Мы с классом ездили в цирк. Вот это было здорово! Акробаты, воздушные гимнасты, клоуны - просто класс! Но больше всего мне понравились дрессированные животные. Сначала выступали собачки: они прыгали друг через друга, танцевали вальс и катались на карусели. Потом был медведь. Это вообще умора. Его нарядили в красную рубаху, полосатые штаны, а на голову- фуражку нацепили. Медведь играл на балалайке и плясал вприсядку. Я хохотал до колик в животе.
И вот после этого похода в цирк мне захотелось научить чему-нибудь моего кота Мамая. Мамай был взрослым, упитанным и довольно ленивым, но я надеялся, что с помощью кусочков мяса и колбасы мне удастся научить его нескольким трюкам. Я нарезал мясо маленькими кусочками и позвал: "Мамай!". Кот, услышав свое имя и учуяв запах мяса, прибежал ко мне и стал громко мяукать. Я тут же говорю ему: "Голос," - и даю мясо. Он съел, сидит, ждет еще.
"Голос, Мамай, голос!"- говорю ему я. А он сидит, мурлычет, предвкушая лакомство, и совсем не собирается мяукать. Я ему опять : "Голос!", а он мурлычет. Тут прибежал мой младший братишка и говорит:
- А ты ему на хвост наступи, он и закричит!
- Эх ты, советчик. Ничего не понимаешь в дрессировке, так не мешай. С животными нужно ласково обращаться и угощать их чем-нибудь вкусненьким.
- Ой-ой-ой, какой важный. Ты много понимаешь в дрессировке, можно подумать. Ничего у тебя не получится, только мясо зря переводишь!
Но я парень упрямый и так просто от своей затеи не отступаю. Я опять говорю Мамаю: "Голос!". А ему, похоже, надоело ждать, он стал мяукать, мясо просить. "Голос, Мамай!"- обрадовался я и дал ему мясо. Постепенно он понял, что от него требуется, и стал мяукать, когда я произносил команду "Голос!"
В течение двух месяцев Мамай научился садиться по команде, проходить между моими ногами, прыгать через палочку, передними лапами ловить в воздухе "муху".
Когда я устроил дома небольшое представление, Мамай здорово со всем справился, и братишка, и мама, и папа долго хлопали нам. После такого успеха я решил выступить перед ребятами из класса.
В субботу у нас всего три урока, и я решил, что возьму Мамая с собой, а после уроков дам представление. Я взял старый папин портфель, вырезал в нем несколько дырок, чтобы кот мог там дышать, положил внутрь колбасы и посадил туда Мамая. Нести его было довольно тяжело, он весит килограмм пять, наверное, еще нужно нести рюкзак с учебниками, сменную обувь и реквизит для выступления: палочку, колбасу для подкормки. В общем, шел я, загруженный, и уже немного жалел о том, что растрезвонил о своем дрессированном коте ребятам. Они с нетерпением ждали субботы.
Первым уроком была математика. Мамай вел себя идеально: из портфеля не было слышно ни звука. На втором уроке- пении- играла музыка, мы, естественно, пели, вернее, галдели. Поэтому Мамая тоже не было слышно, так что все было нормально.
Начался третий урок- рисование. Мария Ивановна объявила свободную тему, и все стали что-то вдохновенно мазюкать у себя в альбомах. Я решил посмотреть, как там мой кот. Лучше бы я этого не делал! Только я расстегнул портфель и тихонечко открыл крышку, как Мамай выскочил из него. Он стал бегать по классу кругами. Девчонки подняли крик: "Крыса!" Они приняли моего прекрасного кота за крысу. Вот трусихи! Но некогда было обижаться на них, надо было срочно поймать Мамая и засунуть его обратно в портфель. Но не тут-то было! Мамай, увидев, что я за ним охочусь, прыгнул на шторы и забрался на самый верх. Висит там и кричит дурным голосом! Я стою внизу, зову его, колбасой машу, весь класс на ушах, Мария Ивановна почти в обмороке.
Но тут в класс вошла, услышав шум, наша завуч, Степанида Георгиевна. Эту строгую женщину слушаются все в нашей школе: и ученики, и учителя, и родители. В ее присутствии никто не смеет без спроса рта открыть.
Похоже, ее слушаются и все звери в нашей школе, потому что когда она вошла в класс с грозным вопросом: "В чем дело?", в классе воцарилась полная тишина, Мамай перестал кричать, ребята стали потихоньку садиться на свои места, Мария Ивановна стала приходить в себя.
Не получив ответа на первый вопрос, Степанида Георгиевна оглядела класс и задала второй вопрос : "Чей кот?" Отпираться было бесполезно, поэтому я тихо сказал: "Мой". "Быстро снять кота со штор и ко мне, " - скомандовала она и вышла из класса.
Я опять стал звать Мамая и приманивать его колбасой. Видимо, ему и самому уже надоело там висеть, поэтому он потихоньку стал спускаться. Когда он спустился на расстояние вытянутых рук, я снял его и прижал к себе.
- Ну, Тюбетейкин, спасибо тебе за переполох на уроке. Сейчас ты пойдешь к Степаниде Георгиевне, а потом я с тобой поговорю,- сказала Мария Ивановна.
Мне было ужасно стыдно. Так опозориться перед ребятами, перед Марией Ивановной, а еще предстояло идти к завучу. Я собрал все свое мужество и пошел. В кабинет Степаниды Георгиевны я зашел решительным шагом, крепко прижимая Мамая к себе.
- Степанида Георгиевна, я виноват. Но этот уникальный дрессированный кот не справился с волнением перед выступлением и устроил весь этот сыр-бор.
- О чем ты говоришь, Тюбетейкин. Зачем ты урок сорвал, зачем кота в школу притащил? Школа- не цирк и не зоопарк, это не место для животных. Здесь нужно учиться, а не развлекаться,- стала распекать меня Степанида Георгиевна.
- Видите ли, этот кот является результатом научного эксперимента,- стал я говорить по-взрослому, зная, что такие умные слова, как "научный эксперимент", хорошо действуют на учителей.- Кот иллюстрирует собой теорию Павлова о выработке условных рефлексов.
Степанида Георгиевна несколько опешила от таких слов и формулировок.
- Ну, и что он у тебя умеет делать, этот научный кот?
- А сейчас мы Вам покажем,- сказал я с видимым спокойствием, хотя внутри все дрожало от волнения.- Ну, Мамай, не подведи,- шепчу я ему. А вслух говорю:
- Мамай просит прощения,- и командую ему : "Голос!".
Кот вроде в себя пришел, мяукнул тихонько.
- Проси прощения, Мамай, голос!
Он стал громко мяукать.
- А теперь покажем, как мы умеем ходить, давай : "Воротики!".
Мамай все делает, гляжу, взгляд Степаниды Георгиевны теплеет. Ну, я дальше:
- Ловим муху!
Мамай садится, и давай лапами махать, потом он через линеечку попрыгал, покружился. Гляжу, завуч совсем оттаяла, но она нас еще немножко поругала для порядка и отпустила.
Я вернулся в класс, урок уже закончился, но ребята не разошлись, меня ждали.
- Ну что, родителей в школу вызывают?- волновались ребята.
- Нет, обошлось,- ответил я.- Мы с Мамаем ей представление показали, она и простила нас, вроде.
- Ну, тогда давай и нам представление, зря мы тебя ждали, что ли?
Мы не стали заставлять себя упрашивать. Выступили на славу. Мамай и голос подавал, и прыгал, и ходил между ногами. Ребята были в восторге.
Теперь весь наш класс постоянно Мамаю приветы передает в виде колбасы из своих бутербродов. А когда Маша Кузнецова сказала, что у ее кошки родились шесть котят, так ребята чуть не подрались из-за того, кому их брать. Так всем захотелось дрессировкой заняться. Я теперь главный консультант по дрессировке котов. Вот вырасту, буду тигров дрессировать.