Аннотация: Размышления Ярослава Славянова:основные сведения из биографии Бояна,авторе "Слова о полку Игореве"
Пролетели годы -
Словно ветры в поле
Дни отшелестели
Снегом по жнивью, -
Оставляю сам я,
Сам, по доброй воле,
Вечную Россию -
Родину мою.
Был ей верным сыном,-
Жил ее судьбою;
Пел не ради славы,
Жил не на показ...
Выпьем, насмотревшись,
В небо голубое,
Выпьем без охоты
И последний раз.
Ярослав Славянов.
НЕОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Ярослав Славянов - это псевдоним, а настоящая фамилия "паспортная", как он сам выражается, - Семенков Анатолий Филиппович. Он много знал и умел: за плечами курсы, техникум, институт, работа на золотых приисках геофизиком (начальником отряда), директором школы, сотрудником ВНИИ. Отверженный "за игнорирование программы Министерства просвещения", был штатным охотником в тайге, не раз смотрел смерти в лицо, добыл 16 медведей - шатунов, и, всегда, свято верил в предопределенность российской науки.
С 1972 года Ярослав Славянов жил в Красноярске и работал во ВНИИ над усовершенствованием и применением вездехода для тушения лесных пожаров.
Но, параллельно, постоянно, вплоть до самой смерти, он работал над тремя первостепенными темами:
1) Основы геоведения -
Это гипотеза, которая кардинальным образом меняет представление о Земле.
2) "Слово о полку Игореве" -
Это перевод со старославянского на современный язык. О творческом наследии и неповторимой судьбе Бояна - великого сына древней Руси.
3)Тунгусский метеорит.
Анатолий Филиппович был скромным человеком и не спешил публиковать свои наработки. Болезнь, а затем смерть помешали публикациям этих материалов. Умер Анатолий Филиппович в возрасте 67 лет.
Прошел год после смерти мужа и в г. Красноярске проходит Всемирная конференция о происхождении Тунгусского феномена. После моего выступления (по просьбе организаторов конференции), версию Ярослава Славянова опубликовали в интернете, теперь она принадлежит читателям. Мне, как вдове, одной головной болью стало меньше.
А теперь я хотела бы приступить к теме "Слова о полку Игореве". Писатели и ученые разных стран мира говорят о том, что у них были основатели их литературы, и их народы помнят и чтут. А вот в России не было такого поэта и писателя, все древнерусские произведения написаны разными авторами. Наступил 20 век, и появился человек, который в этом усомнился. Сам он с юных лет писал прекрасные стихи, рассказы, повести и поэмы... При этом постоянно и вдумчиво изучал древнерусскую литературу.
А.Ф. пишет: "говорю об этом, как человек, который более четырех лет тому назад "довел" свою тридцатилетнюю работу о творческом наследии Бояна до относительной завершенности"... Далее Ярослав Славянов описывает встречу с Д.С. Лихачевым и вытекающими последствиями... и пишет..."через правильное прочтение "Заточника" судьба Бояна прояснилась до бесспорности"... В обращении к Д.С. Лихачеву он продолжает: "Догадываюсь, Вас волнует судьба тысяч работ о "Слове о полку Игореве", накопившихся за полтора столетия. Но истина о Бояне - одна и стоит всех этих работ и вкупе взятых и поштучно... И, потом, не ждет все эти работы бесследная гибель: весомое зерно отсеется, пустая мякина отвеется... но все будет храниться, только все по своим сусекам... по достоинству... по научной ценности"... И далее Я.С. пишет: "Так появилось (в мае 1982 года) открытое письмо академику Д.С. Лихачеву. Но публиковать его, каюсь, не спешил, -самоуверенно, как теперь понимаю, надеялся: найдет - таки Д.С. время и способ встретиться со мною, перешагнув через порожек амбиции - ради научной истины..."
Прошло три года. Открытое письмо Д.С. Лихачеву Анатолий Филиппович начал так: "Позвольте мне, без пространного предисловия и без тактико - этических приемов и сантиментов, в самом начале письма кратко и ясно определить суть его содержания и назначение: обоснованное неопровержимыми доводами, оно призвано восстановить бесспорную истину и , тем самым, навсегда положить конец, неповторимому в истории мировой литературы, нелепейшему, почти невероятному, и, потому, неуклюже - кощунственному, "забвению" бессмертного имени величайшего поэта своего времени - автора "Слова о полку Игореве"; "Слова - моления Даниила Заточника"; "Повести о разорении Рязани Батыем"; "Слова о погибели Русской земли по смерти князя Александра"; и других, поистине неподражаемых творений гения древнерусской литературы. И не только в древнерусской. Этим, неповторимым по силе и величию таланта, песнетворцем и дирижером в благозвучном хоре древнерусской литературы, был великий сын древней Руси, гениальный ПОЭТ, имя которому - БОЯН. От него - от БОЯНА, - пошла и есть - истинно русская литература. Его поэмы и сказания, былины и плачи, веселые припевки и тихие наговоры, все его, как мы теперь говорим, творческое наследие века, звучало в устах русичей, как слово Бояново. Целесообразно и нам продолжить - теперь уже профессиональный, конкретный разговор о творческом наследии Бояна, начиная с поэмы "Слово о полку Игореве". И сегодня, называя имена творцов русской литературы известных, и, ожидая имена грядушие, мы должны ясно понимать и свято помнить : перед всеми именами творцов истинно русской литературы должно стоять имя бессмертного и неповторимого гения - Великого сына Древней Руси - имя БОЯНА.
Его именем, его вдохновенным словом, Русь объединила разрозненные междоусобицей силы против опустошительных набегов половцев. С его именем, с его могучими по глубине патриотизма творениями, Русь прошла через экономическое иго татаро - монгол без явного духовного ущерба. Ни одному поэту Земли не выпало на долю столь величественная, столь светлая и столь тяжкая судьба. В судьбе Бояна воплощена судьба самой Руси, - от веков минувших, до дней нынешних. Ни у одного поэта Земли не было такого множества врагов, внешних и внутренних недругов, скрытых и реальных, завистников одаренных и бездарных. Но ни один поэт Земли не имел такой неколебимо - надежной опоры, как Боян.
Позвольте на этом мое открытое письмо, которое я намеренно адресовал Вам при свидетельстве миллионов читателей. Моей целью было начать этим "ОТКРЫТЫМ ПИСЬМОМ" первые страницы БОЯНОВЕДЕНИЯ, чтобы будущие бояноведы продолжили эту огромную по значимости и объему работу. Созданию группы бояноведов, на мой взгляд, должна предшествовать Всесоюзная конференция, архи кратко, и потому, извините, сумбурновато изложенной мною в этом открытом письме, с которым я обращаюсь к Вам, - первому моему научному оппоненту.
С уважением - Ярослав Славянов.
Далее Я.С. обозначил основные сведения из биографии Бояна, дату рождения и смерти, город, в котором родился Боян. Уточнил, кто и когда сделал надпись на одной из колонн Софийского собора в Киеве.
Письмо осталось неопубликованным. Вскоре уже некому было публиковать, некому было и читать. Прошли годы, и я, вдова Ярослава Стоянова, теперь живу в Германии. Я хотела, чтоб память о человеке, беззаветно любившем свою Родину - Россию, "Был ей верным сыном,- Жил ее судьбою", воплотилась в его мечту: " чтобы будущие бояноведы продолжили эту огромную по значимости и объему работу".
Все, кого заинтересовали работы и размышления Ярослава Славянова, могут связаться со мной по адресу:
Fanya Semenkova
Konrad-Kurzhold Strasse 1
65549 Limburg
Deutschland.
С уважением, Семенкова Фаня.
Слово о великом сыне Руси - Бояне
Ярослав Славянов.
ОТКРЫТОЕ ПИ С Ь М О
АКАДЕМИКУ Д.С. ЛИХАЧЕВУ
СЛОВО О ВЕЛИКОМ СЫНЕ РУСИ
КРАСНОЯРСК
1982г.
СЛОВО О ВЕЛИКОМ СЫНЕ РУСИ
/Открытое письмо академику Д.С. Лихачеву/
Уважаемый Дмитрий Сергеевич!
- Позвольте мне, без пространного предисловия и без тактико-
этических приемов и сантиментов, в самом начале письма, кратко
и ясно определить суть его содержания и назначения: обоснованное
неопровержимыми доводами, оно призвано восстановить бесспорную
истину, и, тем самым, - навсегда положить конец - неповторимому в
истории мировой литературы, нелепейшему, почти невероятному, и,
потому, неуклюже - кощунственному " забвению' бессмертного имени ве-
личайшего поэта своего времени, - автора "Слова о полку Игореве",
"Слова -моления Даниила Заточника"; "Повести о разорении Рязани
Батыем", "Слова о погибели Русской земли по смерти князя Ярослава
Великого"; " Повести о жизни и о храбрости благоверного и великого
князя Александра", и других, поистине неподражаемых творений, гения
древнерусской литературы.
Нет необходимости, Дмитрий Сергеевич,- убеждать Вас: даже
в этих,- главных,- названных мною, произведений словутного песне-
творца - достаточно, чтобы определить его роль и место в древне-
русской литературе. И не только в древнерусской.
Этим неповторимым - по силе и величию таланта - песнетворцем,
и, дирижером, в благозвучном хоре древнерусской литературе,-был
великий сын древней Руси,- гениальный поэт, имя которому -Б О Я Н. От него - от БОЯНА, - пошла есть,-истинно русская литература. Его поэмы и сказания, былины и плачи, веселые припевки, тихие наговоры, - все им написанное, сказанное и напетое,-все его, как мы теперь говорим, творческое наследие века,- звучало
в устах русичей, как СЛОВО БОЯНОВО. . .
Писатели древней Руси считали своим долгом,- вторить его
таланту. Через сто двадцать пять лет после ухода БОЯНА из жизни,
Сафоний Рязанский,- воспевая победу Дмитрия Донского в Кули-
ковской битве,- пишет "ЗАДОНШИНУ", и обращается к имени БОЯНА, не
скрывая -явного - подражания "гораздому гудцу",- автору "Слова
о полку Игореве".
Целесообразно и нам, Дмитрий Сергеевич, продолжить - теперь
уже профессиональный, конкретный разговор о творческом наследии
БОЯНА, начиная с поэмы "Слово о полку Игореве".
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
/краткий текстологический анализ на авторство /
Поэму "Слово о полку Игореве;, Игоре Святославиче, внуке
Олеговом",- истинные поэты - называют по достоинству:
ГЕНИАЛЬНОЙ. Маркс дал такую же высочайшую оценку поэме с точки
зрения не только художественной, но и с точки зрения общественно-
политической.
Исходя из этого, не сложно сделать логический вывод: поэма
"Слово о полку Игореве" написана, ГЕНИАЛЬНЫМ поэтом древней
Руси.
ГЕНИАЛЬНЫМ! - ибо и сегодня, через семьсот девяносто семь
лет, отделяющих нас от времени похода князя Игоря, мы все еще
поражаемся: каким же могучим талантом нужно было! обладать, чтобы
написать об этом событии/и его последствиях/ так, как написал
об этом автор "Слова о полку Игореве". Не будем забывать об этом,
Дмитрий Сергеевич. И еще будем помнить: автор "Слова о полку
Игореве" был участником похода, был живым свидетелем поражения
Игоря, и, при всей своей гениальности,- как живой, смертный
человек оказался в плену у Кончака. Вместе с легко раненым кня-
зем Игорем.
Что ждал хан Кончак от князя Игоря, своего пленника? -ни-
чего, кроме выкупа. Князь без дружины был ему не опасен, и не
интересен. Хану не терпелось услышать, что скажет поэт о его,-
Кончаковой, - победе над князем Игорем. Хан понимал: поэт согла-
сился принять участие в походе Игоря и воспеть этот поход, как
истинно патриотический поступок, воспеть в назидание русским
князьям, занятым раздорами между собой. И, конечно же, поэт за-
мышлял воспеть победу Игоря. А теперь - поэт - его пленник,
его заточник! И хан торопит поэта: толмачи готовы переводить
русские слова поэта - БОЯНА для воинов - половцев. Сам хан Кончак
знает русский язык /вернее, владеет им/ и, поэтому, будет слушать
поэта, сидя на мягкой подушке, в окружении малых ханов, а, рядом
с ним, - под охраной двух могучих воинов, будет стоять князь
Игорь и, - стоя,-/повинуясь своей участи/,- с горечью вслуши-
ваться в новые слова поэта-песнетворца БОЯНА. Ведь БОЯН уже
успел воспеть славу полку Игореву,- началу его похода, и полной
победе Игоря в первом сражении. . .
Во второй битве - слава за Кончаком.
Каким же будет теперь запев "Слова о полку Игореве?"...
Оставшимся в живых русичам и князю Игорю наизусть пом-
нятся слова ПЕРВОГО запева "Слова":
"Кони ржут за Сулою;
Звенит слава в Киеве;
Трубят трубы в Новгороде;
Реют стяги в Путивле!..."
Этот запев теперь неуместен... Плененные русичи - молча, поту-