Принято считать, что во время общения рождаются новые мысли. Творчество и, в частности, литературное творчество - это тоже своего рода общение, но общение с самим собой или с Богом. В ходе литературного творчества тоже приходят новые мысли и идеи. Мамардашвили как-то дал определение графоманству, которое он охарактеризовал как процесс, во время которого не возникает ничего нового.
Общения мы, как правило, не боимся, даже стремимся к нему, так как человек - существо социальное. Правда, тут возможны исключения. Так, Руссо в своей "Исповеди" пишет: "Если даже наедине с самим собой я так плохо управляю своими умственными способностями, пусть судят о том, что я представляю собою во время разговора, когда, для того чтобы сказать кстати, надо подумать сразу о тысяче вещей. Одной мысли о стольких условностях, из которых я какие-нибудь уж наверно забуду, достаточно, чтобы запугать меня. Я даже не понимаю, как это осмеливаются вести беседу в обществе; ведь при каждом слове надо иметь в виду всех присутствующих, знать их характеры, их прошлое, - иначе нельзя быть уверенным, что не скажешь чего-либо такого, что может кого-нибудь оскорбить". Занятия литературным трудом также иногда пугают: мы боимся, что не скажем ничего нового. Это нас останавливает и ставит преграды: какой смысл приступать к сочинительству, если существует такая опасность. В этом случае, как и во многих других, необходима смелость.