Я вам расскажу историю одного предвыборного обещания нашего уважаемого президента. Как известно В.В.Путин в ходе своей предвыборной компании пообещал повысить зарплату преподавателей ВУЗов до средней по региону (в Москве средняя зарплата за 2012 год составила около 50 тыс. руб., http://www.rg.ru/2012/12/12/zarplata-site.html). Однако, это обещание, по-видимому, не было обосновано ни финансово, ни экономически. Когда пришло время выполнять обещания, Минобрнауки, которому Минфин не направил соответствующие для этого средства, обязало руководство ВУЗов в лице ректоров выполнить обязательство президента за счет внутренних ресурсов. Но не все ВУЗы за счет внебюджетного финансирования оказались способны это сделать. Какой же выход они придумали. Выход напрашивается единственный: перевести часть преподавателей на какую-то долю ставки (например, на 0.5 ставки) с сохранением зарплаты и, что интересно, учебной нагрузки. Такой прием равносилен повышению зарплаты в 2 раза. Так что чиновники теперь могут отчитаться перед начальством, что распоряжение президента выполнено: преподаватель, работающий на полную ставку будет получать в 2 раза больше. Но только таких преподавателей в ВУЗах сильно поубавилось, в основном всю нагрузку выполняют люди, работающие на 0.75, на 0.5 ставки. Эту идею чиновников можно развить: если преподавателя перевести на 0.1 ставки при сохранении его зарплаты (это 12-13 тыс. для доцента, кандидата наук и 17 тыс. для профессора, доктора наук), то чиновники смогут радостно рапортовать: зарплата в этом случае будет повышена в 10 раз. При помощи такого же трюка можно увеличить зарплату и в 100, и в 1000 раз. Но будут ли преподаватели работать также эффективно после их перевода на 0.5 ставки - это под большим вопросом. Я недаром назвал этот прием трюком или фокусом. А, как известно, место трюкам и фокусам - в цирке. С некоторых пор российское образование стало напоминать один большой цирк, в котором преподаватели и учителя делают вид, что работают, а учащиеся и студенты делают вид, что учатся.
Мы еще недавно все костерили министра образования Фурсенко. Но, как говорится, не ищи нового царя, как бы новый царь не оказался хуже старого. Пришел новый министр - Ливанов, и что же? Вспомним его нападки на Академию наук (http://echo.msk.ru/guests/11729/), за что ему пришлось приносить извинения (http://www.km.ru/v-rossii/2013/03/27/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rf/706998-livanov-izvinilsya-pered-rossiiskoi-), вспомним использование ненормативной лексики (http://www.newsru.com/russia/31mar2013/livanov.html). И такой министр управляет в России образованием, такой человек учит, как надо учить!
* * *
У этой истории есть продолжение. Министерство образования и науки опомнилось и запретило разбивать 85 % ставок. Требование же к повышению зарплаты преподавателей ВУЗов осталось. Как уложить вузовское штатное расписание в это прокрустово ложе министерских инструкций? Пришлось реально увольнять, как говориться, резать по живому. В целом по ВУЗам сократили около 30 % ставок. Естественно, нагрузка на преподавателей при этом возросла. А наше руководство выбрало в качестве модели организации научных исследований американскую систему, когда исследования проводятся, в основном, в университетах. Российскую академию наук прижали к ногтю, а вузовским ученым времени на занятия наукой осталось еще меньше. Так что, прощай, российская наука.