Каждая история имеет свой процент достоверности. Это понятно всем и каждому, кто когда нибудь травил, в правильном смысле. Рассказывал истории, которые все окружающие слушали раскрыв рот.
Иначе и начинать не следовало.
По прочитанному, знаю, что сказочники пользуются большим уважением на зоне. Они таким образом, развлекали паханов в камере и могли не работать, как мужики. Это я прочел, сам там не был и не собираюсь.
Так вот, по моему мнению, правды в документалистике должно быть 80%, в протоколе 90%, в байке 50. Если менее, она превращается в пи..дёж, что обидно для рассказчика.
Считайте мои сочинения байками в хорошем смысле слова.
Итак о торпедометании. Это такой вид боевого упражнения, выполнение которого обязательно согласно КБП- Курса Боевой Подготовки.
По прибытию из училищ, летный состав начинают 'вывозить'. Не путать с 'выносить', хотя если плохо летчика вывозили, то хорошо будут выносить. И не одного, а с экипажем. Поэтому советскую систему подготовки летного состава, лично я оцениваю на твердую четверку.
А кого же на пятерку? По мне, однозначно израильтян. Особенно в последние лет двадцать.
Если взять навскидку несколько высказываний пилотов Цахал (Зроа hа'Авир ве-hа'Халаль)... 'Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы.'
Это о боях в Египте в 70-е годы прошлого века.
Советская подготовка летчиков и штурманов в СССР была достойной.
После распада союза 'планка' однозначно снизилась, это подтверждают и катастрофы, вообще ни в какие ворота не лезущие. Меня особенно поражают происшествия с Бе-12. Это вааще не убиваемый пепелац. Одних заклепок под миллион. Его прикладывали о бетон с высоты в десяток метров и хоть бы хер.
Особенно я припух от радиообмена командира Бе-12 при катастрофе в Каче 12.10.2012.
Руководитель полетов.- На повторный.
Помощник командира- Перелетели.
Командир- Да хрен с ним.
Штурман- Куда летим?.
Командир- Да хер его знает.
И все..Падение самолета с гибелью экипажа.
Ранее писал о аварийной ситуации на борту в рассказе 'История одного полета'. Действие командиров небо и земля.
Летный состав начинают вывозить согласно курса, от простого к сложному. С инструктором, который убедившись, что все усвоено, допускает своего протеже к следующему этапу обучения. А чтобы 'застолбить' и обязать юридически отвечать за качество своего обучения, инструктор делает запись в летную книжку-'Допущен к такому то виду...'
Купить допуск как права здесь не получится. После того, как ученик накосячил, собирается методический совет. Уж там разберутся.
И в лучшем случае ,инструктор перестанет быть инструктором, в среднем случае- лишится классности и будет снят с летной работы, а в худшем-'Твой дом тюрьма'.
Что касается штурмана, то его вывозят по самолетовождению сначала в районе аэродрома(день-ночь), затем по маршруту (день-ночь), затем на поиск подводной лодки с различными средствами(Буи, магнитометр), затем на боевое применение(бомбометание, торпедометание, постановка мин). Для тренировки используют практические бомбы. К примеру, если выполняется торпедометание бомбой, то вместо торпеды подвешивают бомбу и штурман отрабатывает всю последовательность действий, падает только не торпеда, а бомба.
После каждого этапа в летную книжку пишут допуск.
Впрочем, это не гарантия успеха. Помню некий молодой штурман, скажем что некто 'Барсук', гонял иностранную лодку по городу Елизово. Нет, он выполнял слежение, но координаты лодки получились на суше.
Главное не победа, а участие!
Завершающим этапом являлось настоящее торпедометание, проводится несколько раз в году. Очень дорого. Учебная торпеда фигня. Привлекается атомная подводная лодка, торпедолов, корабль управления. Масса людей и сил.
Иногда случается, что лодка получает торпеду в бочину. Как на фото.К-178 на ТОФ.
Иногда я думаю, что практика строить у нас двухкорпусные лодки (Легкий и прочный корпус) связана с защитой от дурака. Торпеда пробьет легкий корпус, а до прочного не доберется. Все живы. Торпеда не потерялась. Зато попала в цель. И по врагу попадет. Может быть.
С поговорками и понятиями вообще интересные вещи получаются. Читал как то Успенского 'Слово о словах'. И тут умудрились перепутать.
'Морское выражение 'рынду бей' переделанная на русский лад английская флотская команда: 'ring the bell' (ринг зэ бэлл), означающая: 'ударь в колокол'. Чужестранная фраза не только была изменена нашими моряками по ее звучанию, - составляющие ее слова поменялись своими значениями. В самом деле, по-английски 'ринг' значит 'бей', а у нас оно стало значить 'рында', то есть 'колокол на корабле'. 'Бэлл' по-английски означает 'колокол', а на нашем флоте его начали понимать как приказание. 'бей!'. Все перевернулось.'
Недавно некто открывал памятник Александру третьему в Крыму. И там приведена его знаменитая фраза-'У России в мире только два союзника, армия и флот'.
Но мне кажется, и здесь умудрились напутать- Союзников два, но только не армия и флот, а дороги и дураки. Ну еще и торпеды иногда попадаются.
Теперь о торпеде. Штурмана долго готовят пинают, инструктируют. В итоге получается, что по сути бросают торпеду все, но только не штурман-ученик.
Это как папа, который дарит сыну игрушечную железную дорогу ,а грает в нее сам.. "Пджди,пджди..щаз..я покажу как..."
Техническому составу это тоже головняк. В торпеде спирт, а они не экипаж. Им не списывают А надо бы.. Шоб 'Торпеда пошла!'-Крылатая фраза из фильма 'Торпедоносцы'.
Торпеда как 'Красная Шапочка', готова к подвеске. 'Стволы' ею занимаются. К слову, это позднее название , в мое время их называли просто, АВшники или оружейники.
Летный состав демонстрирует полный пофигизм, пренебрежительно смотрят на торпеду АТ-1, руки в карманах и пинание ее ногами по очереди.
Корабль управления и торпедолов вышли заранее, лодка в районе и ждет команду на погружение. Полетели.
В воздухе неизменное хулиганство, кто круче..кто ближе подойдет...
Пришли в район, установили связь с кораблем управления. На нем старший штурман полка, сын бурятского народа начинает командовать экипажем. Командир лениво отбрехивается - Иго мы победили давно, поэтому нех...
Все пришли..Где лодка.
'Где командующий?'... 'Командует'..
Лодка какая? Она подводная. Поэтому под водой.
Сука...У нас керосина не так и много. И спирт в торпеде может испортится.
Штурман начинает поиски, и где оно плавает?
Видно, штурман постоянно прижимает руку к шлемофону. Несмотря на специальные глицериновые прокладки, ни фига не слышно радиообмена. Движки ревут, как сумасшедшие.
Смотрит в экран локатора 'Инициатива-2'. Наконец увидел, сближаемся.
Машем чем можем, вызываем, пускаем ракеты...Никакого реагажу. Даже хвостом не виляет. Ну сука такая!!!
Через полчаса через КП полка, штаб Камчатской Флотилии и Штаб Второй флотилии выясняем, это не наша лодка. Это вообще 'Батон' и ему пох наши торпеды, он вааще в Америку идет пугать пиндосов. Только они пока об этом не знают.
Понятно, это не наша корова...
Ищем нашу..
Нашли.
Связываемся, сводим ее с кораблем управления.
Ну что, 'Галина Бланка буль-буль?'
Размечтались. Пока погрузиться не могу..Причин не назвала.
Крутимся и ждем.
На корабле управления и торпедолове волнение.
Летчика сами там из нашей торпеды выцедят спирт...Прям нам больше нех делать, это как давать спирт в качестве взятки самолету Ту-22..Или Ан-8.У того вообще 200 литровая бочка в салоне постоянно стоит.
Лодка медленно идет...не на дно..ход узлов пять...Может что в консерватории подправить?
Еще час крутимся и материмся с кораблем управления.
Все ,лодка занырнула. Выполняем постановку буев, согласно маршруту и времени движения лодки. Полукольцо из буев. Получаем элементы движения цели и рассчитываем точку сброса.
Штурман корабля со штурманом отряда лупят друг друга линейками по рукам- 'Дай я'... 'Нет я..ты уже бросал...' ... 'Я уже забыл...не привыкай к хорошему...'... 'Иди нах...'... 'Я я тебе допуск не напишу...'... 'А я тебе шила не солью..'... 'Ты ж обещал, жмот чухонский..'... 'Сам жмот, у тебя зимой и бульбы не выпросишь...'
Наконец, торпеда устав это слушать, вываливается из грузолюка. С самолета пары подтверждают открытие парашюта... Как вы меня застебали, думает торпеда, в очередной раз попадая в родную стихию.
Томительные двадцать минут, наконец доклад-торпеда всплыла. К ней на всех парах скачет торпедолов.
Еще полчаса, торпеда на борту. Это не корабельная, в нашей серебра с гулькин хрен-8 кг. Но все равно жалко, если утонет.
Идем домой...Теперь самое главное, расшифровка записи и подтверждение, что торпеда навелась и прошла выше лодки..(Есть такая штука БУГ-Блок Установки Глубины.Значения глубины хода торпеды под водой после выхода из "мешка" не должны совпадать с глубиной хода лодки.Имелись прецеденты,когда попадали в борт.).
Иначе упражнение не засчитают.
От мыслей отвлекает самолет пары, явно имеет нетрадиционную ориентацию. Сблизился и жмется так, что заклепки видны.
Наконец садимся. Почти темно, завтра в штаб разбираться с нашим 'боевиком'.
К обеду появляется старший штурман полка.
-Хрен вам, а не торпедометание. Записи наведения нет.
-И что?
-Да ничто. Цедите пять литров шила, поеду пробивать...Видя наши рожи, смягчился.
-Ладно, ладно..Литр. Мне..За спасибо...
Ну литр это не пять.
Мысль..Мля..Я за разоружение. Не дай бог война, а пиндосов шилом не купишь.