Аннотация: Мой взгляд относительно теории пассионарности Л.Н.Гумилева
Отношение к теории пассионарности Л.Н.Гумилева
Автор должен признать сразу, труды Л.Н.Гумилева занимают почетное место на его книжной полке и много раз со всем вниманием перечитывались, некоторые особенно "Этнография" и "Тысячелетие вокруг Каспия" выучены практически наизусть. Должен признать теория пассионарности автор в целом разделяет, но есть некоторые моменты требующие коррекции, так зачастую ниспровергая устоявшиеся мифы Л.Н.Гумилев одновременно творил свои собственные. Поэтому сразу необходимо оговорить некоторые рамки. Я абсолютно согласен с утверждением: этносы развиваются согласно некоторым законам, и последовательно проходят ряд стадий. Как то: пассионарный подъем, акматическую фазу, надлом, инерционную фазу, обскурацию и последующее разложение возвращающее популяцию к гомеостазу. Эти определения сделанные Л.Н.Гумилевым ничем не хуже других и автор готов их принять. Также как готов принять тезис о людях - носителях пассионарности.
Гармоничные особи не желающие для себя величия и готовые жить как все, согласно древним заповедям и проверенным веками традициям, подобных во все времена большинство. Однако хороший человек и хороший семьянин не всегда то что нужно этносу и не всегда хороший правитель. Прекрасный пример последний российский император Николай II Романов. Субпассионарии желающие жить хорошо, но не желающие прилагать к тому особых усилий, скорее предпочитающие получить все на халяву. Как правило подобные люди отличаются подлым нравом и им чужд какой-либо альтруизм. А случайно возносясь на вершины власти государство они наверняка губят. Характерный пример римский император Калигула. В России это с некоторой натяжкой Петр III и Василий Шуйский. Далее люди с умеренной пассионарностью, полные великих замыслов, не способные усидеть без дела, философы и мечтатели, творцы золотого века культуры они впрочем не готовы огульно рисковать своей и чужой жизнью и для реализации себя им необходимо стабильное общество защищенное от потрясений. Характерное для инерционной фазы, золотого века цивилизаций. Впрочем, из них часто выходят правители весьма и весьма достойные: российские императоры Александр I и Александр II, а иногда и по настоящему блистательные Екатерина II Великая, французский Король-Солнце Людовик XIV, римский император Октавиан Август. Тут многое видимо зависит не только от пассионарности, но и от готовности общества к мироощущениям золотого века, а также ума и здравомыслия конкретного человека. Ну и наконец иногда встречаются те кого не останавливают никакие обстоятельства, те кто готовы сломать все существующие нормы принудить и повести общество, свой этнос к по-настоящему великим деяниям. Идти на край света, первым пересечь океан, бросить вызов всем устоявшимся традициям - это люди с экстремальной пассионарностью. Примеры известны каждому: Александр Македонский, Чингисхан, Гай Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Петр Великий, Владимир Ульянов-Ленин, Эрнесто Че Гевара, Христофор Колумб, список можно продолжать долго.
Однако пытаться загнать всех представителей рода людского всего в четыре категории вероятно в корне не верно, разумеется есть характерные представители, но есть те, в ком наличествуют черты двух смежных уровней пассионарности. Так что предлагаю ввести некую шкалу пассинарности, от -5 до +10, где -5 будет ярко выраженный субпассионарий (Калигула), 0 классический гармоничник, +5 среднестатистический творец и +10 самый рьяный экстремал. Тогда мы можем определить некоторых правителей не вписывающихся в четыре основные категории. Например Леонид Брежнев, гармоничником его будет назвать не верно, однако и до умеренного пассионария он не дотягивает и получает на нашей шкале скажем +3. Иосиф Сталин несомненно яркий пассионарий железной рукой проведший необходимую России индустриализацию, но экстремалом его назвать сложно. Он был очень осторожным политиком тщательно планировавшим свои действия. Итог +7. В заключение темы стоит привести пример исторической персоны средней между гармоничностью и субпассионарием. Знакомьтесь: император Нерон, буйным маньяком сумасшедшим и кровожадным садистом подобно Калигуле он вероятно все-таки не был и котят не мучил, однако его правление стоило жизни многим лучшим гражданам Рима и закономерно закончилось гражданской войной. Как сочувственно сказал его современник: "он был плохим поэтом!". Добавим от себя и никчемным правителем, -2 по нашей шкале пассионарности.
Далее, самой спорной в теории Л.Н.Гумилева мне представляются его волшебные линии, удары плетью из космоса, здесь чтобы свести дебит с кредитом он откровенно занимался подгонкой исторических фактов. Взамен я предлагаю гипотезу о пассионарных котлах, некоторых местах на стыке ландшафтов и суперэтносов, которые в силу ряда причин становились местом, куда стекались все свободные, не нашедшие места дома радикалы. Пассионарные личности изгои ушедшие по принуждению или добровольно из своих общин где правили не желавшие изменений старейшины, обычно консерваторы-гармоничники. Подобные котлы появлялись независимо от космических явлений, во все времена. Однако при недостаточной концентрации пассионарных особей котел нужного объема просто не возникал. Большинство из таких котлов не выдерживало испытанием временем, бесследно исчезая со страниц истории, либо вообще не оставляя памяти, либо смутное упоминания о некой банде разбойников, мешавшим жить честным людям, но некоторые наиболее удачливые образовывали новый этнос, а то и суперэтнос. Такие пассионарные котлы могли быть как умеренно бурными, где видимо популяция была высокой, а концентрация пассионариев умеренной, в этом случае движущая общество внутренняя энергия постепенно повышалась в течение нескольких поколений и только затем наступала активная акматическая фаза. Характерные примеры: Рим VIII-VII веков до н.э., Москва конца XIII - начала XIV веков. Так и напротив прямо-таки бурлящими, когда энергия аккумулируется и выплескивается в течение жизни одного поколения. Здесь самые яркие примеры ставка Чингисхана в конце XII века, куда собирались люди длинной воли, или ранняя мусульманская община сложившаяся вокруг пророка Мухаммеда. Эти примеры не раз исследовались историками и о них написано множество научных трудов. От себя могу заметить, что в первом случае на выходе получается стабильный суперэтнос, чья история будет исчисляться столетиями, а культура будет развиваться равномерно и поступательно. Во втором же случае наблюдается потрясающий воображение современников резкий взлет, но и, как правило, быстрый крах. Монгольская империя стала рассыпаться уже при внуках Чингисхана, Халифат протянул три века. Дальнейшая история мусульманства это уже хорезмийцы в Средней Азии, андалусийцы в Испании, мамлюки в Египте и турки в Малой Азии. Религия осталась, а вот цельный суперэтнос исчез.
Еще один вариант это вынужденная реакция на давление из вне, когда даже самым консервативным старейшинам ясно что общество должно меняться или погибнуть. Как правило на периферии могучих суперэтносов таких как Римская Империя обычно появление племен вынужденных изменять стереотип поведение. Должен однако заметить это еще не пассионарные котлы, но уже благоприятное условие для появления. В истории есть огромное число примеров когда казалось бы относительно слабое племя воспользовавшись некими неурядицами в соседнем суперэтносе внезапно возносится к вершинам власти и прославляет свое имя. Но их могущество редко длиться более одного двух поколений. Роль личности в истории никто не отменяет, без Александра Македония могла так и остаться безвестной окраинной провинцией Эллады. Однако этот великий военачальник не смог бы дойти до Индии без верных друзей и единомышленников, а также профессионального войска обученного его отцом Филиппом. И наоборот гений одного человека может отдалить неизбежный крах казалось бы уже обреченного государства и даже вдохнуть в него новые силы. В первой половине VII века нашей эры Византия казалось находилась на краю гибели, в ее Европейской части свирепствовали варвары авары и славяне, в Азиатской части шла не прекращавшаяся выматывающая все силы война с персами. Когда Персидская империя Сасанидов пала их место занял еще более опасный враг Арабский Халифат. Однако деятельный и умный император Ираклий смог не только протащить угасающую державу через это критическое время, но провести полную реформу государственного устройства. Что вероятно сохранило Византийский Православный суперэтнос и даже позволило ему позже передать свои традиции и культуру как эстафетную палочку сначала южным и восточным славянам, а затем и зарождавшемуся Российскому государству. Иначе говоря не стоит преуменьшать вклад личности в истории, но и не стоит его сильно преувеличивать.
Следующий вопрос, какая-то маниакальная убежденность Л.Н.Гумилева в том что фазы этногенеза должны продолжать именно точно установленные им столетия, непременно как у эталона Римской Империи. На мой взгляд ситуация полностью обратная никаких эталонов быть не может. Как несложно заметить фазы этногенеза могут длиться как столетия, так и сменяться при жизни одного - двух поколений. Здесь вероятно многое зависит как от внешних факторов, сопротивления и цельности общественного устройства соседей, так и от такого показателя как число особей вовлеченных в процесс этногенеза. Как правило более многочисленная община более стабильная и более инертная, процессы этногенеза протекают там значительно медленней. Опять же вспомним роль личности в истории, давайте представим себе что Александра Македонского никогда не было, и тогда наследником Филиппа стал бы например вялый брат Александра Антигон. Конечно рано или поздно македонский котел все равно бы выплеснулся, но его направление (вектор) и сила могла оказаться совсем иными. Вряд ли все гетайры Александра так уж хотели дойти до края света, наверно они предпочли бы ограничиться богатым Вавилоном, но воля и энергия Александра погнали их дальше. Кстати вполне возможно не направься Александр в Индию его империя могла бы стать стабильней и не распалась бы сразу после его смерти. Еще один важнейший вопрос который аккуратно обошел Л.Н.Гумилев касается нынешнего положения вещей, речь в первую очередь идет о во много раз выросшем населении человечества с полутора до шести миллиардов только за двадцатое столетие. Более того полностью поменялась общественная жизнь, средняя продолжительность жизни выросла вдвое, разительно изменился транспорт и системы связи. Скажем две тысячи лет назад информация о бунте где-нибудь в Иудее доходила до императора Тиберия недели, а то и месяцы, сейчас же президент Обама узнает о важном событие произошедшем в любой точке мира через несколько минут. Ну или в крайнем случае с утренним кофе. Так не пора ли признать, что ныне процессы этногенеза происходят несколько иначе, чем еще несколько столетий назад? Но этот вопрос требует отдельного исследования, которое автор оставляет другим.