Я являюсь обладателем замечательного молитвослова. В нем текст молитв перемежается с репродукциями икон, вызывая тем самым особое молитвенное состояние. Например, в молитвах на сон грядущий расположены изображения семи икон: Царь Царем с припадающими св. Андреем и свт. Иоанном Златоустом, Москва, конец 17 - начало 18 века; Нечаянная радость, 19 век.; Притча о мытаре и фарисее, 17 век; Господь и книжники. Беседа Иисуса Христа с книжниками и фарисеями. Новгород, конец 15 - начало 16 века; Споручница грешных; Серафим Саровский с житием; Богородица Касперовская, 18 век. Не могу сказать, что все эти иконы мне нравятся одинаково. Мне близки две иконы. Первая - это икона с изображением Притчи о мытаре и фарисее. Неизвестный иконописец с большим мастерством показал смиренную фигуру мытаря и фарисея с гордо поднятой головой. Вторая икона - "Господь и книжники". Фигура Христа показана здесь значительно крупнее, чем фигуры книжников и фарисеев, что сделано, чтобы подчеркнуть его величие по сравнению с другими, изображенными на этой иконе. Икона написана в конце 15 - начале 16 века, и можно простить художнику некоторую наивность в изображении Христа и книжников. Иисус Христос обращается к книжникам с гневным обличением, они не приемлют его речей, отворачиваются, жестами показывают свое несогласие, и это изображено с большой силой и убедительностью. Хочется отметить также икону, которая мне не понравилась. Это "Нечаянная радость", написанная в 19 веке в стиле классицизма. Руки грешника, преклонившегося пред иконой Богоматери, как и вся его фигура, изображены неестественно, напряженно. В этом виден парадокс изобразительного искусства: несмотря на общий прогресс, заключающийся в более реалистичном изображении объектов, произведения искусства, созданные великими мастерами в далеком прошлом, подчас нас волнуют больше, чем картины и иконы, написанные позднее, например, фрески Дионисия, Феофана Грека, иконы Андрея Рублева... .
Но вернемся к теме. Читая эти молитвы, я иногда ловил себя на том, что читаю их "на автомате", механически, то есть они не затрагивают мою душу. Вместе с этим я механически пролистывал страницы с репродукциями икон. А ведь они как-то расчленяют текст молитв и, очевидно, играют какую-то роль в создании особого, молитвенного настроя. Мне даже приходилось возвращаться и всматриваться в эти иконы. Осознав это, я пришел к выводу, что и в жизни мы часто живем на "автомате", механически. Летят друг за другом дни, недели, месяцы, годы, а в сознании ничего не остается. Человек в течении этих временных промежутков не останавливается в вечной суете и спешке, чтобы осознать свое положение, состояние, роль в своей жизни и в жизни других людей. Если жизнь будет проходить без осознания, механически, бездумно, то человек не заметит, как пробегут десятки лет, и он окажется перед лицом смерти. Тут только он поймет, что жизнь прошла, прошла бездарно, не оставив и следа. Но будет уже поздно.
Что позволяет человеку говорить, что он жил осмысленно, осознанно. Для писателя - это его произведения. Для ученого - открытия и изобретения, которые он претворяет в статьях и книгах. Для педагога - студенты и ученики, которых он обучил и выпустил в свет, вложив в каждого частичку самого себя. Для врача - это больные, которых он излечил (не принял, а именно излечил). Для садовода - это деревья, которые он посадил, для строителя - дома, которые он построил. Этот список можно продолжить. Каждый сам может проанализировать свою жизнь и понять, что он сделал, совершил для людей, что останется на века.