Ницше в книге "Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках" писал: "Небольшой в общем успех учителей морали объясняется тем, что они слишком много хотели от одного раза, т.е., были очень ревностны: они хотели давать предписания всем. А это значит блуждать в пустыне, и держать речи пред зверями с целью сделать их людьми: что же удивительного, если люди находят это скучным! Следовало бы выбрать ограниченный кружок и для них искать и создавать мораль. Например, отыскать стаю волков и перед нею держать речи, чтобы сделать их собаками. Но наибольший успех все-таки достается тому, кто хочет воспитать не всех и не кружок, хотя бы и ограниченный, а только одного, и не будет тратить сил направо-налево. Предшествующее столетие выше нашего именно в том отношении, что в нем так много было отдельно воспитанных людей рядом со столькими же воспитателями, которые в этом воспитании видели задачу своей жизни, а с задачей - и достоинство жизни в своих глазах и в глазах всякого другого "хорошего общества".
В связи с этим можно вспомнить значение Василия Жуковского для всей русской культуры XIX века. Правда, он был воспитателем и наставником не одного, как рекомендует Ницше, а целый плеяды государственных деятелей и деятелей культуры. Он был наставником Пушкина, подарившим ему портрет с надписью: "Победителю-ученику - от побежденного учителя". Жуковский был также наставником и близким другом Гоголя. Он вместе с Карлом Брюлловым организовал лотерею-акцию по сбору средств для того, чтобы выкупить из крепостной неволи у помещика Энгельгардта Тараса Шевченко. Брюллов написал портрет Жуковского, который разыграли в лотерею, и собранные таким образом 2500 рублей пошли на дело освобождения поэта. Жуковский более 25 лет был связан с семьей императора, начав с должности чтеца еще при вдовствующей императрице (вдове Павла I), потом был учителем русского языка жены великого князя Николая (будущего Николая I), затем был наставником их сына Александра впоследствии императора Александра II (возможно, это было одной из причин того, что он стал царем-освободителем, отменившим крепостное право). При этом Жуковский всегда оставался заступником великих вольнолюбцев, обеляя их проступки перед царями, Пушкина, Лермонтова, Герцена, Баратынского, декабристов.