Одна из причин сегодняшнего финансово-экономического кризиса - глобализация мировой экономики. Представим себе корабль. Чтобы он был устойчивей ко всякого рода авариям и пробоинам, его трюм поделен на ряд герметичных отсеков. В случае пробоины в одном из отсеков, наполняется водой только он, другие отсеки не страдают, и корабль остается на плаву. Если отсеки соединены друг с другом, то в случае пробоины затопляется весь трюм корабля, и он тонет. Такое произошло с "Титаником", в трюме которого водонепроницаемые переборки не доходили до самого верха и, таким образом, не обеспечивали герметичность отсеков.
Теперь представим, что наш мир - это большой корабль. В силу глобализации экономики разных стран связаны друг с другом множеством связей. Экономика США - самая большая. И когда с ней произошел кризис, оказались затронутыми экономики всех стран, за исключением закрытых экономик (экономики ряда стран Африки южнее Сахары). По мнению С.Глазьева, российская экономика, а вместе с ней и общество, являются чрезмерно открытыми, что может грозить потерей устойчивости.
Вторая причина мирового кризиса - беспечность лидеров мировой экономики. В погоне за прибылью они либо не учли, либо игнорировали возможность кризисных явлений. И это несмотря на то, что о глобальном финансово-экономическом кризисе говорится уже около 10 лет, и, по мнению экспертов, он не стал неожиданностью.
Некоторые обвиняют бедных, которые брали кредиты и жили не по средствам. Но при этом сбрасывают со счетов тех, которые эти кредиты им давали. В том, что в США случился кризис ипотечного кредитования, есть вина и госкомпаний, страховавших всю систему кредитования.
Таким образом, можно провести следующие параллели между мировым кризисом и гибелью "Титаника":
1. Глобализация мировой экономики в первом случае и негерметичность отсеков в трюме "Титаника" во втором.
2. Полное игнорирование самой возможности такого кризиса в первом случае и ледовой опасности во втором.
3. Отсутствие бдительности руководителей мировой экономики в первом случае и впередсмотрящих во втором.
4. Недостаточность спасательных средств. В случае экономики - это золотовалютные резервы. В случае "Титаника" - это спасательные шлюпки. И того и другого было недостаточно, как, например, в Исландии и Латвии и, возможно, в других странах.
Гибель "Титаника" стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания, а нынешний кризис, по-видимому, будет переломным в обеспечении экономической безопасности. "Титаник" стал жертвой менталитета 19-го века в приложении к технике века 20-го. Мировая экономика стала жертвой менталитета 20-го века в приложении к реалиям века 21-го. Хочется надеяться, что корабль мировой экономики не пойдет ко дну, и человечество сумеет выработать механизмы, препятствующие повторению таких кризисов.
Использованные источники
1. М.Войтенко. Гибель "Титаника" - неизвестное об известном.
http://www.odin.tc/disaster/titanic.asp
2. Возрождение России начнется с нравственности. http://www.epochtimes.ru/content/view/20978/9/
3. Экономический кризис в США носит временный характер.