В чем живучесть массовой культуры? В чем ее секрет? У человека есть два пути: путь вверх, раскрывающий его подлинную, человеческую сущность, и вниз, назад к животному состоянию, где правят насилие, жестокость, секс. Путь вниз легче, чем путь наверх. Если человеку предлагают этот путь вниз, то у большинства людей, поглощенных погоней за наживой, он находит больший отклик. Этим пользуются дельцы от зрелищного бизнеса, которые, удовлетворяя низменные наклонности человека, в еще большей степени разжигая эти наклонности, сами обогащаются. Возникает замкнутый, порочный круг: низменные наклонности человека в свободном обществе требуют своего удовлетворения, находят это удовлетворение, сами еще более укрепляясь. Спрос рождает предложение. Существует ли выход из этого круга? Хочется верить, что существует, если существует вообще прогресс человеческого общества, прогресс человека. В чем заключается социальный прогресс человека? По-видимому, в его движении от животного к человеческому в человеке, в движении от законов животных сообществ к законам человеческим. Если такой прогресс существует, то рано или поздно человек, и все большее количество людей перестанут быть удовлетворенными массовой культурой, которой усиленно нас потчуют, и начнут стремиться к подлинным высотам человеческого духа, вопреки засилью в средствах массовой информации низкопробных передач.
В тоталитарном обществе было засилье идеологии, в "свободном обществе" наблюдается засилье массовой культуры. Я выражение "свободное общество" ставлю в кавычки, потому что оно в самом деле свободно от идеологии, но не свободно от массовой культуры. Человечество должно изжить в себе массовую культуру. Этот процесс нельзя искусственно ускорить. Но этому процессу нельзя препятствовать, к нему нельзя относиться индифферентно. Об это должны помнить политики, государственные деятели любой страны, но в особенности России. Преступно оболванивать свой народ, наживаясь на этом. Преступно спокойно смотреть на этот процесс оболванивания, который идет ежечасно, ежеминутно с экранов телевизоров, по радио, через кино, газеты, книги, интернет.