Аннотация: или непрошенные мысли о нас и нашей жизни
Н. А. СЕТКОВ
ПОДМЕТИНКИ
ИЛИ НЕПРОШЕНЫЕ МЫСЛИ
О НАС И НАШЕЙ ЖИЗНИ
Красноярск 2006
ББК94.8 Творчество учёных
С33
Посвящается 50-летию
Сибирского отделения Академии наук
Николай Сетков. Подметинки или непрошенные мысли о нас и нашей жизни
- Красноярск: Н. Сетков. 2006. -
Дорог-путей у человека в жизни очень много, по какой мы пойдём зависит от случая или нашего сознательного выбора. Но, где бы мы ни оказались, чем бы ни занимались и кем бы ни были в жизни, самое важное, чтобы мы всегда хранили живой интерес к окружающему нас миру, к людям, живущим рядом и вдалеке, к самим себе, как уникальному и самому загадочному творению природы, к тому же причастному и даже виновному в том, что творится и происхоит в этом мире. Автор сохранил именно такое неуёмное любопытство, поддерживаемое профессиональной деятельностью учёного, и где прямо, а где и сбоку, со стороны, подсматривая за собой и другими людьми, подмечает яркие особенности, черты и черточки в поведении, характерах, склонностях и предпочтениях людей. Потому книжка и называется просто "Подметинки".
Без объявления No Николай Сетков, 2006
"Книги изречений...не только не подавляют
самостоятельной деятельности ума, но,
напротив, вызывают её".
Л.Н.Толстой
Давно сложились теперь уже ставшие традиционными расхожие стереотипы в представлениях об учёных как о людях не просто далёких, но зачастую и полностью оторванных от жизни. В литературе об учёных растиражированы такие почти былинные их качества, как рассеянность и бытовая неприспособленность, придурковатая странность и замкнутость в своём мирке, воспринимающиеся уже, к сожалению, как обыкновенный жупел, а не как непререкаемый жреческий фетиш (как хотелось бы), к тому же расцвеченный ещё и колоритным, но малопривлекательным и, думаю, клеветнически инспирированным описанием внешности учёного, гротескно скопированной некогда с советских "прослоечных" интеллигентов. Конечно, люди науки оказались в целом менее других приспособленными к тем кардинальным переменам, которые произошли в стране и в жизни каждого из нас. Пресловутой и безжалостной по своей сути "перестройкой-перестрелкой" не были востребованы ни высокий интеллект, ни высокие нравственность и культура, ни творческие способности, ни даже простая человеческая порядочность, а значит, носители этих качеств выпали из орбит, прочерченных эпохой безудержного стяжания, воцарившегося повсеместно почти языческого культа денег и порождённого им мира блескучих псевдоценностей. В целом же досужее словотворчество рисует совершенно неточный портрет современного учёного. Простой жизненный опыт, общение и обитание в "учёной среде" показывают, что самые неординарные и разносторонне талантливые люди всегда рекрутировались исключительно в науку. Брехня и болтовня, что науку покинули самые умные, самые активные и предприимчивые (а кто сказал и убедительно доказал, что последнее качество и есть качество в ранге наивысшего человеческого достоинства?). Не нами подмечено - давно, что люди, талантливые в чём-то одном, как правило, оказываются талантливыми и во многом другом. И если уж брать в качестве примеров классиков науки, то все они, как правило, оказывались в жизни, что называется, "и швец, и жнец, и на дуде игрец". В связи с этим вспоминаются слова Владимира Александровича Энгельгардта: "Хороший биохимик - всегда хороший кулинар, поскольку на кухне сосредоточена вся биохимия".
Самим стилем научной работы мы приучены наблюдать и анализировать, именно нам, учёным, как никому другому, свойственны остроумная проницательность и парадоксальность суждений. Кто возразит, что я не имею право петь восторженные оды своему родному "болоту", родившись куликом. Да и нельзя ожидать иного взгляда от человека, выросшего на "академовских харчах", самозабвенно любящего свой мир и его обитателей, но притом всегда имеющего при себе в запасе зоркие глаза и критически настроенный ум профессионального микроскописта.
Почему была написана эта книга? Ответить на этот вопрос совсем не трудно, поскольку прямо под рукой лежат многочисленные и притом яркие, и выпуклые аргументы, которые убеждают нас в том, что так уж устроен человек, что не может не стремиться к въедливому постижению окружающего мира. Как сказал знаменитый русский океанограф и картограф Юлий Михайлович Шокальский: "Драгоценный дар человеческой мысли - пытливо относиться ко всему окружающему - с первых времён умственного развития людей заставлял их интересоваться всем окружающим". А из всего того, что повседневно окружает нас, людей, самым загадочным и притягательным объектом неиссякаемого внутреннего интереса для нас самих являемся мы сами. Для человека центром мироздания был и остаётся он сам - ЧЕЛОВЕК, в его бесконечно разнообразных проявлениях, - человек как причина и как мера всего происходящего и всего сущего. Ещё в Древней Греции на храме Аполлона в Дельфах, где обитал всесильный дельфийский оракул, вещавший через Пифию (женщину-медиума), золотыми буквами было написано: "Познай себя".
Современный человек, особенно человек западной культуры, вечно занятый всепоглощающими проблемами разных уровней значимости, который "и жить торопится, и чувствовать спешит", не находит времени остановиться, чтобы посмотреть на звёзды, чтобы заглянуть внутрь себя, задуматься над вечными вопросами, которые волновали не одно поколение мыслящих людей, и на которые до сих пор нет, не то что правильных и полных, а просто мало-мальски вразумительных ответов. Мы не должны забывать почти библейскую истину, подчёркивающую, что необходимость зарабатывать на жизнь, необходимость соответствовать пресловутым стандартам и таким же сомнительным современным эталонам и меркам не должна избавлять нас от необходимости просто жить и просто быть людьми.
Наука никогда не была пресной и занудной, это занятие для счастливых и весёлых людей, сохранивших на всю свою жизнь ювенильные признаки "горшечного почемучества", людей, так и недоучившихся и вечно стремящихся к неведомому, влекомых безудержным желанием заглянуть за занавесочку, под крышечку или под колпачок. Поэтому человек и его жизнь представляют для нас не только объекты многочисленных научных исследований и изысканий, но могут быть также и объектами простого, но при этом пристально- заинтересованного внимания (читай любопытства), направленного особенно остро в сторону так называемых изнанок нашей жизни, а также её скрытых черт, её внутренностей, где главным инструментом познания и постижения нас самих являются воображение, поэзия и афористически меткое слово. И я уверен, что многие мои коллеги, как и я, зорко и вдумчиво всматриваются в нашу жизнь, в самих себя, но времени и сил, как всегда, не хватает, чтобы все эти наблюдения перенести на бумагу и тем самым заставить их говорить. Я нашёл это лишнее время, оторвав его у времени, которого всегда нехватает.
Изощрённость человеческого ума проявляется по-разному: именно с её помощью изобретают и делают открытия, она позволяет пристально наблюдать и тонко подмечать, ухватывать необычное и парадоксальное, а при известной доле иронии и самоиронии - шутить и ёрничать*, а порой и язвить (желательно также и в свой адрес). Но, как бы ни проявлял себя наш изворотливый ум, главное, чем он не должен быть обременён постоянно, так это тупой звериной серьёзностью, от которой столько уже случилось бед на Земле, что удивляешься, как она всё это вынесла и выносит! А поскольку жизнь дана нам всё-таки для радости, счастья и любви и, смею думать, для размышлений, и устроена она так, как готовится винегрет, и намешано в ней всего в меру и без меры, то и требует она спокойной и элегантной рассудительности обо всём, что задевает и будоражит наш ум - серьёзном и несерьёзном, грустном и смешном, малом и великом, добром и злом, красивом и безобразном, гениальном и ничтожном, мыслимом и немыслимом. И если при этом хочется ещё и писать, то писать следует коротко, штришками, чёрточками и обрывками, заботясь не только о благосклонном к автору читателе, поскольку всем хорошо известно, что чтение утомляет, но также и о себе самом: вдруг заставят всё это читать на сон грядущий по пятницам (въедливый интеллектуал поймёт, что я хочу этим сказать).
Ну а если спросите, зачем пишу? Отвечу. Чтобы Вы, глубокоуважаемый читатель, оправдывали своё высокое прозвание! И чтобы не было Вам скучно, поскольку скука убивает не хуже пистолета. И чтобы в книжке сталкивались Вы с неожиданностями, "врасплошностями", нелепицами и алогичностями, и конечно, шутками ("всполохами ума", как говорили наши далёкие, но далеко не глупые предки), пусть даже мрачными или грустными, у которых есть одно непревзойдённое свойство - в любой ситуации, вплоть до самой критической - спасать наше здравомыслие, то есть уникальное и навсегда единственное, с большой буквы наше собственное "Я". К тому же, несмотря ни на что, я надеюсь оставить в Ваших душах, мои растерянные современники (и я знаю, что никто не признается в том, что это действительно так), маленький тёплый комочек щемящей надежды на то, что тоска, порождённая удручающей нелепостью и невразумительностью человеческой жизни, переполняющая порой через край наши сердца, хотя бы частично должна быть развеяна нашим насмешливым отношением к ней.
С признательностью д.б.н. Николай Сетков
*Глагол ёрничать происходит от слова ёрник (ёрник - кривой низкорослый кустарник по болоту, а также человек - плут, мошенник, гуляка и распутник).
"Почему мир такой огромный?
Потому что он не отвергал
ни одной песчинки".
Добавлю, что и ни одной глупой или умной мысли тоже!
Авторство
***
У любого автора всегда есть соавтор - его жизнь!
Аппетит
***
Дополняя Ф. Рабле.
Аппетит приходит во время еды и ест, ест, ест!
***
Удивительно, но ограниченность никогда не ограничивала аппетиты её обладателей!
***
Не надо умничать, когда люди едят, это портит им не только настроение, но и аппетит.
***
Вдохновение - не аппетит, во время работы не приходит.
***
На ловца и зверь бежит, когда у зверя зверский аппетит.
***
Ни у кого не вызовет аппетит мясо, жареное напалмом.
Афоризм
***
Афоризм очень похож на жизнь: он такой же короткий, как и она, а часто и такой же бездарный.
***
Чем больше смыслишь в смысле жизни,
Тем больше смысла в афоризме!
***
По любому поводу, на любое понятие или слово можно отыскать соответствующий афоризм. Как же велико человеческое словоблудие!
***
Много или мало было на Земле профессиональных афористов - не знаю, но простые русские люди самые непревзойдённые по стихийности афористы.
Бездарность
***
Бездарность никогда не служила поводом для насмешек и причиной третирования и преследований!
***
Посредственность и бездарность потому и торжествуют, что в них никогда не летят ни камни, ни стрелы; они всегда нацелены только на талант.
Безысходность
***
Конец света - не досужие выдумки умалишённых; он каждый день наступает для кого-то, прерывая его жизненный путь. И бесконечна череда таких "малых концов света" на Земле!
***
Мы, окрыляемые в мечтах нашими желаниями и надеждами, в действительности вечно придавлены прессом наших возможностей.
Библия
***
Не надо понимать Библию буквально. Это собрание аллегорий, иносказаний, преувеличений, тонких наблюдений и намёков в той форме, которая была доступна мыслящим людям на заре письменного словотворчества. Романов тогда ещё не знали и не писали, но глаз и мысль умного наблюдателя подмечали многое, если не всё. Многие библейские авторы на протяжении столетий собирали, осмысливали и обдумывали современную им жизнь, преломляя её через свой опыт, свои знания, свои чувства и своё видение её. И, хотя почти все они были анонимами (не считая более поздних переписчиков), думается, что именно жажда запечатлеться и сохраниться как можно дольше во времени через рождаемое ими Слово побуждала древних писателей к творчеству, которое, в свою очередь, возбуждало и двигало духовную Мысль всего человечества.
***
Если хотите узнать всё про себя и других людей, очень внимательно прочтите Библию и Талмуд, делая поправки и мысленные купюры (изъятия) для явно наивных несуразиц и нелепиц, и вы поймёте, что мы, люди, совсем не изменились за последние три-четыре тысячи лет. После этих "главных Книг" человечества, если ты не въедливый интеллектуал, не духовный гурман и не витийствующий эстет, уже нет большого смысла читать другие книги.
***
Если бы не Библия, мы до сих пор не знали бы, что всё на Земле уже много раз было! И наши уникальность и оригинальность должны быть с приставкой "псевдо".
***
Удержите в руках хотя бы Библию, поскольку всё остальное всё равно не сможете удержать.
Бог
***
Ещё ни у кого не было столько заинтересованных помощников, как у Бога.
***
А Бог, устав от дел нерукотворных,
Заняв какой-то самый дальний угол неба,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
"Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева..."
А.С. Пушкин "Борис Годунов"
Вот и ответ на вопрос: почему в мире многое устроено не так, как нам хочется?
***
Уже больше трёх тысяч лет прошло с тех пор как целый народ был соблазнён Божьим обещанием прекрасной новой земли (Ветхозаветной обетованной), где текут молоко и мёд, и с тех пор сидят в людях гены ожидания, а вдруг сбудется обещанное и нам тоже отломится (здесь само напрашивается слово обломится).
***
Господь Бог всё создал из "ничего", поэтому ничего хорошего и не получилось!
***
Если Бог дал тебе Всё, это совсем не значит, что жизнь сделает то же самое. Как часто у них нет не только полного, но даже и ничтожно малого согласия. Вот это несогласие мы и зовём своей судьбой.
***
При божественной раздаче внимательно смотри на обе руки Бога, он ведь не только даёт, но и отбирает.
***
Хочешь жить долго? Пиши заявление Богу, авось рассмотрит и подпишет!
***
Даже, если Бога в действительности нет, совсем не обязательно наше разнузданное безбожие.
***
Исторически Россия складывалась под сенью Богоматери, которая и стала символом нашей самобытности. (Вспомните её трансформированный образ на плакатах времён Великой Отечественной войны "Родина-мать зовёт!"). Не потому ли простые мужики так часто поминают её всуе.
***
Ещё ни разу Бог не обратился напрямую к людям (если кто-то вам говорит, что это было, не верьте). Пока за Бога всё делают его служители и посредники! А мы сетуем, что посредники так удорожают и усложняют нашу жизнь.
***
А разве моралисты всегда морально чисты?
И разве атеисты действительно пуристы?
***
Мы можем стыдиться самих себя, нам может быть стыдно перед людьми и Богом, а вот стыдится ли Бог своего творенья?