No Права издательства "Просвета" распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполнение с помощью аудио-визуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства "Просвета".
Лицензия ИД N02296 Отпечатано с разрешения издательства "Просвета" Франция
Собрание сочинений Извор N 200 - вне серии
ISBN 5-90141S-02-07 No Издательство "Просвета" Франция, 2000 No "Издательство ПРОСВЕТА" Россия, Москва 2000
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПРОСВЕТА
Того лее автора:
Собрание сочинений Извор
--
-- Памяти Учителя Петра Дынова (вне серии)
--
-- К солнечной цивилизации
--
-- Человек, овладевающий своей судьбой
--
-- Воспитание, начинающееся до рождения
--
-- Йога питания
--
-- Сексуальная сила, или крылатый Дракон
--
-- Философия единения
--
-- Кто такой духовный Учитель?
--
-- Эгрегор Голубя, или царство мира *
--
-- Рождество и Пасха в традиции Посвящения
--
--Древо познания Добра и Зла
--
-- Свобода, победа Духа
--
-- Свет, Дух живой
--
-- Человеческая природа и божественная природа
--
-- Духовная гальванопластика и будущее человечества
--
-- Истинное Учение Христа
--
-- Тайны книги природы
--
-- Евангелия в новом свете
--
-- Язык геометрических фигур
--
-- Центры и тонкие тела
--
-- Зодиак, ключ к пониманию человека и Вселенной
--
--Алхимическая работа, или поиск совершенства *
--
-- Психическая жизнь: элементы и структуры
--
-- Художественное творчество и духовное творчество •
--
-- Силы мысли
--
-- Гармония и здоровье
--
-- Книга божественной Магии
--
-- Золотые правила ежедневной жизни
--
-- Взгляд на невидимое
--
-- Путь тишины *
--
-- Приближение Града Небесного
--
-- Семена счастья ?
--
-- Откровения огня и воды
--
-- Будущее для молодежи *
--
-- Истина, плоды мудрости и любви *
--
-- "В духе и истине" *
--
-- От человека к Богу: Сефироты и Ангельские Иерархии *
--
-- Космические Весы - число 2
--
-- Вера, которая передвигает горы *
--
-- Любовь, которая больше веры •
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА •
ПЕТР ДЫНОВ
12 июля 1864-27 декабря 1944
1888: отъезд в Соединенные Штаты Америки. Изучение теологии и медицины в университетском городе Мэдисон (штат Висконсин)
1895: возвращение в Болгарию
1900: первые ученики
1922: открытие Школы, которая будет действовать до 1944 г
1 предполагается перевести на русский язык
Карта Болгарии
Учение Учителя Омраама Микаэля Айванхова излагалось исключительно в устной форме. Книги его были составлены на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту.
"Учитель -- это птица, которая прилетает петь около вас, чтобы сопровождать вас по дороге, ведущей в восхитительный замок. В день, когда вам больше не будет угрожать опасность сбиться с пути, птица сможет покинуть вас, она улетит".
Омраам Микаэль Айванхов
Если бы я рассказал вам о моей радости и моем восхищении, когда я встретил Учителя, вы бы мне не поверили! Я бьш тогда очень беден, у меня была лишь кровать, скрипка и несколько книг. Целые недели я проводил в горах, занимаясь чтением, медитацией, и время от времени уходил немного поработать, чтобы заработать несколько су. И если бы вы видели башмаки и одежду, которые я носил!.. Но я бьш счастлив, потому что чувствовал себя богатым, сказочно богатым, богатым от сознания, что у меня есть мой Учитель. Мне казалось, что мой разум, мое
10
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
11
сердце вмещают в себя все сокровища Вселенной. Иметь Учителя -- вы представляете! Я знал, что благодаря ему я буду обладать Небом и Землей, смогу осуществить все самое ценное, чего я так желал.
Очень мало людей, к несчастью, обладают интуицией, понимая, что может представлять Учитель в их судьбе, что его присутствие может исправить, улучшить и сгармонизировать их существование. Иметь Учителя -- это не говорит им ни о чем, потому что они знают, что с ним уже не будут так спокойны: Учитель покажет им их недостатки, опасность пути, на который они часто вступают. И тогда, очевидно, они почувствуют себя немного потерянными, а этого-то они и не хотят. А жаль, потому что с таким отношением они идут навстречу страданиям и лишениям, гораздо большим, чем те, которые они перенесли бы, следуя советам Учителя. Я же с юных лет почувствовал, что нуждаюсь в Учителе, именно это меня и спасло.
Когда я встретил Учителя Петра Дынова, мне было семнадцать лет. Я жил в Варне, на берегу Черного моря. Я встретил его в то время потому, что из-за разного рода интриг духовенству православной Церкви удалось добиться от правительства, чтобы Учитель покинул Софию, где он жил. Учитель был отправлен в ссылку в город Варну, близ которого, впрочем, он родился и долгое время жил.
Учитель был сыном священника болгарской православной Церкви. Его отец желал, очевидно, чтобы
он следовал тем же путем и стал попом. Но Учитель отказался. Он хорошо знал эту среду духовенства, ее менталитет, занятия и не был от этого в восторге. Он мог бы стать также и пастором, так как в юности обучался в протестантской школе в Болгарии и был послан продолжать свои занятия по теологии, а также медицине в Соединенные Штаты. Когда Учитель вернулся, от него ждали, что он примет должность в протестантской Церкви, но и тогда он отказался. Он чувствовал, что у него совсем иное призвание.
Когда Учитель начал читать публичные лекции и собирать вокруг себя учеников, духовенство православной Церкви немедленно встало против него. Почему? О, это очень просто. Во все времена и во всех религиях духовенство считало, что вне законной Церкви ничего хорошего не может происходить. Допустим: если бы Церковь правильно исполняла свою роль, то ее не в чем было бы упрекнуть, но часто она лишь поддерживает своих верующих в их узких и ограниченных мнениях. В действительности, что от них требуется? Верить, регулярно посещать службы, сказать несколько молитв, спеть несколько духовных песен, послушать болтовню и все! Как Церковь может думать, что этого достаточно, чтобы их изменить и приблизить к Богу? Да хочет ли она действительно их изменить и приблизить к Богу? И даже среди духовенства, сколько там имеется тех, кто подает пример жизни действительно в согласии с самыми священными законами их религии?
12
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
13
Постепенно личность Учителя и его деятельность стали для епископов настоящим живым упреком. Он, казалось, говорил им: "Как вы далеки от истин Евангелия! Как ваша жизнь отличается от того, чему учил Иисус! Вы должны исправиться!" Но вместо того, чтобы принять это, они обвинили Учителя в ереси и объявили ложным пророком. Если бы он вел совсем ничтожную жизнь, они оставили бы его в покое, но он хотел идти по стопам Христа, и они подвергли его гонениям. Какое-то время спустя епископы договорились с некоторыми членами правительства отправить его в ссылку. Этот демарш епископов был доказательством их слабости. Учитель был вынужден покинуть Софию. Он остался спокойным и выехал в Варну с несколькими учениками. Это был 1917 год.
В это время я жил в доме, который принадлежал моим родителям и находился, чего я не знал, в нескольких метрах от дома, где когда-то жил сам Учитель, перед тем как он уехал жить в Софию. Как мне помнится, это была поистине самая необычная улица города из-за своей покатости. Каждое утро, чтобы пойти в школу, я вынужден был подниматься по этому крутому склону, а зимой я должен был соблюдать великую предосторожность, потому что лед превращал его порой в настоящий каток. На этой улице, которая была к тому же еще и длинной, находилась церковь, к которой отец Учителя
был прикреплен как священник. Поэтому он занял дом неподалеку, и Учитель жил там многие годы.
Ссылка Учителя в Варну стала для меня настоящим событием: именно благодаря этому я узнал его, и моя жизнь была окончательно определена.
Как только я его увидел, я был потрясен. Его лицо, его излучение, покой, который исходил от него, степенность его осанки, легкость его жестов, походка, манера говорить, взгляд, улыбка -- все происходило из иного мира. Во всем его существе чувствовался долгий труд Посвященных и Учителей, труд терпеливый, упорный, благородный и бескорыстный. Мир, огромный по своей глубине, своему богатству и красоте,-- вот что нес Учитель.
Впоследствии, что на меня произвело сильное впечатление в Учителе, это его чувство собственного достоинства. Но вам, возможно, трудно понять, что я этим хочу сказать, потому что для большинства достоинство -- неясное понятие, они склонны смешивать его с гордостью или гордыней. Достоинство Учителя было в осознании сокровищ, которыми Бог наделил его, и в желании сохранить их безупречными. Да, истинное достоинство -- это уважение всего того, что Бог дал нам, начиная с нашего физического тела, а также нашего сердца, нашего разума, нашей души и духа. Сколько раз я замечал у Учителя стремление защититься от любой грязи физической или психической. Чувствовалось, что ему постоянно хотелось сохранить богатства, которые
14
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
15
были в нем, чтобы однажды он смог вернуть их Создателю еще более преумноженными и сияющими.
И именно этому достоинству, этому уважению к самому себе он хотел научить своих учеников, заставляя их осознать, что они -- храм, дарохранительница Вечности, куда должны входить и выходить только чистая пища, чистые мысли, слова, чувства. Все те, кто не следит за тем, что в него входит и что из него выходит, кто позволяет себе делать что угодно, заниматься чем угодно, говорить или думать о чем угодно, не могут осознавать их истинного человеческого достоинства.
То, о чем я вам сейчас расскажу, произошло в Варне, в то время когда я познакомился с Учителем и пришел навестить его. Это было во время войны на Балканах. В тот вечер мы долго разговаривали, и я возвращался поздно, когда комендантский час уже начался. Внезапно на углу улицы я натыкаюсь на двух конных гвардейцев, которые останавливают меня, говоря: "Куда вы идете в такой час?" -- "Я возвращаюсь домой".-- "Хорошо. Но сначала пойдемте с нами". И я вынужден был следовать за ними. Я шагал, думая об Учителе, и был так счастлив от нашего разговора с ним, что мне было все равно: проведу я эту ночь в тюрьме или нет. Вдруг без всякой причины патруль изменил отношение ко мне и говорит: "Ладно, идите отсюда! Возвращай-
тесь домой. Мы только проводим вас до конца дороги, чтобы вас не остановил другой патруль, но не вздумайте больше выходить в этот час". Я был счастлив от такого поворота дела, и на другой день уже забыл об этом случае.
Несколько дней спустя я вернулся к Учителю. Он принял меня улыбаясь и сказал: "Ну, как все прошло в тот вечер? Гвардейцы были любезны с тобой, не так ли?" -- "Как, Учитель, вы знаете все, что произошло? Как вы это сделали?" -- "Я сказал гвардейцам: отпустите его, пусть он спокойно возвращается домой, это хороший ученик". После этого случая я понял, как легко было Учителю, который был ясновидящим, говорить так незримо. Те, кто задают себе вопросы о реальности мысли: может ли она путешествовать в пространстве, готов ли человеческий мозг принять ее, поразмышляйте над этим фактом. Учитель сказал гвардейцам: "Это хороший ученик, оставьте его", и их души повиновались, потому что призыв Учителя -- это приказ.
Иногда, когда мы с ним беседовали, Учитель смотрел на небо и разглядывал фигуры, нарисованные облаками. "Михаил,-- говорил он мне,-- сегодня после полудня из Софии приедут три человека, чтобы меня повидать".-- "Из чего это видно, Учитель?" -- "А это облака мне об этом возвещают,-- отвечал мне он,-- они явились меня предупредить". На каком языке, я не знаю, но благодаря Учителю, я узнал много вещей подобного рода. Он мне также
16
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
17
объяснил, что по облакам, которые видны над городом, можно узнать о достоинствах его жителей.
Какое-то время я жил с одним из моих друзей. И вот однажды, когда я вернулся, друг мне сказал, что во время нашего отсутствия к нам проник вор и унес много вещей, в том числе радиоприемник и часы, принадлежавшие мне. Я слышал, как Учитель говорил, что когда вор крадет у нас какие-нибудь вещи, то это часто из-за того, что по некоторым причинам они на самом деле нам не принадлежат. Я ответил другу: "Если эти вещи действительно наши, мы найдем их; если мы их не найдем, значит они нам не принадлежат, и сожалеть не стоит". Мой друг был очень разумен, но будучи исключительно практичным человеком, он нашел мои шутки немного неуместными и предпочел подать жалобу в комиссариат полиции, где он назвал свое имя и мое.
Двумя днями позже я был вызван в комиссариат. Комиссар, увидев меня, спросил: "Вы ученик господина Дынова, не так ли?" -- "Да, а как вы об этом узнали?" -- "По вашему лицу".-- "Так, значит, вы знаете Учителя?" -- "Да, я с ним познакомился, и я расскажу вам как". И забыв о грабителе, он начал: "Как вы счастливы, имея такого Учителя! Почему я так думаю? Так вот. Во время войны я оказался на фронте в Македонии. Мой отец был тогда губернатором Варны. В те времена было трудно посылать письма на фронт и получать их оттуда, и мой отец
очень переживал, не получая обо мне известий. Когда он узнал, что ваш Учитель находится в Варне, то пошел повидать его, чтобы узнать, где я нахожусь. Учитель закрыл на мгновение глаза, чтобы отыскать меня, затем сказал: "Сейчас ваш сын в лесу со своими товарищами, они прячутся, потому что над лесом летают самолеты и сбрасывают бомбы, и им страшно -- это очень открытое, незащищенное место. Рядом с ними течет ручей... Сейчас бомба только что упала на то место, где они прячутся... Ваш сын ранен, но не смертельно. Он будет спасен, не беспокойтесь, я могу вас заверить, что он не умрет и вскоре вернется в Варну. Идите, встречайте его на вокзале такого-то числа (Учитель уточнил день и час), он приедет в этот день с рыбой". Мой отец был очень взволнован, но вернулся успокоенным. В день, указанный вашим Учителем, он приехал встречать меня на вокзал с друзьями и обрадовался, увидев меня с рыбой!
Впоследствии, мой отец, зная, что Учитель был также и френологом, привел меня к нему, чтобы он осмотрел мою голову; я не очень хорошо помню, что он сказал по этому поводу, так как в то время я мало о чем заботился и был неспособен понять, что мог сказать ваш Учитель!.."
После этого рассказа комиссар расспросил меня о деталях кражи, жертвами которой стали мой друг и я. Он пообещал мне сделать все возможное, чтобы найти вора, и я вернулся к себе. Мне особенно хоте-
18
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
19
лось найти мои часы и вот почему: это были серебряные часы, которым было, по меньшей мере, лет пятьдесят, они принадлежали когда-то еще моему отцу, но они были тем более ценны, так как каждый час указывали действующее планетарное влияние. Я сам изготовил астрологический циферблат с помощью соответствующих вычислений, и достаточно было бросить на них взгляд, чтобы определить влияние планет. Поэтому я хотел найти свои часы. И они ко мне вернулись. Вором оказался бедный молодой человек. Я попытался с ним поговорить, чтобы тронуть его сердце, и даже попросил комиссара не поступать с ним жестоко, сказав ему, что этот юноша -- жертва социальных условий, что он был беден и голоден. Мои аргументы показались ему не совсем убедительными, но возможно из-за своей симпатии ко мне, потому что я был учеником Учителя, он пообещал мне не наказывать его строго... Вернувшись домой, я сказал своему другу: "Видишь, невидимая полиция хорошо выполнила свою работу: она выяснила, что эти вещи принадлежат нам, и эта кража -- ошибка". Он бросился ко мне на шею от радости. Надо сказать, что именно он и потерял больше всего вещей.
Несколько лет спустя я встретил замечательного писателя, сказавшего мне: "Расскажите мне о вашем Учителе. Я знал его, он, должно быть, очень стар теперь, расскажите мне, что он делает. Когда я был в
лицее, мы с моим товарищем зашли к нему, потому что слышали, что он великий френолог, а нам хотелось узнать наше будущее. Он посмотрел на нас улыбаясь и сказал мне: "У вас очень хрупкое здоровье, но вы станете великим писателем". Я был очень удивлен, потому что в то время хотел стать коммерсантом и у меня не было ни малейшего желания писать. Моему же товарищу, который, напротив, желал стать писателем, он сказал, что позже он займется коммерцией, что, очевидно, его немного раздосадовало. Все предсказания, которые он нам сделал, сбылись. Кланяйтесь от меня вашему Учителю, я его очень уважаю".
И это правда, что Учитель был уникальным френологом. В течение многих лет, прежде чем посвятить себя роли наставника, он исколесил города и поселки Болгарии, чтобы изучить и измерить черепа разных людей. Он проводил френологические исследования даже на духовенстве! Он обладал также способностью разгадывать людей, видеть степень их развития, вплоть до того, куда они ходили и кем станут. Да, это был дар, и часто Учитель доказывал мне это. Но одновременно он был большим наблюдателем. Я тут же подметил эту привычку наблюдать за окружающими людьми и, в частности, за своими учениками, конечно. Но делал он это очень скрытно, не желая смущать их пристальным взглядом. Если вы перехватывали его взгляд, он быстро отводил его, как будто интересовался чем-то другим, но если он
20
Памяти...
...Учителя Петра Дынова
21
полагал, что вы не замечаете, как он за вами наблюдает, то вы чувствовали его взгляд, проникающий в вас очень глубоко.
Когда я, навестив Учителя, уходил, и он сопровождал меня до двери, я оборачивался, чтобы попрощаться с ним еще раз: он стоял там, смотрел на меня, и я чувствовал по его глазам, что он еще изучает меня. Он смотрел, как я иду: может быть, он хотел понять эффект воздействия нашего разговора, его слов на меня, потому что походка человека всегда очень характеризует его внутреннее состояние.
Когда я понял какое значение Учитель придает наблюдению за людьми, я тоже начал за ними наблюдать. Многие считают, что узнать людей можно, если задавать им вопросы и слушать, что они говорят. Это отчасти верно, конечно, но что еще более верно, так это то, что слова часто служат для того, чтобы скрыть, обмануть, показать себя перед другими выгодным образом. В действительности, малейшие детали жестов, мимика, поведение и вся физиономия в целом говорят больше, чем слово. Но поскольку большинство людей не умеют наблюдать, они ничего не замечают в других; поэтому-то они и знают их так плохо. Учитель же, Петр Дынов, был исключительным наблюдателем.
Но самым замечательным в Учителе была та духовная жизнь, которая исходила от него и делала его совершенно особенным существом и которая, как
лучи света, проникала в нас. Ибо излучение существа, ведущего интенсивную духовную жизнь,-- это живой мир, населенный очень чистыми сущностями, которые проникают и работают во всех тех, кто к нему приближаются.
Многие считают, что главное -- это слово Учителя, мудрость, которую он передает, и что, если он ничего не говорит, то они ничему не учатся. Ну, так вот, это заблуждение: даже если он не говорит, излучение, исходящее от него, передает вам что-то от его света и его силы. Сознательно или бессознательно, вы впитываете эти тонкие частицы. Но, конечно, если вы сознательны, это вам облегчит вашу внутреннюю работу. Это то, что я понял рядом с Учителем. Главным было не Учение, которое он нам передавал своим словом, а интенсивные вибрации его духа, проникавшие в нас.
Именно так всякий истинный Учитель работает над своими учениками: недостаточно, чтобы он заставил их разделить его идеи, его убеждения -- он проецирует на них квинтэссенции своей души и своего духа. Через несколько лет физическая материя ученика пронизана, наполнена квинтэссенциями своего Учителя, и именно так он становится постепенно таким, как Он. Учитель -- это источник; Учитель-- это озеро; Учитель -- это дерево; Учитель -- это плод; Учитель -- это хлеб; Учитель -- это солнце. Поэтому возле него ученик питается, утоляет жажду, очищается, освещается... Когда я по-
22
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
23
нял это, это было для меня великим богатством. Конечно, я не понял этого сразу, я был слишком молод. Но несколько лет спустя, когда осуществилось то, что было присутствием Учителя, я приложил все усилия, чтобы стать более сознательным в те моменты, когда я был рядом с ним, а также воскресить в памяти некоторые опыты, бесценность которых в то время я нNo понимал.
В Варне, на берегу моря был великолепный парк. Именно туда ходил я каждое утро на восход солнца. Часто я встречал там и Учителя, который тоже шел встречать восход солнца. Я приветствовал его, а он приветствовал меня, приподнимая шляпу. В этот час мы были единственными посетителями этого парка. Возможно, он был удивлен, встречая молодого человека в столь ранний утренний час, и именно это и привлекло вначале ко мне его внимание.
Однажды брат, имевший дом в предместьях Варны, рядом с виноградниками, пригласил Учителя в гости. Я посетил там Учителя, который назначил мне встречу на следующее утро очень рано, потому что хотел отвести меня подальше, на возвышенность, чтобы присутствовать при восходе солнца. Я был так счастлив идти утром вместе с ним, что почти не спал всю ночь. Я прибыл вовремя, конечно, и мы отправились в путь. Я чувствовал себя таким веселым, радостным, что не мог не говорить, а он смотрел на меня, улыбаясь, и ничего не говорил. Наконец, немного ра-
зочарованный тем, что он мне не отвечает, я умолк. Я начинал понимать, что в такой момент предпочтительнее было не разговаривать. Утром, когда идешь встречать солнце, надо внутренне приготовиться получить все его благословения. Но чего вы хотите? Когда молод -- а мне едва исполнилось восемнадцать лет -- всего этого еще не понимаешь. Я был так счастлив идти рядом с Учителем!
Как он точно рассчитал -- а он хорошо знал Варну, потому что прожил там долгое время,--- мы прибыли прямо к восходу солнца. Тогда мы остановились, выбрали место на больших холмах, и солнце начало подниматься. Мы долго смотрели на него, поднимающееся в небо. Учитель созерцал его, а я, я был горд, как Артабан, потому что я был с ним. Наконец, мы сделали несколько дыхательных упражнений, потом Учитель сказал: "А теперь мы приляжем!" Я был немного удивлен, что мы растянемся там после восхода солнца, но он не дал мне никакого объяснения. Учитель часто делал подобные вещи без предупреждения, без объяснений. Тогда мы растянулись на животе таким образом, чтобы наша спина была открыта лучам солнца. Позже я понял, насколько солнечные лучи важны для спины, потому что она, как батарея, которая нагревается от солнечного света и тепла.
Но перед тем как лечь, Учитель начал бросать в воздух один за другим несколько камешков. Я опять не понял, зачем он бросал эти камни, но по-
24
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
25
том он мне объяснил... Итак, мы вытянулись, солнце нас пригревало, это было чудесно. И мы исчезли... Это не был сон, но состояние, похожее на него. Куда мы улетели? Через некоторое время мы вернулись оба в одно время. Я был в восторге, я чувствовал, что произошло что-то исключительное, что я вернулся из неописуемо прекрасного места, но все в моей памяти было неясно. Учитель смотрел на меня улыбаясь. Он спросил меня: "Ты знаешь, где мы побывали?" -- "Нет, Учитель, но я буду счастлив, если вы мне это скажете".-- "Ты видел, что я начал бросать камешки: это, чтобы возвестить о нашем прибытии в каузальный план. Именно там мы и побывали. Но сущности, которые нас встретили, сказали, что не нужно, чтобы ты помнил то, что увидел, поэтому я вынужден был набросить на тебя покрывало. Но ты чувствовал, неправда ли, что что-то произошло? " -- "Да, Учитель, да".
Затем мы восстановили наши силы, немного перекусив, и спустились вниз. Мне казалось, что воздух вибрировал вокруг нас иначе, будто вся природа была очарована. Впервые Учитель вводил меня в каузальный план.
Впоследствии я часто сопровождал Учителя к восходу солнца на холмы Варны. Вы не можете себе представить красоту утренних красок в то время, когда над Черным морем встает солнце. Мы долго оставались в медитации, раздваивались, и Учитель вел меня, чтобы я созерцал жизнь иных миров.
И всякий раз он предупреждал сущностей этих миров, чтобы они были готовы нас встретить. Это были невыразимые моменты.
В своем Учении Учитель отводил большое место солнцу. Если умеешь смотреть на солнце и работать с ним, приобретаешь истинное могущество. Все, что существует на земле,-- камни, растения, животные, люди -- получает жизнь от солнца, его тепло, свет, но только великие Учителя, Посвященные поняли природу этой энергии: они развили свои центры, которые позволяют им улавливать и трансформировать ее, и своей жизнью, своим излучением они становятся благословением для всех тех, кто к ним приближается.
Вы скажете: "Но как они это делают?" Посвященные знают, что сознание не ограничивается маленькой частью их существа и что упорной работой возможно сделать сознательными все те внутренние области, которые психология называет подсознательным, бессознательным, сверхсознательным. Овладев этими областями, сознание делает открытия, устанавливает сравнения и, таким образом, становится все более и более обширным и могущественным.
Многие возразят, что это не очень научно. Но они ошибаются. И я еще добавлю, что все, что существует вне нас, существует равным образом и в нас. Все, что существует на земле и под землей, все, что существует в реках, озерах, морях, океанах, все, что существует в небе, в звездах, туманностях, существует
26
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
27
также и в человеке. Это объясняет то, что с рождения он постоянно стремится к изучению и пониманию мира, который его окружает: а ведь это он самого себя хочет изучить и понять.
К несчастью, поскольку он не знает глубоких причин этой устремленности, человек довольствуется тем, что смотрит вокруг себя, записывает, отмечает, никогда не понимая главного. Все исследования предприняты учеными, чтобы лучше уловить изумительные богатства природы, и это великолепно! Но Посвященные пошли гораздо дальше, устремляя эти исследования вглубь себя, раздвигая до бесконечности границы своего сознания.
Эта работа по овладению сознанием начинается с исследования подсознательного, тех существ, которые его населяют, течений, которые его пересекают. Именно так подсознательное изливает одно за другим свои сокровища на сознание. Посвященный -- это существо, развивающее свое сознание вширь, вглубь и ввысь; он достигает освещения всех отделов подсознания внизу и всех отделов сверхсознания вверху. Именно потому, что сознанию Посвященного удалось объять безграничное пространство, оно начинает сиять, лучиться, касаться окружающих его существ, входить в их сознание. Но сознание не останавливается на этом: оно идет, постоянно расширяясь, все дальше, вплоть до солнца.
Для Посвященного солнечный свет -- это пища, он ее поглощает, он ее переваривает, он ее усваивает,
чтобы проецировать затем вокруг себя. Поэтому он может освещать, согревать и оживлять творения. В то время как человек, сознание которого закоснело в материальных заботах, не способен по-настоящему помочь своим ближним.
Сознание Посвященного живет в других, поэтому он может на расстоянии питать их светом. Физические элементы могут кормить лишь того, кто их непосредственно поглощает. Но даже если в течение некоторого времени мать кормит ребенка своей грудью, когда ребенок рождается, то затем он отделяется от нее, и уже ест сам. В духовном плане Учитель, по крайней мере вначале, должен питать ученика. Как мать, которая подносит ребенка к своей груди, Учитель согласен принять в свою душу, в свое сознание детей, которые питаются от него до того момента, когда они будут способны питаться сами. Потом они смогут также кормить других.
Ученики связаны со своим Учителем, как плод с матерью. Когда Учитель получает силу Неба, ученик ею пользуется. Так я питался в течение многих лет возле Учителя. Он смотрел на солнце, получал его свет и передавал его мне как пищу, прекрасно усваиваемую моим сердцем, моим разумом, моей душой и духом. И если в своем учении Учитель уделил такое большое место солнцу, если он настаивал на значении присутствия утром при его восходе, то это потому, что считал, что каждый ученик в равной степени должен выполнять эту задачу: учиться усваи-
28
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
29
вать солнечный свет, трансформировать его, переваривать его, чтобы затем передать его другим в форме всех добродетелей.
У многих братьев и сестер Братства в Болгарии была тетрадь, в которую они просили своих друзей записывать мысли. Меня часто просили написать в таких тетрадях что-нибудь, и я всегда писал одну и ту же фразу Учителя. Хотите знать какую?.. "Только солнце даст направление в жизни". Очевидно, что эту мысль нужно понимать с точки зрения символической.
Музыка и пение также занимают большое место в учении Учителя, потому что они являются мощным средством для слияния с созидательными силами природы. Учитель сам сочинял музыку и песни, и мы обладаем этим фантастическим репертуаром.
В мире существует разная музыка и, возможно, вы уже столько всего переслушали, что не можете быть чувствительными к музыке Учителя, к его вибрациям, она не затрагивает вас. Вы слишком привыкли к звукам и ритмам, которые не чтят ни одного духовного закона, которые не знают соответствия звуков с областями души и духа. Оставьте их немного в стороне и попытайтесь почувствовать действие, которое оказывает музыка Учителя, как она воздействует не только на нас, но и на других, на тонкие планы пространства.
Это не значит, что я приговариваю всю современную музыку, все песни, нет, но чаще всего они лишь
возбуждают необузданные страсти и чувства. Тогда не позволяйте им влиять на вас, избегайте их вовремя, другими словами, прежде чем они возымеют над вами свое одурманивающее действие и заставят вас потерять всякий контроль. Человеческой душе необходимо выражать себя в пении, но в пении, которое очищает и возвышает. Конечно, в музыкальном наследии человечества существуют божественные песнопения, являющиеся настоящей пищей для души: мессы, реквиемы, оратории ... Но если, чтобы петь, вы должны ждать, чтобы быть способными исполнять подобные произведения, то большинство среди вас никогда не раскроют рта. Тогда пойте скорее песни Учителя, потому что они не только пища для сердца и души, но и освещают вашу мысль и побуждают вашу волю.
Когда вы чувствуете, что вы больше не знаете четко, где вы находитесь, что ваши мысли спутались, пойте "Мысли, право мисли"' -- "Думай, правильно думай", и вы лучше увидите дорогу. Когда вы думаете, что никто вас больше не любит, пойте "Бог е Любое" -- "Бог есть Любовь", и тогда чего же еще желать, потому что Бог не покинет вас никогда.
А если вы чувствуете себя изнуренными, больными, пойте "Сила, здраве е богатство" -- "Сила, здоровье -- это богатство", и вы вновь обретете энергию. Когда вам случается быть встревоженны-
1 Названия песен на болгарском языке. (Прим. перев.)
30
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
31
ми, пойте "При всичките условия на живота не губи своя мир" -- "При любых условиях жизни не теряй своего мира". Если вы находите, что жизнь тускла, что она не вызывает у вас никакой радости, пойте "Красив е живота на нашата душа" -- "Красива жизнь нашей души". А когда вы счастливы, благодарите в пении: "Благославяй, душе моя, Господа" -- "Благослови, душа моя, Господа". Вы имеете здесь методы, весь магический арсенал, так воспользуйтесь им.
Иногда меня спрашивают: "Но почему вы поете эти песни на болгарском, а не на французском языке? В них совсем ничего не понятно!" Я им скажу сначала, что существуют переводы этих песен, которые они могут легко себе найти. Но в музыке главное-- не интеллектуальное понимание, а то, что чувствуют под воздействием звуков, вибраций, гармонии. Разве мы понимаем пение птиц и шум водопадов или шелест ветра в ветвях? Нет, но это пленяет, восхищает нас. Всегда лучше петь песни на том языке, на каком они были написаны. И даже если многое непонятно, то все равно существует связь между словами и музыкой, а перевод разрушает эту взаимосвязь. Музыка создана не для того, чтобы быть понятой, но чтобы быть прочувствованной. Даже, когда она сопровождается словами, она -- то, что ощущают, чувствуют, и это важнее. Конечно, если понимание и чувство идут вместе,-- это еще лучше, но именно чувство здесь ценится больше.
Учитель Петр Дынов создал также определенный вид ритмического танца: паневритмию, к которой он сочинил музыку и показал движения. Она танцуется на открытом воздухе утром, весной и летом. Братья и сестры движутся парами, образуя широкий круг. Все жесты паневритмии, хотя и очень просты, обладают большой пластической красотой, они соответствуют глубокому знанию физической структуры человека и акустических законов. Это стоит труда -- познать значение этих движений, как они вводят нас в контакт с силами природы и ее гармоничными течениями. Даже если не знаешь их смысла, чувствуешь их благотворное воздействие, умиротворяющее и укрепляющее.
Учитель показал также и гимнастические упражнения, которые выполняются каждое утро после восхода солнца, коллективно либо индивидуально у себя дома. Эти движения просты и легки в исполнении для кого угодно. Они поддерживают гибкость физического тела, гармонизируют клеточки и укрепляют организм. "Почему вы не делаете гимнастические упражнения?" -- спрашивал иногда Учитель некоторых братьев и сестер. "У нас ревматизм,-- говорили они,-- и выполнять упражнения для нас -- одно страдание, мы не можем".-- "Да нет же,-- говорил Учитель,-- попытайтесь, делайте их, вскоре вам будет лучше, вы увидите". И это происходило.
Учитель знал о благотворном эффекте упражнений, которые он нам показал, так что вы тоже при-
32
Памяти...
... Учителя Петра Дынова
33
мите их всерьез. Вы скажете, что делаете их уже много лет, и они ничего не изменили в вас. Внешне -- это может быть правда, но сколько зла вы избежали благодаря им! Вы едите, пьете, ходите, спите, дышите, и вам кажется, что это не оказывает большого воздействия на вашу жизнь. Но не ешьте, не пейте, не ходите, не спите, не дышите, и вы придете ко мне с новостями! Итак, если вы согласитесь выполнять гимнастические упражнения более осознанно, понимая значение всех этих жестов для вашего здоровья, для вашего равновесия, вы почувствуете себя более способными идти навстречу трудным условиям жизни.
Учитель говорил, что никогда не надо соглашаться с бездеятельностью. Даже прикованный к постели, больной, каждый должен пытаться сделать, по крайней мере, жест, шаг. И если ему действительно невозможно сделать малейшее физическое движение, у него еще есть возможность воспользоваться своей мыслью, чтобы представить, что он двигается и действует точно так же, как раньше. Эта работа мысли расчищает путь, упорно делает свое дело, создавая, таким образом, благоприятные условия для возвращения к нормальной деятельности.
Учитель всегда давал очень простые методы. Он изучал медицину в Соединенных Штатах, но это вовсе не за тем, чтобы использовать напыщенные научные термины или предписывать сложные лекар-
ства. Он доверял лишь тому, что было простым и естественным.
Когда я его встретил, мне было семнадцать лет и у меня было слабое здоровье. Многие годы я плохо питался, проводил дни, занимаясь дыхательными упражнениями, медитациями или чтением. Я даже читал за едой!.. Я весь пожелтел и даже не замечал этого, я не понимал, откуда происходит моя усталость, моя сонливость, моя слабость. Увидев меня, Учитель сказал мне: "Ты испортил свою печень, вот что ты должен делать, чтобы выздороветь. Каждое утро, натощак, ты будешь выпивать чашку воды. Ты будешь пить ее медленно, проглатывая глоток за глотком, концентрируя всю свою мысль на своих силах, на своей работе. И ты будешь также разговаривать с ней, ты скажешь ей: "Дорогая вода, мы будем вместе восстанавливать мой организм". Он не сказал мне больше ничего, потому что не объяснял вещи в деталях, как я делаю с вами. Он позволял нам копать и искать совершенно самостоятельно. Возможно, он был более мудрым, чем я!..
Вначале я не слишком верил в такой простой метод. Но я делал то, что советовал мне Учитель, и именно мое послушание и доверие к нему сделало возможным мое выздоровление. Я заметил, что в моем сознании что-то происходило. Я испытал нечто вроде легкого головокружения, как если бы наклонился над источником, чтобы утолить в нем жажду. Я думаю, именно это и отразилось на моей печени для ее