В последнее время в российском высшем образовании происходят процессы слияния и укрупнения высших учебных заведений. При этом, прежде всего возникает вопрос: зачем? Кто сказал, что крупные ВУЗы более эффективны, чем средние или небольшие? Обращать внимание надо не на величину ВУЗа, а на его уровень, качество подготовки специалистов, квалификацию преподавателей и т.д. За рубежом сосуществуют как крупные, так и небольшие университеты, и там это сложилось исторически. У нас же все носит характер кампании. Отказавшись от командных методов управления в экономике, мы применяем эти методы в системе высшего образования, причем бездумно. Как говорится, заставь мужика Богу молиться - лоб себе расшибет.
В астрофизике и космологии существует понятие "черные дыры". Это такие объекты, которые все поглощают: материю, излучение, но ничего не испускают. Образовались эти черные дыры в результате коллапса звездных объектов, когда их масса превышает некоторую критическую. Сейчас нам приходится опасаться, что объединение ВУЗов приведет к образованию высших учебных заведений - аналогов черных дыр, которые будут все поглощать: материальные и финансовые ресурсы, абитуриентов, но ничего не давать на выходе. Конечно, такие заведения будут выпускать людей с дипломом о высшем образовании, но их уровень и качество подготовки окажутся такими, что это будет равносильно нулевому выходу высококвалифицированных специалистов.
Свой вклад в снижение уровня выпускников вносит и подушевое финансирование, когда государство перечисляет ВУЗу деньги из расчета на реальное количество обучающихся. Но в этом случае ВУЗу не выгодно отсеивать нерадивых студентов. В результате в стране появляется все большее число лиц с высшим образованием и низким уровнем подготовки, диплом о высшем образовании при этом обесценивается.
Возникает также сомнение в жизнеспособности идеи приглашения иностранных профессоров международного класса из расчета 100 профессоров на 10000 студентов. Во-первых, для этого необходимо произвести серьезные финансовые вливания в высшее образование. Во-вторых, необходимо будет поднять зарплаты остальным, российским профессорам, так как без них не обойтись. В третьих, необходимо будет что-то делать с ужасной забюрокраченностью высшего образования. В противном случае иностранные специалисты не останутся у нас ни за какие деньги. В четвертых, на каком языке будет вестись обучение? Если на английском - это мало реально, а на русском они не смогут.
Такие мысли вызывают последние шаги нового руководства министерства образования и науки.