Для чего нужна религия? Есть люди верующие и есть атеисты. Но деление это, как впрочем, и все остальные условно. Есть множество верующих людей отличающихся удивительным здравомыслием, но существует также множество атеистов, которым как нельзя лучше подходит определение "фанатик". Это, а также многое другое, заставляет меня рассматривать религию как сложное явление, которое не является статичным, а развивается с течением времени, подчиняясь внешним обстоятельствам и собственной логике развития, на которые в свою очередь влияет множество факторов. Одним из таких факторов, имеющим, по моему мнению, очень значительное влияние на развитие какой-либо религии, являются интересы общества, поддерживаемые религией на данном этапе развития этого общества. В таком аспекте религия является всего лишь инструментом призванным выполнять какие-то определенные функции. И как любой инструмент имеет свои границы применения, а также плюсы и минусы. Было бы интересно рассмотреть какие функции был призван выполнять этот инструмент на протяжении истории, и как он с выполнением этих функций справлялся.
Я бы выделил три основные функции религии:
--
Закрепление норм негласного общественного договора. Но в начале нужно определиться с тем, что я понимаю под "негласным общественным договором". Под негласным общественным договором я понимаю такую линию поведения отдельного члена общества, которая была бы выгодна для всего общества в целом, не смотря на то, что на данном конкретном этапе эта линия поведения может наносить ущерб личным интересам этого члена общества. Примером такой линии поведения может служить уплата налогов, которая наносит финансовый ущерб члену общества, но в долгосрочном периоде оборачивается, как правило, благом, как для него, так и для других членов общества. Поскольку далеко не каждый член общества может и хочет оценить последствия своих поступков для общества в целом, необходимы инструменты, которые бы закрепляли нормы поведения, сложившиеся исторически и необходимые для блага общества в целом, а также придавали бы этим нормам легитимность в глазах отдельных представителей этого общества. И тут на помощь приходит религия. Закрепляя такие аксиомы как: "не укради", "не убий" и так далее. Но эта функция религии с течением времени значительно ослабла. Поскольку практически любое общество не является статичным, а развивается (причем темп развития все время нарастает), религия в силу своей консервативности не успевает за этим развитием и нормы поведения, предписываемые ей, все более расходятся с интересами общества. Так, например, в настоящее время забитие неверных жен камнями признано неконструктивным в большинстве цивилизованных стран. На смену религии приходят новые инструменты, окрепшие в процессе исторического развития общества, такие как мораль, которая является все тем же негласным общественным договором, но не нуждающимся уже в религиозном обосновании и, как следствие, гораздо более гибком, и законодательная система, которая в свою очередь является уже скорее гласным общественным договором. Иначе говоря, гораздо легче изменить закон в парламенте, чем откорректировать одно из предписаний библии.
--
Снятие стресса от осознания человеком своей смертности. По моему мнению, одним из значительных отличий человека от животных является способность человека предвидеть развитие событий на значительный (по сравнению с животными) промежуток времени. И одним из таких событий для каждого человека является осознание собственной смертности и неизбежности смерти, что входит в прямое противоречие с сильнейшим инстинктом самосохранения. Последствия этого противостояния могут на долгосрочном периоде быть губительными для нервной системы человека и для его здоровья в целом, что отражается на всей жизни человека. Религия же решает эту проблему походя, так или иначе, обещая вечную жизнь. Проблема в том, что религия в свою очередь основана на вере, которая несовместима с научным подходом к миру базирующемся, так или иначе, на логике. Поэтому религии с течением времени приходилось уступать свои позиции науке, поскольку та приносила огромную пользу обществу. Борьба была долгой. Ведь очень тяжело верить в бога на небесах, если там же летают самолеты. При очередном противоречии между религиозными догмами и наукой в религии применялся отвлекающий маневр утверждающий, что эти догмы написаны иносказательным языком и понимать их буквально нельзя. Но это не могло продолжаться до бесконечности и, казалось, религия утратит, к сожалению, свою антистрессовую функцию навсегда уступив место логическому мышлению. Но нельзя недооценивать гибкость человеческой психики! Большинство верующих людей просто бессознательно (а иногда и сознательно) ограничило свои способности к логическому мышлению во всех вопросах связанных с религией и не наносящих серьезного ущерба верующему, продолжая использовать его в других сферах своей жизни. Это дало прекрасный результат, позволяя использовать положительные стороны обоих способов мышления (религиозного и реалистичного) переходя с одного на другой по мере необходимости. То есть современные верующие люди, живущие в относительно цивилизованных странах находятся как бы в добровольном контролируемом психозе, не теряя связи с реальностью, но легко выходят из него, если религиозные нормы в какой-либо конкретной ситуации слишком жестко противоречат их интересам. Такой подход очень полезен для человека, потому что как показывает практика - верующие люди живут дольше неверующих, более оптимистичны, менее подвержены стрессам, депрессиям и влиянию дурных привычек, легче находят свое место в обществе. К сожалению, во многих нецивилизованных странах процесс формирования подобного религиозного сознания не завершен, что ведет к фанатизму со всеми вытекающими отсюда последствиями.
--
Влияние на развитие событий с помощью религиозных ритуалов. Эта функция ведет свое начало к самым ранним этапам развития человечества и восходит напрямую к так называемому первобытному сознанию. То есть тому времени когда люди еще не могли отличать причинно-следственные зависимости от ассоциативных базирующихся на особенностях строения человеческого мозга. Поэтому в их сознании зачастую оказывались связанными вещи, не имеющие между собой почти никакой связи, и таким образом зарождалась идея повлиять на одно через другое. Так зарождалась практическая магия, которая далеко не всегда была бесполезной и нефункционирующей. Так как с точки зрения психологии эта магия зачастую сводилась к самооправдывающимся прогнозам. Иначе говоря, если кому-то, чья вера в сверхъестественное очень сильна, сообщить, что он проклят, то его состояние в результате самогипноза может действительно значительно ухудшиться. Правда, данные механизмы влияния на людей с течением времени оказались неконкурентоспособными по сравнению со многими другими способами (в том числе научным подходом). Поэтому в настоящее время в развитых странах религия эту функцию почти утратила.