|
|
||
I
Бог в христианском сознании не является частью мира. Наоборот, Он представляется как Создатель этого мира (мира духовного и телесного). В этом смысле Бог не является главой мира, ибо глава это часть целого, а Бог как совершенный является изначально цельным и не нуждается в дополнении со стороны мира. Однако, моноипостасный бог ислама и иудаизма, "одинокий бог? - с христианской точки зрения видится как некое мировое существо, воспринимается именно главою мира, а значит и его частью. Иначе говоря, иудейский и исламский монотеизм натуралистичен, в нём просто обожествлено природное начало - как вообще, так и собственно человеческое, что выражается в патриархате, культе праотцов. В этом смысле многие отождествляют моноипостасного бога иудаизма и ислама с ипостастью Бога-Отца.
Христианские представления о природе Божества как о полноте бытия (плероме), представления о Боге как совершенном (завершённом) Существе, - известны. Бог таков именно в силу своего триединства. Три Лица, три живых Личности (Ипостаси) обладают одной и той же (нумерически тождественной) природой и силами. Христианский Бог не одинок. Он един, но не один. Он не надмевает над миром, подобно восточному всевластному тирану и моноипостасному божеству. Отношение триединого Бога к своему творению иное. Поскольку Творец ничего не приобретает от мира, созданного Им, Он не наслаждается человеческим поклонением Ему. Бог Сам дарит миру полноту бытия. Его отношение к нему есть отношение любви, которое на данный момент максимально выразилось в Боговоплощении Спасителя, а завершится обОжением человека и всего мира.
Созданное из ничего мироздание, должно воплотить в себе всю идейную полноту Божественного бытия. Мир существует между ничтожностью и плеромой Творца, отсюда и время как состояние сопряжённости бытия с небытием, как протяженность и путь (метод) преодоления миром своей ничтожности при воспомоществовании силы Божией. Боговоплощение и есть акт такого характера. Это наведение моста, строительство канала стабильной передачи энергии обОжения мира. Христианство не требует от мира, как языческие религии, отречься от материального аспекта своей природы для приобщения к Богу. Наоборот, утверждается, что оно в приобщении в таинстве Евхаристии к обОженным Телу и Крови Христовым. Бесконечному множеству ипостасных существ Создатель желает даровать всё, что имеет Сам.
Мир это грандиозный Замысел, проекция Божественного триединства на небытие. Осуществление этого зависит и от человека, наделённого свободной и творческой волей. Итог отношений Творца и Его творения - в ипостасном единстве божественной и человеческой природ, энергий и воль во Христе и грядущее рождение богочеловечества Церковью.
II
Итак, отличие христианского понимания отношений между Богом и миром от типов нехристианских видений проблемы таково:
Бог не есть часть мира, не есть его сущность, а мир не есть явление Бога;
Бог не нуждается в творении мира ради обогащения Своего бытия или наоборот от избытка оного;
Бог от мира не получает ничего ни субстанционального, ни энергийного, ни информационного. Мир никак не дополняет Бога, и сам без Бога не является целостным бытием, завершённым и законченным;
Бог творит мир исключительно по любви, по свободному желанию даровать бытие своему замыслу о мире, подобное Своему бытию в троической Любви между единосущными ипостасями Отца, Сына и Св. Духа
Визуально это можно изобразить так как на этой модели
http://wetalk.narod.ru/photo20.jpg