Если рассматривать какой-либо товар с точки зрения конечного потребителя, то можно выделить три основных критерия, по которым он потребителем оценивается, а именно
1 Функциональность
2Пригодность товара в качестве инструмента подтверждения статуса
3 Положительные эмоции, возникающие у потребителя от обладания товаром и не связанные с первыми двумя критериями.
Естественно эта классификация, как, впрочем, и все остальные, весьма условна. Зачастую невозможно разделить пользу от товара по приведенным выше критериям т.к. все они в реальности взаимосвязаны и переходят один в другой. Тем не менее, пренебрегать этой классификацией как мне кажется не стоит т.к. своей цели - упорядочить подход к понятию пользы товара для потребителя она более или менее справляется. А теперь рассмотрим каждый из критериев более подробно.
1Функциональность - собственно прямая польза от товара, который декларируется как товар для каких-либо определенных целей. Т.е. у наручных часов, например, это точность и количество дополнительных функций (дата, день недели, будильник, другие часовые пояса, водонепроницаемость, противоударность и т.д.).
2 Пригодность товара в качестве инструмента подтверждения статуса. Человек, как известно, животное общественное, а у всех животных живущих вместе в каком-либо сообществе (стая, стадо, прайд и т.д.) вопрос статуса играет чрезвычайно важную роль, т.к. от статуса зависит, как правило, как будут относиться к данной особи другие члены сообщества, а также указывает, на какое место в сообществе и связанные с этим привилегии данная особь претендует. В каждом сообществе животных для демонстрации статуса используются различные инструменты - очередность поглощения пищи, различные знаки проявления покорности и многое другое. Так как человек довольно далеко ушел от животных с точки зрения сложности сообщества, в котором он живет, то и инструментов для демонстрации статуса у человека гораздо больше, а они в свою очередь зависят также от того на какой статус и в какой именно подгруппе данный человек претендует. Варьируясь в зависимости от целей, инструментом для выражения статуса могут служить - машина престижной марки, фирменная одежда, престижные часы, золотые зубы, место на нарах и многое-многое другое. Следует обратить внимание на то, что во многих случаях функциональность не играет определяющей роли при покупке товара необходимого для демонстрации статуса. Так самые дорогие и престижные механические часы будут уступать в точности, а зачастую и в других возможностях относительно дешевым часам, чья точность, например, корректируется по радио. И это понятно т.к. основным критерием, по которому определяется пригодность какого-либо товара в качестве инструмента демонстрации статуса, является не функциональность, а эксклюзивность. Почему так? Да потому, что если какой-либо товар избран в качестве инструмента демонстрации статуса, то для его обладателя крайне важно, чтобы доступ к этому товару для других людей был ограничен, иначе это просто подрывает его статус. Если завтра часы фирмы 'Rolex' начнут раздавать всем бесплатно, они моментально потеряют свою ценность, как инструмент демонстрации статуса.
3 Положительные эмоции, возникающие у потребителя от обладания товаром и не связанные с первыми двумя критериями. К таким эмоциям может относиться, к примеру, удовольствие от обладания каким-либо товаром, поскольку один его вид вызывает какие-либо приятные ассоциации не связанные напрямую с его функциональностью и тем самым повышает настроение. Ну а о том чтобы таких ассоциаций было побольше, позаботятся рекламщики. К тому же среднестатистический опыт человека показывает, что более дорогой товар определенного сорта, как правило (это ключевая фраза), лучше более дешевых его конкурентов. Ведь понятно, что большая функциональность стоит больших денег. Из-за этого люди зачастую подсознательно или сознательно проецируют цену товара на его функциональность (качество). Это, к примеру, означает, что если поставить перед человеком две чашки абсолютно одинакового кофе, но сказать при этом, что один сорт стоит 10$ за сто граммов, а второй 100$, то в большинстве случаев испытуемый заявит, что более дорогой кофе ароматнее, вкуснее и т.д. Этот эффект, как мне кажется, сродни эффекту плацебо.
То что все три критерия взаимосвязаны не вызывает сомнений, но на всякий случай попробую это проиллюстрировать. Так функциональность сама по себе стоит зачастую серьезных денег, а высокая стоимость товара делает его более привлекательным с точки зрения использования его как инструмента для подтверждения статуса. Большая же цена товара в свете описанного выше опять-таки сама по себе может служить при определенных условиях источником положительных эмоций.
Давайте теперь подумаем о том, каким должен быть товар, чтобы он идеально подходил как инструмент для демонстрации статуса. Понятно, что он должен быть эксклюзивным даже в ущерб функциональности. Как этого (эксклюзивности) достичь? Прежде всего, функциональность товара не должна распространяться на те области, занятие которыми является не престижным.
Поэтому такие вещи как пылесос, гаечный ключ, швабра и т.д. явно отпадают. Для производства идеально эксклюзивного товара необходимо, чтобы при его создании соблюдалось множество крайне сложных в реализации правил и требований, для выполнения которых необходима длительная учеба. Это гарантирует, что количество людей способных произвести товар будет сильно ограниченно, а также его высокую стоимость. Поэтому также существенно, чтобы производство товара было ручным. Крайне важным для эксклюзивности товара критерием будет являться его возраст, поскольку если обойти какой-либо товар с точки зрения эксклюзивности по другим критериям, изложенным выше, хотя бы теоретически представляется возможным, то с датой создания товара уже ничего не поделаешь. При прочих равных условиях товар созданный в средневековье гораздо эсклюзивнее точно такого же товара, но созданного в наши дни. Еще должен существовать развитый институт экспертов, которые оценивали бы товары, претендующие на эксклюзивность, основываясь на критериях изложенных выше, и отсеивали бы все им несоответствующие товары, повышая тем самым эксклюзивность прошедших отбор товаров, а также формируя необходимое общественное мнение о том, что данный товар является эксклюзивным. Особенно интересным представляется то, что все те сложные правила, которым должен соответствовать товар создаются самими же экспертами совместно с производителями товара и не поддаются объективной оценке со стороны потребителя т.к. функциональность подобного товара является второстепенным критерием - уберите с множества эксклюзивных товаров содержащуюся на них в виде торговых марок, клейм и т.д. информацию об их происхождении и большинство из них тут же потеряет свою высокую ценность.
Основываясь на изложенном выше, попробуем выяснить, почему же шедевры живописи и скульптуры стоят так дорого.
1)Для начала разберемся, в чем же выражается функциональность шедевра, т.е. как он, собственно говоря, должен действовать. Думаю я не слишком отойду от истины, если скажу, что основной функцией шедевра является дарить людям эстетическое наслаждение от его созерцания, хотя следует иметь в виду, что под 'эстетическим наслаждением' подразумевается зачастую что угодно. Но тут возникает вопрос - если главная ценность шедевра в том, как он выглядит и за счет этого воздействует на человека, то почему же его копии стоят намного дешевле оригинала? Ведь с помощью современных технических средств можно копировать какое-либо изображение практически без потери качества, а создать точную копию какой-либо скульптуры на современном уровне развития техники тем более не является проблемой. Или при копировании теряется нечто, что собственно и делает шедевр шедевром? Если мы видим абсолютно точную копию какой-либо статуи, то она, ведь должна воздействовать на нас точно так же как и оригинал, а соответственно и стоить столько же. Но этого не происходит (в виду имеется естественно стоимость, но и воздействия это тоже зачастую касается). Следовательно, вполне логичным было бы заключить, что функциональность (способность дарить эстетическое наслаждение) шедевра далеко не основной фактор, влияющий на его цену. С другой стороны, если рассматривать изменение стоимости шедевра на продолжительном промежутке времени, то трудно не заметить, что шедевры стоят дорого и более того имеют четко выраженную тенденцию дорожать со временем. Поэтому мне кажется, что высокую стоимость можно считать необходимым (но не достаточным) признаком шедевра. И самое интересное, что из изложенного выше следует, что этот признак почти не связан с тем, что принято называть художественной ценностью. Разница в цене между точной копией и оригиналом наглядно это демонстрирует. Думаю уже понятно, что стоимость шедевра напрямую зависит от такого его качества как эксклюзивность, а эксклюзивность в свою очередь говорит о том, что основной функцией товара является быть инструментом для демонстрации статуса.
2)А теперь рассмотрим шедевр с точки зрения инструмента для подтверждения статуса. Выше я уже писал о том, какими признаками должен отвечать идеальный инструмент для подтверждения статуса и нельзя не отметить, что шедевры живописи и скульптуры прекрасно этим признакам соответствуют. Как следует из вышеизложенного, для такого прекрасного инструмента для подтверждения статуса как шедевр, функциональность (способность дарить эстетическое наслаждение) отступает на второй план и важна только в той мере, в которой она усиливает эксклюзивность шедевра. Но давайте подробнее разберемся, в чем эта эксклюзивность выражается. Согласно приведенному выше определению идеального инструмента для подтверждения статуса необходимо, чтобы для создания шедевра требовалось длительное специализированное образование, да не какое-нибудь, а образование, признанное в художественной среде. Собственно образование это будет выражаться в способности (но не обязанности!) следовать гласным и негласным правилам и стандартам в художественной среде принятым. А сама способность следовать этим правилам и стандартам должна быть в силу изложенной выше необходимости делом очень непростым. Но само по себе соответствие художника (скульптора) этим стандартам еще недостаточно (хотя и необходимо) для того чтобы его работа стала шедевром. Поскольку хотя множество претендентов и отсеивается на этапе обучения, но число тех, кто способен этим стандартам соответствовать все еще слишком велико, чтобы обеспечить необходимую эксклюзивность. Нужно, чтобы произведение выделялось на фоне других с технической точки зрения ему не уступающих. Добиваются этого по-всякому, в том числе новаторским подходом, скандальной тематикой и многим другим. Но и тут есть подводные камни - если произведение слишком уж конъюнктурно и нацелено наискорейшее привлечение к себе внимания, то вполне может быть, что оно потеряет свою эксклюзивность, а, следовательно, и ценность когда конъюнктура изменится. Впрочем, это не обязательно. Эксклюзивность (известность, признание и т.д.) зачастую похожа на снежный ком, катящийся с горы. Если что-либо привлекло к себе значительное внимание, тем самым оно повысило свою эксклюзивность, а, повысив свою эксклюзивность, снова привлекло к себе еще большее внимание. Такой вот самоподдерживающийся процесс. И даже после того как конъюнктура изменится, произведение вполне может оставаться эксклюзивным и как следствие иметь высокую ценность, но уже в силу совершенно других причин. Поэтому тезис о том, что время, мол, все расставит на свои места, не кажется мне таким уж бесспорным. Что касается новаторского подхода, то идеальным примером является 'Черный квадрат' Малевича. Я не думаю, что он был первым человеком в мире, который нарисовал черный квадрат, но он был первым человеком, которому удалось привлечь к своей работе такое внимание, запустив тем самым самоподдерживающийся процесс нарастания эксклюзивности. Я очень сильно сомневаюсь, что подобное удалось бы тому, кто не был бы задолго до этой работы, известен как художник, способный при необходимости написать работу соответствующую всем академическим требованиям и признанный талантливым в творческой среде. Поэтому я думаю вполне можно утверждать, что высокая стоимость работы 'Черный квадрат' прежде всего, обусловлена ее необычностью, которая значительно повышает ее эксклюзивность, а ее техническая простота не вредит ее эксклюзивности только потому, что автором ее является не кто-нибудь, а Малевич. Следует отметить, что существует еще множество факторов, так или иначе влияющих на эксклюзивность работы - выделяющееся на общем фоне поведение художника, особые обстоятельства создания работы и т.д. Эти факторы естественно не являются определяющими, но свой небольшой вклад в эксклюзивность работы, а, следовательно, в ее стоимость, вносят.
3)При просмотре, а тем более при обладании шедевром человек получает множество положительных эмоций никак не связанных ни с художественной ценностью шедевра ни с его ролью инструмента демонстрации статуса. Механизм возникновения подобных положительных эмоций был подробно описан выше.
Изложенные выше соображения можно продемонстрировать с помощью приведенной ниже диаграммы. На пяти осях (естественно на самом деле их намного больше и приведенные ниже диаграммы являются всего лишь грубым упрощением, как, впрочем, и большинство других диаграмм):
1)Признанное художественное образование создателя работы
2)Новизна (необычность, нестандартность и т.д.) работы
3)Сложность выполнения работы с технической точки зрения
4)Известность работы
5)Известность художника
откладываются отрезки, отражающие относительное соответствие работы приведенным выше критериям. Точки соединяются, и вычисляется и вычисляется площадь фигуры. Та фигура, которая имеет большую площадь, соответствует более эксклюзивной работе и, следовательно, с большей вероятностью может претендовать на то, что со временем получит звание шедевра.
Рассмотрим чисто гипотетическую ситуацию. Допустим Малевич и никому неизвестный художник, не имеющий признанного художественного образования, одновременно и независимо друг от друга нарисовали черный квадрат, причем с точки зрения техники исполнения эти работы практически не отличаются друг от друга. Понятно, что у Малевича, как у известного художника, чья известность в некоторой степени является следствием полученного им художественного образования, не возникнет проблем с привлечением внимания к своей новой работе. 'Раскрутить' свою работу малоизвестному художнику будет значительно труднее, несмотря на то, что в данном конкретном случае она в своей художественной ценности никак не будет уступать работе Малевича. Но как наглядно демонстрирует диаграмма у работы Малевича шансы приобрести намного более высокую эксклюзивность и впоследствии быть признанной шедевром намного выше.
НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ
Вопрос: Подлинные письма скажем ... Ван-Гога, будут сохранять и увеличивать свою стоимость с течением времени. Являются ли они шедеврами в отличие от его картин? Если посмотреть опровергающие примеры, то результат будет настолько не стопроцентным, что возникнут сомнения в состоятельности цены, пусть даже продолжительной цены, как критерия.
Вопрос: Я вот тут вспомнил несколько, как раз недорогие (рублей не больше тысячи за экземпляр) - фильмы Чаплина. Или я их переоцениваю и на шедевр они не тянут (всё-таки стоят копейки, да и 100 лет ещё не прошло)?
Ответ: Работа должна сохранять свою стоимость на продолжительном промежутке времени. Если Вы с помощью, каких угодно методов удержите стоимость работы на уровне шедевров подобного рода созданных в то же время хотя бы сто лет, то вероятность того, что работа и в дальнейшем будет признаваться шедевром очень велика, но не стопроцентна.
Если ее стоимость будет сравнима или ниже со стоимостью других работ подобного характера созданных в то же время, но не признанных шедеврами, то при условии, что с момента создания работы прошел значительный период времени и в силу этого число подобных работ ограниченно, то такую работу можно смело называть раритетом, но не шедевром. Шедевр стоит какправило намного больше аналогичных работ созданных в то же время.
Этим собственно можно было бы и ограничиться. Но все-таки хочу обратить внимание, что я не рассматривал литературные шедевры т.к. там несколько иная специфика. В этом случае форма (обложка и оформление книги и т.д.) четко отделена от содержания, поэтому большинство единичныхэкземпляров книг, а также других литературных произведений (в том числе писем) имеющих цену "с многими нулями" можно спокойно относить к раритетам, а не к шедеврам. К шедевру будет относиться содержание, стоимость которого равномерно распределена по всем тиражам этой книги за все время ее существования с поправкой в процентном отношении на количество населения в момент выхода каждого тиража этой книги. И если подходить к книге с такой меркой шедеврами окажутся отнюдь не дамские романы (их тиражи огромны, но временной период популярности относительно мал) и не письма Ван Гога (их тиражи ничтожны), а библия и т.д. Впрочем, этот вопрос требует отдельного рассмотрения.
К фильмам это тоже относится. Фильмы Чаплина крутят и сейчас, в то время, как почти все другие фильмы, созданные в то время забыты и являются всего лишь раритетами.