Блоггеры и некоторые журналисты считают, что название произведения- это треть успеха и читабельности.
Возможно, что это так, специально не проверял. Мое название немного сходно с «Blood, Sweat & Tears», ну пусть тогда будет «Blood, Heat & Tomatoes».
Дело было с моим бывшим начальником в период его службы на одном из крымских аэродромов.
Он тогда летал командиром корабля на известном и практически единственном в 60-е годы транспортном самолете Ли-2, известной лицензионной сборке американского Douglаs DC-2.Затем, как он говорил, на свою голову переучился на уже внука «Дугласа» Ил-14.Это он больше о двигателях АШ-82Т горевал, ибо с «Wright R-1820 Cyclone 9», на основе которого в СССР стали выпускать свой М-62 А, такой бы халэпы не случилось.
Ну, тут можно поспорить, однако, чем далее наши переделки отодвигаются от оригинала, с которого скопированы, лучше они не становятся.
Я пользуясь первой «Копейкой»,которая наиболее была приближена к итальянскому папе и сравнивая с последующими. Или недолго имея в пользовании «Электронику ВМ-12» содранную с «Panasonic NV-2000». В итоге, зарекся пользоваться советским автопромом и электроникой еще с 1985 года. Нервы дороже.
Короче, мой шеф, под негласным названием «Старик», которое он кстати и сам себе выбрал для общения на форуме, помимо служебных задач выполнял еще и частные. В то время даже в средней полосе с овощами и фруктами было вообще никак, поэтому приходилось крутиться.
Я был, в те годы школьником и как все было не очень с витаминами, судил, например, по произведениям Виктора Конецкого. « Отправился в Мурманский ЗАГС с двумя килограммами чеснока... Что в загсе сработало: дремучее «написано пером, не вырубишь топором» или дефицитный на севере в начале пятидесятых годов чеснок...»
За чеснок люди ухитрялись менять фамилии и переделывать метрики.
Так вот, на своем Ил-14 в командировках на север экипаж ухитрялся за спирт менять на полях окрестных сел помидоры, огурцы и капусту и возить на север, для сослуживцев, на обмен на красную рыбу и прочее. Тем более, что по классификации НАТО самолет имел прозвище Crate , или «Ящик», а с таким погонялом сам Бог велел «Грузи больше, вези дальше».
Процесс обмена начинался с объезда подконтрольных территорий, которые предварительно разведывались с воздуха. На полях работало много молодых девчат из Молдавии и центральных районов Украины. Впрочем и зарабатывали они за сезон в месяц никак не меньше шахтера в забое.
Речь как раз о девчатах, так как сманить их спиртом было нереально. То ли дело сторож, который в курине ночевал в поле, охраняя собранные в ящики помидоры для последующей транспортировки или на базу или на переработку в томат.
Опять же, важное качество для сторожа это было «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», ну то есть не быковать и не жлобствовать. Таких наказывали и больше дел с ними не имели.
Вспомнил рассказанный случай, когда на вертолете Ми-8 народ совершал на югах неплановые посадки и затаривался арбузами и дынями. Обычно мешок дынь обходился в 10 рублей. Это было уже начало 80-х годов. И вот, ни с того ни с чего, бабай запросил за мешок 20 рублей.
Ну 20 так 20, «Хоп», ударили по рукам.
Бортач вытаскивает из салона шестиметровый чехол от вертолетной лопасти, набивают его дынями и вчетвером волокут эту «колбасу» в вертолет.
Бабай конечно охренел, попытался вспомнить басмаческое детство, но «Нож хорош у того у кого он есть...». Поэтому на вопрос командира- Ну что Абдулла, еще мешочек? Он только засверкал глазами и прошипел « Иблис тебя забери...»
Так, снова вернемся к помидорам.
Сторож был найден, напоен, накормлен и выделил сотню деревянных ящиков заполненных томатами.
Все это за несколько ходок было перевезено к самолету на командирской «Победе», загружено и закреплено.
Сложность была в том, что помидоры товар нежный и скоропортящийся. Это ведь были наши, вкуснейшие, отечественные помидоры. Которые не могли лежать неделями, как сейчас тепличные или китайские. Они очень были хороши и в салат и в качестве заправки борща и с солью и с сахаром и на соление и на квашение.
Одно плохо, долго не хранились.
Вылет планировался на 5.00, пока прохладно, воздух не прогрелся, разбег небольшой. А там через 12 часов Ил мог быть уже где нибудь в районе Вологды или Архангельска. Ну если ветер попутный и погода позволит.
Например, при температуре 15 градусов длина разбега для взлета составит примерно 650-700 метров. Загруженный, конечно.
А при температуре воздуха 35 градусов уже 950-1200 метров, в зависимости от режима работы двигателей.(Взлетный или номинальный).
А взлетная полоса грунтовая, длина чуть более километра, а там телеграфные и электрические провода.
Наступило утро, экипаж сходил в столовую, на мед.осмотр, и с радужным настроением прибыл на КДП. Ну КДП это громко сказано, деревянный сарайчик с антенной радиосвязи, «колдуном» и термометром. А, ну еще и РП (Руководитель Полетов), куда ж без него.
-Ну что, Михалыч. Есть «добро»?
-Неа, зевнув сказал РП, которого растолкала на службу жена еще засветло.
-А чего ж так, службу забыл?
-Да зону закрыли, то ли космонавты, то ли правительство, то ли вояки с Бельбека снова стреляют.
Надо сказать, что правительственные борта в то время были частыми гостями в Крыму. И центр подготовки космонавтов там тоже имелся.
-Ну ладно, перекурим, тачки смажем....Сказал командир и пошел к экипажу под навес.
Солнце поднималось все выше и выше, температура воздуха также стремилась догнать его и перегнать.
И это ей удавалось. К 10 часам температура уже подошла к тридцатке. Штиль.
Командир заволновался. По всем полетным документам от шел пустым. В полетном листе было задание на перевозку запчастей из Вологды и Архангельска обратно в Крым..
А пустой самолет, да на взлетном режиме и с пятачка взлетит.
Поэтому не волновался никто, кроме командира и помидор.
Еще не был снят фильм «Нападение помидоров убийц» Джона Де Белло, но всему свое время.
Наконец в полудню воздушное пространство открыли. Все обрадовались, особенно температура воздуха, подскочив из-за штиля до сороковника.
-Ну что, мужики, по ступам. Бодро дал командир команду экипажу. И все по жаре, тягуче, потащились с раскаленному Илу.
Запустились с ходу, порулили. Помидоры еще хранили утреннюю прохладу.
-Эх, искупаться бы сейчас. Прижмурился молодой правак.
-Экипаж взлетаем.
Самолет начал разбег. Триста, пятьсот, восемьсот, вот и скорость отрыва. Ил никак не хотел отрываться от пыльной полосы.
-Бля, уже столбы приближаются.
Командиру ничего не оставалось, как поддернуть самолет вверх, перескочив через провода.
Потеряв скорость машина плавненько, как показалось помидорам, шлепнулась на колхозное поле.
Помидоры никак не хотели покидать свою крымскую родину.
Ящики поехали вперед и завалили томатной пастой всю переднюю кабину.
В это время от КДП и с колхозного поля подоспел перепуганный народ.
-Смотрите, кровь, кровь..Они погибли...
Поток красного томатного сока вытекал из щели закрытый двери самолета.
Дверь неожиданно распахнулась и оттуда на четвереньках вытекли четыре жертвы злобных томатов.
Жертв нет, самолет восстановлению не подлежит, помидоры тоже.
Старик жалел, что не стояли на борту родные амерские двигуны. Все бы было нормально. Непатриотично, но слов из байки не выбросить.
Командира на год отстранили от летной работы и он смог вплотную заняться своим любимым делом. Он ведь был мастер спорта по пилотажу.
Чуть позже его выбрал к себе в инструкторы один из космонавтов, который был с прочими на сборах в Крыму.
Так и летал с ним на Як-18.
Через год Старик восстановился на летной работе и перевелся на Камчатку командиром корабля Бе-12.
В 1986 году по достижению 45 лет вернулся в Крым пенсионером. Где занимался, уже будучи подполковником запаса , работой с молодежью. Ушел из жизни в 2012 году.
Вот такая вот история о хорошем летчике и человеке. Ну а нэгаразды могут случиться с каждым..