Шапиро Максим Анатольевич : другие произведения.

Лейкоциты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.04*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Любые совпадения с реальными лицами являются случайными


Лейкоциты

Что написано пером - не вырубишь топором

Народная поговорка

Слово не воробей. Вылетит - не поймаешь

Другая народная поговорка

   Мем (англ. meme) -- в меметике, единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.
  
   Серега всегда шутил, что реклама погубит этот мир. Больше он уже не будет шутить. Никогда. На счет мира мы еще посмотрим, но для него все кончено.
   Вытягиваю прямо перед собой подрагивающие руки ладонями вниз как научил Леонид Петрович. Пытаюсь расслабить их - твою мать! Медленно, очень медленно, почти незаметно, но неотвратимо некая непонятная сила начинает разводить руки в стороны. Покалывание в пальцах. Ком в горле. Дышать не то чтобы тяжело, но для каждого вдоха приходится сосредотачиваться. Дышать не думая, неосознанно уже не выходит. Значит, возбуждение от медиавируса добралось до продолговатого мозга и мозжечка. Сколько времени у меня осталось? Валя, я не верю в рай. Я не верю, что мы могли бы увидеться после смерти. А если бы и верил... После того, что я собираюсь сделать мне туда не светит. Но все пойдут за мной и за тобой паровозиком. Решили списать нас ради безопасности сограждан? А теперь я спишу всех вас! Струйка пота по спине. В желудке будто булыжник. Еще раз смотрю на дурацкий текст, который мерцает передо мной на экране монитора.

Дых ание, кар тона смер ти, серая сера Ра. Душ а выл лет тает. Ш-ш-ш топор - вылилось вино

  
   и, резко выдохнув, нажимаю "Enter". Я не уйду один! Кто бы тогда мог подумать...
  

***

   С чего все началось? Некоторые сказали бы, что все началось в 1957 году, когда Джеймс Вайкери заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа триллера "Пикник" в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора якобы демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как "Кока-кола", "Ешьте попкорн". Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Вайкери, повысилась на 17 %, а поп-корна -- на 50 %. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах. Это тогда наделало много шума. Все посходили с ума. Законов понимаешь понапринимали, запрещающих 25-й кадр чуть ли не в каждой стране. Придурки! Однако эксперименты проведенные другими учеными ничего подобного не подтвердили. В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Вайкери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, и тот их послал. Не данные. Тех, кто данные требовал. Ну а попозже один особо рьяный студент раскопал что кинотеатр, в котором по утверждению Вайкери проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель. Директор кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении. В конце концов, Вайкери признал, что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был искусственно сфабрикован. С тех пор любые попытки работать в данном направлении вызывали у ученых только смех. И все бы ничего, если бы не то странное совпадение, что и Вайкери и не в меру дотошный студент в свое время получали немалое финансирование от одной некоммерческой организации, которая впоследствии оказалась связана с ЦРУ. Есть такая штука - акция прикрытия называется. Мне об этом поведал Леонид Петрович, работающий уже в нашей стране и не в ЦРУ, но в весьма сходной организации. Ныне покойный Леонид Петрович. У них все строго - и своих не пожалели. Чего уж о нас простых смертных говорить. Впрочем, судя по тому, как часто и с трудом он дышал, как сглатывал несуществующую слюну и т.д. - ему и так немного оставалось.
   А может все началось с того, что одна засекреченная лаборатория в СССР восьмидесятых по просьбе одной конторы озабоченной госбезопасностью взялась за такое несерьезное дело как исследование влияния видеоклипов на сознание? Ведь еще дикари знали, что мерцание вводит в транс, как и специфичные звуковые ритмы, как и манипулирование ассоциациями. Суть механизма-то примитивна вообще-то. Человеческий мозг возник в результате эволюции как сложный орган, прежде всего необходимый для выявления закономерностей в окружающем мире, которые будучи связанными с подкрепляющими или тормозящими стимулами в виде эмоций, помогали ему выжить в быстро меняющейся среде. Поэтому когда мозг видит какую закономерность хоть зрительную (мерцание), хоть звуковую (ритм), то это тотчас привлекает его внимание и ресурсы, отвлекая их от осознанной деятельности, а если еще и ассоциативный ряд правильно подобрать, и добиться того, чтобы все эти раздражители вошли в резонанс, то... А ничего! Эволюция не дура. И поэтому действие повторяющихся раздражителей начинает быстро ослабевать, вплоть до полного игнорирования мозгом. Каждый, кто в поезде хоть раз ехал, помнит, что через некоторое время стучание колес просто перестаешь замечать.
   А может все началось с молодого аспиранта-биолога Сереги, которого позвали в тот самый ящик (так тогда называли секретные лаборатории), и он никак не мог взять в толк, почему наглухо засекреченные нейрологи с огромным интересом выслушивают его рассказ о работе по исследованию способности некоторых бактерий в тяжелых условиях самостоятельно стимулировать у себя мутации. Потом грянули 90-е и стало не до бактерий. Как-то он таки наткнулся в интернете на статью Дана Андерса из Уппсальского университета, в которой тот сообщал, что у кишечной палочки обнаружены так называемые SOS-гены, включающиеся в некоторых экстренных случаях и вспомнил о своей неоконченной работе. Ген dinB -- кодирует у кишечной палочки склонную к ошибкам ДНК-полимеразу (белок, управляющий созданием копий молекул ДНК). Активизация гена dinB приводит к резкому увеличению частоты мутаций. В некоторых смертельно опасных ситуациях это может оказаться спасительным для гибнущей популяции микробов: вдруг какой-то из возникших мутантов окажется более жизнеспособным в данных условиях. И, может быть, тоже обошлось бы, если бы к тому времени не работал Серега вместе со мной в рекламном агентстве, и не гремела в рекламных кругах слава вирусного маркетинга.
   "Ведь что такое мем" - объяснял он мне воодушевленно - "Это ж та же бактерия, но информационная! Ты вспомни все эти эпидемии "превед-медвед", "як цуп цоп" и прочие! Но они легко начинаются и так же быстро исчезают - новизна прошла и все. А если сконструировать мем так, чтобы задействовал все органы чувств, да еще и ассоциативными рядами подкрепить, а потом прилепить к нему возможность направленных мутаций, то он, несмотря на то, что будет все время меняться, тем не менее, будет сохранять свою суть и действие. Как скажем анекдот - он может меняться, действующие лица там или обстоятельства, но смысл-то остается. Это лавина! Мозги людей не смогут такой мем остановить. Для этого эволюция защитного механизма не предусмотрела! Это прорыв в рекламе! Это миллионы, нет - миллиарды бабла!". " А ты сможешь такой мем замутить?" - поинтересовался я у него. "Нет - тут ресурсы на уровне государства нужны или мегакорпорации. Расчетные мощности суперкомпьютеров, распространение и так далее. Но я думаю, что-то подобное уже было при СССР сделано. Не зря меня в одну мутную конторку тогда тягали. Ох, не зря. Думаю, мемы те уже давно по нашим мозгам бродят в виде обрывков фраз, цитат, ассоциаций и так далее". "А почему мы этого не замечаем?" - усомнился я - "И на кой это госбезопасности было нужно?". "Эх ты" - ухмыльнулся Серега - "Кто ж опасный вирус просто так выпустит? Есть такая штука - бинарное оружие. Каждый из компонентов сам по себе безвреден, а в сумме смертельный яд. Так и здесь - медиавирус незаметно по мозгам бродит, а где-то в сейфе детонатор к нему лежит. Предъяви его народу - и все. Процесс пошел лавинообразно. От каждого, кто ознакомится с фразой-детонатором, разбегутся скрытно проявляющиеся в его речи ассоциативные маркеры, выводящие медиавирус из спячки, у всех с кем такой инициированный будет общаться, а от них все дальше и дальше в геометрической прогрессии. И нужно это, скорее всего, для скачкообразного повышения внушаемости - если все ресурсы мозга вирус перегрузит, то можно прямо в подсознание целым толпам любой приказ гнать, если пароль знаешь". "Что ж они тогда СССР позволили развалиться, а не зазомбировали всех нафиг?" - ехидно поинтересовался я. "Не знаю" - ответил Серега - "Может, не успели или еще чего случилось. Но я тут вот о чем подумал - сделать такой мем мы не можем, а вот вычислить детонатор к уже существующему медиавирусу вполне можно. Мощность современных компов позволяет. Чего особенного - загоню ассоциативное облако на лингвистический анализ и через неделю другую, думаю, будет результат".
   И результат был. Он отправил его мне на мыло. Он не знал про такую штуку как СОРМ5. Да про нее вообще мало кто знал. Однако через пару дней та фраза, которую он мне послал, всплыла где-то в разведке, наделав там много шума. Ее автоматически вычислил по сложному алгоритму компьютер, отслеживающий электронную переписку в стране, и поднял тревогу. Проблема состояла в том, что назвать эту фразу компьютер не мог никому и госбезопасникам тоже - они бы тут же были инфицированы медивирусом. Группа захвата помчалась к Сереге, но он уже остывал - асфиксия, смерть от удушения. Другая группа отправилась в мою квартиру. Они убили Валю. Но Валя зачем-то распечатала мои последние емэйлы. И они все увидели распечатку. Случайно. Когда старший в их команде понял, что они только что прочитали, то он перестрелял остальных. Через несколько часов я позвонил себе домой. Старший группы снял трубку. Не знаю, почему Леонид Петрович так со мной разоткровенничался. Может душу хотел перед смертью облегчить, а может медиавирус уже съедал его мозг. В общем, Серега почти во всем оказался прав. Они и в самом деле запустили мутирующий медиавирус еще в восьмидесятые через телевидение и радио, а фразу его детонирующую и сгенерированную компьютером упрятали в сейф не читая. Но потом выяснилась одна вещь. Противоядие от медиавирусов было выработано коллективным сознанием человечества еще на заре его человечества возникновения. Такие вещи как религия, ритуалы и многое другое из того, что сейчас кажется нам сейчас бессмысленной и напрасной тратой времени и сил, служило в древних культурах одной цели - оно связывало злокачественные мемы и обезвреживало их, не давая целым племенам терять разум и превращаться в идиотов, неспособных к мышлению. Неандертальцы, кстати, имели мозг более крупный и мощный, чем мы. Это их и сгубило. Именно из-за этого историческое развитие началось каких-то жалких 7-8 тысяч лет назад, хотя люди с мозгом абсолютно идентичным по развитости нашему существовали за сотни тысяч лет до того. Еще примитивная иммунная система надчеловеческого сознания (Вернадский называл ее ноосферой) принимала почти любые новаторские идеи за опасные медиавирусы и уничтожала их. И только спустя сотни тысяч лет она стала более избирательной, позволив тем самым начаться исторической эволюции. Так и пошел прогресс от каменных топоров до сегодняшней техники, от первобытных ритуалов до науки. Но если злокачественный медиавирус был слишком силен, то в сознании его носителя сталкивался он и противодействующие ему культурные мемы (как лейкоциты у нас в крови). Их яростная борьба приводила к тому, что зараженный мозг переставал функционировать и человек почти наверняка погибал или, если "повезет" сходил с ума. Так лейкоциты убивают больную клетку, чтобы обезопасить весь организм в целом. Когда это выяснили в той секретной лаборатории, то было уже поздно - ментальный вирус незримо гулял по умам всего СССР. Только и оставалось, что надеяться, что фраза, его детонирующая, никогда не всплывет. Надежда не оправдалась. Чего эволюция не могла предусмотреть так это того, что в современном мире благодаря средствам связи вирус может распространяться в разы быстрее, чем будут умирать его носители. Поэтому эпидемия не остановится.
   Дышать тяжело. Как только я устану, засну, потеряю способность концентрироваться, не смогу сознательно контролировать дыхание - я задохнусь. Мозг сдает. Или же я медленно сойду с ума от бессонницы. Но я... Я не уйду один. Я не буду одинок. Собственно теперь любой мой текст, любая моя речь это яд. Кто сомневается - может просто вытянуть руки перед собой и немного подождать. Тяжело дышать...
Оценка: 5.04*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"