Но случались и реальные поломки, тем более, что с ремонтом не все было хорошо.
'Многих материалов нет, другие на исходе. Особенно нужда ощупается в следующих главнейших материалов и инструментов: инструментальной стали, самокалки, меди круглой и листовой, кровельном железе, жести, вареной в масле, сортовом, квадратном и полосовом железе, прокладочном и набивочном материалах, дрелях, клуппах для нарезки труб, развертках, измерительных приборах, приводных ремнях, трубах медных и железных от ¼' до 4', баббита первого сорта, для литейной нет мягкого чушкового чугуна, красной меди, тиглей, графита, песку речного, огнеупорно и глины и кирпича, нет столярного клея, мелких гвоздей, нет котельного железа 1/16", 1/8" и 3/8", нет заклепок 3/16", 1/4" и 1/1", болтов того же раз?мера, углового желез от 3/4" х 3/4" всех сортов; нет переносных горн,
электрических принадлежностей и материалов совсем нет.
Острая нужда в этих материалах чувствуется уже теперь и вызывает перерывы в работах. В дальнейшем же, если не будет делаться пополнений, работы грозят совсем приостановиться...'
Практически это означало то, что если нужный сортамент железа есть на складе, то и работы идут. 'Нет бубей-хоть ...чем-то бей'. Или нужно осуществить чудеса обмена и замены чего-то на что-то. В то самое время начался рмонт крыш на артилерийском складе, а нужных материалов в наличии не было. Но как-то раздобыли подсолнечное масло, в данном случае по прямому назначению не применимое. Хозяйственники его обменяли на другие материалы, и ремонт начал двигаться в стооону завершения. Хоьь на полшага.
Но это был рассказ об артиллерийском складе, а вот для читателей рассказ о буксире, ходящем по Черному морю.
Там было две беды, которые преодолевались.
Беда первая, навигационная.
Стоящий на судне компас приказал долго жить. Поскольку он показывал нечто отвлеченное, а не то, что требовалось от навигационного прибора, то требовалась замена. Цена вопроса 80 рублей червонцами. Их не было. И буксир целый год плавал без компаса, и не от Западного мола до Каботажного, а от Одессы до Новороссийска и обратно. Оттого и плавали, как Одиссей и аргонавты три тысячи с лишним лет тому: вырастает на горизонте приметный мыс-значит, плывем правильно.
Беда вторая, судебная.
Радиостанция на судне, в отличии от компаса, работала и принимала радиограммы, в том числе и отом, что руководителю экспедиции необходимо завтра или послезавтра явиться в такой-то суд Одессы для дачи показаний. В случае неявки -грозились 'пустить на мыло' (с). Ну, из капитана дальнего плавания Корфа вряд ли бы сварили хозяйственное мыло, но ему явно не хотелось бы быть арестованным по прибытии в Одессу иосидеть в камере до разбирательства. Причина? Естественно, не нечто неотложное, касающееся всех и каждого, а иск кого-то по поводу чего-то, скажем, пиротехников за невыплату положенных денег. Или фельдшера водолазной партии на незаконное увольнение. Он использовал казенные медикаменты на лечение окрестных крестьян, а получаемые взамен творог и сметану поедал сам. Отчего-то суды и следователи не воспринимали пояснений конторы, что судно в плаваиии, завтра в Одессе не окажется, ему еще предстоит зайти в Ак-мечеть и выполнить предписание по осмотру затопленного транспорта 'Буг', может, и осмотр не одним днем обойдется. Если же плюнуть на предписание московского начальства и плыть в Одессу, то где потом взять уголь на повторное плавание? Нет, подать сюда Ляпкина-Тяпкина и безотлагательно!
Хотя жизнь любого ответственного работника именно так и протекает, в 'борьбе суровой с жизнью душной', но, когда тебе за рейс приходят три таких радиограммы-это немного достает, выражаясь позднешими терминами.
Хотя все закончилось хорошо. И Корфа не арестовали за неуважение к суду, и козни фельдшера-пожирателя сметаны за казенный счет удалось отвергнуть, и затопленный 'Буг' осмотрели, хотя он оказался не настолько полным сокровищами, как это казалось раньше.
И несколько тысяч пудов железа в его трюмах не лежало. Но судно подняли и сдали на слом. Хотя, как утверждают, доволно много деталей 'Буга' еще лежат на дне. Впрочем, такое с затопленными судами встречается сплошь и рядом. Когда в устье Днепра поднимали по частям пароход 'Платов' , то ивлеченный металл взвешивали, чтобы понять, хватит ли водолазам рыться в речном песке или уже хватит.Но разборку остановили еще до извлечения 100 процентов массы утопленного железа.
На 'Красном призраке' с навигационными инструментами все было пока ничего. Сложность была с другим- как выйти из порта оправления и чтобы никто не подал в суд, что груз не оставлен вовремя, а, значит, и не оплатил.Даже если нужный груз прибыл в Одессу, но его нужно разыскать на станции и в порту, погрузить, дождаться получения другого груза, потому что первая партия далеко не всегда занимала полностью трюмы и палубу, погрузить нужный запас угля(а там тоже много чего невовремя случалось), получить все разрешения и ...Крепления груза в трюмах и тому подобные вещи уже называть не будем.С разрешениями могло случиться и внезапно такое вот:
'Ввиду эпидемии холеры и брюшного тифа настоящим предлагаю:
Начальнику Технической части:
1/ в местах наибольшего скопления публики на территории порта, в срочном порядке расставить баки для кипячения воды и озаботиться постоянным кипячением её.
Так, в приказе ? 102 от 27 мая было сказано:
'На основании постановления Чрезвычайного Совещания по борьбе с холерной эпидемией предлагаю прекратить с 1 Июня выдачу билетов на право проезда по Водным путям лицами, не имеющим на руках удостоверения о холерной прививке'.
А вспышка холеры или чумы могла случиться даже за границей. Но трясло бы не только заграничных.
Пока это все не устоялось, утряслось и не организовалось-нормальная жизнь шла в режиме: 'Хватай мешки, вокзал оходит!'
И не так давно закончились две войны, длящиееся семь лет и плавно переходящие друг в друга. Кое-где банды еще существовали, но, когда банд всего пара на губернию-это уже не двадцать. Но уже не ждут явления банды в порт и захвата его или судна