Каждый из нас хочет уметь разбираться в людях, находить "подход" к любому человеку, предсказывать поступки друзей, коллег, знакомых, клиентов... Чтобы этому научиться нужна не только наблюдательность, но и знания о типах характеров людей. Их изучает характерология - наука, связанная с такими именами, как П.Б. Ганнушкин, Э. Кречмер, К. Леонгард, А. Е. Личко, М. Е. Бурно.
В характерологии широко используются термины, относящиеся к психиатрии, так как в ее основе лежит психиатрическая практика, но в нашем описании мы постараемся заменить их более привычными словами.
Выход Актрисы
Сотрудницы российского представительства известной зарубежной фармацевтической компании даже в праздники одевались "сдержанно", лишь немного более нарядно. Но одна девушка меняла свой имидж кардинально: яркая косметика, блестящее, короткое, открытое платье, на шее разноцветные дождики, на ножках туфли на высоченном каблуке. Она активно участвовала во всех конкурсах, танцевала, пела, кричала (вместе со всеми, только громче).
Мнения коллег по ее поводу разошлись: с одной стороны, как говорится, есть на что посмотреть, а с другой - отталкивала нарочитая эпатажность. Но, несмотря на то, какую оценку ставили коллеги, положительную или отрицательную, внимание представителей обоих полов героине было обеспечено - а оно-то и нужно как воздух человеку, чей характер называют истероидным.
Поскольку для истероида известные слова Шекспира "Весь мир - театр" являются буквальной истиной, и ярче этот характер проявляется у женщин, мы будем называть такого человека Актрисой.
Шоу каждый день
К продолжению цитаты Шекспира "все люди - актеры", Актриса добавляет: "а я - Примадонна!" Жизнь меняет жанры постановок, но Актриса моментально находит в них свою роль: если трагедия (похороны) - она плачет, а через минуту, если начался новый "жизненный спектакль" - также искренне смеется. Глубоким чувством тут, ясное дело, и не пахнет, но эмоциональная чувствительность у Актрисы бесподобна: настроение другого человека она чувствует безошибочно и может точно, как зеркало, его отразить.
Однако намного больше, чем переживания других людей, Актрису интересуют ее собственные. Она готова обвинить окружающих: "Вы все думаете о себе больше, чем обо мне!" И Актриса готова на очень многое пойти, чтобы все думали больше о ней: одеться так, чтобы оборачивались вслед, нарушить этикет, чтобы привлечь к себе внимание, совершить скандальный поступок, который будет обсуждаться (а то и войдет в историю, как поджог базарным торговцем Геростратом храма Артемиды).
И страдает, и пугается Актриса демонстративно, напоказ. Если ей плохо, то своим страданием она обращается ко всему миру, как бы говоря "Мне плохо! Вы видите?!" Интересы и увлечения Актрисы переменчивее, чем ветер мая: сегодня она осваивает гитару, завтра бросает музыку и покупает дорогие роскошно выглядящие книги об изобразительном искусстве, а послезавтра записывается на курс лекций по философии. Суть в том, что, нахватавшись по верхам, Актриса может говорить "в обществе" на любую тему, т.е. опять же привлекать внимание к себе, такой умной и образованной.
Актриса легко внушаема, и эстрадные гипнотизеры показывают свое мастерство в большинстве случаев на таких, как она. Любые эффекты от каталепсии до ложных ожогов появляются, повинуясь внушению, и также быстро исчезают. Более того: исцеление многих недугов в результате "пассов руками" и подобного им "лечения" происходит именно у Актрис.
Конечно, Актриса романтична и мечтательна, мечты ее выглядят, как романтичные образы: "Этим летом хорошо бы поехать в Париж... Или в Ниццу... А лучше - в Венецию..."
Красивая жизнь
Актриса умеет красиво двигаться, красиво одеваться, красиво выглядеть. Главное - чтобы были зрители. Как сказала наша самая известная российская певица: "Лежу в ванной и думаю: "Красиво лежу! Хоть бы увидел кто!"
Ухаживать за Актрисой надо, конечно, красиво. Цветы (не ландыши и лютики, а розы), подарки (желательно - дорогие), рестораны, да и вообще "красивая жизнь" в ее самом стандартном потребительском понимании - вот путь к сердцу Актрисы и к ее телу. Однако мужчин, получивших "доступ" к последнему, такому вожделенному, нередко ждет разочарование: Актриса может оказаться фригидна: у нее не получается самозабвенно отдаться любимому мужчине, раствориться в любовном акте, ведь ей, во-первых, недостает зрителей, а во-вторых, она параллельно "процессу" как бы смотрит на себя со стороны и оценивает, а это разрушает спонтанность и естественность секса. Правда, внешние проявления страсти здесь на высшем уровне: красиво выгибающееся тело и сладострастные стоны, слышные на соседнем этаже, мужчина получит в изобилии.
Красота, как известно, требует жертв. В первую очередь - финансовых. Актриса не сэкономит на косметике и на одежде никогда, уж лучше перейдет на хлеб и воду (впрочем, в юности ей это не грозит: всегда найдутся желающие материально поддержать красавицу). Без макияжа Актриса не выйдет из дому даже к соседке за спичками.
Достойно признания умение Актрисы работать над своим внешним обликом. Обнаружив пару лишних киллограмм, в тренажерный зал потеть она не пойдет, но купит или сошьет себе такую одежду, чтобы полнота была незаметна.
Одежде Актриса уделяет, понятное дело, особое внимание. "Если женщина говорит, что ей нечего надеть, это значит, у нее нет ничего нового" - эти слова в первую очередь об Актрисе. Однако она хочет не просто новую красивую тряпку, но фирменную. Актриса готова носиться по распродажам, тратить уйму времени на поездки и примерки, лишь бы потом идти по улице и знать, что на ней настоящая вещь от Dolche & Gabbana.
Вообще над своей внешностью Актриса готова работать много, стараясь украсить всё, любую часть тела. Ну а кульминация для актрисы - это, конечно, выступление. Но только когда полный зал зрителей! При аншлаге Актриса "развернется" и проявит свои способности. И ее поклонники получат от спектакля искреннее удовольствие.
Сложная постройка
Одна группа малышей на детской площадке гоняет мяч, другая - играет в машинки, третья - в куклы. В сторонке от них сидит серьезный мальчик и строит из кубиков замысловатую конструкцию. Такое впечатление, что он старается воплотить в реальность какой-то свой замысел, построить что-то, что лишь он один видит своим внутренним взором. Иногда малыш что-то говорит сам себе. Иногда он добавляет к кубикам разные другие предметы: карандаши, ластик, бумагу - и все это имеет особый смысл в его постройке, обозначая нечто, известное только самому автору.
Таков аутист или шизоид, и такова вся его жизнь. Он теоретик в самом глубинном смысле этого слова: он понимает мир сквозь свои теории.
Как живется Теоретику? Его окружает сложный мир, который нелегко понять, а еще труднее в нем успешно жить. Люди совершают иногда странные поступки, которые невозможно предугадать, а потому с ними трудно достичь взаимопонимания. Так чувствует Теоретик, но как раз таким и видят его самого другие: как человека замкнутого, непонятного, с которым непросто найти общий язык.
Окружающий мир полон для Теоретика особых знаков и символов. Их требуется расшифровывать, как код да Винчи, но это любимое занятие Теоретика. Только он может оценить красоту шахматной задачи, математической формулы, китайского иероглифа. Именно такие люди придумывают не только новые модели "вечного двигателя", которые невозможно построить в реальности, но и совершают важные для науки открытия. А вот "пробить" реализацию своего изобретения Теоретик, увы, самостоятельно не может. Он, скорее, разработает теорию финансового обогащения, чем применит ее практически и станет миллионером.
Формулы жизни
Для других людей высказывания Теоретика могут означать и потрясающее проникновение в самую суть ситуации, а могут оборачиваться непониманием элементарных вещей, вызывая обиды, неожиданные для Теоретика, и тем больнее его ранящие.
Каждое суждение Теоретика о внешнем мире это результат некоторого вычисления. Находясь в больнице после тяжелейшей аварии, гениальный физик Лев Ландау отказался пить морковный сок, потому что он невкусный. Врачи сдались и обратились за помощью к жене. "Дау, - сказала Кора, - морковный сок надо выпить как лекарство". "Как лекарство? Хм. Лекарство может быть невкусным. Хорошо, я его выпью".
Выглядит Теоретик, как правило, нескладно. Телосложение у него отнюдь не атлетическое, а двигается он как-то некрасиво, потому что движения отдельных частей его тела не согласованы друг с другом. Поэтому выполнение многих бытовых дел, требующих сноровки и ловкости, становится для Теоретикой нелегким испытанием. Его неловкость может привести к беде, если он, например, будет нести горячий кофе над головами гостей...
Если говорить об одежде, то для Теоретика главное качество его пиджака - удобство. Какое впечатление производит его внешний вид, Теоретика, как правило, не волнует, у него есть своя "формула" и на этот случай. Однажды Эйнштейн пришел в гости с намокшими волосами, потому что шел дождь. "Герр Эйнштейн, - забеспокоилась хозяйка, - вы забыли свою шляпу!" "Нет, я не надел ее специально, потому что мои волосы высохнут намного быстрее".
Свое место в мире
Увы, эйнштейнов и ландау среди Теоретиков мало. И многие из них живут в одиночестве, пишут "заумные" стихи в стол, носят старую неглаженную неумело подшитую одежду и с трудом сводят концы с концами. Правда сейчас и для не-гениальных Теоретиков открылось больше возможностей для социальной адаптации. Стихи можно писать не в стол, а выкладывать в Интернет на свой сайт или на другие сайты, где их могут заметить братья по разуму. Ну а если повезет, то найдется издатель или спонсор, и тогда появится книжка стихов или диск с песнями... Найти "своих" Теоретику часто удается и среди шахматистов, любителей Востока (китайской или японской поэзии, изобразительного искусства, икебаны, бонсай) и разного рода "технарей": компьютерщиков, программистов, радиолюбителей.
Найти свою "вторую половину" Теоретику, мягко говоря, непросто. Причин несколько. Во-первых, его "мастерство коммуникации" оставляет желать лучшего. Живого собеседника, как он есть, Теоретик не видит и нюансов слов, интонаций, невербалики (языка тела) не чувствует - какой уж тут флирт и соблазнение! Во-вторых, у Теоретика есть свои представления о взаимоотношениях, т.е. своя теория, но вот реальная жизнь, увы, не всегда ей соответствует (вспомним, как общался с девушками герой фильма "Игры разума"). Наконец, нестандартность личности Теоретика такова, что ему очень трудно найти партнера, который сможет соответствовать всем его требованиям, пожеланиям и предпочтениям.
Лучше узнать и глубже почувствовать этот сложно устроенный характер можно через творчество тех, кто им обладает. Послушайте музыку Баха, Бетховена, Рахманинова, посмотрите на картины Боттичелли, Петрова-Водкина, Матисса, Рублева, почитайте стихи Ахматовой, Пастернака, Тютчева или тексты Юнга, Канта, Бердяева...
В обыденной жизни Теоретики часто бывают непрактичными, за это обычно достается, конечно, мужчинам, но те женщины, которые превыше всего ценят умение мужчин вбивать гвозди, чинить краны и менять пробки, пройдут мимо поэтов, художников, музыкантов и многих других неординарных творчески одаренных людей, способных видеть мир по-своему, творить по-своему и жить необычной сложной самобытной душевной и духовной жизнью - и дарить ее близким и понимающим людям, иногда даже разминувшись с ними в столетиях...