Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Мужчина и женщина в человеке. Библия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Новосибирская духовная семинария

реферат по предмету
"Священное Писание Ветхого Завета"

тема: "Разделение человека на мужчину и женщину"

выполнил: студент 2 курса Сегеда Андрей Олегович

Новосибирск

2010

   Введение
   Человек сотворен Богом с особым замыслом, несходным с замыслами о других существах. Он является венцом творения Божьего, объединяющим в себе духовный и вещественный миры, имеет некоторые признаки, характерные кроме него лишь для самого Бога. Например, свободную волю, разум, способность творить.
   В первой главе книги Бытия, в стихах двадцать шестом и двадцать седьмом Господь говорит о творении человека: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
   Об образе и подобии не упоминается, ни при творении ангельского мира, ни при творении мира вещественного. Только человек удостоился отдельного Предвечного Совета о нем, от Пресвятой Троицы.
   Однако обратим внимание и на самый конец двадцать седьмого стиха: "...мужчину и женщину сотворил их". Почему Бог сотворил человека не единым, а как бы разделенным на два начала, как бы неполным? И в то же время, почему Еву из ребра Адама Бог выделяет не сразу же, по сотворении, а через некоторое время? И вообще, зачем было творить человека в двух вариантах, неужели нельзя было ограничиться одним? Эта интересная тематика будет рассмотрена в данной работе.
   Дальнейшее свидетельство Библии о разделении человека на мужчину и женщину
   Кроме вышеприведенных стихов, существует также дальнейший рассказ о разделении человека на мужчину и женщину, который тоже должен быть приведен здесь, так как на его основе будет строиться данная работа.
   "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
   И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
   Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
   И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одной плотью. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились".
   Синодальный перевод Библии сделан с греческого перевода, который также не в полной мере передает смысл, заложенный в еврейском оригинале. Поэтому, для понимания некоторых сложных мест обратимся к толкователям, работавшим с еврейским вариантом Священного Писания.
   Человек - Образ Божий в частях и в отношениях
   Разделение на мужчину и женщину было заложено в самом начале творения человека, как и возможность деторождения, увеличения числа людей. Значит это не следствие грехопадения и, тем более не ошибка Создателя. Это особый замысел. В чем он заключается?
   Прежде всего, вспомним, что человек сотворен по Образу Божию. Это можно понимать различно. В частности, как трехсоставность человека, подобную трехсоставности Божества. А можно взглянуть с другой стороны, примерно так, как дали объяснения догмату о Троице отцы каппадокийцы. С точки зрения отношений лиц. Три Лица Святой Троицы различаются лишь по отношению друг другу. В таком случае Их Образом будет образ отношений между Адамом, Евой и их потомством. Адам не рожден, а "взят из земли", Ева "изведена" Богом из ребра Адама, а их потомство рождается от Адама.
   Человек как образ Бога не может остаться вне тайны множественности. Бог есть Любовь. Для нас, христиан, это очень важное свидетельство, благодаря которому можно объяснить, почему люди сразу появляются как множество, но множество не самозамкнутое, а призванное к увеличению в своих детях. Получается, что быть образом и подобием Бога значит быть свободной личностью способной к удивительному единению с лицом другого пола и с Творцом.
   Библия как бы говорит, что Богу ведома радость и счастье общения многих в любви, понимании и заботе. Это полнота жизни. Нельзя обрести полноту в одиночестве. Кстати, эту же тему часто поднимает современная культура. Библия говорит, что Бог творит человека по Своему образу, по Своему подобию, а значит творит как множество.
   Различие между полами есть особый драгоценный дар, не сводимый лишь к физическому или биологическому устройству, они -- как бы два различных "образа существования" в одном человечестве, так же, как, например, можно сказать, что Сын и Святой Дух -- различные "образы существования", вместе с Богом Отцом, единого Бога. Можно еще сказать, что разница между полами -- в их различном призвании. По образу Христа, Нового Адама, и церкви -- мужчина и женщина призваны быть отцом и матерью "всего живущего", всего мироздания, тем самым и воплощая изначальную волю Божью о творении.
   Их различия не должны быть причиной вражды между ними. Тирания мужчины над женщиной, притеснение ее и прислужничество -- совершенно недопустимы. Точно также недопустимы и стремления женщин сделаться мужчинами, занять их позицию в жизни. Напротив, несмотря на природные различия, а скорее благодаря им, гармония и единство должны царить в их общем бытии, подобно как и в Божестве Самой Святой Троицы изначальное единство природы и бытия сочетается с реальными различиями между Отцом и Сыном и Святым Духом. Даже в Боге существует "иерархия", что означает порядок, в котором Божественные Личности находятся по отношению друг ко другу, к человеку и к миру: только один Отец есть "источник Божества", Сын является выражением Отца и "подчинен Ему", Святой Дух является "третьим" Лицом, исполняющим волю Отца и Сына. Но все три Божественных Лица совершенно равны. Троичная жизнь Бога должна служить божественным примером для жизни мужчины и женщины в мире".
   В самом разделении человечества на множество ипостасей преподобный Анастасий Синаит видит образ и подобие единосущной Троицы.
   Как мужчина не может существовать без женщины, Адам -- без Евы, так и женщина не может существовать без мужчины. Оба должны быть в совершенном духовном и физическом единстве, чтобы исполнить цель своей природы и жизни: достигнуть подобия Божия.
   Почему вначале только Адам?
   Бог не творит сразу обоих людей, потому, что они еще не созрели для этого. В Адаме должно было произойти определенное переполнение чувствами, за счет присутствующих в нем двух образов бытия, он должен был осознать необходимость кого-то такого же, равного ему, эквивалентного. Того, с кем можно поделиться радостями открытий и печалями, если такие случатся. Бог - совершенная, неописуемая и непостижимая сущность - слишком неравный собеседник человеку, в то время как Ева как раз то, что нужно. Идеально подходящая вторая часть. Кроме того, чтобы не нарушать свободу человека, Бог должен был дождаться его осмысленного желания получить "помощницу".
   Наконец, наступает момент, когда человеческий опыт познает Божественный замысел. У всего, что встретил человек в этом первозданном мире, находится пара, кроме самого человека, который неожиданно не только ощущает полное одиночество, но понимает необходимость еще кого-то. И только тогда, когда эта потребность осознается опытом человека, Бог дает бытие его мысли.
   Но этот акт появления "другого" не был обыкновенной эволюцией, простым развитием. Библия повествует об этом так: И навел Господь Бог на человека крепкий сон, то есть, согласно библейскому повествованию, чтобы произвести жену, Бог вводит человека в необычное состояние, для обозначения которого в древнееврейском языке существовало слово "тардема".
   "Тардема" -- это больше, чем крепкий сон. Это состояние, когда человек как бы теряет себя. Иначе говоря, речь в книге Бытия не идет о том, что Адам заснул "глубоким сном", а Бог хирургически вырезал у него ребро и "долепил" до образа жены. Человек, находясь в "тардеме", уходя в свои глубины, раскрывается и становится чем-то большим, чем был до того. Так появилась Ева.
   Некоторые люди чересчур буквально понимают слово ребро, подразумевая под этим кость. Но ведь в Библии множество аллегорий. Ребро так же легко могло быть гранью, пакетом качеств, который изымается у человека и дается другому.
   "Помощница человека"
   Господь говорит о "помощнике", но это также неточность, потеря смысла, обусловленная переводом. Неправильное толкование этого места Священного Писания стало следствием множества ошибок. Еще блаженный Августин удивлялся: "Ну какая же Ева помощница? В каком смысле? Какое странное наименование! Для чего вообще должна была явиться эта помощница? Нет иного ответа, как только для рождения детей..." Но ведь, исходя уже из понимания замысла Божия, согласно которому он "мужчину и женщину сотворил их", мы понимаем равновысокое назначение женщины.
   Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, вернемся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о "помощнике". Употребленное здесь слово "эцер" куда глубже по содержанию, чем кажется на первый взгляд. Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий (1878-1972) предлагал переводить семитское "эцер" как "восполняющая бытие". Ева выступает не просто помощницей, а "той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом".
   Мысль очень емкая: муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божия. Это сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ Габриель Марсель, сказать человеку: "Я тебя люблю" -- то же, что сказать ему: "Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь". Ибо, по слову апостола Павла, любовь никогда не перестает.
   Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде и родовой функции, а о восполнении самого бытия. Содействие же в труде, рождение потомства мыслится, скорее, как последствие этого восполнения. Муж обладает тем, чего не достает жене, а жена имеет то, что не хватает природе супруга. Она та, через кого Он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого Она вырастает в полную меру. Это различие -- не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее, взаимообогащающее. Они вместе только потому, что различны.
   Как писал в IV веке святитель Григорий Богослов, "Бог совершил подлинно величайшее чудо, разделив корень и семя многообразной жизни на две части и влил в недра обоих любовь, побудив их стремиться друг к другу".
   Увы, ни латинский, ни греческий переводы Библии не передают в полноте удивительный смысл слова "эцер". Впрочем, восточные богословы и не принимали то узкое представление о назначении женщины, которое предлагает блаженный Августин, говоря о рождении детей. Среди святоотеческих писаний встречаются мнения, по смыслу близкие к еврейскому оригиналу. Так, греческие Отцы Церкви называли Еву не просто детородительницей, но полноценным спутником Адама в его жизни. Она та, в ком Адам созерцает самого себя, то есть его отражение, "alter ego".
   Гимн любви
   Рассмотрим еще и последние слова Адама, которые он произнес, когда впервые увидел Еву: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего". В русском переводе это место малопонятно, так что обратимся к еврейскому тексту. В еврейском оригинале мы обнаруживаем: "жена" будет называться "ишА", ибо взята от "мужа", который по-еврейски звучит как "иш". Удивительная игра слов! Древнееврейское слово употреблено здесь сразу в двух родах, в мужском и женском, и подразумевает одно человеческое существо, но две стороны одного и того же явления.
   Здесь мы впервые сталкиваемся с проявлением поэтического творчества в жизни человека. Это первый гимн Любви. Адам воспевает Еву и те отношения, которые складываются между ними, воспевает чудо общения на равных, которое подарит ему жена. Адам взглянул на жену и увидел, что она имеет самобытность, она существо полноценное, до конца значительное, и связана с живым Богом неповторимым образом, как и он сам. Адам видит и осознает, что Ева -- это как бы он в женском роде, а Ева видит в Адаме, что это она, но в мужском "исполнении". Таким образом, после появления Евы мужская и женская природа начинают проявляться как половая полярность. Отсюда следует, что сам пол далеко не функция человеческого организма.
   Пол -- это свойство всего человека, каждой клетки его тела; свойство, но не суть. Через физиологическое различие Адам и Ева становятся неидентичными друг другу. Иначе говоря, сыны Адама и дочери Евы не две цивилизации но они два разных образа существования человека.
   Заключение
   Природное несходство мужчины и женщины далеко не ошибка, но премудрейший замысел Творца. Эта различность, как показано в Библии, не что иное, как потребность бытия, осознанная опытом первого человека.
   И Адам, и Ева, сотворенные по любви Бога, были призваны к вечному совершенствованию, к восполнению одним того, чего недостает другому. Каждый из них обладал уникальной природой и индивидуальными качествами. Существование друг друга наполняло их жизнь еще большим богатством смысла, давало им бесценное сокровище - равного, разумного человека.
   При этом их природа отображалась и на телесной жизни, потому что связь между душой и телом не внешняя механическая, а внутренняя. Адам обладал мужским, а Ева женским полом.
Через эту разность они обогащали свое личное бытие. Адам и Ева были абсолютно равны по сущности. Разность по личности и качественным характеристикам их душ и тел только обогащала их.
  
  
  
  
  

Список литературы.

  
   Источники:
      -- Анастасий Синаит, преп., Избранные творения, Москва, Сибирская благозвонница, 2006.
      -- Григорий Богослов, свт., Собрание творений: В 2 томах, М., АСТ, 2000.
      -- Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, 1991.
   Литература:
      -- Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим., Догматическое богословие, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад, 1994.
      -- Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., Еврейская энциклопедия, СПб., 1913.
      -- Лопухин А.П, Библейская история Ветхого Завета, Братство прп. Иова Почаевского, Монреаль, 1986.
      -- Лосский В.Н., Очерк мистического богословия Восточной Церкви, Догматическое богословие, М., Центр "СЭИ", 1991.
      -- Михаил Помазанский, протопресв., Человек - венец творения // Православное догматическое богословие, М., "Даръ", 2008.
      -- Фома Хопко, прот., Основы Православия / Пер. с англ. Под ред. прот. Андрея Трегубова, Минск, Полифакт, 1991.
      -- http://www.foma.ru/ Мужчина и Женщина.
      -- http://www.Православие.ru/Православная библиотека/ Образ Троицы в разделении человечества на ипостаси.
      -- http://www.aif.ru/Публикации/Зачем Бог поделил нас на мужчин и женщин.
  
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, Быт. 1:26-27
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, Быт. 1:28; 2:18-25
   Анастасий Синаит, преп., Избранные творения
   Фома Хопко, прот., Основы Православия
   www.Православие.ru/Образ Троицы в разделении человечества на ипостаси
   www.foma.ru/ Мужчина и Женщина
   www.foma.ru/ Мужчина и Женщина
   Григорий Богослов, свт., Собрание творений
   www.foma.ru/ Мужчина и Женщина
  
  
  
  
  
  
  
  
  

2

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"