Сказать честно, вообще не собирался писать никаких обзоров, но прочтя практически один за другим два рассказа из подсудной группы, поразился их полярной противоположности при схожести приёмов и не смог не написать об этом несколько слов.
Для того, чтобы впарить людям нечто ненужное, необходимо убедить их в том, что без этой штуки никуда. А чтобы отнять у людей нечто полезное, достаточно вдолбить им мысль о полной ненужности и даже вредности отнимаего. Технология не новая и не раз обкатанная. Психологический холокост.
Итак, к делу.
Козлов-Горный Иван Иванович
Дед
Признаться, начав читать, сразу попал в неловкую ситуацию. Я напрочь забыл, что Аркадий Гайдар погиб во время ВОВ. Удивился, почесал затылок, и в памяти сама собой всплыла картинка то ли из учебника, то ли из художественной книжки: Гайдар за секунду до гибели с пулемётом Дегтярёва стоит на железнодорожной насыпи. Испытывая неловкость и удивление от того, что мог забыть такие очевидные вещи, принялся читать дальше. Читал и не понимал, где же фантастика.
Фантастика появилась вместе с пулей, оборвавшей жизнь культового советского писателя, световым мистическим тоннелем и Мальчишом-Кибальчишом, пришедшим поговорить со своим творцом. Из уст Мальчиша умирающий, а с ним и читатель узнают о грядущем предательстве, словно сошедшем со страниц гайдаровской сказки, и о мальчишах-плохишах, продавших великую страну за ящик печенья и бочку варенья. И каков же ужас и омерзение Гайдара, узнающего, что одним главных плохишей будет его родной внук. Писатель настолько шокирован, что говорит: "Лучше бы мне умереть до того, как я оставил потомство".
Жестоко... Страшно... И читатель невольно ужасается вслед за Гайдаром: как же легко мы позволили охаять память наших дедов, как же легко позволили втоптать в грязь наших героев, как же просто дали унизить свою культурную элиту и всё созданное ею.
Быть может, эта мысль не верх витиеватости, быть может, приём с предсмертным явлением не эталон новаторства, но автор наполнил рассказ неподдельной болью и горечью, он заставляет ощутить всю мерзость предательства и устыдиться. А это дорогого стоит.
Зотиков Дмитрий
Необычный кастинг. Воланд и К снова в Москве
И всего-то двумя строчками ниже другой рассказ. И даже в чём-то сходен с описанным выше. Есть герои (на этот раз булгаковские), которые озвучивают мысли автора и есть представитель современной культурной элиты, пришедший к ним на приём. Имя представителя чуть замаскировано, но мы легко узнаём в нём Никиту Михалкова. На этом сходство рассказов решительно заканчиваются. Далее сплошной пасквиль, щедро сдобренный злобой. Читатель видит визитёра, пришедшего к Воланду в виде мелкого подлого существа, которое клянчит деньги на свою очередную бездарную поделку, бесталанного, зажравшегося вора. При этом примером низкопробного творчества выставлен фильм "Двенадцать" (серьёзная, сильная, профессионально снятая картина, до которой большинству наших нынешних кинокоекакеров расти и расти), а единственная внятная претензия к мэтру состоит в том, что Никита Сергеевич незаконно ездит по Москве с мигалкой.
Не знаю, для чего, на самом деле, писан рассказ. Ничего кроме публичного оплёвывания в нём нет. Похоже на тривиальное сведение счётов. Готов предположить, что Никита Сергеич подрезал Зотикова на МКАДе. Хотя достовернее предположить, что основой для необоснованных и достаточно грязных наездов служит негативное отношение к программе "Бесогон", где Михалков недвусмысленно озвучивает свою патриотическую позицию. Следующим шагом логично предположить, что господин Зотиков стоит на позициях антипатриотических. Хотя это лишь моё предположение...
Как бы то ни было, автор пытается втоптать в грязь одного из ведущих на данный момент российских режиссёров. Я не знаю, ездит ли Михалков по Москве с мигалкой. Мне из Сибири это как-то параллельно. Зато я вижу, как в условиях необъявленной войны, развязанной западом, Михалков публично выступает против тех самых плохишей, продающих Родину за бочку варенья. Зато я знаю, что Михалков снял и снялся в десятке замечательных фильмов, составляющих золотой фонд российского кинематографа: "Свой среди чужих", "Утомлённые солнцем", "Урга - территория любви", "Сибирский цирюльник"... По-настоящему талантливые фильмы, которые смотрят и пересматривают миллионы людей. Да за одного Паратова я готов простить ему и "роллс" с предполагаемой мигалкой, и барский взгляд с поволокой, и любовь к ролям батюшек императоров.
Автор невольно ставит себя в позицию пресловутой моськи. Это неприятно и не очень чистоплотно. Кроме того, автор без зазрения совести использует чужих, всенародно любимых персонажей. Автоматом выходит, что и Бегемот, и Азезелло, и Воланд тоже считают пресловутого Бесогона ворм и бездарью. Они как бы подводят базу под претензии, делая любую клевету весомой. А это чистой воды спекуляция и шулерство. Это всё равно, что торговать шашлыком из крысы, используя для рекламы своего продукта фальшивую хвалебную рецензию от Джеймса Оливера. Как-то гадливо от этого...
P.S.
Вот такие вот плюсы и минусы. Один автор рассказал нам о том, как с подачи внука втаптываются в грязь дела деда писателя, другой, на том же самом ресурсе, не теряя времени, сам пытается втоптать в грязь имя талантливого современника. Значит, ничего не кончено, значит, битва за умы в полном разгаре. Одни чтят дела дедов и прадедов, другие называют дедов "ватой" и чтут ящик печенья с бочкой варенья. Бог им судья, но выбор, рано или поздно, придётся делать всем нам.