В 1551 году состоялся Стоглавый собор - церковный и земский собор, сборник решений которого состоит из 100 глав. На нём было упорядочено и приведено к единообразию богослужение.
Великий Государь Царь Алексей Михайлович (1629 - 1676) взошёл на престол в 1645 году.
Патриарх Иосиф возглавлял церковь в 1642 - 1652 годах.
В Малороссии к 1654 году богослужебный чин уже был приведён в единообразие и соответствие с греческим.
В 1648 г. под вековым давлением церкви были запрещены скоморохи, и, стало быть, ограничено распостранение северского языка, музыки и песен, а в 1648 - 1649 годах налоговые эксперименты привели к "соляному бунту".
Соборное уложение 1649 года ввело крепостное право и оно же поставило церковь в подчинённое положение государству.
Заключение договора о приёме на царскую службу днепровского казачества вместе с занимаемой им территорией, официально считающейся польскими коронными землями, автоматически явилось (и в действительности послужило) причиной объявления войны с Ржечью Посполитой 1654 - 1667 годов. Война привела к выпуску с 1654 г. по 1663 г. медных монет вместо серебряных и к "медному бунту" 1662 г.
Оживление греческого влияния было призвано укрепить единство с Малороссией, а также противостоять влиянию католицизма и протестантизма.
Ставший в 1652 году патриархом Никон (Никита Минич Минин) хотел дать действительную силу титулу "Великого Государя", который ему был пожалован царём наравне с собой. Поэтому он поставил задачу установить полное согласие и единение церкви русской с другими поместными православными церквями, чтобы Патриарх всея Руси: 1) приобрёл главенство над царём; 2) мог занять соответствующее место среди высшей иерархии Вселенской церкви. Однако это не соответствовало царским целям, и в 1658 году царь лишил патриарха Никона титула "Великого Государя", и тот удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 году и имел в личной собственности. Однако лишён сана он был после длительных проволочек лишь на Большом Московском соборе в 1666 году.
Московский церковный собор 1667 года отлучил непокорных старообрядцев от Православной Церкви, положив начало расколу. Подлинность же содержания глав Стоглавого собора, на которых было основано старообрядчество, и которые входили в противоречие с нововведениями Никона, стала подвергаться сомнению вплоть до середины 19-го века.
С 1670-х годов начались самосожжения, всего за 17-й век погибло около 20 тыс. человек.
В 1681 году было запрещено распостранение древних книг, в 1682 году - сожжён протопоп Аввакум, ранее призывавший к самосожжениям.
В итоге - потерпела неудачу попытка Никона подчинить церковной власти светскую. Единая же церковь оказалась расколотой и ослабленной. Кроме основания Славяно-Греко-Латинской академии, это привело к появлению в Москве иезуитов и протестантов.
При сильной церкви, без церковного раскола - любые реформы были бы невозможны.
С 1660 г. на территории Стародубского полка стали появляться первые староверы.
В 1678 г. отец Кузьма из церкви на Кулишках и 12 его прихожан появились на Стародубье. Их поселили в местечке Понуровке. Население особенно умножилось после поражения стрельцов в 1682 году ("Хованщина"). В дальнейшем прибыли калужские и тульские староверы.
В 1681 году царь Фёдор Алексеевич (1661 - 1682, на престоле 1676 - 1682) жаловался на церковном Соборе, что староверы сильно умножились в Путивле.
Царевна Софья Алексеевна (1657 - 1704, регентша при младших братьях в 1682 - 1689 г.) правила страной до своего отстранения от власти Петром Алексеевичем.
Закон "12 статей" Московского государства Российского царства, принятый при регентстве царевны Софьи в 1685 г. под влиянием патриарха Иоакима о поимке и возврате староверов и разорении их жилищ - предписывал их имущество продавать, а деньги присылать в Москву. Хотя Стародубье входило не в Московское государство, а в состав "Северных стран", староверы стали подвергаться преследованиям, что привело к уходу большинства староверов на остров Ветку в Ржечь Посполитую ("Общее Дело"). Туда же позже переселились и часть староверов с разгромленного в 1706 году Керженца, а другая их часть - с Керженца переселилась на Иргиз. Указом царя Петра Алексеевича, за заслуги в партизанской борьбе со шведскими войсками, прекратилось преследование староверов. В 1701 г. учреждена слобода Зыбкая, куда вернулась часть староверов с Ветки. После учреждения Белокриницкой иерархии в 1846 г. - староверские общины были отданы ей в подчинение.
Становление старой веры связано с основанием в Рыльском уезде Льговского монастыря. На территории нынешних Орловской, Курской и Белгородской областей с 1680 года появились староверы-стрельцы и поморы. С началом преследований староверы почти полностью сбежали на Ветку.
После поражения Булавинского восстания (1707 - 1709 г.) Донское казачье войско потеряло независимость и вошло в Российское царство. Осенью 1708 г. Игнат Некрасов с 2 тыс. казаков и их домочадцев перешёл через реку Чир в Кабарду. Позже некрасовцы переселились во владения Крымского ханства на Кубань и на Тамань. После смерти Некрасова в 1640 - 1678 годах казаки по морю челнами мимо Самсуна и с табунами по берегу ватагами прибывали в низовья Дуная. В дальнейшем староверы-некрасовцы сделались беспоповцами, и соблюдали "Игнатов завет" намного строже, чем обряды старой веры, поэтому часть некрасовцев переселилась за Дарданеллы, а большинство - всё же осталось среди местных липован, и звалось "дунаками".
На Ветке (и в окрестных слободах) жило 40 тыс. человек. Её разрушал в 1735 году полковник Сытин, когда 14 тыс. человек было отправлено в Россию, из них многие оказались на территории современной Белгородской области, а остальные разбежались по окрестностям, и в 1764 году - окончательно - генерал Маслов. Было угнано в Россию 20 тыс. человек. Впоследствии они частично возвратились на Стародубщину, а часть их - осела на Белгородской земле. Ветковцы расселились также в Бобруйском и Борисовском поветах Минского воеводства, где положили начало общинам старообрядцев-поморян. Старообрядцы жили общинами единоверцев, либо обособленными семьями вдали от иноверцев. Часть староверов после каждой "выгонки Ветки" уходила в южную часть Ржечи Посполитой, на Подолье. Там они находили местных православных христиан, не охваченных церковными нововведениями, и при их поддержке получали в аренду у местных помещиков земельные наделы. Поскольку они после нахождения на одном месте более 10 лет подлежали прикреплению к занимаемой земле, то были вынуждены уходить на территорию Оттоманской Порты и вливаться в местные православные общины, существовавшие задолго до церковного раскола, и подчинявшиеся Ясской митрополии.
На Подолье до сих пор существует множество сёл с одинаковым названием - "Пилипы" - населённых староверами, которых окрестные украинцы-подоляне называют "пилипонами". Бытующие в этих сёлах предания плохо сочетаются или же просто противоречат изложенным выше сведениям о церковном расколе. Так, в селе Пилипы-Хребтиевские Хмельницкой области считают, что их село было основано выходцами с территории современных Курской и Орловской областей в 1735 году (когда там староверов не было), зато в это время состоялась известная 1-я "выгонка Ветки". Однако в этом селе говорят на северском языке, как и в Курской области, а не на русском просторечии, как в Московской, или как говорили староверы на Ветке. Отсюда следует, что: либо выходцы с Ветки основали село совместно с местным северским населением, составлявшим большинство, либо же это северское большинство прибыло из Курской губернии намного позже основания села и навязало свой язык.
В селе же Пилипы-Боровские Винницкой области считают, что их село образовано выходцами из подмосковного села Плоскова в 1656 году (т.е раньше появления староверов на Стародубье!), которые первоначально были вывезены в Одесскую (!) область (т.е. на земли Оттоманской Порты), основали там село с таким же названием Плосков, и к ним в это село приезжал патриарх Никон во время своего патриаршества (!) с призывом покаяться. Конечно, подмосковные жители могли быть перевезены по Днепру в самые его низовья, но вряд ли это произошло в начале патриаршества Никона, да ещё чтобы он путешествовал из-за них в басурманскую Порту!
А вот в селе Русские Пилипы Житомирской области староверы говорят на русском языке с незначительным (как и подобает) северским влиянием.
В 1850 году в Орле появились "австрийцы" - староверы Белокриницкой иерархии.
В с. Кошлаково Корочанского уезда в 1860 году был основан поморский женский монастырь, который просуществовал до 1925 года.
Выходцы с Ветки были беглопоповцами, они не считали грехом сообщение с православными в питье и еде. Современные же дунаки и липоване являются поповцами и вошли в подчинение Белокриницкой иерархии. Они избегают общаться с новообрядцами.
Несмотря на прибытие на Дунай значительного числа староверов после 2-й "выгонки с Ветки", а также и на дальнейшее прибытие небольших групп русских староверов, говоривших на московском просторечии, все дунайские староверы говорят на северском языке, молятся на церковнославянском, но плохо знают русский и не умеют на нём писать. К тому же некоторая часть липован вместо использования возвратной формы глаголов использует в разговоре перед глаголами местоимение "ся", что свидетельствует о длительных контактах с болгарами, и не могло быть привнесено ни русскими староверами, ни выходцами с Северской Земли.
Обучение русскому языку румынских липован в воскресных школах, при полном отсутствии обучения северскому - малоэффективно, и молодёжь, как правило, не говорит по-русски. Легче положение на Украине и в Молдове, где, при обучении на государственном языке, в школах существуют уроки русского языка, но тоже нигде не изучают северский или хотя бы близкий ему белорусский. Но правительство РФ не озабочено положением русских людей за рубежами страны.
В настоящее время старообрядцы РПСЦ России, Украины и Молдовы находятся в подчинении Московской митрополии, а старообрядцы Румынии и Болгарии - в подчинении Белокриницкой митрополии РПСЦ. Существует и Русская Древлеправославная Церковь, имеющая своего патриарха с резиденцией в Москве, и Древлеправославная Поморская Церковь с Единым Советом ДПЦ в Санкт-Петербурге.
Вывод: липоване низовий Дуная, Добруджи, Бессарабии и Подолья являются преимущественно потомками северцев, издавна живших на Днестре, Пруте и Дунае, и известных в исторической науке с 7-го века как одно из 7-ми племён, составивших болгарский народ. Они говорят на северском языке. Первоначальное православие было им принесено сербскими, македонскими и болгарскими священниками, и оно не сильно отличалось от старообрядчества, принесённого намного более поздними переселенцами с Ветки, и воспринятого ими в дальнейшем, но без заимствования их русского языка. Таким образом, липоване премущественно являются частью единого народа северцев, разделённого историческими событиями, произошедшими после принятия православия, и стремительно подвигаемого к полному исчезновению.