Будет небольшой информационный пост о вылетах на воздушную разведку на объекты отличающиеся от обычных целей.. Полеты были выполнены в разное время и из разны мест. В Приморье Ил-38 77 противолодочного полка и из Елизово 317 отдельного смешанного полк, Ту-16 и Ил-38.
После модернизации линкор «Нью Джерси заходил в Японское море, в 1983 году. Сами моряки его называли «Большой Джей» («Big J»).Корабль действительно впечатляет. Издалека кажется не таким уж и большим, но пролетая на малой высоте мимо. Например, когда снимали РЛС фрегата «Нокс», разведка флота поставила задачу сфотографировать подробно станцию SPS-40.
Что-то там нового они углядели, интересного для себя. Ту-16 не пошлешь, он вроде как ракетоносец. А наша лайба опасности не представляет, почти гражданский Ил-18.
Так вот, его проскакиваешь довольно быстро, примерно на три- четыре щелчка фотоаппарата.
А вдоль линкора летишь- летишь и такое ощущение, что он не заканчивается.
Линкор модернизировали, установив на него много нового, но нам более всего были интересны контейнеры с ракетами «Томагавк» и «Гарпун».
«Томагавк» могли применять и в ядерном варианте, поэтому заход такого корабля существенно менял расстановку сил в нашей зоне ответственности. Рейган был парень жесткий и не любил дипломатические увертки, вполне мог дать команду бабахнуть.
Как-то увидел фото, линкор по длине как два фрегата типа «Нокс», про облет которого я упоминал.
Подробно можно рассмотреть что и как на нем есть, в фильме со Стивеном Сигалом. Вернее, на систершипе «Миссури».
Но я сейчас о том, как флотские операторы сидя в штабе прикидывали, пробьет ли противокорабельная ракета броневой пояс линкора в 307 мм.?
Лично я не припомню, чтобы такие испытания проводились при стрельбах, например ,«Аметистом» или «Прогрессом».
Теоретически должен был пробить, исходя из массы и скорости ракеты. А как на самом деле, кто знает. Это уже позднее, с «Гранитом», там была бронированная боевая часть с замедлением подрыва, эта бы точно пробила.
Кроме этого предполагали, что орудия главного калибра в 406 мм. могут использовать снаряды с ядерным зарядом до 1 кт. Они для него имелись, а вот оставили ли их после модернизации- это вопрос..
Да и обычным снарядом со взрывчаткой в 1225 кг с дальностью стрельбы 38 километров он мог спокойно расстрелять Владивосток не входя в зону поражения большинства стационарных средств береговых частей. А обстрел позиций в Ливане показал, на что способны его орудия.
После 60-х годов считалось, что песенка линкоров спета. И вот, «никогда такого не было и вот опять...»
Хотя еще оставались у нас в строю крейсера пр.68 бис, но их 152 мм. калибр ну никак не тянул рядом с 406 мм. линкора.
Слышал рассказ в курилке командира, БПК пр.57 А, который следил за линкором.
-Первая мысль, когда подходили к нему была «Е..ть ..вот это дура..что ж с ней делать то?»
Летали на него трижды, в РЛС видно далеко, отметка мощная. Снимали с высоты около 100 метров, близко проходить не разрешали. Вот осталось такое фото.
В дальнейшем «Нью-Джерси» оказался в музее в Филадельфии. Кто был на его борту на экскурсии, рассказывали, что на линкоре есть специальная команда, следящая за его состоянием. Смазка, проворачивание механизмов. То есть, при необходимости можно вернуть в строй.
Вторая часть поста о вылетах на вскрытие кораблей слежения. У нас такие назывались КИК- Корабль Измерительный Комплекс.
Дело в том, что в северной части полуострова Камчатка находился полигон для испытаний боевых блоков стратегических ракет. Назывался объект «Кура». Американцы знали о нем давно, еще с 50-х годов, неоднократно фотографировали приход боеголовок. При входе в атмосферу они разогреваются и видны как падающая звезда.
Наблюдать за их падением важно, так как определяют с помощью фото, РЛС, тепловизора их характеристики. Температуру разогрева, размер, особенности формы. Эти данные затем вводят в память ЭВМ для анализа и принятие решение на поражение системой противоракетной обороны. Дело в том, что помимо основных боеголовок, в комплекте летят ложные цели. Вот и нужно дать возможность компьютеру научится их различать.
На конечном этапе, когда ложные цели начинают отставать по траектории от боевых (они намного легче), сделать это уже поздно
Для слежения за испытаниями США задействовало три вида наблюдения. Авиационный, корабельный и стационарный.
Авиационный комплекс представлял разведывательные самолеты с аппаратурой слежения. Поначалу это были самолеты «Скайуорриор». Вылеты производили с аэродрома Шемья.
Позднее, это стали делать самолеты RC-135.
На них даже устанавливали радиолокационную станцию большой мощности.
Самолеты постоянно модернизировали.
Но ими больше занимались коллеги- ПВОшники на Су-15, а затем на Миг-31. Постоянно сопровождая, при их полете вдоль «Ленточки» (границы территориальных вод).
Наземный компонент включал в себя РЛС большой мощности на самой базе Шемья. Называлась- «Кобра Дейн» («Cobra-Dane») с дальностью действия до 5000 км и точностью определения координат шарика размером с 10 см на дальности 4000 км.с погрешностью 5 метров.
Ну а надводная часть включала корабли (суда), оборудованные РЛС и системами иного наблюдения.
Нашей основной целью было судно «Обзервейшн Айленд» с радиолокационной системой «Кобра Джуди».Как только американцам сообщали о готовящихся запусках, согласно договора ОСВ, «Кобра» тут как тут.
Обмен информацией между СССР и США производился на взаимной основе, чтобы предотвратить возможность тревоги о начале ядерной атаки.
Помешать вести разведку ему ничем не могли, судно в нейтральных водах. Несколько раз пытались ставить помехи, но эта идея так и заглохла. Уж очень станция мощная.
Вот его последнее фото 8 марта 2007 года. Выгнали ,на полетать в праздник.)))
И еще скрин с видеозаписи.
В настоящий момент судно уже списано и ему на смену пришло судно с «Кобра Джуди-2»
И еще вот такую практически стационарную станцию сделали SBX-1. Будет находится возле полигона «Кура» постоянно..