний. Спортивный психолог Эрвин Хан, ФРГ, указывает: "Спортивные действия это не только конечный периферически-моторный процесс, но и, что важно, психологически регулирующая и психологически регулируемая деятельность".
  В стрелковом спорте роль и значение психологических факторов исключительно велико. Результаты стрельбы находятся в высокой зависимости от психологического состояния спортсмена, причем не только в соревнованиях, но и в тренировке.
  Профессор Н. Озолин указывает: "Работа строит орган!". Это в полной мере относится как к мышечно-дыхательным, так и психологическим механизмам. В структуре спортивного мастерства стрелка высокого класса удельный вес психологической составляющей исключительно высок.
  Конечно, ПТТ не может в полной мере заменить практическую тренировку, но является мощным вспомогательным средством спортивного совершенствования.
  
  КАК ТРЕНИРОВАТЬ.
  Наше поведение не возникает непосредственно. Ему предшествует измененное психологическое состояние человека, выражающееся в потенциальной настроенности на предстоящую деятельность, в готовности психофизических сил к ее осуществлению. Это - "установка". (Психологический термин, относящийся к этим понятиям). ПТТ и направлена, по существу на формирование установок, программирующих двигательные действия, психологические процессы и состояния, входящие в комплекс подготовки стрелка. Создаваемые в нашем сознании образы сохраняются в памяти, актуализируясь, зачастую уже непроизвольно, при возникновении соответствующей ситуации.
  Необходимым условием успешности проведения ПТТ является убежденность спортсмена в ее пользе, готовность проводить ее систематически, с полной ответственностью и старанием, не останавливаясь на полпути. Не смущаясь медленными и малозаметными влияниями, которое она оказывает. Эта убежденность должна основываться на теоретических знаниях, объясняющих предлагаемые рекомендации. Практическим занятиям должно предшествовать осознанное представление тренируемых действий и психологических состояний.
  Проведение ПТТ требует соблюдения некоторых условий:
  Занятие состоит из двух частей: фазы успокоения (релаксации), подготавливающей психику к восприятию мысленных образов и фазу концентрации внимания на тренируемых действиях и состояниях. Фаза релаксации освобождает сознание от других раздражающих факторов. Методики релаксации широко описаны, мы ограничимся некоторыми их положениями.
  Рекомендуется занятия проводить перед сном, лежа в постели, когда дневные заботы остались позади. Но можно и в течение дня, расположившись в удобном кресле, испытывая чувство комфорта, отдыха. Продолжительность занятия 20 - 30 минут. Из них длительность фазы релаксации 5 - 7 минут, фазы активации по 20 - 30 секунд, она повторяется или меняется направленность внимания.
  Проведение ПТТ три-четыре раза в неделю, на протяжении трех - четырех месяцев, окажет свое действенное влияние.
  Фаза активации требует четкости представляемых образов, конкретности формулировок. Их содержание должно быть заблаговременно глубоко продумано и понятно.
  Каждое занятие может включать только ограниченное количество тренируемых элементов, от двух до четырех.
  
  ЧТО ТРЕНИРОВАТЬ.
  В подготовке стрелка можно выделить две группы элементов, которые могут получить развитие средствами ПТТ: относящиеся к тренировочному процессу и к выступлению в соревнованиях. Рассмотрим их в конспективной форме, не претендуя на исчерпывающую попытку изложения.
  
  Вопросы тренировки.
  Специфические качества (сила и силовая выносливость мышц, удерживающих руку с оружием при прицеливании) лежащие в основе техники прицельного выстрела вряд ли могут получить развитие путем одних только мысленных представлений. Мышцы требуют реальной нагрузки. Дополнительно, или одновременно с ПТТ необходима работа с пистолетом, макетом пистолета или другим отягощением. В то же время ПТТ формирует установки на нужный уровень мышечных напряжений, длительность их сохранения, предотвращение непроизвольных снижений мышечного тонуса.
  
  Закрепление запястного сустава.
  Обеспечение неподвижности мушки в прорези целика при производстве выстрела требует не столько силы запястного сустава, сколько жестких установок на его закрепление. С приближением выстрела это действие выходит из под контроля сознания и должно осуществляться за счет сформированных навыков, автоматизировано. ПТТ способствует решению этой задачи.
  
  Устойчивость руки с оружием при прицеливании.
  Уже на среднем уровне подготовленности потенциальные физические возможности стрелка позволяют достигать минимально необходимого уровня устойчивости оружия при прицеливании. Однако реализация этих возможностей зачастую блокируется психологическими факторами, к которым относятся:
  - Недооценка значения устойчивости для надежного попадания в центр мишени.
  - Ошибочные взгляды, что нужный уровень устойчивости будет достигаться сам собой, в процессе работы над выстрелом.
  - Переключение внимания в завершающей фазе выстрела с требований устойчивости на работу указательного пальца.
  - Отсутствие установок на сохранение прицеливания независимо от происшедшего выстрела.
  - Недостаточно жесткие требования к своей работе, стремление к получению удовлетворительного, а не только хорошего выстрела.
  - Ориентация на достижение посредственного результата стрельбы.
  
  Управление спуском.
  Традиционно установившееся требование плавности спуска нередко вытесняет из сознания стрелка то, что плавность не самоцель, не самостоятельный элемент техники прицельного выстрела. Плавность спуска только способ не нарушить положения наведенного в цель оружия. Это и должно укрепиться в сознании спортсмена.
  Различные упражнения, так же как различные системы оружия, могут потребовать различных способов выжима спуска. Так при стрельбе из служебного пистолета, имеющего тяжелый и длинный ход спускового крючка, необходим быстрый и решительный выжим предварительной части спускового усилия, преодолевая остающуюся часть замедлению и плавно согласуя наращивание усилия с картиной прицеливания. Стрельба из произвольного пистолета, имеющего шнеллерный спуск, требует применения пульсирующего метода. ПТТ способствует закреплению в мышечной памяти требуемых двигательных действий и связанных с ними мышечных усилий. На линию огня стрелок выйдет со сложившейся программой мышечных процессов, закрепляя их практической работой.
  
  Завершающая фаза выстрела.
  Три-четыре секунды, завершающие работу над выстрелом это наиболее ответственный и легко ранимый участок выполнения прицельного выстрела. Важное значение здесь приобретает направленность и последовательность переключения внимания. Для стрелка из произвольного пистолета рекомендуется следующая схема:
  А. Восприятие мышечного тонуса руки, чувство надежности удерживания оружия в районе прицеливания.
  Б. Уточнение прицеливания, совмещение мушки с точкой (или районом) прицеливания.
  В. Работа указательного пальца, развитие спускового усилия в пульсирующем режиме.
  Г. Неподвижность мушки в прорези целика, перенос фокуса зрения на целик. Выстрел! Сохранение всех рабочих процессов.
  Д. Отметка выстрела, оценка рабочих процессов.
  Е. Осмотр мишени в трубу, установка на последующую работу.
  Наиболее существенным здесь являются два момента:
  1. Сохранение внимания на рабочих процессах так, как будто бы выстрел еще не происходил.
  2. Автоматизированное развитие завершающей части спускового усилия при фокусировании зрения на целике, что способствует обеспечению неподвижности мушки в прорези и оказывает положительное влияние на устойчивость руки с оружием.
  
  СОРЕВНОВАНИЯ.
  В соревнованиях стрелок выполняет те же действия, что и на тренировке. Отличие соревновательной стрельбы в возникновении стресс-факторов, влияющих на психологическое состояние спортсмена.
  Психологическое состояние стрелка и результаты его стрельбы находятся в тесной связи и взаимозависимости. В ходе ведения соревновательной стрельбы спортсмен сознательно или невольно оценивает ее результаты, сопоставляет их с привычным или желаемым уровнем, прогнозирует конечный результат выступления, возможное место среди участников соревнований. Под влиянием этих оценок может меняться его психологическое состояние, мобилизуя на лучшую работу или вызывая ее дезорганизацию. Одной из важных задач подготовки стрелка высокого класса и является приобретение способности регулировать свое психологическое состояние, обеспечивая готовность к ведению стрельбы в различных ситуациях соревновательной борьбы.
  Стресс-факторы стрелкового спорта проявляются, с большей или меньшей силой, во всех соревнованиях. Однако адаптация к ним затруднена в силу эмоционального характера явления. Каждое соревнование воспринимается спортсменом как бы заново. При повторении или просто сложности ситуации пережитое ранее эмоциональное возбуждение возобновляется в полной мере или даже усиливается.
  Эмоциональные реакции, вызываемые участием в соревнованиях приобретают свойства стрессоров (оказывающих негативное влияние на работоспособность стрелка) не сами по себе, а в зависимости от отношения к ним спортсмена, его предрасположенности воспринимать их воздействие. Существует афоризм: "Был бы раздраженный, а раздражитель найдется!". Это в полной мере относится к рассматриваемой проблеме. ПТТ направлена на то, чтобы "заблокировать" психику спортсмена от восприятия стрессогенных влияний стрелковых соревнований, или хотя бы ослабить их воздействие.
  Ниже рассматриваются стрессогенные ситуации, наиболее часто встречающиеся в нашем спорте и психологические установки, которые могут быть использованы при проведении ПТТ. Содержание последних может и должно корректироваться с учетом индивидуальных требований.
  
  СИТУАЦИИ СТРЕЛКОВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ.
  Влияние стресса тесно связано с личностными особенностями стрелка, значением для него данных соревнований и характером возникающих ситуаций. Одни и те же явления могут для одних стрелков приобретать значение стрессоров для других нет. В одних условиях это стрессор, в других нет.
  Пример:
  1. Проводится контрольная отборочная стрельба, по результатам которой будет определен состав команды для выступления в международных соревнованиях.
  Стрелок "А" знает, что у него твердое положение. Высокие результаты, показанные им в прошедших ответственных соревнованиях дают основания к этому. Результат контрольной никакого влияния на его "рейтинг" не окажет.
  Стрелок "Б" сознает, что является сомнительным кандидатом. Только высокий результат контрольной стрельбы, если он сможет его показать, позволит рассчитывать на место в команде.
  2. Линия огня высокопрестижных лично-командных соревнований. Стрелок "А" понимает, что остающиеся у него три - четыре выстрела, завершающие упражнение будут решать, станет он победителем или нет. Стрелок "Б" перед завершающими выстрелами испытывает чувство удовлетворения, он втянулся в работу, результаты получаются на хорошем привычном тренировочном уровне. Команду он не подводит, то, что от него ожидали он делает, а на большее он не рассчитывает, бороться с лидерами он еще не готов. Остающиеся у него выстрелы он проведет с полной внимательностью и уверенностью в себе.
  Нетрудно понять, что психологическое состояние стрелков в рассмотренных случаях существенно различается. Внешне одинаковая ситуация воспринимается ими по-разному.
  
  Психологический фон.
  Каждые прошедшие соревнования оставляют свой отпечаток в эмоциональной памяти спортсмена, оказывая свое воздействие на формирование его психологического состояния в последующих соревнованиях.
  Рассмотрим три случая:
  1. Успешное выступление в высокопрестижных соревнованиях. Продолжающиеся переживания торжества победы, чувство гордости в связи с присвоением высоких спортивных титулов, серьезные материальные поощрения. Все это ложится тяжелым бременем на психику спортсмена, выходящего на огневой рубеж следующих соревнований, ведь от него ждут результата не хуже. За его рабочим местом столпились зрители. На него нацелены фотообъективы многочисленных репортеров.
  Статистика показывает, мало кому удается повторить свой успех в соревнованиях высшего ранга. Груз престижа затрудняет работу. "Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!".
  2. Неудачное выступление. Излишняя самоуверенность в работе, приводящая к поспешности и небрежности. Низкие результаты стрельбы первых серий вызвали противоположные тенденции: перестраховку в работе над выстрелом, излишнюю осторожность, неуверенность в своих действиях. Возникли отрывы, несовмещения. Все это вызывает у стрелка чувство досады, стремление к реваншу, желание реабилитироваться, доказать свои возможности. На огневой рубеж следующих соревнований он выйдет в состоянии "боевой готовности" и покажет результат на уровне своих тренировочных достижений.
  3. Неудачное выступление, связанное с состоянием стресса. Чувство растерянности, невозможность сосредоточиться на своих действиях, суетливость или заторможенность движений. Состояние и работа над выстрелом совсем не те, что были в тренировке. Результаты выступления исключительно слабые. Стрелок выходит из соревнований с чувством подавленности, негативного отношения к соревновательной стрельбе, самой обстановке соревнований. Это уже почти психологическая травма. Задача ПТТ вытеснить из памяти стрелка пережитые тяжелые состояния, укрепить интерес к занятиям спортом, уверенность в себе, желание померяться силой в следующих соревнованиях с их стрессогенным влиянием.
  
  Стартовое состояние.
  Состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающей на старте, свойственно всем спортсменам всех видов спорта. В стрелковом спорте наиболее сильному воздействию подвержены молодые стрелки, психика которых еще не адаптирована к обстановке соревнований, торжеству открытия, осознания своего участия в них, ожидаемому результату выступления. Все это может серьезно отразиться на работоспособности спортсмена, особенно в начале выполнения упражнения.
  Для этой категории стрелков должна ставиться задача не показ в соревнованиях какого-то высокого результата, а освоение выполнения упражнения в регламенте соревнований. Разучивание способов управления своим психологическим состоянием. Важен не результат, а накопление опыта сохранения самообладания в обстановке соревнований. Приведение себя в состояние готовности к ведению стрельбы. Осознанное представление этого состояния и способов его формирования. Это, последнее, внутренний мир стрелка, только он сам может проникнуть в него.
  
  ПРОБНЫЕ ВЫСТРЕЛЫ.
  Пробные выстрелы сами по себе не содержат стрессогенных влияний, но недостаточно грамотное их проведение нередко создает стрессогенные ситуации.
  Практика показывает, что оружие постоянно тренирующегося спортсмена не требует внесения существенных поправок в установку прицела даже при смене стрельбища и изменении освещения. Тем не менее, многие стрелки рассматривают пробные выстрелы (предоставляемыми правилами соревнований) исключительно как контроль правильности боя оружия.
  Обычно выполнение упражнения в соревнованиях начинается с пробных выстрелов. При этом стрелок находится под влиянием стартового состояния, проявляющегося с большей или меньшей силой. При высокой степени эмоционального возбуждения начинать стрельбу вообще не следует. Только после приведения себя в состояние готовности можно приступать к работе. При этом некоторое состояние эмоционального подъема испытывается подавляющим большинством стрелков. Оно проявляется в чувстве мобилизации, обострении внимания, повышенной старательности в работе над выстрелом. В то же время у спортсмена отсутствует чувство ответственности за результат попадания пробных выстрелов. Производимые в этих условиях выстрелы нередко дают хорошие попадания в мишень. Производя выстрел за выстрелом, видя высокие результаты спортсмен переходит на зачетную мишень. Но хорошие пробные уже вызвали мысль о высоком результате, успешности выступления. Стремясь сохранить свою работу, стрелок начинает сознательно контролировать содержание своих действий, которые ранее проходили автоматизировано. Меняется и психологическое состояние. Опасение плохого выстрела вызывает излишнюю осторожность в работе, скованность действий, перестраховку и связанную с ней затяжку выстрела. Опасение этой затяжки и преждевременный необосновательный отказ от его выполнения. Стрельба разлаживается, результаты первых серий зачастую оказываются слабыми. Не случайно стрелки говорят: "хорошие пробные - плохие зачетные!".
   Представляется целесообразной примерно следующая схема проведения пробных выстрелов:
   - Осознание того, что пробные выстрелы служат не только контролю правильности установки прицельного приспособления, но и являются тренировочными, втягивающими стрелка в рабочее состояние.
   - Первые два-четыре выстрела произвести в обычном тренировочном режиме с целью проверить совмещение СТП с центром мишени.
   - Два - три выстрела с "передержкой" руки. Переход к завершающей фазе выстрела на три - четыре секунды позже обычного. Это послужит установкой на предотвращение самопроизвольного спада мышечного тонуса по истечении привычного времени работы.
   - Один-два выстрела с фокусировкой зрения на целике и концентрации внимания на неподвижности мушки в прорези, закреплении запястного сустава.
   - Два-три выстрела с концентрацией внимания на завершающей фазе работы над выстрелом. Выдерживание схемы переключения внимания: уточнение наводки - усилие указательного пальца - неподвижность мушки в прорези целика - Выстрел! - отметка, оценка действий, установка на улучшение - осмотр мишени в трубу.
   Два выстрела: один с увеличением просвета при прицеливании, другой - в обрез яблока. Это запечатлеет допустимые границы района прицеливании я в зрительной памяти.
   Два - три выстрела в обычном "разминочном" режиме. Последний выстрел осмотр в трубу не производить. Пробные закончены.
   Приведенная выше схема может корректироваться, исходя из готовности стрелка к ведению зачетной стрельбы.
  
   НИКАФОБИЯ.
  "Ника" - богиня победы в древнегреческой мифологии. Никафобия - боязнь победы, широко наблюдаемое в жизни явление, когда приближение, реальность наступления, горячо желаемого события вызывает состояние эйфории, крайне затрудняющее выполнение завершающих действий.
  В стрелковом спорте никафобия проявляется в реакциях стресса, возникающих в соревнованиях при мысли о показе высокого результата, близости (еще не одержанной) победы. Она оказывает самое дезорганизующее влияние на работоспособность стрелка, затрудняя выполнение остающихся выстрелов.
  Никафобия может оказывать свое негативное влияние в начале упражнения, при непривычно высоких для стрелка результатах первых выстрелов или серий. В ходе стрельбы, когда подряд идут выстрелы (или серии) с предельно высоким результатом. В конце успешно проведенного упражнения, когда осталось сделать только несколько совсем не трудных выстрелов.
   Многочисленные примеры из практики нашего спорта дают основание говорить, что никафобия является основным стрессофактором "большого спорта".
  
   ФИНАЛЫ.
  Финальная стрельба существенно отличается от условий выполнения основного упражнения. Объявление результатов каждого проведенного выстрела, возникающая наглядность соотношения сил, ставят стрелков в условия прямого единоборства, накладывающие свой отпечаток на психологическое состояние спортсмена. Существенное значение при этом имеет и положение стрелка в финальной группе участников.
  Рассмотрим примеры:
  1. Лидирующий стрелок, с значительным отрывом от следующего за ним, может спокойно, без опасения, вести стрельбу, удовлетворяясь результатами привычного уровня. Этого достаточно для успешного завершения серии, имеющийся "задел" не дает оснований для беспокойства.
  В то же время этот стрелок может оказаться под воздействием никафобии. Мысль о достигнутой победе вызовет психологическое состояние, полностью дезорганизующее работу над остающимися выстрелами. Наиболее ярким примером сказанному является случай с китайским спортсменом Ван Ифуна. Лидируя с очень большим отрывом, он седьмым выстрелом попал в "тройку", что вызывало у него обморочное состояние. Этим выстрелом все достигнутое ранее преимущество было растеряно.
  2. Лидирующий стрелок без существенного отрыва от следующих за ним. Отсутствие уверенности в успехе. Опасение, что его могут достать. Мобилизация всех сил, чтобы уйти от опасности, сохранить свое, достигнутое тяжелым трудом, преимущество.
  3. Преследующий, отстающий от лидера на одно - два очка. Он испытывает чувство досады за проигрыш и в то же время считает, что не все еще потеряно, остается возможность догнать лидера. Нужна собранность, решительность, внимательность и аккуратность в работе над каждым выстрелом и он ее делает.
  4. Преследующий, отстающий на три - четыре очка. Лидера, видимо, уже не догнать, но шансы войти в призовую тройку сохраняются. Терять нечего. Возникает смелая, решительная, почти дерзкая работа, дающая нередко предельно высокие результаты. Случается, что она приносит победу.
  
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ.
  Нередко стрелку стремящемуся к присвоению высокого спортивного звания, никак не удается выполнить норматив, дающий на это право. В тренировке этот уровень освоен, однако неоднократные попытки показать его в соревнованиях оканчиваются неудачей, не хватает двух - трех очков.
  Аналогичную картину можно наблюдать и в высших эшелонах спорта. Перед рекордом скапливается большое количество стрелков, которым никак не удается преодолеть этот рубеж. Повторить удается многим, а поднять рекорд никак! Однако, когда кому-то все же удается это сделать, за ним тут же устремляются и все другие спортсмены, скапливаясь теперь уже перед новым рекордом.
  Академик П.К. Анохин объясняет подобные явления существованиям в центральной нервной системе "механизма сторожевого пункта". Возникающий в подсознании стрелка ориентир программирует деятельность организма на достижение поставленной цели, но не более того. Мысль о приближении желаемой цели, реальности ее достижения, служит сигналом окончания работы, снижения рабочих процессов. Поднимается рекорд, возникает новый ориентир, меняется и программа, обеспечивающая его достижение.
  Волейболисты говорят, что если поставлена задача не просто прыгнуть возможно выше, а дотянуться до какого-то предмета, например ветки дерева, то прыжок получается выше.
  Свойства "психологических барьеров" могут с успехом использоваться в нашем спорте. В книге американского тренера Пуллэма содержится рекомендация: если стрелок внушает себе, что он уже преодолел какой-то уровень результатов, то это существенно облегчит ему реальное решение этой проблемы. Конечно при условии, что потенциальные возможности спортсмена достаточны для этого.
  
  Психологические процессы.
  Одним из направлений ПТТ должно стать укрепление элементов "второго плана", выпадающих из поля внимания стрелка при работе над выстрелом и потому нередко отстающие в своем развитии. К ним относятся:
  - Ощущения величины и постоянства усилия хватки.
  - Автономность работы указательного пальца.
  - Направленное внутрь внимание. Восприятие неподвижности стояния, тонуса мышц, чувства готовности к работе над выстрелом, ощущение надежности устойчивости руки с оружием и пр.
  - Уровень требований к своим усилиям, работа "как получится", или "как я требую".
  - Формирование установок и отношений к различным факторам стрелкового спорта.
  - Нейтрализация или "возведение" психологических барьеров, в зависимости от складывающейся ситуации подготовки.
  
  Отношения.
  Отношения - предрасположенность к какой-либо деятельности, ситуации, личности. Формируются, как правило, на основе убеждений, знаний, но могут иметь эмоциональную основу чувств симпатии или антипатии. Отношения обычно имеют постоянную направленность и могут оказывать влияния на поведение человека.
  ПТТ может быть направлена формирование отношения стрелка к занятиям стрелковым спортом, постановку высоких спортивных целей и укрепление мотивации их достижения. К тренировочному процессу, развивая вдумчивость, критичность, внутреннюю дисциплинированность. На позитивное восприятие соревновательной стрельбы. К успешному или неудачному выступлению в соревнованиях.
  Приведем примерное содержание формул самовнушения, которые могут быть использованы при проведении ПТТ:
  - "Мне нравится воодушевляющее состояние, возникающее у меня на линии огня стрелковых соревнований, поднимающее интерес к участию в них. Ощущение мобилизации, смелости и решительности. Я испытываю готовность вести стрельбу с полной внимательностью и уверенностью в своих действиях".
  После успешного выступления, профилактика "звездной болезни".
  - "Я встал на путь в большой спорт. Цель достижима, но путь труден и далек. Успех в этих соревнованиях только "первая ласточка", которая весны еще не делает. Впереди длительная настойчивая и умная работа и я готов к ней".
  После неудачного выступления. Профилактика негативных воздействий слабого выступления.
  - "Я стрелял плохо, был готов лучше, что помешало? Где то слабое звено, которое помешало мне сделать то, что умею? Я испытываю чувство досады, горечи и злости на самого себя. В следующих соревнованиях я не допущу этого. Я знаю, как делается высокий результат и я готов показать его в следующих соревнованиях".
  
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.
  Готовность к ведению стрельбы - сложное психологическое состояние, формирование которого проходит под воздействием ряда факторов, имеющих нередко противоположную направленность.
  Сравним наш спорт с плаванием. Психологическое состояние пловца не меняется на протяжении заплыва. После старта у него одна установка, работать на пределе возможностей. В стрельбе несколько иначе. Большинство упражнений программы чемпионатов мира и Олимпийских игр состоит из большого количества выстрелов, продолжается длительно. Эта дистанция обычно не преодолевается "на одном дыхании". Результаты отдельных выстрелов и серий могут существенно различаться. За группой выстрелов, дающих попадания в центр мишени, могут последовать отрывы и наоборот. Эта неравномерность результатов стрельбы отражает динамику психологического состояния спортсмена. Его готовность или неготовность к ведению стрельбы, выполнению освоенных в тренировке действий.
  Успешное ведение соревновательной стрельбы требует психологического состояния адекватного ситуациям, складывающимся в ходе выполнения упражнения. Эти ситуации (вернее их оценка спортсменом, как сказано выше) могут меняться, вызывая необходимость корректировки и психологического состояния спортсмена. Можно сказать, что идет поединок сознания стрелка с эмоциональными реакциями, стремящимися выйти из под его контроля. Тактические приемы, используемые спортсменом в этой борьбе состоят в противопоставлении возникающим стрессогенным ситуациям мысленных установок и образов, оказывающих альтернативное влияние.
  Психологи спорта говорят, что достижению победы в соревнованиях в равной степени способствуют стремление к победе и стремление избежать неудачи.
  В большом спорте наиболее часто встречаются три направления самонастраивания спортсмена на участке в соревнованиях: на победу, на снижение значимости соревнований, на абстрагирование от обстановки соревнований, "уход в психологические шоры".
  В стрелковом спорте все эти три формы имеют "права гражданства", должны "стоять на вооружении" спортсмена. Применение той или иной из них в данных условиях зависит от многих факторов, основными из которых являются:
  - Масштаб и личная значимость соревнований.
  - Прошлый опыт выступления в соревнованиях подобного ранга.
  - Характер упражнения, внешняя обстановка, и условия ведения стрельбы.
  - Личностные особенности спортсмена.
  - Задачи, ставящиеся перед стрелком в данных соревнованиях.
  - Психологический фон выступления.
  - Складывающийся характер стрельбы.
  - Психологическая адаптация спортсмена к требуемому уровню результата.
  
  Как формируются эти состояния.
  Представим себе артиста, разучивающего новую роль. Он продумывает образ своего героя, отождествляет себя с ним. Входит в его состояние и поведение в различных ситуациях развития сценического действия. Эта мысленная работа предваряет практические репетиции, проводимые с участием партнеров по пьесе.
  Наподобие этого, стрелок должен создавать "домашние заготовки" различных вариантов психологического состояния. ПТТ позволит сформировать их, сохранить в эмоциональной памяти спортсмена и ввести в действие, когда этого потребует обстановка.
  В напряженных условиях ведения соревновательной стрельбы спортсмену трудно, да и некогда, вспоминать и продумывать нужное ему в данной ситуации психологическое состояние, и учитывать факторы, влияющие на его формирование. Здесь он думает символами, которые вобрали в себя все эти влияния и ассоциируются с нужным состоянием
   P.S. Если вдова или кто-то из правопреемников Льва Матвеевича будет против публикации и напишет мне об этом, уберу.
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"