Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Прогнозирование эффективности психологической помощи семьям

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Прогнозирование эффекта психологического консультирования

в зависимости от мотивации клиента

и его отношений с субъектами профилактики

   Исследовано 43 семьи, обратившиеся за психологической помощью. Чтобы предсказать эффективность психологической работы с клиентами уже на 1 - 2-й консультации, использовалась совокупность показателей (всего их 22), отражающих характер мотивации клиента и те субъекты профилактики, которые были вовлечены в работу с ним. В исследовании приняли участие 97 клиентов.
   Эффективность психологического консультирования оценивалась так:
   1 - нет эффекта;
   2 - клиент получил информацию и ушел;
   3 - рентная тенденция, нет эффекта;
   4 - временное улучшение;
   5 - длительное улучшение.
  
   Для математической обработки использовался метод дискриминантного анализа.
   Получены следующие данные.
   Точность предсказаний достаточно велика, и программа предсказывает результаты точнее, чем человек: есть ошибки в 11 случаях, связанные либо с трудностью оценки результата, когда клиент исчез, либо с особенностями состояния самого клиента. Например, у одной клиентки улучшение было временным, а не длительным, так как она страдала нарушениями настроения и фобиями после инсульта; вторая клиентка такого же типа была хронической алкоголичкой с личностным снижением. У двух клиентов трудно было заметить манипулятивный по сути запрос к психологу (это были семейные контролеры и тираны, как выяснилось в ходе работы с другими членами их семей).
   Дискриминантный анализ предложил четыре канонические функции. Их информативность отражена в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Собственные значения для канонических функций

   Функция

Собственное значение

% объясненной дисперсии

Накопленный %

Каноническая корреляция

   1

3,56

63,3

63,3

0,88

   2

1,46

25,9

89,2

0,77

   3

0,37

6,5

95,7

0,51

   4

0,24

4,3

100,0

0,44

  

Таблица 2

Лямбда Уилкса для канонических функций

   Проверка функций

Лямбда Уилкса

Хи-квадрат

Степени свободы.

р

   от 1 до 4

0,05

246,01

80

0,000

   от 2 до 4

0,24

119,34

57

0,000

   от 3 до 4

0,59

44,25

36

0,16

   4

0,80

18,16

17

0,38

  
   Первая каноническая функция во много раз информативнее второй, третьей и четвертой, вторая тоже информативнее третьей и четвертой. Главную роль играют первая и вторая канонические функции, но точность предсказания падает при исключении третьей и четвертой функций, так что разумнее использовать все четыре.
   Значимыми для предсказания эффекта психологической помощи оказались следующие показатели:
   1 "клиент - взрослый";
   2 "клиент - ребенок";
   3 "проводилась просветительская работа";
   7 "клиент направлен комиссией по делам несовершеннолетних (КДН)";
   8 "клиент направлен отделением профилактики безнадзорности (ОПБН)";
   9 "клиент выявлен на социальном патронаже";
   10 "клиент направлен школой";
   11 "клиент направлен врачом";
   16 "имеется детско - родительский конфликт";
   19 "имеется школьный конфликт", чаще это травля ребенка и недовольство родителей школой;
   20 "имеется конфликт с субъектами профилактики", чаще клиент избегает его разрешения.
   Судя по этим данным, для предсказания эффективности работы важны особенности социальных и семейных отношений клиента и уровень его психологической культуры; ребенок часто служит носителем симптома семьи и своеобразной ширмой, скрывающей проблемы взрослых.
   Незначимыми для предсказания эффекта психологической помощи оказались следующие показатели:
   4 "проводились разовые консультации";
   5 "проводилось длительное консультирование";
   6 "клиент направлен органами опеки";
   12 "клиент пришел по инициативе другого члена семьи";
   13 "клиент пришел по инициативе друга";
   14 "клиент пришел по своей инициативе";
   15 "имеется внутриличностный конфликт";
   17 "имеется прародительский конфликт";
   18 "имеется супружеский конфликт";
   21 "выраженное сопротивление консультированию";
   22 "клиент без предупреждения прекратил работу".
   Можно предположить, что особенности мотивации клиента и его длительные конфликты не влияют на эффективность работы, так как клиенты в ТЖС и СОП имеют нарушения личности, неустойчивую мотивацию и выученную беспомощность, а семейные дисфункции воспринимаются ими как норма.
  
   Стандартизированные коэффициенты канонических функций позволяют определить вклады переменных в каждую из них.
   Чем выше значения показателей "имеется детско-родительский конфликт"; "имеется школьный конфликт"; "клиент направлен комиссией по делам несовершеннолетних (КДН)" (стандартизированные коэффициенты равны 0,36; 0,25; 0,25) и чем ниже значения показателей "клиент - ребенок"; "клиент выявлен на социальном патронаже" (стандартизированные коэффициенты равны -0,32 и - 0,28), тем выше значение первой канонической функции. Она отражает роль клиента-ребенка как носителя симптома семьи.
   Чем выше значения показателей "клиент направлен врачом"; (0,37) и чем ниже значения показателей "клиент выявлен на социальном патронаже"; "проводилась просветительская работа"; "имеется школьный конфликт" (стандартизированные коэффициенты равны - 0,44; - 0,27; -0,28), тем выше значение второй канонической функции. Она отражает психосоматические проблемы клиента.
   Чем выше значения показателей "клиент направлен отделением профилактики безнадзорности (ОПБН)"; "клиент направлен комиссией по делам несовершеннолетних (КДН)" (стандартизированные коэффициенты равны 0,64 и 0,32) и чем ниже значения показателей "клиент выявлен на социальном патронаже"; "клиент направлен школой"; "клиент направлен врачом"; "имеется школьный конфликт" (стандартизированные коэффициенты равны - 0,74; - 0,33; - 0,17; - 0,15), тем выше значение третьей канонической функции. Она отражает хронические конфликты в семье клиента.
   Чем выше значения показателей "клиент направлен школой"; "проводилась просветительская работа" (стандартизированные коэффициенты равны 0,41; 0,24) и чем ниже значения показателей "клиент - ребенок"; "имеется детско - родительский конфликт"; "имеется конфликт с субъектами профилактики"; "клиент направлен комиссией по делам несовершеннолетних (КДН)"; "клиент направлен врачом"; "клиент выявлен на социальном патронаже" (стандартизированные коэффициенты равны - 0,40; - 0,40; - 0,28; - 0,20; - 0,16; - 0,12), тем выше значение четвертой канонической функции. Она отражает инфантилизацию клиентов-родителей: в силу их собственной незрелости или же потому, что в патерналистской школе родители воспринимаются как несовершенные, незрелые, идентифицируются с детьми (кроме того, в конфликтах со школой у родителей вновь актуализируются их собственные школьные страхи и проблемы).
   Структурные коэффициенты канонических функций свидетельствуют о значимости связи выделенных переменных с каноническими функциями.
   Чем ниже значение показателя "проводилась просветительская работа" (- 0,09), тем больше вероятность проявления роли клиента-ребенка как носителя симптома семьи.
   Чем выше значения показателей "клиент - взрослый" (0,18) и "имеется конфликт с субъектами профилактики" (0,17) и чем ниже значение показателя "клиент - ребенок" (-0,17), тем больше вероятность психосоматических проблем клиента.
   Чем выше значения показателя "клиент направлен отделением профилактики безнадзорности (ОПБН)" (0,14) и чем ниже значения показателей "клиент выявлен на социальном патронаже" (- 0,23); "клиент направлен врачом" (-0,21); "имеется школьный конфликт" (- 0,07), тем больше вероятность хронических конфликтов в семье клиента.
   Чем выше значения показателя "клиент направлен школой" (0,19) и чем ниже значения показателей "имеется детско - родительский конфликт" (- 0,21) и "клиент направлен комиссией по делам несовершеннолетних (КДН)" (- 0,22), тем больше вероятность инфантилизации клиентов-родителей.
  
   Группы с разными исходами консультирования можно изобразить графически, и их усредненные значения (групповые центроиды) тоже будут отмечены (табл. 3 и рис. 1)
  

Таблица 3

Значения канонических функций для групповых центроидов

   VAR00023

Функция

  

1

2

3

4

   1,00

-1,670

,275

-1,321

,359

   2,00

-,626

-1,302

,196

-,197

   3,00

-1,410

1,772

,471

-,166

   4,00

2,088

,028

,375

,932

   5,00

3,926

,635

-,508

-,715

  
   Условные обозначения на рисунке 1.
   1 - нет эффекта;
   2 - клиент получил информацию и ушел;
   3 - рентная тенденция, нет эффекта;
   4 - временное улучшение;
   5 - длительное улучшение.
   Var 00023 - различные исходы консультирования
  

Рисунок 1

Группы клиентов с разными исходами консультирования

  
   0x01 graphic
  
   Группы хорошо отделены друг от друга - следовательно, мы можем строить предположения об эффективности работы. К сожалению, рисунок не четырехмерен, и мы не видим на нем третьей и четвертой канонической функции - показателей хронизации конфликтов и инфантилизации родителей.
   Интерпретация неэффективных консультаций такова.
   Клиенты, в работе с которыми нет эффекта, где есть потребность только в информации и где есть рентные запросы, представляют собою единое облачко. В направлении от "только слушающих" к "рентным" резко возрастает психосоматические проблемы клиента; значение роли клиента как носителя симптома семьи низка во всех трех группах. Этот вывод вполне ожидаемый, так как психосоматические пациенты не осознают своих психологических проблем и склонны к жестким и примитивным защитным механизмам; если ребенок не является носителем проблем, это значит, что конфликт затронул родительскую или прародительскую пару, а это показатель более серьезной семейной дисфункции. Значения хронических конфликтов в семье клиента выше всего у тех, у кого нет эффекта, и средние, слегка возрастающие от тех, кто только получает информацию к клиентам с рентными намерениями. Это значит, что сил и ресурсов "неэффективного" клиента изменить ситуацию может не хватить (либо он находится в состоянии выученной беспомощности), и он нуждается в дополнительной поддержке других помогающих специалистов, а не только психолога. Если же хронизация конфликта не так велика, то клиент либо не изменяется, либо пытается манипулировать - ему еще не так плохо, чтобы рискнуть и начать работать над собой. Значения инфантилизации клиентов-родителей средние, возрастают от групп "рентных" и "получающих информацию" клиентов к тем, у кого не было никакого эффекта; следовательно, клиенты, не добившиеся никакого результата, действительно беспомощны и пассивны, требуют дополнительного контроля и помощи со стороны специалистов по соцдлитеиальной работе, а не только мотивирования посещать психолога.
   Интерпретация эффективных консультаций такова.
   Клиенты, добившиеся длительного и временного улучшения, образуют очень рассеянное облако на графике. Добившиеся временного улучшения занимают позиции между "рентными" и добившимися длительного улучшения. По значению показателя психосоматических проблем клиента значения этих групп невысокие, близки. Это значит, что эти клиенты психологически гибче, более ориентированы на свои переживания, а не на правильное поведение и социальные ожидания. Значение показателя роли клиента-ребенка как носителя симптома семьи выше всего у тех, кто добился длительного улучшения - значит, сохраняется эмпатия к переживаниям ребенка; кроме того, если проблемы возникли у ребенка. это значит, что родители еще достаточно сохранны, чем если бы проблемы возникли у них. Значение показателя хронических конфликтов в семье клиента низкое у добившихся длительного улучшения и довольно высокое у добившихся временного улучшения - значит, для работы с клиентами, чьи проблемы затянуты, надо значительно больше времени, чем на клиентов с остро возникшими проблемами. Значение показателя инфантилизации клиентов-родителей высока у добившихся временного улучшения и крайне низка у добившихся длительного улучшения: это показатель того, что психологическое краткосрочное консультирование более полезно для личностно зрелых клиентов.

Выводы:

      -- Клиенты, не добившиеся эффекта, склонны к примитивным защитам, соматизации, являются носителями проблем семьи, личностно незрелы и живут в условиях хронических конфликтов; до и во время работы с психологом они нуждаются в поддержке и организации своей жизни со стороны специалистов по социальной работе и, возможно. педагогов.
      -- Клиенты, только получающие информацию, не склонны соматизировать, являются носителями проблем в семье, недооценивают тяжесть и длительность конфликтов, их личностная зрелость средняя; следует проводить с ними мотивирующую и просветительскую работу, пока они не будут готовы к изменениям.
      -- Клиенты, имеющие рентные тенденции, склонны соматизировать, являются носителем симптома семьи, эгоцентричны, имеют хронические конфликты, внешне зрелые при внутренней примитивности; они - не клиенты психолога, им необходима психотерапевтическая работа или применение властных санкций и советов (правда, в советчиках они быстро разочаровываются, а терапию бросают - помогающим специалистам с ними наиболее трудно).
      -- Клиенты, добившиеся временного улучшения, не склонны соматизировать, не являются носителями проблем семьи, имеют хронические конфликты, довольно инфантильны; они благодарные клиенты, но нужно длительное консультирование психотерапевтически ориентированными психологами.
      -- Клиенты, добившиеся длительного улучшения, не склонны соматизировать, не являются носителями проблем семьи, эмпатичны к переживаниям ребенка, имеют острые конфликты, психологически зрелы; это единственная категория, которой показано краткосрочное психологическое консультирование.
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"