Был такой факт в моей летной биографии, когда сам напросился на Ил-20 слетать на «Тим Спирит-82».
Даже и летной не назовешь. Слетал в качестве любопытного и надоедливого пассажира.
В апреле 1982 года США совместно с Южной Кореей проводили совместные учения "Team Spirit". Проводят подобное каждый год. Если сказать «Шершавым языком плаката», то выглядит это так.
«Американо-южнокорейская группировка войск (сил) была условно разделена на «синих» и «оранжевых». Действия сухопутных войск разворачивались в гористой местности восточнее Сеула (в 50 км южнее демилитаризованной зоны). По плану учения проведение операций в этом районе, осуществлялось в восточном и западном направлениях.
Войска «синих», включавшие части и подразделения морской пехоты США и Южной Кореи, в районе порта Пхохан (на восточном побережье Корейского п-ова) провели отдельную морскую десантную операцию. В ходе которой отрабатывали высадку морской пехоты на необорудованные участки побережья с использованием плавучих десантно-высадочных средств и транспортно-десантных вертолетов, ведение боевых действий по удержанию и расширению захваченного плацдарма во взаимодействии с кораблями и авиацией 7-го флота США и ВМС Южной Кореи.
В течение данного этапа были проведены отдельные учения и тренировки по отработке способов преодоления водных преград, организации перебросок личного состава и грузов, их выброске и десантированию на площадки ограниченных размеров.»
Какую там картинку расположения сил нарисовали по итогам учений, даже не догадываюсь .Но из учебника тактики она выглядит так.
Если не очень углубляться в политику то ,что говорили тогда наши политработники, совсем не отличается что говорят сейчас.
«Именно США являются главным виновником раскола корейской нации.
Они уже с середины 19-го века протягивали в Корею агрессивные щупальца, и, пользуясь окончанием второй мировой войны, пошли на осуществление своих притязаний на захват Кореи.»
И я, безусловно .тогда в это верил. Но практика критерий истины. Достаточно побывать и на Юге и на Севере в настоящее время и слово «щупальце» уже не так бросает в дрожь, как в 1982 году.
Итак, болтался я на аэродроме, даже не помню по каким делам. Я тогда летал не очень много, так как попал сразу по прибытию в полк в экипаж командира полка. Естественно у него в экипаже были и старший штурман полка и просто штурман полка. Я ,как молодой, был третьим штурманом СПИУ.
В свободное от полетов время меня постоянно припахивал для помощи начальник разведки полка, в принципе, я больше время проводил у него, чем в классе эскадрильи.
Замечаю новый самолет на стоянке. Ух ты! Обошел, посмотрел, на базе Ил-18. Ну я то тогда не знал что на флоте есть разведчик Ил-20. Для ведения стратегической разведки.
Еще и такой был, для управления силами по войне. Это сейчас благодаря интернету все всё знают. А тогда за лишние вопросы могли здорово язык прищемить.
И на аэродроме встречаю начальника разведки Макса(это от его фамилии).
Ну я его допек своими «почему» до синих веников. Он и поведал, что идут учения в Южной Корее. Ждут их завершающую фазу, самый «пряник» информационный это высадка десанта.
Наши стараются все это отслеживать, ибо по такой же схеме и в такой же последовательности это будет фактически и по войне. Только не в Корее, а у нас на Шаморе...ну или на Халахтырке, на Камчатке.
Там же в феврале и апреле 1982 года группа специального назначения 42 РПСпН, находясь на боевой службе, выполняла специальные задачи. Находились на разведывательном корабле «Анероид» и на средствах высадки чего то там в Корее делали.
Ну это узнали через несколько лет, так как информация была закрыта.
Я как самый любопытный, пристал к нему как лишай к пионерке.-«Хочу-хочу-хочу...»
Дело в том, что с навигационным оборудованием у Ил-20 было слабовато. Поэтому его «выводил» Ил-38 в место ведения разведки. Ну и вдвоем не так страшно. Сбить могли не задумываясь. Или истребитель какую пакость сотворит. Кувыркнешься и будешь потом доказывать через спиритическое блюдце-«Это они, гады все сделали!»
Кстати, на те же грабли наступили и создатели Су-24 МР. У него тоже с навигацией не очень было. Поэтому на разведку ходили парой. М и МР. Потом под это придумали обоснование, типа «РУГ- разведывательно- ударная группа».Просто в то время по массе и габаритам не все можно было запихать в один самолет.
И мне засвербело именно попасть на Ил-20. Все аргументы Макса- ты там будешь мешать...самолет секретный..я тупо игнорировал.
-Я тебе помогаю? Вот..Это ,что кому-то во вред ? Я взгляну сам, как добывается развед. информация.
В итоге он плюнул и пошел договариваться со старшим группы. И я был включен в состав Ил-20 как помощник по разведке от противолодочного полка.
Самолет был набит разной аппаратурой, относительно новой для того времени.
Постоянного экипажа, я о спецах, не было, поэтому собирали ото всюду.
Например, на радиоразведку(слухачей) взяли из 38 бригады ОСНАЗ. Нужны были знатоки корейского и английского языков. На радиотехническую разведку из Хороля с Ту-95 РЦ, фотографов из- Пристани с Ту-16. Операторов «Иглы», не знаю откуда. Основная роль, конечно, отводилась станции бокового обзора «Игла». Благодаря этой РЛС можно было получать изображение объектов с качеством сравнимым с фотографией. Было важно, детально рассмотреть высадку десанта ,не входя в территориальные воды Кореи.
Взлетели парой. Первым ушел Ил-38, вторым мы. Держались за лидером визуально и по моему еще и по своему локатору . Он у него хоть и слабый, но если антенну на угол наклона «0» вывести, можно наблюдать отметку впереди летящего самолета.
Ну я в кабину не совался. Спасибо что хоть взяли.
Перехватили на подходе. Это уже обязательно. Перед высадкой десанта штурмовики с авианосца так перепашут береговую черту, что и сопротивления не будет никакого.
Лететь долго. Покрутил»Вишню», станция радиоразведки. Музыка и по корейско- китайски что то говорят.
Капитан оператор мне ликбез по ней прочел. Оказалось, что станция скопирована с американкой. Прототипом этого аппарата ста приемник фирмы Raytheon, снятый с «океанографического исследовательского» судна Pueblo, это когда его СевероКорейцы захватили.. Производство аппарата производилось Каслинским радиозаводом.
А это нашел в воспоминаниях его «копировальщиков»...Показалось интересно.
«Небольшой алюминиевый ящик , с невзрачной на первый взгляд передней панелью , таил в себе множество технологических и схемотехнических новшеств. Особого внимания заслуживает прицезионная механика этого аппарата , при помощи которой производилось сканирование и ручная перестройка . Несколько лет понадобилось заводским инженерам-механикам и слесарям-сборщикам , чтобы шестеренки , изготовленные к стати , на лендлизовском станке , зажужжали как надо. Инженеры-электрики тоже "хлебнули горюшка" с чрезвычайно плотным монтажом. Конструктивно изделие выглядело так : множество небольших квадратных , полностью серебреных снаружи и изнутри блочков , стянутых между собой невыпадающими винтами. Каждый блочек выфрезеровывался из цельного куска силумина , поражает тонкость и проработанность этой конструкции - под каждую крышечку , лампу , стоечку и жгут , тонкой фрезой фрезеровался канал. В тонкостенный корпус блочка , изнутри , через специальные отверстия , впресовывались изоляционные контактные стойки , изолятор которых выточен из фторопласта , на которых монтировались элементы , а также внутри приклепывались бронзовые замки , в которые защелкивались радиолампы. Внутриблочный монтаж выполнялся проводом МГТФ в шелковой изоляции. Электрически все блоки между собой соединялись через разъемы , практически без межблочных жгутов. Весь полезный объем корпуса аппарата был использован на 100 процентов без исключения. Схема аппарата собрана полностью на сверхминиатюрных лампах обычной и стержневой конструкции с гибкими выводами.(1Ж24Б; 1Ж29Б...6Ж2Б...). Благодаря прекрасно продуманному конструктиву , аппарат обладал чудовищной живучестью и проходил жесточайшие испытания в немыслимых условиях - барокамеры , термотренировки , вибро на удар , на ускорение , соленый туман и тд. В связи с этим , заказчиками этого изделия были ВМФ и ВВС СССР. Выпускался этот аппарат вплоть до 1990 года. Интересный факт - до сих пор не подписан документ о его снятии с производства !?.»
Ну ,через час меня согнали и я стал смотреть как работают фотики. Здоровенные фотоаппараты управлялись дистанционно с пульта. С боков фюзеляжа открывались шторки и производилось перспективное фотографирование. Широкая пленка, сантиметров тридцать по ширине.
Дважды снижались и по команде ведущего снимали корабли, которые готовились к высадке. Это танкодесантный корабль типа «Ньюпорт». При подходе к побережью, опускал аппарель и по нему съезжали на берег танки.
Ну а дальше всем сразу нашлась работа, самолет ходил галсами за Ил-38, очень близко к территориальным водам. Начинал съемку и шел ровно без кренов иначе получались искажения. И так почти два часа.
Туда-сюда...Оператор сказал, что разведка точно подсказала время высадки, сняли нормально. Фотографий «Иглы» у меня конечно нет. Да и представить-«Дай на память»...Уж особист очень бы обрадовался такой просьбе.
Не исключаю, что время передавали наши спецназеры с Холуая.
Но с другой стороны, этот полет ведь небольшая часть всех мероприятий по разведке. Там и РЗК (Развед.корабли) ходили и авиация две недели летала.
Мои впечатления, это малый фрагмент того, что было проведено разведкой флота. Не говоря уже о орбитальной группировке спутников.
Вот так примерно выглядит фрагмент всей высадки. Снято, понятное дело, не во время моего полета. Позднее. На последнем этапе- постановка дымовых завес и помех средствам прицеливания.
Ну а мы нормально пришли домой. Я помог разгрузить кассеты для проявки. Попрощался с экипажем и уже поздним вечером был в гостинице.