Я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь...
В этом году исполнится 60 лет событию, поставившему Мир на грань ядерной войны.
Статья размещена еще на одном ресурсе- https://valcat-8.livejournal.com/ в трех частях.
Это 'Карибский кризис'. Не стану проводить параллели, но как говорил известный актер в известном фильме 'Я не скажу что это подвиг, но что-то героическое в этом есть'.
Героика в том, что сейчас снова градус войны повышается и именно с той же позиции гопничества, с которой это неуклюже проделал Никита Сергеевич.
'В России всегда находятся, кого укладывать. И кому укладываться, тоже всегда находится. Потому что всегда все игры в величие заканчиваются необходимостью массово захоранивать свое население. И ничем другим не могут кончится никогда, ни у кого иначе не получалось.' (с)
Особенно это напрягает после слов .....
Дети, это как глина. Но у них даже времени нет осознать, что из них лепят и что им готовят.
'Россия, как я понимаю, подошла наконец к той заветной черте, к которой она упорно шла с 14-го года, вопреки всему ее не остановить. Ничего неожиданного в этом нет. Все предсказано, все ожидаемо. Культ победы, который оказался на самом деле культом войны, он очень хорошо разогрел население. Все великолепно сработало. Ведь не случайно возник этот запрет на обсуждение любой правды о Второй мировой, о сталинской армии. В общем, это все сработало.' (с)
С небольшой разницей. Дети руководителей хрущевского периода воевали, некоторые погибли. Есть большие сомнения, что сын Рогозина возьмет автомат, а дочери Путина, Пескова и Лаврова пойдут на фронт санитарками.
Путинский рай для пушечного мяса, а прочим бункер в резиденциях Путина.
Все выше сказанное, сподвигло меня на написание статьи.
У одного лысого хватило ума остановиться 60 лет назад. А судя по тому, что вы прочли, у нынешнего есть навязчивое желание утащить всех с собой.
'Зачем нам такой мир в котором нет России Путина ?'
Итак, с политотой закончим, перейдем к сути.
Остановлюсь на различии трактовок и выводов сторон по действиям подводных лодок.
Я пользовался десятком материалов-ссылок о Карибском кризисе, вот основные, самые авторитетные источники-очевидцы и участники.
Ясно что 'Наша мама лучше всех', однако я неоднократно ловил за язык многих авторов мемуаров и статей именно на неточностях и передергивании фактов... fuckтов.
Статьи: 'Крах к краху...Прах к праху...Книга-1 и 2',
'Все лгут' , 'Все лгут-2'
Причем, отмечено еще Виктором Суворовым, что мемуары отечественных генералов, представляют собой пропагандистские агитки- 'Рядовой Иванов, из последних сил бросил гранату под вражеский танк...' Мемуары немецких генералов, это как учебник математики- Дано: состав сил, обстановка, решение, обоснование, итог сражения, ошибки и выводы.
Это я разбрасываю камни в авторов воспоминаний о действиях флота.
Итак. Предысторию кто, кому, как и почему так произошло- я опускаю.
Всего, согласно первоначальному плану, предполагалось задействовать 11 подлодок:
-7 дизельных ракетных подводных лодок (проект 629), оснащенных баллистическими ракетами Р-13: К-36, К-91, К-93, К-110, К-113, К-118 и К-153;
-4 дизельные торпедные подводные лодки (проект 641): Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130.
Из мемуаров: '25 сентября 1962 года Совет обороны СССР принял решение отказаться от использования надводной эскадры, а состав подводных сил сократить до 4 дизельных субмарин проекта 641 (Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130). Истинные причины принятия такого решения до сегодняшнего дня неизвестны, наиболее распространена версия, что это было сделано в целях повышения скрытности планируемой операции.'
Фактическая причина: 'В связи с тем, что посылка надводных кораблей флота.....привлекла бы внимание всего мира и послужила не в пользу Советского Союза...'
Отсюда:
Из мемуаров: '25 сентября 1962 года Совет обороны СССР принял решение отказаться от участия надводных кораблей в операции 'Анадырь' и отправить в регион только 69-ю бригаду подводных лодок, состоящую из четырех дизельных субмарин проекта 641 (командир бригады - капитан 1-го ранга Виталий Наумович Агафонов, начальник штаба бригады - капитан 2-го ранга Василий Александрович Архипов).
Командир бригады 69-й бригады подводных лодок, капитан 1-го ранга Виталий Наумович Агафонов
В состав бригад входили лодки:
- Б-4 (командир Р.А. Кетов);
- Б-36 (командир А.Ф. Дубивко);
- Б-59(командир В.Г. Савицкий);
- Б-130 (командир Н.А. Шумков).
Из мемуаров: До сегодняшнего дня исследователям не известна конечная стратегическая цель отправки подлодок в Карибское море, наиболее распространена версия, что они должны были выполнять функцию демонстрации силы. Первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР, адмирал Виталий Алексеевич Фокин перед походом напутствовал командиров лодок следующим образом: 'Вы должны незамеченными прибыть в конечную точку маршрута и встретить рассвет на виду удивленного мира с поднятыми советскими флагами'. На каждую лодку было погружено по одной 533-мм торпеде с ядерным боезарядом и по 21 обычной торпеде. Операция подводных сил 'Кама' вступила в решающую стадию 01 октября 1962 года, когда четыре подлодки Северного флота вышли в море. После выхода командиры субмарин вскрыли полученные секретные пакеты, в которых была обозначена задача - скрытно следовать в кубинский порт Мариэль. Действиями лодок управлял Центральный командный пункт флота в Москве.
Поход проходил в крайне тяжёлой обстановке - командованием была установлена средняя скорость движения лодок 9 узлов (морских миль в час), что было пределом возможностей для дизельных субмарин и затрудняло возможность маневра при встрече с противником. Высокая скорость перехода и штормовая погода в Северной Атлантике привели к повреждениям на подводных лодках, что еще больше ограничило их маневренность. Время собирательного сеанса связи было назначено на 00.00 часов по московскому времени, что соответствовало светлому времени суток в Атлантическом океане. Необходимость подниматься на поверхность для связи значительно снижала скрытность подлодок.'
Фактически по скорости. Мелочь, но неточность.
Из мемуаров: 'По маршруту движения субмаринам необходимо было пройти пять противолодочных рубежей блока НАТО, в том числе стационарную гидроакустическую систему подводной разведки и наблюдения SOSUS, о существовании которой не было известно советскому командованию. Два рубежа лодки преодолели успешно, но у Азорских островов их шумы были замечены. На двадцатые сутки похода все четыре субмарины прибыли в Саргассово море, где их действия были дополнительно осложнены высокой прозрачностью воды (очертания лодки можно было различить на глубине до 80 метров).'
Внимательно посмотрим на Азорские острова и времена-дальности станций SOSUS.
'...о существовании которой не было известно советскому командованию...'
И не поспоришь. Естественно не было, как можно знать то, чего еще нет ?
Речь шла не о 'СОСУС' , а о её части- 'Цезарь'( Бронко, Цезарь, Колосс, САС и пр.) Рубеж ПЛО Ньюфаундленд -Азорские острова.
И данные о факте обнаружения косвенные: 'При проходе этого рубежа 18 октября радиоразведкой ПЛ "Б-59" была перехвачена радиограмма с французской радиостанции, оповещающая каких-то корреспондентов о том, что советские подводные лодки вышли в Атлантику и следуют к берегам Америки. Какими средствами была обнаружена ПЛ, или несколько подводных лодок, сказать затруднительно. В американских источниках об этом тоже не говорится. Но можно с большой долей уверенности сказать, что ПЛ была обнаружена не самолетной РЛС.'
Но рубеж 'Нордкап-Медвежий' уже был и они его 'успешно преодолели'.
Из досье: В 1961 году во время демонстрации возможностей системы SOSUS отслеживал USS George Washington.(SSBN-598) пересекла Северную Атлантику во время своего первого транзита из США в Великобританию. Затем, в июне 1962 года, NAVFAC Cape Hatteras осуществил первый контакт SOSUS на советской дизельной подводной лодке, за которым через месяц последовало первое обнаружение советской атомной лодки к западу от Норвегии NAVFAC Barbados. Позже в том же году, во время кубинского ракетного кризиса, была получена первая положительная корреляция с визуальным наблюдением, когда патрульный самолет подтвердил присутствие российской подводной лодки класса FOXTROT, которая уже была обнаружена NAVFAC Grand Turks'
Выделю: ...первое обнаружение советской атомной лодки к западу от Норвегии NAVFAC Barbados...
'Фареро-Исландский рубеж стал вторым (после линии Нордкап - Медвежий остров) рубежом обороны Атлантического океана от советского подводного флота. В 1950-х годах США разместили по всему рубежу систему наблюдения 'SOSUS'.
То есть лодки 'успешно преодолели' Фареро-Исландский и Нордкап -Медвежий, по попались на несуществующей азорской цепи гидрофонов?
Авторам не пришло в голову 'копать' причину обнаружения в другом: 'В ведении ВВС США имелась и другая система, собирающая акустическую информацию. 1 апреля 1948 года была запущена в действие система наблюдения за ядерными взрывами под управлением Центра технических применений ВВС США (Air Force Technical Applications Center - AFTAC). Система имела в своем распоряжении космические и воздушные датчики обнаружения факторов ядерных взрывов, а также сейсмические и подводные акустические.'....И ПОДВОДНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ.
Именно благодаря этой системе американцам удалось точно запеленговать место катастрофы ПЛ К-129 и поднять ее часть, пока отечественные адмиралы утверждали-'Этого не может быть!'.
Статья-' Гибель К-129... Просто версии...'
23 октября южнее Бермудских островов американцы с помощью новой, только недавно созданной системы СОСУС установили наличие первой из следовавших на Кубу советских лодок. Это была Б-130. Затем на нее были наведены противолодочные самолеты "Нептун" и корабли во главе с авианосцем "Эссекс". Лодку преследовали по всем правилам, сбрасывая на нее гранаты и взрывпакеты, принуждая к всплытию.
В тех условиях поднять лодку на поверхность, считалось поставить крест на выполнении ею задачи. Что и было проделано.
Я не зря ранее упоминал о материалах, мемуарах и их оценках.
Сильное оружие американцев - открытость.
Если они выкладывают достаточное количество архивных материалов, то наших нечем крыть. Остается писать о героическом перенесении жары, трудностях с зарядкой и прочих вещах, не очень интересных тем, кто рассматривает мемуары с точки зрения тактики.
А противная сторона изобилует отчетами по каждому контакту и обнаружению.
Переводная часть отчета. Извините за стилистику перевода.
Хронология контакта подводных лодок во время кубинского ракетного кризиса
1 октября 1962 г. - 14 ноября 1962 г.
Подготовлено Джереми Робинсоном-Леоном и Уильямом Берром.
1 октября 1962 года : четыре ударные подводные лодки - B-4, B-36, B-59 и B-130 - советской Шестьдесят девятой бригады подводных лодок отходят из бухты Сайда, недалеко от Мурманска, в направлении бухты Мариэль, Куба. . Подводные лодки относятся к категории 'Фокстрот' (класс F), обозначенной НАТО. Вооруженные торпедами с ядерными боеголовками и снабженные тропической одеждой, подводные лодки и их экипажи получили приказ скрытно плыть на Кубу и основать базу в Мариэле. (Дубивико, стр. 3; Хухтхаузен, стр. 46-65)
Суббота, 13 октября 1962 года : танкер Военно-морской транспортной службы (MSTS) 'Еркон' видит надводную подводную лодку в 130 милях к северу от Каракаса, Венесуэла (Барлоу, стр. 11)
Суббота, 13 октября 1962 года . В связи с активизацией советских подводных лодок в Атлантике военно-морской флот начинает готовить свои противолодочные силы. (Бушар, стр.117)
Понедельник, 15 октября 1962 года . Советские подводные лодки получили изменение приказа: вместо того, чтобы идти на Кубу, они должны 'развернуться в заграждении к северу от входа в проход на остров Турков и занять боевые позиции в Саргассовом море. " (Хухтхауз, стр. 80)
Вторник, 16 октября 1962 года : Роберт Кеннеди предупреждает, что, возможно, потребуется потопить советские корабли и подводные лодки, чтобы выдержать кубинскую блокаду: 'Тогда нам придется топить российские корабли. Затем нам придется потопить русские. подводные лодки ". (Зеликов / Май: т. II, с. 450; Бушар, с. 118)
Среда, 18 октября 1962 года . В западной части Атлантического океана ВМС наблюдают за 'Тереком', советской нефтяной компанией, которая, вероятно, сыграет роль в пополнении запасов советских подводных лодок. (Барлоу, стр.11)
Суббота, 20 октября 1962 года . ЦРУ предупреждает, что советские подводные лодки могут быть использованы для транспортировки ядерных боеголовок на Кубу. (Бушар, стр.118)
Понедельник, 22 октября 1962 г. - Вторая половина дня : директор ЦРУ Джон Маккоун сообщает президенту Кеннеди, что четыре советские подводные лодки должны достичь Кубы в течение недели. (Зеликов / Май: т. III, стр. Xxxvi, 41)
Понедельник, 22 октября 1962 года : начальник военно-морских операций адмирал Джордж Андерсон предупреждает командующих флотом о возможных атаках подводных лодок на силы блокады: 'Я не могу слишком сильно подчеркнуть, насколько умными мы должны быть, чтобы наши тяжелые корабли, особенно авианосцы, не могли быть поражены врасплох. атака [sic] с советских подводных лодок. Используйте всю доступную информацию, тактику обмана и уклонение в ближайшие дни. Удачи '. (CNO History II, стр. 2)
Понедельник, 22 октября 1962 года : самолет P2V фотографирует советскую подводную лодку класса "Z", дозаправляющуюся топливом у Терека в центре Атлантического океана. Позже подводная лодка возвращается в Советский Союз. (CNO History II, стр. 12; Бушар, стр. 117; Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике до 271700Z)
Понедельник, 22 октября 1962 г. - 19:00 : в телеобращении к нации президент Кеннеди раскрывает присутствие советских ракет на Кубе, объявляет о планах карантина доставки наступательных военных грузов на Кубу и призывает председателя Никите Хрущеву, чтобы 'остановить и устранить эту тайную, безрассудную и провокационную угрозу миру во всем мире'.
Вторник, 23 октября 1962 г.: Андерсон предупреждает министра обороны Роберта Макнамара о возможной опасности со стороны советских подводных лодок, когда американские корабли перехватывают советские корабли. Андерсон отмечает, что операцию по перехвату будет проводить группа Охотников / Убийц. В поисках средств сигнализации советским подводным лодкам о всплытии VADM Гриффин сообщает Макнамаре, что практические глубинные бомбы будут наиболее эффективным средством сигнализации подводных лодок. Макнамара намерен проинформировать советское правительство о сигнальной технике. 'Процедуры всплытия и идентификации подводных лодок' были переданы военно-морскому флоту США. (CNO History II, стр. 4-5; Бушар, стр. 120)
Вторник, 23 октября 1962 года : Роберт Кеннеди сообщает, что 'президент приказал флоту уделять первоочередное внимание отслеживанию подводных лодок и принять максимально возможные меры безопасности для защиты наших собственных авианосцев и других судов' после брифинга разведки. (Бушар, стр.20)
Вторник, 23 октября 1962 г. - вечер : заместитель заместителя государственного секретаря по политическим вопросам Алексис Джонсон приказывает доставить Советскому правительству "Процедуры обнаружения и идентификации подводных лодок". (Зеликов / Май: т. III, стр. Xxxiv, 192)
Среда, 24 октября - 10:00: Во время заседания Исполнительного комитета Совета национальной безопасности Макнамара сообщает, что советская подводная лодка находится рядом с кораблями, приближающимися к линии блокады; что представляет собой 'очень опасную ситуацию' для эсминцев США. После того, как Макнамара и председатель комитета начальников штабов Тейлор обсуждают механизмы сигнализации подводных лодок, включая использование практических глубинных бомб, Кеннеди спрашивает, что, если подводная лодка откажется всплыть: 'мы не хотим, чтобы первое, что мы атакуем, как российская подводная лодка. " Макнамара указывает на опасность отсрочки атаки на подводную лодку и пересматривает планы 'оказать давление на подводную лодку, вывести ее из этой зоны за счет давления, за счет давления потенциального разрушения'. (Зелликов / Май, с. 190-194)
Среда, 24 октября 1962 года . Следуя приказу CNO, командующий силами противолодочной обороны Атлантики устанавливает 'подводный барьер Арджентия' у побережья Ньюфаундленда, чтобы охотиться на советские подводные лодки как можно дальше. (Барлоу, с. 11; Бушар, с. 117)
Среда, 24 октября 1962 года . Поскольку в Северной Атлантике были замечены по крайней мере три подводные лодки, усилено противолодочное патрулирование, чтобы подводные лодки не представляли угрозы для карантинной линии. (Барлоу, стр.11)
Среда, 24 октября 1962 г. - утро : премьер-министр Хрущев предупреждает американского бизнесмена Уильяма Нокса, что советские подводные лодки нападут на любой американский корабль, который остановит советский корабль. (Бушар, с. 119; Чанг, с. 64)
Среда, 24 октября 1962 - 09:45 : CTF 44.3 устанавливает радиолокационный контакт в 110 милях к востоку от острова Гранд Багама. Самолеты ВП ничего не находят. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике до 271700Z)
Среда, 24 октября 1962-1000 гг. (EST) : официально установлен морской карантин Кубы США. (Чанг, стр.65)
Среда, 24 октября 1962-1000 гг . : Макнамара сообщает президенту Кеннеди, что советская подводная лодка находится рядом с двумя советскими кораблями, которые ВМС США намереваются перехватить. Он подчеркивает опасность ситуации, но уверяет Кеннеди, что флот готов. (Зеликов / Май: т. III, стр. 191)
Среда, 24 октября 1962 г. - 11.40 по Гринвичу : Андерсон узнает, что 'Камбрия' стала свидетелем исчезновения радиолокационного контакта, указывающего на возможность того, что за кораблем следует советская подводная лодка. Получив информацию, Андерсон отправляется с заседания Объединенного комитета начальников штабов в свой офис. (CNO History II, стр. 8)
Среда, 24 октября 1962-1500Z : P5M обнаруживает подводную лодку с трубкой к югу от Бермудских островов и позже идентифицирует ее как советскую подводную лодку класса 'F'; занесена в каталог как контактная подводная лодка С-18 (бортовой номер 945). (Бушар, стр. 118; Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике до 271700Z, 27.10.62)
Среда, 24 октября, 1962-1800Z : Корабль ВМС США прицеливается в перископ подводной лодки в 300 милях к северу от Азорских островов. Позже самолет VP замечает парус подводной лодки. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: до 271700Z)
Среда, 24 октября 1962-2119Z : два члена экипажа воздушного патруля визуально замечают предполагаемый шноркель или перископ советской подводной лодки C-18 класса "F" (бортовой номер 945) на 25-20 с.ш. 63-25W. (Военно-морское сообщение: P 250533Z)
Среда, 24 октября 1962 года . Помощник министра обороны Артур Сильвестр заявляет, что американские войска выйдут на абордаж подводных лодок, которые были вынуждены всплыть. Он также заявляет, что будут приняты меры против подводных лодок, которые не всплыли после подачи сигнала. (Бушар, стр.119)
Среда, 24 октября 1962 года . Правительство США публикует 'Процедуры всплытия и идентификации подводных лодок' в уведомлении для моряков. (Бушар, стр.20)
Четверг, 25 октября 1962 года . Советские подводные лодки получают информацию из штаба США о 'процедурах всплытия и идентификации подводных лодок'. (Хухтхаузен, стр.169)
Четверг, 25 октября 1962-1642Z : Служба береговой охраны R5D видит подводную лодку , ныряющую с маской и трубкой, в 60 милях к югу от мыса Хаттерас. СОСУС устанавливает надежный контакт в этом районе девятнадцать часов спустя. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: до 271700Z)
Четверг, 25 октября 1962 г. - 21:00 часов (восточное летнее время плюс четыре часа) : в течение дня сообщается о нескольких наблюдениях за подводными лодками. После того, как фактическое количество подводных лодок поставлено под сомнение, отчет P5M подтверждает, что подводная лодка, обнаруженная на поверхности к северо-востоку от линии блокады, на самом деле является вторым SS класса "F". Одна из замеченных подводных лодок, советская подводная лодка В-59, позже занесенная в каталог как С-19, обнаружена в 1811 году к востоку от Бермудских островов. (CNO History II, стр. 11; Бушар, стр. 118)
Четверг, 25 октября 1962 г. - 23:11 Z : P5M видит советскую подводную лодку класса "F" на поверхности в 350 милях к юго-юго-западу от Бермудских островов. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: до 271700Z)
Пятница, 26 октября 1962 года . ВМС США обнаруживают три советские подводные лодки класса 'F', всплывшие в зоне карантина. В 08:25 военно-морской флот обнаруживает первую из двух подводных лодок, с которыми контактировал 25 октября к северо-востоку от карантинной линии. Андерсон приблизительно считает, что подводные лодки должны были покинуть Советский Союз в первую неделю октября. (CNO History II, стр. 12)
Пятница, 26 октября 1962 года . Группа противолодочной обороны Randolph и восемь эсминцев присоединяются к силам карантинного патрулирования, чтобы преследовать контакт с подводной лодкой. Группа из Эссекса и P2V с Бермуд наблюдают еще два контакта с подводными лодками. (CNO History II, стр. 13)
Пятница, 26 октября 1962-0045Z : APD устанавливает гидролокатор в 19 милях к северу от Бермудских островов. Самолет ВП исследует контакт. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: до 271700Z)
Пятница, 26 октября 1962-0225Z : После того, как станция SOSUS на острове Теркс установила контакт, самолет VP время от времени отслеживал ее в течение одиннадцати часов. Подводная лодка (C-20/26), обнаруженная в 120 милях к востоку от острова Гранд-Кайкос, относится к советскому классу "F". (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике до 271700Z)
Пятница, 26 октября 1962-1400Z : Советская подводная лодка класса "F" C-18 (бортовой номер 945) замечена на поверхности с голым ходом. Вскоре после этого он погружается в воду. (Военно-морское сообщение: O 261412Z)
Пятница, 26 октября 1962 г. - 1705 г. Вопрос : CTF 135 устанавливает контакт с подводной лодкой к западу от Гаити и к северу от пролива Ямайка. ВМС США усиливают наблюдение за этой территорией. (CNO History II, стр. 13)
Пятница, 26 октября 1962-1840 гг. Q : P2V прицеливается к подводной лодке к северо-востоку от Доминиканской Республики и идентифицирует ее как советскую "F" класс, ведущую ВМФ к усилению наблюдения за этой территорией. Одна из подводных лодок класса "F", с которой установили контакт 26 октября, - это C-20 / C-26 (бортовой номер 911), обнаруженная в 06:48 к востоку от Бермудских островов; один - С-21, обнаружен в 1705 году к востоку от Кубы; и один - C-23, обнаруженный в 1508 году к югу от Кубы. (CNO History II, стр. 13; Бушар,
Пятница, 26 октября 1962-1951 гг. Z : 'Дятел 5' (патрульный самолет?) Сообщает о подводной лодке в точке 26-34N 65-47W и поддерживает связь с MAD. Оперативная группа 81.5 (Бермудская противолодочная группа) подозревает, что это C-19 (сообщение ВМФ 261951Z, 26.10.62).
Пятница, 26 октября 1962-2045Z : P2V замечает и фотографирует подводную лодку класса 'F' , занимающуюся сноркелингом, недалеко от залива Гуантанамо перед тем, как она затонет через шесть минут. Это выполняется с помощью сонобуев Julie и обнаружения магнитных аномалий (MAD). Контакт 21А позже был охарактеризован как 'возможное' прицеливание. (Сообщение ВМФ: Z0270945Z; Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике на 271700Z; Специальный отчет Комиссии по оценке контактов подводных лодок CNO, 05.11.62)
Пятница, 26 октября 1962 г. - Полдень : USS Cony, часть оперативной группы Randolph, исследует контакт гидролокатора (возможно, C-19) (Журнал регистрации палубы Cony, 26.10.62)
Пятница, 26 октября 1962 г. - 23:16 Z : CINCLANT сообщает, что с 22 октября открыты контакты с девятью подводными лодками. (Сообщение ВМФ 262316Z)
Суббота, 27 октября 1962 года : семнадцать патрульных самолетов противолодочной обороны и десять подводных лодок устанавливают 'суб-воздушный барьер Арджентия' для патрулирования вод близ Ньюфаундленда. Канадские войска участвуют в операции. (Бушар, с. 117; Бушар, с. 11)
Суббота, 27 октября 1962-0631Z : В северной части Наветренного прохода патрульный самолет отслеживает исчезающий радиолокационный контакт, который затем преследуется эсминцами. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике до 271700Z)
Суббота, 27 октября 1962 г. - Полдень : Военный корабль США 'Кони', 'Бил и Мюррей' расследует возможный контакт с подводной лодкой C-19. (Журнал учета палубы Кони, 27.10.62)
Суббота, 27 октября 1962 г. - 315Z : P5M сообщает об исчезновении радиолокационного контакта и визуальном вихре в точке 29-07N 63-59W. Акустические аппараты LOFAR и JEZEBEL периодически поддерживают контакт. P5M преследует контакт. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике с 271700Z по 311700Z)
Суббота, 27 октября 1962-1659 (по местному времени) : 'Бил' пытается сигнализировать о контакте советской подводной лодки C-19 (B-59, но номер вычеркнут на боевой рубке), используя учебные глубинные бомбы и гидролокатор. Контакт не отвечает. (Судовой журнал USS Beale; суббота, 27.10.62)
Суббота, 25 октября 1962-1729 гг. (По местному времени) : 'Кони' также бросает вызов подводной лодке (B-59 / C-19), сбросив пять ручных гранат. Несмотря на то, что США знали об уведомлении о том, что будут применены учебные глубинные бомбы, первоначальное впечатление у советских подводников заключалось в том, что они были атакованы. (Палубный журнал Кони, 27.10.62; Хухтхауз, стр.169)
Суббота, 27 октября 1962-1910 гг. Z : A VPA / C фотографирует советскую подводную лодку класса "F" C-23. Оперативная группа Эссекса ведет наблюдение в районе 21-24N 71-27W. (Сводная информация о действиях советских подводных лодок в Западной Атлантике до 051700Z)
Суббота, 27 октября 1962 г.. 2016Z : CINCLANT сообщает, что информация 'на сегодняшний день указывает на четыре положительных подводных лодки дальнего действия с обычными двигателями (3' Фокстрот 'и 1' Зулу ') в Западной Атлантике'. Никакие контактные данные не указывают на присутствие подводных лодок с ядерными двигателями или ракетами. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике до 271700Z)
Суббота, 27 октября 1962-2016 гг. Z : Оперативная группа Эссекса поддерживает постоянный контакт с советской подводной лодкой B-130 (C-18). Он подает сигнал советской подводной лодке класса 'F', обнаруженной к юго-юго-западу от Бермудских островов, о всплытии, а затем сопровождает ее, направляясь на восток в течение 48 часов. У 945-го вышли из строя дизельные двигатели, 'что сняло маскировку и выявило присутствие других подводных лодок ... К нашему большому сожалению, мы узнали об аварии на подводной лодке B-130 только после нашего возвращения на Северный флот'. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: 271700Z - 311700Z; Дубивко, стр.7)
Суббота, 27 октября 1962-2050-2052 гг. (Время местное): С разряженными батареями подводная лодка B-59 / C-19 вынуждена всплыть и направляется на восток. Капитан подводной лодки Виталий Савицкий, окруженный американскими кораблями, понимает, что они не находятся в 'состоянии войны; на одном из эсминцев есть живой джазовый оркестр.' Кони 'общается с ним с помощью мигалок; Савицкий идентифицирует подводную лодку как' Корабль Икс '. ('Кораблкс') и отказывается от помощи. В-59 идентифицируется для других близлежащих кораблей как 'Принавлит' (от USS Murray) и 'Проснаблавст' (от Bache и Barry). Самолеты освещают и фотографируют его. ( Палубные журналы США С. Бил, Кони и Мюррей; 27.10.62; Huchthausen, стр. 169-170, 172).
Суббота, 27 октября 1962-2200 (по местному времени) : 'Бил' приближается к B-59 в пределах 500 ярдов и использует 24-дюймовый прожектор, дополненный прожекторами самолетов, чтобы осветить и сфотографировать его. (Судовой журнал USS Beale; 27.10.62)
Воскресенье, 28 октября 1962 г. - Раннее утро : Бил, Кони, Лоури и Мюррей кружат вокруг советской подводной лодки "Кораблкс" (B-59). (Судовой дневник Кони, 28.10.62)
Воскресенье, 28 октября 1962-0700Z : Согласно COMASWFORLANT, C-19 'поднимает и опускает мачты и трубку, что, возможно, указывает на гидравлические проблемы и / или ремонт'. (Сообщение ВМФ 292155Z, 29.10.62)
Воскресенье, 28 октября 1962 г. - Середина дня : присоединившись к группе Randolph (CTG 83-2), USS Bache занимает позицию на 3000 ярдов впереди подводной лодки C-19 (обозначенной как 'Проснаблавст'). (Палубный протокол Холостяка, 28.10.62)
Воскресенье, 28 октября 1962 г. - Полдень : Барбадосская станция SOSUS и P2V устанавливают и удерживают контакт на 13-27N 58-15w до 29 октября (сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: с 271700 по 311700Z)
Воскресенье, 28 октября 1962 г . : Согласно сводке противолодочной обороны, ВМС установили два положительных и один весьма вероятный контакт с подводными лодками класса 'F' в 300 милях к югу от Бермудских островов, а также два положительных контакта вдоль цепи Наветренных островов и два возможных контакта в Наветренный проход. Наконец, есть одна положительная подводная лодка класса "Z" и один возможный контакт к северу от Азорских островов. (CNO History III, стр. 4)
Понедельник, 29 октября 1962 г. - 7:30 по Гринвичу : Военный корабль США 'Барри' освобождает Башня для наблюдения за советской подводной лодкой B-59 (C-19) (также известной как 'Проснаблавст'). (Палубный журнал "Барри", 29.10.72)
Понедельник, 29 октября 1962-1840 (по местному времени) : Барри становится свидетелем того, как советская подводная лодка B-59 (C-19) погружается в воду 'без предупреждения'. (Палубный журнал "Барри", 29.10.72)
Понедельник, 29 октября 1962-2310Z : Оперативная группа в Эссексе видит советскую подводную лодку класса "F" B-130 (C-18) на поверхности в точке 24-08N 61-20W. (Сообщение ВМФ 0300054Z)
Понедельник, 29 октября 1962 г. - 2311Z : C-18 погружается. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: 271700Z - 311700Z)
Понедельник, 29 октября 1962 г. - 2311Z : соноборы и радар "Иезавель" периодически отслеживают советскую подводную лодку класса "F" B-130 (C-19) после ее затопления. (Сводная информация о действиях советских подводных лодок в Западной Атлантике до 051700Z)
Понедельник, 29 октября 1962-2345Z : О последнем контакте с советской подводной лодкой класса 'F' B-130 (C-18) по состоянию на 02:00 часов 30 октября сообщается на 27-46N 59-47W. (Военно-морское сообщение: O 300237Z)
Вторник, 30 октября 1962-0015 (по местному времени) : 'Блэнди' замечает на поверхности советскую подводную лодку и преследует ее после того, как она затонула в 0128. Бленди идентифицирует ее как советскую 'F' класса C-18. (Боковой номер 945), 1701. (Журнал бортовых журналов USS Bland, вторник, 30 октября 1962 г.)
Вторник, 30 октября 1962 г. --0206Z : COMASWFORLANT сообщает, что 'Барри' потерял связь с C-19 после того, как он 'углубился'. (Сообщение ВМФ 300206Z, 30.10.62)
Вторник, 30 октября 1962-0022Z : 'Сесил' устанавливает радиолокационный и гидролокаторный контакт на 23-25N 65-48W и поддерживает связь с помощью VP. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: 271700Z - 311700Z)
Вторник, 30 октября 1962-0145Z : Фотографии советской подводной лодки класса "F" C-18 (бортовой номер 945) на поверхности в точке 24-55N 1-00W. Патрульный самолет поддерживает связь с подводной лодкой. (Военно-морское сообщение: O 300237Z)
Вторник, 30 октября 1962-0918R : Хорошие фотографии подводной лодки отправляются в конференц-зал JCS. (CNO History III, стр. 6)
Вторник, 30 октября 1962-2103Z : Советский B-130 класса "F" (C-18), испытывающий недостаток кислорода и нуждающийся в подзарядке батарей, всплывает на поверхность. "Кепплер" сопровождает подводную лодку на скорости 7 узлов по курсу 060. Конечным пунктом назначения C-18 является советский вспомогательный корабль "Терек". Кепплер связывается с C-18, но отказывается от помощи. (Сводная информация о советской деятельности в Западной Атлантике: до 051700Z; Военно-морское сообщение: O 310034Z; Хухтхаузен, стр. 201-213)
Вторник, 30 октября 1962-2252Z : Патрульный самолет, летящий к югу от залива Гуантанамо, видит 'большой водоворот и черный дым'. Воздушные и надводные части, использующие сонобуи MAD и Julie, преследуют C-21. (Сводная информация о советской деятельности в Западной Атлантике с 271007 по 3117007)
Вторник, 30 октября 1962 года : Сесил пытается связаться с C-26 (B-36). (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: 271700Z - 311700Z; Военно-морское сообщение: O 311615Z)
Вторник, 30 октября 1962-2320Z : американский самолет замечает подводную лодку с полным парусом, видимую в точке 15-48N, 77-41W. (Военно-морское сообщение: O 310225Z)
31 октября 1962 года, среда - раннее утро.: После тридцати пяти часов слежения CP Cecil при поддержке самолетов противолодочной обороны обнаруживает подводную лодку класса "F" B-36 (C-20 / C-26) в районе 23-40N, 65-00W. Сесил следует за подводной лодкой на поверхности до пятницы, 2 ноября. CINCLANTFLT посылает Сесилу поздравительное послание: 'Ваше настойчивое и умелое поддержание контакта с советским' F 'класса 011 до истощения сопровождалось с гордостью и восхищением. Молодец. " С точки зрения России: 'Маневрируя на глубине от 50 до 70 метров и полностью разрядив наш аккумулятор, и, не наблюдая никаких агрессивных действий со стороны надводных кораблей ...., я принял решение выйти на поверхность для зарядки батарей '. Рядом парили вертолеты, сбрасывая' взрывчатку '(PDC), и Сесил передал русский текст 'Вам нужна помощь?', На что B-36 ответил: 'Нам не нужна помощь. Прошу вас не вмешиваться в мои действия '. (Палубный журнал USS Cecil; среда, 31 октября 1962 года; пятница, 2 ноября 1962 года; сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике: на 051700Z; военно-морское сообщение: P 311328Z;
Среда, 31 октября 1962-1000Z : Советская подводная лодка класса "F" B-130 (C-18) продолжает работать на поверхности. (Военно-морское сообщение: O 311227Z)
Среда, 31 октября 1962-1055Z : Самолет VP5 сообщает о контакте с советскими "F" класса C-20 / C-26 (B-36) на поверхности. Подводную лодку фотографируют с самолета "Сесил" и самолета VP5. Подводная лодка не отвечает на попытки связи. (Сводка действий советских подводных лодок в Западной Атлантике с 271700Z по 311700Z; военно-морское сообщение O311615Z)
Среда, 31 октября 1962 года . Четыре российские подводные лодки класса 'F', действующие к востоку от Багам, входят в число одиннадцати подводных лодок, идентифицированных за пределами советских вод. Все подводные лодки были замечены на поверхности, и два американских эсминца сопровождают одну подводную лодку на поверхности в течение 45 часов. (CNO History IV, стр. 1)
Четверг, 1 ноября 1962-0119Z : Высотный самолет сообщает о возможном контакте с советской подводной лодкой C-27 в Баия-де-Карденас в территориальных водах Кубы. (Сводная информация о деятельности советских подводных лодок в Западной Атлантике; до 051700Z)
Четверг, 1 ноября 1962 г.: Комиссия по оценке контактов с подводными лодками считает, что в юго-западной Атлантике находилось не менее четырех и не менее семи советских подводных лодок. Хотя есть фотографии пяти подводных лодок класса 'F', на борту предполагается, что две из них - одна и та же подводная лодка. Необходим дополнительный анализ, чтобы однозначно идентифицировать контакт, установленный к югу от Ямайки, как советскую подводную лодку. Комиссия считает, что четыре подводных лодки класса "F" вышли в кубинские воды из вод Северного флота со скоростью 7 узлов в период с 26 сентября по 1 октября. Контакт к югу от Ямайки либо продвигался с большей скоростью, либо ушел неделей раньше. (CNO History IV, стр. 2)
Четверг, 1 ноября 1962 г. - После полудня : корабли и патрульные самолеты США имеют прерывистые контакты сонара, MAD и Джули в течение дня с возможным перископическим прицелом. (Сообщение ВМФ 0103557Z)
Пятница, 2 ноября 1962 г. - Раннее утро : 'Кепплер' начинает отслеживать советскую подводную лодку С-18 (бортовой номер 945). (Судовой журнал USS Keppler; пятница, 2 ноября 1962 г.)
Пятница, 2 ноября 1962-1952Z : Советская подводная лодка класса "F" C-20 / C-26 (бортовой номер 011/911) затопляется в точке 23-49N 59-56W. Контакт теряется после перехода на большую воду. (Сводная информация о деятельности советских подводных лодок в Западной Атлантике: до 051700Z)
Суббота, 3 ноября 1962-1404Z : Сообщается о последнем контакте с советской подводной лодкой класса "F" С-23. (Сводная информация о действиях советских подводных лодок в Западной Атлантике до 051700Z)
Суббота, 3 ноября 1962 года : CNO Андерсон обеспокоен отсутствием советских подводных лодок в списке 'наступательных' вооружений, подлежащих выводу с Кубы. (CNO History IV, стр. 3)
Суббота, 4 ноября 1962-1508Z : Сообщается о контактах с C-19 и C-21. (Сводная информация о действиях советских подводных лодок в Западной Атлантике до 051700Z)
Понедельник, 6 ноября 1962 г. --- 1235Z: У Pollysboy 12 есть 'лофар', оцененный как 'атомная подводная лодка XNAS'. Он отслеживается с Джули и MAD, пока контакт не будет потерян. (Сообщение ВМФ 062257Z, ноя 62)
Четверг, 8 ноября 1962 г. --- 0425Z : Сообщается о последнем контакте с советской подводной лодкой класса "F" С-23. MAD и Джули проверяют это 'грузило'. (Сообщение ВМФ 081310Z, 62 ноября)
Четверг, 8 ноября 1962 года . Советский буксир 'Памир' буксирует B-130 обратно в Советский Союз. (Huchthausen, стр. 242-243)
Пятница, 10 ноября 1962 г. --- 0728Z - 0850Z : CTG 81.7 поддерживает дальний контакт с подводной лодкой C-21. (Сообщение ВМФ 102101Z, 62 ноября)
Понедельник, 12 ноября 1962 года : отслеживается один положительный контакт с подводной лодкой. Все остальные подводные контакты остаются 'холодными' более 72 часов. Барьер Argentia снимается в течение дня. (CNO History IV, стр. 13)
Среда, 14 ноября 1962 г.. Утро . Получены только два возможных контакта с подводными лодками. Подводная лодка больше не ведется. (CNO History V, стр. 1)
Вторник, 14 ноября 1962 г. --- 0101Z : C-21 отдыхает после возможного уклонения под либерийским танкером 'Арагон' (пункт назначения: Монровия). (Сообщение ВМФ 140101Z, ноя 62)
Много написано и о неготовности как материальной части, так и обеспечения.
Из мемуаров: 'По всем морским регионам имеются навигационные руководства командирам подводных лодок с грифом 'Секретно'. Однако гидрографическая служба командиров лодок такими руководствами по Бермудскому треугольнику не снабдила, так как никто не знал, куда пойдёт 69-я бригада. Не знали об этом и командиры лодок. На Б-36 решили вплотную заняться изучением гидрологии Саргассова моря, насколько нам это было возможно. Под водой гидроакустическая станция - глаза и уши нашего подводного корабля. Грамотная эксплуатация станции - залог успеха в противоборстве с вероятным противником. К сожалению, пока мы были стеснены в возможностях изучения гидрологии района по причине ограничения глубины погружения лодки из-за неисправности ВИПС. О всплытии в надводное положение для ремонта ВИПС пока не могло быть и речи - наверху американские корабли радиолокационного дозора и противолодочные самолеты.'
'В октябре 1962 года Л. Ф. Рыбалко специально прибыл в Москву в Главный Штаб ВМФ и обратился к адмиралу В. А. Фокину, осуществляющему общее руководство операцией 'Кама' (морской составляющей операции 'Анадырь'): 'Мне бы хотелось выяснить, что происходит, товарищ адмирал? Какая информация сообщалась на лодки Агафонова по текущей обстановке? Знают ли они о наших планах усиления группировки на о. Куба? Что они знаю о развертывании американских противолодочных ударных группировках?' Адмирал Фокин ответил: 'Леонид Филиппович, Главнокомандующий ВМФ, адмирал Флота С. Г. Горшков лично запретил что-либо передавать, кроме рутинной (вести об уборке урожая и т. п.) и текущей информации в сеансы связи. Такого же мнения придерживаются и наши контрразведывательные органы, которые считают, что излишняя информация только навредит успешному проведению нашей операции. Последнее оперативное указание, которое мы послали 15 октября на лодки Агафонова, было о прекращении их следования в пункт Мариэль и о занятии ими позиций патрулирования у Багамских островов, за пределами блокадной линии, объявленной американцами'.
Из мемуаров: 'В тот же день 27 октября противолодочная группа авианосца 'Randolph' обнаружила Б-59 капитана II ранга В.Г. Савицкого. К тому времени лодка уже двое суток пыталась уйти от противолодочных самолетов, периодически обнаруживающих ее по данным системы 'SOSUS', и основательно разрядила аккумуляторные батареи. Но только она всплыла на поверхность для их зарядки, как тут же была обнаружена вновь. Подоспевшие эсминцы буквально вцепились в лодку своими гидролокаторами. Савицкий больше 18 часов пытался оторваться от преследования, но опять помешали разрядившиеся батареи. Американские корабли стали выходить на Б-59 в атаку, сбрасывая сигнальные гранаты. Температура, повысившаяся в отсеках до 45-50º, чудовищная духота, влажность и быстро растущая концентрация углекислого газа привели к тому, что один за другим стали падать в обморок вахтенные матросы и офицеры. Когда же после очередной атаки американского эсминца взрывы так тряхнули лодку, что показалось, будто началась уже настоящая бомбежка, нервы командира не выдержали. 'После этой атаки, -вспоминал офицер Б-59 В.П. Орлов, -вконец измотанный Савицкий, не имея возможности выйти на связь с Главным штабом рассвирепел. Вызвал к себе офицера, приставленного к атомной торпеде, и приказал привести ее в боевое состояние. 'Может, наверху уже война началась, а мы тут кувыркаемся, - возбужденно кричал Валентин Григорьевич. - Мы сейчас по ним шарахнем! Сами погибнем, их потопим всех, но флот не опозорим!' Но стрелять ядерной торпедой мы все же не стали...' Около четырех часов утра 28 октября Б-59 всплыла на поверхность и подняла государственный флаг СССР.'
'Третьей лодкой, которую удалось 'поднять' американским силам ПЛО стала Б-36 капитана II ранга А.Ф. Дубивко. Ей дольше других удавалось оставаться необнаруженной. Лишь к исходу дня 29 октября, когда кризис уже миновал свою самую острую фазу, американские корабли обнаружили ее. Сработал новый тактически прием американцев. Выяснив, что советские лодки по ночам всплывают для зарядки батарей, они стали устраивать засады: один или несколько эсминцев с застопоренными машинами и выключенными ходовыми огнями лежали в дрейфе, переведя свои гидроакустические станции (ГАС) в пассивный режим. Именно так и была обнаружена Б-36. 'Ахиллесовой пятой' этой лодки оказалась неисправная крышка устройства выбрасывания имитационных патронов, не позволявшая ей погружаться на глубину более 70 м. Целых 36 часов Дубивко пытался оторваться от преследователей, но в конце концов и он был вынуждена всплыть на виду у целой эскадры американских кораблей.'
Отдельно о неготовности командиров ПЛ в тактике действий противника.
О атомных секретах в создании ядерного оружия разведка была в курсе, а о системах противолодочной войны нет? Не верю ! Личному составу доводить эти данные посчитали нецелесообразным, уж не знаю по какой причине.
Зато у американцев все было.
Также телеграммы о действиях системы подводного обнаружения.
В том числе и с благодарностью за отличные действия.
'...из-за интенсивных помех на всех радиочастотах, создаваемых американцами с самого начала передач в наш адрес. Из-за этих помех на расшифровку отдельных радиограмм уходило от нескольких часов до суток.'
Так 'Кормить в пути никто не обещал'...думать нужно было раньше, почему в БОЕВЫХ сетях невозможно нормально работать. О корабле-ретрансляторе в академии не учат?
А сначала наладить нормальную связь, а потом воевать, не хватает мозгов?
Статьи:
'
Снч-Сдв связь. Подводные лодки. Где истина?' 'Немного об управлении и просто мысли...о разном'.
Кстати, о скопированной 'Вишне'. Из статьи.
'Капитан оператор мне ликбез по ней прочел. Оказалось, что станция скопирована с американкой. Прототипом этого аппарата ста приемник фирмы Raytheon, снятый с 'океанографического исследовательского' судна Pueblo, это когда его СевероКорейцы захватили.. Производство аппарата производилось Каслинским радиозаводом.
А это нашел в воспоминаниях его 'копировальщиков'...Показалось интересно.
'Небольшой алюминиевый ящик , с невзрачной на первый взгляд передней панелью , таил в себе множество технологических и схемотехнических новшеств. Особого внимания заслуживает прицезионная механика этого аппарата , при помощи которой производилось сканирование и ручная перестройка . Несколько лет понадобилось заводским инженерам-механикам и слесарям-сборщикам , чтобы шестеренки , изготовленные к стати , на лендлизовском станке , зажужжали как надо. Инженеры-электрики тоже "хлебнули горюшка" с чрезвычайно плотным монтажом. Конструктивно изделие выглядело так : множество небольших квадратных , полностью серебреных снаружи и изнутри блочков , стянутых между собой невыпадающими винтами. Каждый блочек выфрезеровывался из цельного куска силумина , поражает тонкость и проработанность этой конструкции - под каждую крышечку , лампу , стоечку и жгут , тонкой фрезой фрезеровался канал. В тонкостенный корпус блочка , изнутри , через специальные отверстия , впресовывались изоляционные контактные стойки , изолятор которых выточен из фторопласта , на которых монтировались элементы , а также внутри приклепывались бронзовые замки , в которые защелкивались радиолампы. Внутриблочный монтаж выполнялся проводом МГТФ в шелковой изоляции. Электрически все блоки между собой соединялись через разъемы , практически без межблочных жгутов. Весь полезный объем корпуса аппарата был использован на 100 процентов без исключения. Схема аппарата собрана полностью на сверхминиатюрных лампах обычной и стержневой конструкции с гибкими выводами.(1Ж24Б; 1Ж29Б...6Ж2Б...). Благодаря прекрасно продуманному конструктиву , аппарат обладал чудовищной живучестью и проходил жесточайшие испытания в немыслимых условиях - барокамеры , термотренировки , вибро на удар , на ускорение , соленый туман и тд. В связи с этим , заказчиками этого изделия были ВМФ и ВВС СССР. Выпускался этот аппарат вплоть до 1990 года. Интересный факт - до сих пор не подписан документ о его снятии с производства !?.'
Довольно о грустном. Теперь о 'успехах'.
Из мемуаров: 'Четвертая подводная лодка (Б-4) также не избежала встречи с противолодочным самолетом, но смогла уклониться от него, а затем оторваться от поисковых кораблей АПУГ. События на подлодке Б-4, очевидцем которых я был, развивались следующим образом. Подводная лодка производила зарядку аккумуляторных батарей. Была темная ночь. Временами шел тропический ливень. Длительное время обстановка была спокойной. Зарядка подходила к концу. Ближе к рассвету появился сигнал самолетов РЛС, который быстро нарастал. Подводная лодка срочно ушла на глубину, маневрируя на отрыв от самолетов. Вскоре после погружения она подверглась бомбежке взрывными устройствами системы "Джули". Взрывы были довольно чувствительными (содрогался корпус, гасли лампочки). Взрывы повторялись. Очевидно, самолеты ставили радиогидроакустические буи системы "Джули" с целью обнаружения подлодки. Через некоторое время бомбежки прекратились и подлодка начала отход из района постановки буев, маневрируя курсом, скоростью и по глубине, уходя под слой температурного скачка. Спустя несколько часов услышали работу корабельных ГАС. Периодически сигналы то приближались, то удалялись -противолодочные корабли вели поиск подводной лодки. Мы маневрировали около трех суток, в конце которых наконец-то удалось уклониться от поиска противолодочных кораблей. Было очевидно, что им нас обнаружить не удалось.'
Моё примечание: Система 'Julie' чаще применяется не для поиска, а для УТОЧНЕНИЯ места ПЛ перед применением оружия.
В то время AN/SSQ-2, AN/SSQ-15 с д. до 5 км. При использовании ВИЗ, тем более ,если взрывы на лодке ощущались сильно- значит буи выставлены близко.
Если 'Взрывы были довольно чувствительными (содрогался корпус, гасли лампочки). Взрывы повторялись'...то лодка обнаружена и вероятно тактически уничтожена..
Если 'Взрывы были довольно чувствительными (содрогался корпус, гасли лампочки). Взрывы повторялись'...то лодка обнаружена и вероятно тактически уничтожена.
Другой источник, только подтверждает мое мнение.
Из мемуаров: 'Единственной лодкой 69-й бригады, сумевшей достичь назначенного района, оказалась Б-4 под командованием капитана II ранга Р.А. Кетова. Тот факт, что американцы так и не смогли 'поднять' Б-4, ее командир объяснял элементарным везением . К моменту обнаружения Б-4 успела полностью зарядить аккумуляторную батарею. Штормовой поход через Атлантику не привел к каким-либо поломкам. Но главное, в чем повезло, - в благоприятных гидрологических условиях района: слой температурного скачка проходил на глубине всего 60 м, что позволило эффективно уклоняться от преследователей.'
По данным американцев Б-4 была обнаружена 31 октября и судя по тактике применения РГБ с ВИЗ, условно уничтожена.
О грубых действиях американцев.
Из мемуаров: 'Всё ясно. Обнаружив лодку радиолокацией, затем и акустической аппаратурой, американцы выпустили торпеду. Однако торпеда не навелась, и тогда они решили таранить лодку. Но почему? Только через много лет из открытой печати я узнал, что за два дня до этого, а именно 27 октября, нашими средствами ПВО над Кубой был сбит американский разведывательный самолет 'U-2', летевший на высоте свыше 20 км. Летчик Р. Андерсен погиб. Американцы поняли сразу, что это дело рук наших ПВО, так как кубинцы на вооружении имели только зенитные орудия, которые на такую высоту не стреляют. Значит, американцам нужен был реванш. И такими объектами для реванша могли стать наши дизельные подводные лодки. По-видимому, какие-то конкретные указания командирам противолодочных сил были даны, и как показали события с другими подводными лодками нашей бригады, американцы с нами не церемонились. Подтверждением этому служит рассказ командира пл Б-59 капитана 2 ранга В. С. Савицого, лодка которого оказалась в аналогичной с нами ситуации, всплыв для зарядки аккумуляторной батареи: 'На лодку было совершено 12 атак палубных штурмовиков 'Треккер' с применением пушечной стрельбы в опасной близости от корабля. По-видимому, для устрашения. Самолеты взлетали с авианосца 'Рэндольф', находившегося поблизости. Корабли охранения этого авианосца демонстративно заходили на таранный удар и в последний момент резко отворачивали, сбрасывая вблизи лодки глубинные бомбы. В отсеках подводной лодки лопались лампы накаливания, осыпалась пробковая крошка.'
Из мемуаров: 'Поломка двигателей на Б-130 произошла в момент, когда кризис достиг кульминации. 27 октября советские войска на Кубе впервые применили оружие, сбив зенитной ракетой самолет-разведчик U-2, пилот которого погиб. Этот день в США получил название 'черной субботы'. Вечером того же дня брат президента США Р. Кеннеди передал советскому послу А.Ф. Добрынину ультимативное требование убрать с Кубы советские ядерные ракеты, угрожая в противном случае начать вторжение на остров в ближайшие 24-72 часа .'
27 октября градус противодействия поднялся еще выше.
Остается не совсем ясным участие ДПЛ ТОФ Б-88.
Но судя по ее действиям и датам в отслеживании АВМ 'Констеллейшн', толку в общей картине событий от этого было немного.
ПЛ Пр. 611.... 'Немец'
тип XXI, не копия понятно, но много от немцев взято в конструкции.
.
Очень я сомневаюсь, что преследуя под РДП авианосец, она могла сохранить скрытность.
О итогах. Кто как любит Родину и лавирует.
'Президенту США Джону Кеннеди, безусловно, было известно о том, что три подводные лодки русских вынуждены были всплыть для зарядки аккумуляторных батарей. Из четырёх подводных лодок нашей бригады лишь Б-4 (командир - капитан 2 ранга Р. А. Кетов, старший на борту - командир бригады капитан 2 ранга В. Н. Агафонов) не была обнаружена. Сколько же их, действительно, было развернуто в Саргассовом море, американцы не знали. В рамках выполнения операции 'Кама', составной части плана 'Анадырь' в летне-осенний период 1962 года с разведывательными целями на Тихоокеанском театре действовали отдельные подводные лодки и других соединений. Известно, например, что в период Карибского кризиса подводная лодка Б-88 (командир капитан 2 ранга К. Киреев) вела разведку вблизи Военно-морской базы США Пёрл-Харбор в полосе поиска АУГ с авианосцем 'Констелейшн', а подводная лодка Б-75 (командир - капитан 2 ранга Н. И. Натнёнков) вела разведку вблизи района Гуантанамо. Обе эти лодки также не были обнаружены американцами.'
Командиры лодок тоже ведь не дураки и все прекрасно понимали.
'Бывший командир бригады контр-адмирал в отставке Агафонов: 'Выявил ли вероятный противник дату и время нашего фактического выхода? На этот вопрос мне ответить трудно. Такой информации ни до, ни после выхода мы не имели. Учитывая длительный период подготовки к данному мероприятию, не исключено, что вероятный противник пристально следил за деятельностью наших подводных лодок Наверно, разведки ГШ ВМФ и СФ такие сведения должны были бы в то время иметь-. Хотя все, что относилось к походу, официально держалось в тайне, но судя по тому, что разговоров вокруг этих событий было немало, особенно в Полярном, поэтому нельзя исключать возможности утечки некоторых данных, относящихся к дате и времени выхода подводных лодок'.
Бывший командир Б-130 капитан 1-го ранга в отставке Шумков: 'Где, когда и кто обнаружил нас, вопрос очень проблематичный. Точно на него ответят только архивные документы Пентагона. Я предполагаю, что меня обнаружили в районе Азорских островов, но сегодняшний анализ всей обстановки и ознакомление с документами и информатикой США дают основание предполагать, что за нами велось наблюдение еще до подхода к Азорским островам'.
Бывший начальник штаба бригады вице-адмирал в отставке Архипов: 'При проходе противолодочных рубежей мыс Нордкап - остров Медвежий и Фареро-Исландского наблюдалась несколько увеличенная деятельность самолетов ПЛО по сравнению с обычной. По мере приближения к Багамским островам деятельность авиации еще более активизировалась'.
Бывший командир Б-36 капитан 1-го ранга в отставке Дубивко: 'В общем, формально уходили скрытно, но на самом деле многие знали о факте нашего ухода. Поэтому не исключено, что вероятному противнику было известно о дате нашего выхода'.
Бывший командир флагманской Б-4 капитан 1-го ранга в отставке Кетов: 'Через три дня после выхода мы выяснили, что как ни готовились серьезно и скрытно, но вероятный противник о нас знал. Причем знал не только дату выхода, но и маршрут перехода и все контрольные точки по данному маршруту. Причем знал он это с точностью до одного часа. Это мы выяснили у летчиков ПЛО Исландии на Фареро-Исландском рубеже'.
Бывший флагманский специалист РТС контр-адмирал в отставке Сенин: 'Анализ похода показал, что противолодочные силы вероятного противника постоянно знали местонахождение всех наших лодок и постоянно контролировали эти места авиацией и кораблями ПЛО'.
У американской стороны немного иные выводы.
Знакомые мотивы, 'Если бы у бабушки был...то она была бы дедушкой'
'...Будь на месте 'фокстротов' хотя бы пара... 'Цирконов'
'Сконцентрированы...беспрецедентно плотные...'
А нечего было, как говорит Путин 'понты колотить', но каждый мнит себя стратегом, у него же мультики есть. Колочение понтов продолжается.
Американская версия событий : 'В оценке участия советского ВМФ в Карибском кризисе зарубежная историография единодушна. 'Кубинский ракетный кризис 1962 г. стал для русского флота шестым унизительным поражением за последние 100 лет, - писал в 1986 г. аналитик Центра анализа угроз разведки армии США П. Тсорас. - Советский Союз оказался в безвыходном положении на Кубе и только советский военно-морской флот мог бы выручить советскую дипломатию... но советский флот показал полную беспомощность перед лицом морской мощи США, что, возможно, нанесло его престижу даже больший урон, чем поражение...' Tsouras P. Soviet Naval Tradition // The Soviet Navy: Strength and Liabilities. L., 1986. Р. 19.'
Действия отечественных маршалов и адмиралов только усугубляет и подтверждает американскую оценку.
'Некоторое время спустя нас, командиров подводных лодок вместе с начальником штаба бригады капитаном 2 ранга В. А. Архиповым вызвали в Москву на коллегию Министерства Обороны СССР, которую проводил тогда первый заместитель Министра Обороны СССР маршал Гречко. В перерыве ко мне подошел маршал Баграмян и посоветовал подробнее осветить вопросы связи. Я выступал последним и, по совету Баграмяна, рассказал о проблемах связи, о необходимости всплытия лодки для зарядки аккумуляторной батареи. О трудностях похода маршал Гречко слушать не стал. Он не мог понять, почему подводная лодка каждую ночь должна подзаряжать батарею. Понял одно - нарушена скрытность, мы оказались на виду у американцев после всплытия подводной лодки. Вот как рассказывает об этом капитан 1 ранга в отставке Рюрик Кетов:
'Вопросы стали задавать один чуднее другого. Коля Шумков, например, докладывает о том, что вынужден всплывать для зарядки аккумуляторных батареей'. А ему вопрос:
- Какая-такая зарядка? Каких там батарей?
- На каком расстоянии от вас были американские корабли?
Ответ: 'Метров 50-100'.
- Что?! И вы не забросали их гранатами!?
Дошла очередь и до меня. Спрашивают:
- Почему по американским кораблям не стрелял? - кипятился Гречко.
Ответ: 'Приказа не было'.
- Да Вы что, без приказа сами сообразить не смогли?
Тут один из цековских дядечек постучал тихонько по стакану. Маршал, как ни кричал, сразу притих. Но долго не мог врубиться, почему мы вынуждены были всплывать. Ещё раз пояснили, что ходили мы на Кубу на дизельных подводных лодках, а не на атомных. Дошло!
- Как не на атомных?! - закричал маршал, сдёрнул с носа очки и... хвать ими по столу! Только стекла мелкими брызгами полетели. Оказывается, высшее военно-политическое руководство страны полагало, что в Саргассово море были направлены атомные подводные лодки. Позднее стало известно, что одну атомную лодку всё-таки планировали послать на Кубу, но выявилась какая-то неисправность, и поход атомной лодки отставили'.'
'В феврале 1963 года командиры подводных лодок, участвовавших в походе (капитаны 2 ранга Кетов Р. А., Дубивко А. Ф., Савицкий В. Г., Шумков Н. А.) и начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2 ранга Архипов В. А. были приглашены Москву. Я в это время находился в отпуске за 1962 год и меня из отпуска не вызывали. Подводников заслушал маршал Гречко А. А. (в то время - первый заместитель министра обороны СССР). Он выразил недовольство (или удивление) тем, что подводные лодки "оказались" не атомными, а дизельными, и были вынуждены "почему-то" всплывать для зарядки аккумуляторных батарей. Об участии дизельных, а не атомных подводных лодок в походе в Генеральном штабе хорошо знали, что и подтвердил сразу же начальник Генерального штаба маршал Захаров М. В. После этого то ли разбор, то ли беседа, то разнос был быстро свернут. В заключение маршал Гречко А. А. высказался в том смысле, что на месте командиров подводных лодок он предпочел бы не всплывать, а погибнуть, утонуть! Вот так: не больше, не меньше! Как говорится, комментарии здесь излишни... Таковы были итоги и оценка похода наших подводных лодок в самое пекло Карибского кризиса.'
У меня все.
Как разрешится новый кризис понтов со стороны России, будем посмотреть.
Одна надежда на озвучивание мнения президента Песковым.
Песков -это специальный человек, от которого ты нормального слова не дождешься. Песков и снег за окном назовет субстантивным скоплением ледяных кристаллов неопределенной корпулентности.
Посмотрим , как в этот раз выкрутятся, когда НАТО ужесточит свою позицию и придется сливаться.
Главное, чтобы не пришлось потом сказать-'Птичку жалко'.