Как и в любой профессии (а тот, кто скажет, что писательство - это не профессия, а хобби, порыв души и прочее, собственно к работе отношения не имеющее, пусть первым кинет в меня камень), у писателей есть свой собственный кодекс поведения. Общение с читателями и с коллегами, зачастую виртуальное, но от этого не менее острое, способно многое рассказать о писателе, как о личности.
Итак, начнем с простого - с читательских отзывов на произведения. Вернее, с писательской реакции на них. Одно дело, когда некто приходит на личный форум или в гостевую книгу писателя исключительно ради того, чтобы потрепать нервы и высказать свое фи в стиле "аффтар, убей сибя ап стену". Таких личностей не грех и забанить - неадекватов везде хватает. Иное дело, когда отзывы выкладываются на публичных ресурсах - например, он-лайн библиотеках. Если рецензии благоприятны - все в порядке, авторское самолюбие нежится в лучах заслуженной похвалы. А если нет?
Классический случай - когда автор бросается грудью на амбразуру. Подписывается своим настоящим именем и начинает вести бессмысленный диалог с читателями-обидчиками. Как правило, ничего, кроме большой или мелкой свары из этого не выходит, а разобиженный писатель рано или поздно отползает от монитора зализывать раны. Со стороны такой Дон Кихот смотрится очень глупо и жалко. Не стоит забывать, что писательское самолюбие обострено до предела - издержки профессии, ничего не попишешь. А раз так, то резоннее поберечь свои нервы и не вступать в открытые конфликты, чтобы не отпугнуть от себя потенциальных читателей. Скандалистов любят лишь в желтой прессе. Вот и подумайте: нужна ли вам лично такая репутация?
Еще один распространенный вариант - автор прячется за ником, выдавая себя за рядового читателя, и оставляет на свое творчество хвалебные отзывы. Но, как правило, перебарщивает с количеством елея, вылитого на собственную макушку, и вызывает закономерные подозрения у других читателей: "А чего это он так этого бумагомараку хвалит? Может, это он сам и есть?"
Если уж так не терпится, есть вариант чуть получше - приватно попросить друзей, знакомых с твоим творчеством, чтобы они оставили свои отзывы. С помощью друзей можно даже устроить неплохую пиар-кампанию своим произведениям, создать ажиотаж - пусть и несколько искусственный, с отзывами в стиле "за что кукушка хвалит петуха".
Хорошо это или плохо - вопрос тонкий. В некоторых случаях это - единственный способ преломить общее негативное впечатление о книгах автора. Причем качество книг здесь совершенно не при чем - читательские мотивы, побудившие оставить ругательный отзыв, могут быть самыми разнообразными, от "Какая-то баба фантастику пишет", "Дурацкое название - читать не буду, но размажу", до "А я вообще этот жанр терпеть не могу". Помощь друзей тут будет как раз кстати. Да и в пиар-кампании, если она не назойлива и не раздражает, тоже нет ничего криминального. Главное - соблюдать чувство меры. И помнить о том, что читателю тоже нужна отдушина, где он может свободно высказать свое мнение, не всегда совпадающее с мнением автора. Именно поэтому лично я в полемику с читателями на страницах с отзывами не вступаю (хотя порой и очень хочется). Ну а если не терпится спустить пар - для этого есть масса иных ресурсов, помимо библиотек, те же онлайн-дневники.
Раз уж речь зашла о пиаре и самопиаре, то следует упомянуть о том, что не стоит рекламировать себя и свои произведения в профильных сообществах, оставляя по несколько сообщений за день с общим смыслом "ай да я - какой шедевр написал!" Не поймут-с. Равно и как заверений в собственной гениальности. Если вы гениальны - то почему еще не изданы? Если изданы - то почему таким маленьким тиражом? Если тираж большой - то почему еще не распродан? Если распродан - так зачем вам лишнее подтверждение тому, что вы - успешный писатель или, как минимум, делец от литературы? Славы маловато? Так мы вас сейчас так ославим - мало не покажется...
Ну а теперь перейдем к тому, что не стоит делать никому - ни писателю, ни просто порядочному человеку. Да-да, не надо поливать грязью своих коллег. Казалось бы, это и так очевидно. Ан нет, не для всех. Да, безусловно, имеется некая цеховая солидарность, у кого-то она выражена сильнее, как у тех же фантастов, у кого-то слабее, как у детективщиков и сентиментальщиков. Но если писатель А пишет космооперы, это не дает ему права презрительно морщить нос при виде писателя-остросюжетчика Б только потому, что боевая фантастика, на взгляд А, круче чем детектив или триллер. У каждого свои предпочтения - что в творчестве, что в чтении. Но отчего же фраза "о вкусах не спорят" многими забывается? Уж не потому ли, что вместо него приходит на ум речевка: "Наш девиз четыре слова, тонешь сам - топи другого"? Безусловно, можно казаться выше на фоне того, кого ты старательно втоптываешь в грязь. Но реально выше от этого не становятся. Да и не стоит обманываться - подобная нечестная игра вызывает у нормального человека отторжение и неприятие. "Писатель А классно пишет, но сам по себе - редкостная сволочь", - вам нужна такая характеристика?
Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать по данному вопросу. И как водится, все вышесказанное - имхо чистой воды.