Шарапов Вадим Викторович : другие произведения.

Конец проклятия фараонов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.34*5  Ваша оценка:

  Это случилось. После многих десятилетий замалчивания, официальная британская археология наконец-то приоткрыла завесу тайны над самыми древними экспонатами, которые до сих пор не были известны не только широкой публике, но даже археологам других стран.
  Речь идет о настоящем перевороте в египтологии, науке, которая уже несколько столетий подбрасывает миру все новые и новые загадки из Долины Царей. Когда Говард Картер и лорд Карнарвон, выдающиеся английские исследователи обнаружили в 1923 году гробницу Тутанхамона и обогатили культурное наследие человечества великолепными находками - в ходе раскопок открылось нечто, о чем они не упомянули до самой своей смерти. В своем последнем письме, лишь недавно обнаруженном в архивах, лорд Карнарвон писал Говарду Картеру:
  "Уважаемый сэр!
  Отправляю Вам это письмо в надежде, что Вы пребываете в добром здравии. Излишним было бы упоминать, какое огромное влияние окажет на человечество сам факт нашей с Вами недавней находки, о которой я даже в этом письме не стану упоминать подробнее. Я с тревогой узнал о Вашем намерении предать гласности те материалы, которые надежно хранятся в известном ограниченному кругу лиц месте. Настоятельно прошу Вас, друг мой, пересмотреть это решение - ибо одному Господу известно, как подобное знание сможет перевернуть нынешние устоявшиеся представления о жизни и происхождении древних египтян...".
  
  Что же так сильно пугало неустрашимого исследователя, который без трепета спускался в глухую, полную угроз тьму распечатанных гробниц, не обращая внимания на суеверия и страх перед "проклятьем фараонов"? Теперь это стало известно.
  Лорд Карнарвон боялся... мумий.
  Нет, это были не обычные египетские мумии, которые давным-давно открыты для взоров посетителей, и технология изготовления которых известна еще со времен Геродота. Как известно, знатные умершие в Египте сохранялись особым способом: вначале с помощью специального крючка, под торжественные молитвы им удаляли через ноздри мозг, затем вскрывали брюшину и вынимали внутренности, которые раскладывались по специальным сосудам-канопам; после этого труп тщательно обмывали и выдерживали в соляном растворе. Затем наступала очередь мумификаторов. Тело укладывали в деревянный гроб или каменный саркофаг, заполняя все его полости ароматическими смолами, глиной и специальными составами. Затем будущую мумию тщательно бинтовали и оставляли на тысячелетия.
  Сейчас египетские мумии уже изучены специалистами, и до сегодняшнего дня эта страница в египтологии считалась уже перевернутой. Однако, архивы, опечатанные почти век назад, сейчас открылись. И произвели в научных и археологических кругах эффект, подобный взрыву бомбы.
  
  Чего боялся лорд Карнарвон?
  
  Благодаря расшифровке тайных дневниковых записей Говарда Картера, считавшихся утраченными в годы Второй Мировой войны, картина полностью прояснилась.
  Когда зимой 1926 года, затаив дыхание, Картер входил в комнату, где находился огромный, обитый листовым золотом саркофаг фараона, он еще не подозревал, на пороге какого ошеломляющего открытия находится. Именно это знание подкосило и без того хрупкое здоровье лорда Карнарвона, который вскоре скончался, не переставая отправлять своему компаньону и коллеге отчаянные письма, заклиная того оставить все в тайне. В конце-концов, Говард Картер внял этому совету.
  "Саркофаг был перед нами, и нельзя описать то восхищение и трепет, которые в этот миг владели мной... Едва прийдя в себя, в страшном волнении, я шагнул вперед, зная, что под листами золота и песчаника здесь вечным сном спит грозный и блистательный фараон, Сына Бога, вызывавший трепет и страх. И в этот миг я увидел еще одну дверь, на которой не было печати..."
  Стоит ли говорить, что Картер не смог пройти мимо? Спустившись по каменным ступеням, археолог толкнул почти незаметную, скрытую за слоями пыли дверь и вошел.
  Дальнейшие записи в дневнике указывают на то, как был растерян и ошеломлен исследователь, обнаружив то, что не укладывалось в рамки ни одной из известных науке концепций.
  
  Истина за тайной дверью
  
  Все то, что Картер и лорд Карнарвон нашли в той комнате за саркофагом фараона, до сих пор хранилось в десяти больших металлических ящиках, защищенных замками и печатями, в самом дальнем углу запасников Британского музея.
  Теперь тайна раскрыта.
  Выяснилось, что древние египтяне вовсе не считали усопших главными персонажами таинственной мистерии, разыгрывавшейся в загробной жизни - той мистерии, которая известна по немногим сохранившимся папирусам "Книги Мертвых". Однако, в металлических ящиках отыскались и недостающие части этого мистического сочинения. Части, которые завершили головоломку.
  Предоставим слово самому Картеру.
  "Это было неописуемо. В трепетном свете факелов моему взгляду предстала огромная зала, по сравнению с которой комната, где стоял великолепный саркофаг Тутанхамона, выглядела просто прихожей. Стены этой залы были богато украшены золотыми рельефными листами, тускло сверкавшими... Посреди, на каменных возвышениях, находилось то, что я в первый момент принял за сундуки, в которых должны были храниться драгоценности фараона. Но, вызвав еще людей с факелами и фонарями, и внимательно приглядевшись к барельефам, я понял - Сын Бога был не более чем ширмой, прикрытием для того, что сейчас открылось перед нами".
  Дрожащими руками Картер прикоснулся к одной из коробок, уже понимая, что перед ним - маленький, но с поразительным изяществом выполненный золотой саркофаг. Крышка подалась неожиданно легко. Стоящий рядом Карнарвон ошеломленно вскрикнул и отступил, держась рукой за сердце.
  
  В саркофаге, окруженный обрывками распавшегося бинта, лежал, почерневший и пропитавшийся ароматическими смолами, но вполне узнаваемый... пельмень.
  
  Настоящие боги древних египтян
  
  Да, это был именно пельмень. Оправившись от изумления, граничащего с ужасом, Картер и лорд Карнарвон поспешно отправили прочь из комнаты всех слуг и рабочих, отдав, чтобы снять с себя всякое подозрение, указания археологам начать тщательный осмотр саркофага фараона. Себе они оставили несколько фонарей и факелов.
  Переходя от одного маленького саркофага к другому, оба исследователя убеждались, что в каждом из них находится обычный мясной пельмень - где-то сохранившийся лучше, где-то хуже. Рядом с саркофагами стояли маленькие канопы, в которых, как оказалось, хранилось мясное содержимое пельменя, его "внутренности", извлеченные и бережно уложенные в сосуд.
  Дальнейшее поведали стенные росписи и барельефы.
  "Разглядывая, фотографируя и перерисовывая эти изображения, мы понимали оглушающую истину. Вот она: вся египетская знать, все фараоны были пешками великой игры, которая преследовала только одну цель - служение Священному Пельменю, наделение простого куска теста и мяса всеми божественными полномочиями. Фараон лишь сопровождал пельмени в иной мир, подобно тому как в Древнем Риме за колесницей полководца-триумфатора понуро следовал знатный вражеский вождь, почетный пленник..."
  На фотографиях фресок, которых было сделано несколько десятков, прослеживается весь процесс мумификации пельменя. Интересно, что на многих рисунках ясно видно, как некоторые из мумификаторов, безуспешно пытавшиеся смириться с чудовищной для них новостью, сходили с ума и кончали с собой - еще и потому, что им никак не удавалось понять, как же крючком, через несуществующие ноздри извлечь из пельменя мозг, чтоб выполнить главную задачу? Таких несчастных уводили жрецы, и они больше не возвращались. Фрески показывают, что ни один Священный Пельмень не проходил суд богов - скорее, он сам помогал богам осуществлять это судилище над душами прочих смертных, сидя рядом с Ра и Гором. И неудивительно - ведь пельмени считались ни больше ни меньше, чем прародителями людей, зачинателями всего человеческого рода!
  
  Лорд Карнарвон не вынес такого открытия. Здоровье его резко ухудшилось, и он вынужден был отправиться в Англию, где вскоре и скончался в своем поместье. В предсмертном бреду он повторял: "Мясо и тесто... Этого не может быть", - фраза, которую родственники, находившиеся у смертного одра, сочли бессмысленной. Что она означала, стало ясно только сейчас. Ирония судьбы в том, что "проклятие фараона", слухи о котором впервые появились после такой скорой кончины лорда Карнарвона, следовало бы заменить на "проклятие Пельменя".
  
  "Моя жизнь кончена"
  
  Поспешно завершив раскопки гробницы Тутанхамона, Говард Картер покинул Долину Царей, увозя с собой множество экспонатов - целая вереница верблюдов и повозок с тяжелыми ящиками двигалась по пустыне. Британские и каирские газеты восторженно превозносили "великого исследователя". Но сам он был мрачен. Участники экспедиции вспоминали, что Картер часто подходил к одной из повозок, укутанной брезентом, и стоял, о чем-то напряженно раздумывая. Потом эта повозка таинственно исчезла, и в реестре записи о ней обнаружить не удалось. Как оказалось, Картер тайно отправил ее на зафрахтованную лично им яхту, которая отправилась к берегам Великобритании, увозя с собою ужасную загадку.
  Зал, в котором были найдены пельмени и их саркофаги, Говард Картер приказал засыпать землей. Бессмысленно сейчас обвинять этого человека в сокрытии важнейших находок. Он руководствовался своими понятиями о морали и нравственности - именно поэтому, кстати, все последующие годы Картер упорно стремился изъять, где только возможно, малейшие упоминания о культе Священного Пельменя. Страницы его тайного дневника рассказывают о многом. Это именно он сумел изъять и спрятать многие папирусы "Книги Мертвых", отчего все последующие ученые так и не сумели до конца расшифровать этот текст, объявив его "чрезвычайно запутанным и малопонятным". Это Говард Картер на свои деньги нанимал в трущобах Каира шайки грабителей, которые опередили многих археологов, оставив им только пустые оскверненные гробницы и сбитые со стен фрески.
  "Моя жизнь кончена, - писал Картер на последних страницах дневника, - и я лишь молю Всевышнего о том, чтобы эта тайна так и осталась тайной, недоступной для будущих поколений. И все же, я не смог уничтожить все следы, у меня дрогнула рука, и разум ученого отказался повиноваться инстинктам вандала. Саркофаги останутся здесь, погребенные в недрах Британского музея. Надеюсь, навеки".
  В своих воспоминаниях один из участников экспедиций Говарда Картера, некий Кларк Льюис Стоун, вспоминает случай, представлявшийся забавным не только ему, но и всем читателям. Однажды. на званом обеде в Лондоне, перед Картером поставили тарелку с пельменями в бульоне - "русской экзотикой", по гордому выражению хозяйки. Стоун пишет, что Картер "побелел как смерть и дрожащим голосом потребовал: "Ради всего святого, уберите от меня это, я не могу к ним прикоснуться!" Странное поведение сочли чудачеством известного ученого, пельмени убрали, но Картер еще долго не мог прийти в себя, повторяя: "Если бы вы только знали... Если бы вы только имели представление...".
  
  * * *
  Теперь мы листаем пожелтевшие страницы рассекреченных архивов, и в наш век эта тайна уже перестала быть страшной. Культ Пельменя стал разгадкой тайны мумий, добавил хлопот ученым - не более того.
  Но кто знает, что случилось бы, решись Говард Картер тогда открыть изумленному человечеству то, что впервые открылось его изумленному взору в душной тьме гробницы Тутанхамона? Никто.
Оценка: 2.34*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"