Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Представления современных городских десятиклассников о мотивах вступления в интимные отношения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Представления современных городских десятиклассников о мотивах вступления в интимные отношения

М. П. Семкова, психолог МУ ЦСПСИД Устиновского р-на г. Ижевска

   Исследований о мотивах подростков при вступлении ими в интимные отношения, не так много, и некоторые привычные воззрения могли устареть [1, С.1].
   С целью выявления мотивов, играющих роль в становлении сексуальности юношей и девушек в декабре 2007 г. на базе Центра планирования семьи и репродукции г. Ижевска было проведено пилотное исследование отношения к этим вопросам 16 - 17-летних учеников 10 класса, всего 21 человек: 8 девушек и 13 юношей. Им предлагалось ответить на вопросы о мотивах вступления в сексуальные связи, приемлемые для себя, потенциальной партнерши и сверстников обоего пола. Данное исследование основано на фрагменте социологического опроса об интимных отношениях и репродуктивном здоровье. В опроснике использовались данные Н. П. Ивченковой с соавт., посвященного установкам подростков к началу половой жизни, он был составлен совместно с О. А. Пчельниковой, психотерапевтом Центра планирования семьи и репродукции г. Ижевска.
   Статистические закономерности выявлялись с помощью корреляционного анализа ?-преобразования критерия r Пирсона и многомерного шкалирования ALSCAL (модель субъективных предпочтений).
   Названные десятиклассниками мотивы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мнение девятиклассников о мотивах сексуальных отношений

Приемлемые мотивы

Для себя

(% опрошенных)

Для партнерши

(% опрошенных)

Для юношей

(% опрошенных)

Для девушек

(% опрошенных)

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

Любовь

92,31

87,5

84,62

87,5

30,77

12,5

30,77

25

Половое влечение

76,92

75,0

69,23

87,5

53,85

75,0

38,46

25

Требование партнера

23,08

12,5

7,62

0

0

0

0

25

Соображения статуса

0

0

0

0

15,38

25,0

0

0

Нет ответа

0

12,5

0

0

15,38

12,5

0

0

Приобретение опыта

0

0

0

0

0

0

0

0

Любопытство

7,69

0

15,38

0

38,46

37,5

38,46

50,0

Глупость

0

0

0

0

15,38

0

0

0

Забота о здоровье

0

0

0

0

7,62

0

7,62

0

Подражание киногероям

0

0

0

0

0

12,5

0

12,5

Чувствовать себя взрослым

0

0

0

0

15,38

0

0

7,62

Ради удовольствия

0

0

0

0

7,69

0

15,38

0

Промискуитет

0

0

0

0

0

12,5

0

0

Быть как все

0

0

0

0

0

0

0

12,5

Влечение к партнеру

0

0

0

0

0

0

0

12,5

   Неопытность

0

0

0

0

0

0

7,69

0

   Среди ответов юношей выявлены значимые корреляционные связи между мотивами девушек и юношей (r=0,56; р<0,01), у себя и у партнерши (r=0,98; р<0,001). На основании этих данных методом многомерного шкалирования были получены модели приемлемых мотивов. Модель "Я и моя партнерша": шкала 1 - дихотомия самоактуализации в сексуальных отношениях и пассивного следования социальным стандартам; шкала 2 -приоритет собственных побуждений или чувств партнерши. Модель юношей "Юноши и девушки": дихотомия самоактуализации в сексуальных отношениях и пассивного следования социальным стандартам; шкала 2 -собственных сексуальных чувств иинфантильности. Модель "Я и юноши": шкала 1 - дихотомия социального развития в сфере сексуальности и следования требованиям референтной группы; шкала 2 - дихотомия чувства и гедонизма. Модель "Партнерша и девушки": шкала 1 - дихотомия социального развития в сфере сексуальности и зависимости от ситуации; шкала 2 - дихотомия сексуальной осведомленности и инфантильной неопытности; шкала 3 - дихотомия чувства и сексуального влечения.
   Для ответов девушек выявлены значимые корреляционные связи между мотивами у себя и у партнера (r=0,83; р<0,001). Модель "Я и мой партнер": шкала 1 - дихотомия неосведомленности о собственных мотивах и сексуальных чувств; шкала 2 - дихотомия влечений и познания. Модель девушек "Юноши и девушки": шкала 1 - дихотомия следования групповым нормам и собственным импульсам; шкала 2 - дихотомия самоутверждения с помощью сексуальности и разыгрыванием различных социальных ролей, связанных с сексом. Модель "Партнер и юноши" и: шкала 1 - дихотомия личностной зрелости и инфантильности в сфере интимных отношений; шкала 2 - дихотомия чувств и познания. Модель "Я и девушки": шкала 1 - дихотомия самореализации в сфере сексуальности и пассивного следования социальным стандартам; шкала 2 - дихотомия чувств и сексуального экспериментирования; шкала 3 - дихотомия личностной зрелости и инфантильности в сфере интимных отношений.
   Модель "Я и мой партнер" у подростков обоего пола отражает значимые мотивы вступления в интимную связь. Юношей волнует самореализация в сексе и баланс власти внутри пары - социальные мотивы, связанные с отношениями. Для девушек важна сексуальная инициация (очевидно, скорое вступление в интимную связь чревато для них значительной личностной трансформацией).
   Модель "Юноши и девушки" отражает когнитивные аспекты становления подростковой сексуальности. Они довольно дифференцированы; мотивы, связанные с самоактуализацией, идентичны для юношей и девушек, но девушки придают большее значение социальному оформлению сексуальности, а юноши - собственным импульсам.
   Модели "Я и подростки моего пола" служат для успешного развития полоролевой идентичности. У юношей они отражают традиционный гендерный стереотип; у девушек формируется модель, отражающая как традиционный гендер, так и инновации.
   Модели "Партнер и подростки противоположного пола" хорошо дифференцированы, включают в себя элементы традиционного гендера и современных требований, позволяя ориентироваться в намерениях представителей противоположного пола.
   В мировоззрении современных десятиклассников довольно гармонично сосуществуют и традиционные взгляды на гендерные роли, и требования современной сексуальной культуры.
  

Литература

      -- Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков к началу половой жизни. - http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107779698&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"