Аннотация: Проблемы нравственного отношения к проблемам окружающей жизни.
Нравственность и критерии общественной
жизни..
Середа В. А.
Есть категории почти незаметные, кажущиеся само собой очевидными - доброжелательность, благодарность, доверие, умение беззаветно дружить и любить, несмотря на любые неудобства, и, главное умение прощать. Эти свойства человеческого характера кажутся настолько очевидными и присущими каждому человеку, что считаются уже, большинством людей, врождённым. Но это далеко не так, тому, кто сталкивался с подлостью, предательством, эгоизмом и преступностью, уже кажется совсем наоборот, возникает впечатление, что нет страшнее зверя, чем человек, и кажется уже, что движет человекам только ненависть и злоба. Но всё это результат нравственного воспитания человека. Категории очень сложной, нуждающейся в наглядном пояснении.
Что можно сделать, рассматривая отношение к смертной казни. Смертная казнь всегда вызывала множество протестов и в первую очередь по нравственным причинам, так как узаконивала убийство - смертный грех, согласно религиозным учениям практически во всех великих монотеистических религиях. Которые через веру определяют нравственность подавляющей части человечества.
А самая важная особенность нравственных категорий - их взаимосвязь с эмоциями. Которые воздействуют на сознание, вызывая подсознательную реакцию - человек краснеет от неловкого слова, несправедливость вызывает у него негодование и ярость. Другие явления зарождают в нем злобу и ненависть, страх и отчаяние, зависть или радость. Эмоциональная палитра подсознания достаточно богата, и влияние эмоций на человека огромно. Собственно именно они определяют все мысли и поступки человека, и ни кто с этим спорить не станет, прекрасно зная на собственном опыте, что является главным побудительным мотивом любого поступка.
В большинстве случаев человек не волен над своими эмоциями, они управляют его настроением, заставляя совершать самые неожиданные поступки, часто потом человек сам может удивляться своему поведению. Под влиянием мгновенной злобы часто совершаются так называемое немотивируемое насилие, с этим приходится сталкиваться криминалистам и психологам. Из этого следует чётко уяснить, что эмоции управляют человеком, с чем очень хорошо знаком каждый из нас, причём действие их длительно и постоянно до полного удовлетворения их требований-приказов. Сами же эмоции - результат нравственного воспитания - в первую очередь веры! Человек поверил, что какая-то ситуация постыдна, и теперь попав в эту ситуацию он смущается. И так все эмоции, они полностью определены верой человека, поэтому столь велико значение религии - определяющей веру, и с помощью её определяющие эмоциональную жизнь человека - его человеческие реакции на проявление жизни!
Общность этих реакций формирует и общность людей, когда людей объединяет общее представление о справедливости и об общественном порядке на ней основанном - так называемая общенациональная идея. И теперь люди стремятся защитить справедливое по их мнению устройство общества, не жалея при этом не своей ни чужой жизни, примеров чему полна история.
Очевидно, что самым важным в этом случае для людей является защита нравственных законов - объединяющих их в доброжелательном сотрудничестве, и позволяющих им жить в мире и согласии. Понятно, что в таком обществе не возникнет проблем с экономикой, люди, объединенные на принципах доброжелательного сотрудничества и доверия очень быстро достигнут благосостояния, даже в случае недостатка материальных ресурсов, самый наглядный пример - Япония. И нечего сомневаться в том, что жулики разнесут самую процветающую экономику в самое короткое время. Есть ли сомнение??
Роль нравственных ценностей для общества невероятно важна, собственно без них общество существовать не будет. Собственность, материальные ценности, экономика - всё это только разделяет людей, жадностью, завистью, недоверием, - эмоциями очень сильными и противостоящими основным нравственным ценностям. Поэтому всё необходимо оценивать только с позиции нравственности - именно нравственность людей, составляющих общество, это главное его богатство! Экономика - всего лишь средство обеспечения жизни, но не цель жизни! Непонимание этого различия, между целью и средством уже не одного человека привело к краху.
Да, смертная казнь у людей высоконравственных вызывает протест, тем, что предлагается убийство человека, что Богом решительно осуждается! Но, представьте себе ситуацию, когда на ребёнка у вас на глазах нападает бешеный пёс! Успокоите ли вы себя мыслью о неизбежности воли божьей, или, схватив первый подвернувшийся кол, вгоните его бешеному псу в пасть! Какое из этих действий будет угодно Богу? Я думаю, нет ни каких сомнений, оказать помощь беззащитному - благое дело, высоконравственное и угодное Богу.
А теперь вопрос: - чем же серийный убийца отличается от бешеного пса!? Тем, что внешне похож на человека? Но этим ли надо определять человеческую сущность - внешним ли видом? А может в основу необходимо вложить нравственность человека? Тогда смертная казнь перестаёт быть грехом-человекоубийства, а превращается в защиту человечества от бешеных псов, принявших человеческий облик.
Мы должны понять, что только нравственность способна возродить наш народ, и сейчас все силы необходимо напрячь для создания нравственных программ возрождения нации и следует учесть, что интерес людей к нравственным учениям огромен, даже в местах лишения свободы, где, казалось бы, для нравственных учений совсем нет места. К сожалению, в этом направлении практически ни чего не делается, а ведь и серийные убийцы, и преступность, как таковая, и алкоголизм, и наркомания - всё это итог безнравственности! Большинство психических заболеваний, так же итог безнравственного воспитания.
И когда речь заходит о выяснении национальных интересов, о построении государственной концепции развития политической системы, оборонной доктрины государства, то безоговорочно в основу должен быть положен нравственный критерий. И национальные интересы любого государства в нравственном воспитании нации, а не в увеличении территории или захвате ресурсов. Высоконравственная нация очень легко справляется с любыми трудностями и быстро ассимилирует любых захватчиков. Исторический опыт доказывает, что все народы с особой настойчивостью устремляются к достижениям нравственной культуры (христианство, буддизм, ислам).