Аннотация: Созданию искусственного интеллекта придают большое внимание. И на основе некоторых элементов искусственного интеллекта уже строят отдельные системы. Но прежде чем создавать искусственный интеллект необходимо разобраться с принципами, заложенными в функционирование естественного интеллекта. Что и предлагается в этой работе.
Искусственный интеллект.
Для того что бы создать искусственный интеллект (ИИ) - подобие человеческой личности, надо предварительно разобраться: А ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - ЕСТЕССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
Каждый из нас может в этом достаточно быстро разобраться -- достаточно взглянуть на себя как на систему управления. Так, что является для нас побудительным мотивом (управляющим воздействием) -- желание-эмоция! Следующий вопрос: откуда она появляется? Вот тут сложнее необходимо задуматься над проблемой: ЧТО В НАШЕМ ОРГАНИЗМЕ МЫ СПОСОБНЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ? Иммунная система, гормональная система, сердцебиение, пищеварение и множество, множество иных систем, организма, о которых мы и представления НЕ ИМЕЕМ! Но эти системы определяют всё в нашем организме -- до последнего прыщика на коже!
Совокупность этих систем -- и есть наше подсознание! (оно ПОД нашим сознанием -- мы НЕ ОСОЗНАЁМ их! Потому и подсознание) И все управляющие воздействия на нашу личность осуществляются именно из подсознания!! Мы осознаём - голод, холод, боль, жару, похоть, зрительные образы, звуки и пр. То есть, имеется ещё и СОЗНАНИЕ! СРЕДА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ПОДСОЗНАНИЕМ И НАШЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ. оно хорошо воспринимается во сне -- всё сознаётся, но .....
И есть личность.... Без неё вполне обходятся животные, маленькие дети.... Зачем она нужна подсознанию? Это вопрос на 100 миллионов (сами ищите ответ) А вот как она зарождается не трудно догадаться: дело в том, что подсознание управляет личностью! Используя самый примитивный метод: "КНУТА И ПРЯНИКА"! Выполнил желание-эмоцию, получи награду: удовольствие, оргазм!! А не выполнил, получи -- боль, злобу, отчаяние, депрессию... арсенал наказаний богат вплоть до самоубийства...
И, очень важно, каждая такая оценка интегрируется в подсознании. Подобно тому как здание строится из кирпичей, так из этих оценок в подсознании строится некий образ -- представление о своих силах и возможностях, вера в себя - самоутверждённость -- ЭТО И ЕСТЬ НАШЕ "Я", которое развивается со временем и возрастом. Уверенность в своих силах и возможностях, жизненный опыт - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ!
С особенностью данной системы знаком каждый из нас: Лежишь бывало на диване в лёгком расслабоне и, вдруг, чувствуешь, что-то не так... Какое-то неудобство, где-то в районе желудка... И тут возникает догадка - а не перекусить ли мне! Вспоминается путь к холодильнику, его содержание, ну прямо перед глазами... Поднимаешься, и, славно перекусив, чем Бог послал, испытываешь приятную истому сытости и возвращаешься к дивану.
На что это похоже? Кто-то отдал приказ-желание в виде ощущения в районе желудка. Ты его выполнил и получил награду - ощущение сытости. Что если не выполнил этого желания? А нет ни чего и холодильника нет! Вот тут уже следует наказание - боль, злость и пр. негатив. Да ведь это же самый примитивный метод управления, так называемый "метод кнута и пряника"!
Подобно тому, как из кирпичей строится дом, так и формируется представление о самом себе: тут и комплексы различные, типа комплекса неполноценности и пр неврозы и психозы... Но в данном случае разговор о другом.
И память и мышление основывается на выработанных условных рефлексах, когда одно событие связывается с другим. Но если у животного, для того что бы выработать условный рефлекс надо затратить достаточно много времени, связывая события с мотивирующим желанием, обычно в этом случае выступает пища, именно стремление к пищи наиболее мотивирует животное. То у человека такие связи возникают достаточно быстро, и мотивирующим фактором часто выступает любопытство, материальный интерес, эмоции, как приятные, так и не приятные, все они способствуют возникновению условных рефлексов связывающих разные события, которые в свою очередь так же с чем-то связаны -- формируются целостные цепочки событий связанных условными рефлексами, образующие сети взаимосвязанных комплексов памяти. Каждый знаком с этим: вспоминая какое-то событие мы в первую очередь оперируем образами, и только, заинтересовавшись, начинаем формулировать воспоминание словами. Интуиция, предчувствие -- это как бы ощущение всей сформированной этими явлениями сети из множества событий. Не ясные они дают некое странное ощущение, которое и называем интуицией, предчувствием. Если какими-то условными рефлексами мы перестаём часто пользоваться, они распадаются -- мы забываем некие события. По этому всё таки желательно по чаще вспоминать прошлое и стараться вспомнить наименьшие детали, это упрочняет условные связи и развивает мышление, формируя обширные сети, позволяющие развивать и интуицию и предчувствие и развивающие само мышление, когда уже внутри памяти формируются новые неожиданные условные рефлексы. На определённом этапе накопленного объёма рефлексов возникает наша личность, наше "Я" -- объём представлений о своих возможностях, своём опыте. И чем больше выработано рефлексов, чем богаче память, тем развитие и эмоционально богаче личность. В отличие от человеческого интеллекта искусственный пока основывается на условных и безусловных переходах. Условные рефлексы значительно шире условных и безусловных переходах, включают их в себя, но способны связывать самые различные события в комплексы памяти. В качестве примера: если собравшись на охоту, первобытный охотник споткнётся и после этого очень удачно добудет добычу. То у него возникает связь: что бы охота была удачной надо споткнуться, так и возникает ритуал, а в наше время так придумываются различные суеверия! В случае условного перехода такой случайной связи не возникает, но такие случайные связи -- это и есть развитие и обучение, когда некая связь даёт возможность совершенно по новому взглянуть на привычное явление и связать его с другим, породив новое понимание.
Это первый уровень осознания самого себя, своих составляющих. Самого главного, который даёт всё, по сути творит окружающий мир, представляя его, посредством сознания, в виде информации личности. Подсознание получает воздействие от глаз по зрительному нерву, преобразует его в понятные личности образы, что и осознаётся личностью. Так же и со всему остальными чувствами, которыми владеет личность. А захочет подсознание и лишит личность любого из чувств, или всех сразу, говорят: "Потерял сознание!". Я написал "Захочет", нет, разумеется, подсознание не имеет воли, способности "ХОТЕТЬ ИЛИ НЕ ХОТЕТЬ"! Оно это огромный комплекс сложно взаимосвязанных систем, и любой сбой в одной из них, или связях между ними приводит или может привести в будущем к самым непрогнозируемым последствиям: от психических комплексов, психозов, неврозов до физического заболевания от самых безобидных, типа насморка до таких, о которых лучше не упоминать. (которых имеется огромное число). Возникает вопрос: а зачем подсознанию нужна личность?
Следует напомнить, что личность не столь беззащитна, она имеет возможность воздействовать на подсознание. Как? И с этим вполне знаком каждый из нас, - самый эффективный метод: ВЕРА! Если мы верим, что некий поступок или положение постыдно и унизительно, то совершив его (не буду вдаваться по какой причине) или попав в унизительную ситуацию, тут же наступает ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ реакция - мы краснеем, смущаемся и пр. (испытываем дискомфорт). Внешняя обстановка вызывает самые различные эмоции: восторг и удивление, озабоченность и страх, злобу и ненависть, ревность и множество иных эмоций. Воздействие которых на личность очень и очень сильное! Не буду анализировать последствия к которым это может привести и приводит человека...
Теперь о возможностях естественного человеческого интеллекта. Отвечая на вопрос о необходимости личности для подсознания. Личность способна прогнозировать последствия и определять на основе последствий критерий для дальнейшей деятельности подсознания. В качестве примера, отношение к пище, пищевые ресурсы всегда были ограничены, как только появлялся избыток пищевых ресурсов, следовало лавинообразное увеличение их потребителей. Поэтому, на протяжении миллионов лет эволюции, возможность питания определяла возможности и дальнейшие перспективы развития любого организма. Если он хорошо питается, он силён, развит и способен к размножению. Но вот у человека с питанием проблем уже нет, ни какого ограничения нет. И к чему приводит безудержное потребление пищи? Ожирение, болезни... Именно в этом случае в действие вступает личность, которая прогнозирует последствия и УВЕРЯЕТ подсознание в необходимости умерить аппетит! (очень важный показатель - УВЕРЯЕТ! Заставляет поверить, что это вредно и надо ограничить потребление). И это можно отнести к любому жизненному процессу. Для того что бы делать подобные выводы личность нуждается в информации, это становится основой её деятельности. Накопить информацию и сделать вывод о дальнейшей деятельности. Главным становится жизненный опыт умение накапливать информацию и делать выводы исходя из определённого критерия.
Возникает проблема критериев? На первый взгляд, всё просто: что приносит удовольствие это хорошо, что приносит боль и дискомфорт - плохо! Но выше рассмотрели пример с пищей, оказывается, казалось бы, очень полезное дело приводит к массе неприятностей со временем...
Личность начала поиск критериев, и быстро пришла к выводу, что подсознание, как хозяин, который оплачивает её деятельность, туповат!
И его можно легко обманывать, получая от него удовольствие с помощью различных уловок: извращения, наркотики и множество различных приёмчиков. Что, впрочем, на пользу организму не идёт, но зато удовольствий много и сразу!
Следующий этап развития естественного интеллекта (личности) - А, СОБСТВЕННО, ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ ПОДСОЗНАНИЕЮ? Хозяин рассчитывается удовольствием, но мне совсем нетрудно его обманывать и получать эту "валюту" от него в избытке.
В чём же заключается интерес личности? Прежде всего не трудно определить интерес подсознания, которое работает на вид и его продолжение: выжить, приобрести выгодные гены, успешно передать их следующему поколению, помочь ему выжить... А потом уступить ему место: включается механизм самоликвидации - старость и смерть...
Такая перспектива не могла устроить личность, которая быстро определила такую перспективу и для организму, и для себя. Со старостью и смертью ей не хотелось мириться. Начался поиск более привлекательного будущего.
Сначала это были методы продления самой длительности жизни: какие-то упражнения, гигиена, режим питания... Но это не давало должного эффекта, продлевалась старость и ветхость... Необходимо было радикальное решение задачи. А для этого определиться с возможностями личности: что она может, каковы её возможности? Возможно, у неё совершенно иной интерес в этой жизни? Перед личностью возникает проблема мотивации: в чём смысл жизни? Но это уже философия.
Но это проблема естественного интеллекта, а вот что же с искусственным интеллектом. Как и для чего должен использоваться он? Чего от него ожидают создатели? Вероятно, по аналогии с естественным интеллектом, он должен решать прикладные задачи и уметь учиться и на собственных ошибках, и на собственном опыте, и имеющейся информации (собственном знании). Когда столкнувшись с незнакомой ситуацией, он должен, используя предыдущие знания, распознать и квалифицировать ситуацию, определить свой интерес и спланировать достижение этого интереса. Перед ним должна быть поставлена конкретная задача, для решения которой ему необходима информация ( для чего он должен быть укомплектован датчиками). Полученную информацию он должен распознать и квалифицировать, это задача для компьютерных систем и программного обеспечения. Это уже достаточно сложная задача - программы распознания и создания представления об окружающем (сознание цифровой модели окружающей обстановки). Выделить наиболее важные элементы, и распределить их по нескольким категориям: 1. Угрожающие ему, и его сопровождающим. 2. Определить объекты необходимые для выполнения задачи. Принять решение, составить план и исполнить его.
Каждая из этих задач очень сложна, так уже распознание образов требует огромных вычислительных ресурсов и памяти. А вот формирование цифровой модели --- это, по сути, аналог понимания, когда все объекты определяются по степени опасности и распределяются в пространстве.
В искусственном интеллекте так же необходимо распределение на некие процессы: подсознательные: обнаружение, распознавание и определение степени важности (в естественном интеллекте чувство страха), и сознательные процессы: формирование окружающей ситуации. После чего должна вступить в действие личность, оценив каждый объект с позиции решения поставленной задачи, для чего сначала иметь или разработать план её исполнения, исходя из полученной обстановки. Реализацию плана передать в подсознательную систему управления исполнительными механизмами (состояние и положение которых должно уже иметься в созданной ситуации). Приблизительно так и работает естественный интеллект: производится, с помощью всех чувств, сбор информации, после чего она дешифруется, распознаётся и представляется личности сознанием. Личность определяет степень важности окружающих объектов, определяет свой интерес, составляет или использует уже имеющийся в памяти план действия. Принимает решение и подсознание начинает исполнять его с помощью имеющихся органов (руки, ноги и подручные средства, и инструменты).
При этом органы чувств продолжают сбор информации, а личность корректирует план, в зависимости от изменяющейся ситуации.
В интеллекте человека чётко взаимосвязаны ощущения, память и действие. Личность формируется памятью. Каждая оценка подсознания -- позитивная (удовольствия) и негативная (боль, тоска, отчаяние, злость и пр.) интегрируются в подсознании, это подобно строительству здания из кирпичей. И, как кирпич не похож на само здание, так и личность, уже не похожа на ощущения, и представляет уже новый качественный переход. Так каждая оценка формирует личность, её представление о собственных возможностях, представление о перспективах дальнейшей жизни. Личность человека определяется жизненным опытом и суммой принятых критериев деятельности, исходя из которых он определяет оценку своей деятельности.
Как личность связывается с памятью? Вызывает из памяти необходимые данные? У личности две задачи: первая, получение ощущений, вторая, исполнительные функции -- передача решения для реализации принятого решения. Большая проблема это сами ощущения, всё их многообразие строится на основе безусловных рефлексов, заложенных в инстинктах.
Ни кто не учит птиц строить гнездо, но в некоторых случаях это очень сложные сооружения. У человека это несколько сложнее: имеется несколько безусловных рефлексов и в детство определяется сложнейшим процессом, когда используя эти рефлексы, ребёнок начинает строить систему ощущений. (сомнительное заключение, но весь комплекс ощущений должен иметь составляющие элементы). Единственное, что получает личность это ощущения, сюда входит вся информация, желания и эмоции. Но все ощущения определяются личностью через воздействие на организм -- болью, ощущением холода, голода и пр. То есть, не анализируется само ощущение, его составляющие, а определяется их значение. На пример, человек выходит из тёплого помещения на мороз, он ощущает холод. И его мало интересует, что представляет сам сигнал (ощущение), который он распознаёт как холод. А вот сущность самого сигнала, это уже результат накопленного опыта, обучения, и в его основе уже рефлексы. Сущность ощущения позволяет совершенно по новому воспринимать окружающую ситуацию. Возникает новый уровень понимания. (ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ).