Шауров Эдуард Валерьевич : другие произведения.

Прямой эфир

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Второе место на СТ-2008 "Приносящий надежду"

  

Прямой эфир

  
  
  - Похоже, приехали, - сказал Алик, сворачивая к обочине.
  Я бросил тощую стопку газет на заднее сиденье и огляделся. Район тридцать седьмой кольцевой трассы, окраина мегаполиса. Слева оплывала стеарином балконов новенькая тридцатиэтажка, похожая на гигантскую многоярусную полку для дисков, справа изнывала от зноя её однояйцевая сестричка. Редкие прохожие, прикрывшись широкими зонтами из жатой фольги, старались держаться теневой стороны улиц. Сиеста! Как говорится, хороший хозяин и собаку...
  - Улица Вторая Московская, дом двести двенадцать, - Алик ткнул пальцем в заляпанный монитор спутникового навигатора. - Только въезд почему-то закрыт.
  Въезд во двор был действительно перегорожен 'умным' шлагбаумом.
  - Однако, не ждут нас на Московской, двести двенадцать? - я приспустил стекло, и лицо опалил жар раскалённого асфальта.
  - Сейчас узнаем.
  Алик открыл дверцу студийного микробаса и отважно выбрался наружу.
  Чёрт! Начинаю завидовать тем, кому меньше тридцати - изумительная лёгкость движений. Нет, я, в общем-то, в хорошей форме, но вот так резво выпрыгнуть на разогретую конфорку... Я покряхтел, повозился на сиденье и полез следом.
  Снаружи было градусов сорок. Солнце так припекало висок, что хотелось зажмурить левый глаз. Ощущение, словно перед твоим лицом машут раскалённой сковородкой. Алик уже стоял под эстакадой для мотороллинга и беседовал с дамочкой, упакованной в белый хиджаб и брючный костюм-термос - очень практичный, модный и весьма дорогой костюм, лично мне такой не по бюджету.
  - Добрый день, барышня, - бодро поздоровался я, вползая в горячую тень.
  - Да уж... добрый, - дамочка очаровательно улыбнулась и продолжала, обращаясь к Альберту. - Так вот, стоянка прямо по главной, минут пять отсюда, не больше. А во двор вы без жетона не попадёте. Так что езжайте до стоянки или поставьте машину прямо здесь. Многие так делают, у нас спокойный район.
  - Огромное спасибо, - Алик прижал руки к груди.
  - Ага, сейчас! - ворчал он уже в салоне, - У нас в кузове техники на триста тачек, да ещё резина - полтинник. Мы уж лучше на стоянку. Слушай! - он страшно оживился, - А ты её сумочку видел?
  - Видел, как не видеть, - я поправил на плече воображаемые лямки.
  - У них здесь, что, не дёргают?!
  - Дёргают, наверное. Как не дёргать? - я с сомнением посмотрел на эстакаду. По эстакаде катила одинокая девушка.
  С тех пор как в моду вошёл мотохап, обывательницы стали носить сумочки не на плече, а через плечо. Когда-то я делал репортаж о хаперах и потому могу описать явление в деталях. Даже обычные ролики дают километров сорок в час, навороченные же коньки типа 'Модифи' выжимают все шестьдесят. Вот и представьте себе: виртуоз на таких 'модифи', в глухом зазеркаленном шлеме, на полном ходу прыгает с эстакады (а это метра три, не меньше), рвёт с вашего плеча сумку и даёт газу. Крайняя полоса эстакады через каждые пятьсот метров делает спуск-подъём. Её называют 'подарочной' или 'сантаклаусом'. По этому самому 'клаусу' хапер взлетает обратно на трассу, и поминай, как звали. Ловить грабителя почти бесполезно. Многие хаперы работают с группой поддержки. Прибавьте к этому ещё негласные правила взаимовыручки и помножьте на общую нелюбовь к ментам. Эцилопа с включенными маячками ототрут, заблокируют, словом, не пропустят. Нерасторопность на трассе никакими законами не карается. А сумки тю-тю. Обывателям такое положение вещей, само собой, не нравится, и они защищают своё имущество, как могут. В частности, надевают сумку через плечо. В ответ хаперы начинают прыгать парами. Первый чиркает бритвой по ремню, второй дёргает сумку. Мерзость, в сущности. Как результат: резаные раны, ушибы, вывихи. Последний писк моды: сумки на цепочках, на струнах, на траках. Думаю, что скоро хаперы вооружатся кусачками и корундовыми пилами. А здесь во всём такая неторопливость, такое тихое спокойствие, может и впрямь не дёргают на Второй Московской?
  
  

***

  
  Пару дней назад, то бишь в пятницу, в самом конце рабочей смены Артемий Петрович вызвал меня к себе в кабинет. Неплохо зная повадки своего шефа, я погасил компьютер и, пытаясь избавится от нехорошего предчувствия, отправился на назначенную аудиенцию. В половине шестого я постучал в дверь с объёмной табличкой. В кабинете было тихо, светло и даже почти уютно. Из кондиционера тянуло мертвецким холодом. Артемий Петрович сидел за своим обширным столом для совещаний, упёршись жирной грудью и локтями в полированную столешницу, пил минералку со льдом и сосредоточенно изучал какие-то бумаги. Шеф ужасно старомоден, он терпеть не может читать с монитора.
  - Артемий Петрович, вы меня зайти просили, - как можно развязней сообщил я от самой двери и засунул руки в карманы.
  Шеф, не отрываясь от бумаг, ткнул мясистым пальцем в кабинетное пространство. Я уселся в одно из кресел и нахохлился, не люблю этих господских прелюдий с паузами.
  Шеф вытер платком складчатый затылок, быстро зыркнул глазом и подтолкнул ко мне газету в четыре листочка.
  - На-ка вот, почитай пока про Голгофу, - сказал он и снова погрузился в шибко важные бумажки.
  Я взял газетёшку: восемь страниц, дешевый пластик, тот, что ломается на сгибах. Статья называлась 'Новая Голгофа'. Я немного поразмышлял, вздохнул, положил ноги на стол и погрузился в чтение. Закончив читать, я оторвался от газеты и наткнулся на суровый взгляд шефа, прикованный к моим подошвам. Я смутился и ноги со стола убрал.
  - Чего уж там, - пробормотал Артемий Петрович, - клади все четыре. Ты ж у нас специалист по разным фокусам.
  - По каким фокусам? - я изобразил на лице искреннее недоумение.
  - По таким! - физиономия шефа приняла зверское выражение. - В приёмной генерала Филатова!
  - Ничего страшного я там не сделал, - сказал я и всё же отвёл глаза. - Всего-то навсего маленькая провокация.
  - Провокация, - передразнил шеф. - А мне что теперь прикажешь делать? Генерал требует крови. И я... м-м-м... не вижу причин прикрывать твою задницу. Ну, скажи, Сергей Вадимович, ради чего я на старости лет должен искать неприятностей?
  - Ради того, что я хороший репортёр.
  - Хороших репортёров много, - устало сказал шеф, - а я один.
  - Так отдайте меня генералу, - сказал я с вызовом.
  - И отдам! - зловеще пообещал шеф. - В последнее время каналу от тебя больше проблем, чем пользы. Гораздо проще тебя уволить. И генерал будет доволен. Сергей, я не шучу.
  - Увольняйте, - я сунул руки в карманы. - На улице не останусь.
  - А кто тебя возьмёт?! Третьесортная газетёшка?! - шеф ткнул пальцем в дешёвый, сломанный на сгибах, пластик. - Да и то бабка надвое сказала! Твоя слава поперёд тебя скачет.
  - На завод пойду! Фрезеровщиком.
  Целую минуту мы молча сверлили друг друга взглядами. Наконец шеф засопел и вытер платочком шею.
  - Как тебе статейка? - он шевельнул ногтём пластиковую страницу.
  - Дребедень, я лучше могу, - сказал я мрачно.
  - А на число ты внимание обратил? На обложке.
  Я перевернул газету и посмотрел: 'девятнадцатое июля ноль-ноль сорок второго года от Н.Р.Х.', потом глянул на настенный календарь. Там год был, какой надо - две тысячи пятьдесят четвёртый. Я снова посмотрел в газету.
  - Ну как тебе? - спросил шеф рассматривая меня, как экзаменатор студента.
  - Шизофрения или своеобразный юмор, - предположил я. - А может, верстальщик набрался в стельку.
  - Тогда взгляни на эти, - Артемий Петрович придвинул ко мне целую стопку разнокалиберной периодики. - Смотри, смотри.
  Я взглянул. Изданий было штук двадцать, и совсем дешёвеньких, и средних, была даже пара вполне респектабельных журналов на настоящей бумаге. Всю пачку объединяла дата: сорок второй год.
  - Что за притча?! - спросил я, пытаясь понять, куда гнёт мой начальник. - Что это за аббревиатура?! 'От эн эр ха' это что: 'от Нового Рождества Христова'?
  - А ты голова! - шеф улыбнулся. - Сечёшь!
  - Секу, - сказал я почти сердито. - Только меня, кажется, минуту назад уволили.
  - Потише, Сергей Вадимович, потише, - проговорил шеф почти примирительно. - Никаких приказов я пока не подписывал. Так что слушай, а я тебе постараюсь разъяснить этот сорок второй год. Водички хочешь?..
  
  
  Уже прощаясь со мной около двери, Артемий Петрович говорил сурово и вкрадчиво:
  - Ты же знаешь, у меня нюх на горячее, а эта тема в самое ближайшее время станет не просто горячей - радиоактивной. Мелкие окраинные газеты - первые птички, но Валданиным очень скоро и вплотную заинтересуются не только эфэсбэшники. Я знаю достоверно, что его пытались снимать уже дважды, канал 'Континент' и ещё сто пятый - обломились. Он бы и нам отказал, но видишь ли, тридцать лет назад мы сидели с ним за одной партой. Это наш шанс, Серёжа! Мы просто обязаны взорвать эту бомбу... Серёжа, ты классный репортёр, хоть и аферист. Сделай мне репортаж, настоящий тэйк-офф, и я прикрою твою задницу от генерала.
  - А кто будет моим оператором? - спросил я
  - Альберт поедет, - сказал Артемий Петрович.
  Я удовлетворённо кивнул :
  - Так значит, в воскресенье?
  - В воскресенье. И выдвигайтесь пораньше, не затягивайте, - наставлял шеф. - Ехать к чёрту на кулички, в район тридцать седьмой... Эх, хорошо бы его в студию... Но он категорически против. Только репортёр и оператор, никакой группы, никакой студии... Постарайтесь создать приват... В общем, я на тебя рассчитываю, - шеф приумолк и чуть-чуть сдулся.
  Чёрта с два он на меня рассчитывал, репортаж, наверняка, должен был делать Жорик Панов, только Жорик застрял в Хабаровске.
  Мы попрощались и я вышел из кабинета. Настроение было не то чтобы радужным. 'Да, - говорил я сам себе, шагая по лестнице через две ступеньки. - Ты изрядно влип, Лазарев, журналистика - твоя жизнь, и жизнь эта норовит безвременно оборваться, но ты профессионал, ты сделаешь этот чёртов тэйк-офф, спасёшь свою многострадальную задницу, а заодно утрёшь нос кому надо'.
  
  

***

  
  В воскресенье я поднялся около восьми. Алик на студийном 'руссо-балте' должен был подъехать к девяти. Я умылся, побрился, позавтракал, привёл себя в порядок. Уже одеваясь, я достал из ящика стола маленький восьмизарядный 'глок' с пластмассовым покрытием: лёгкий, матово-чёрный, уродливый. Я подержал его в руках, полюбовался его неказистостью, а потом, сам не знаю зачем, сунул его в носок. Теперь пистолет слегка натирал лодыжку, но я решил не обращать внимания. Кофр с оборудованием, который тащил Алик, вообще смахивал на ранец американского астронавта и весил соответственно. Я же шёл почти налегке. Грех жаловаться.
  Дверь подъезда была открыта, возвратный механизм не работал. Сам подъезд, как следствие, представлял собой галерею дип-граффити. Стены сплошь пестрели яркой люминофорной татуировкой рисунков, частью безыскусных, но в большинстве просто мастерских, ярких, псевдообъёмных, пушистых, как мох или вдавленных в стену, как жгучая безлунная ночь. В душе я большой романтик, а посему я невольно остановился на площадке первого этажа, озирая это великолепие. И вот что надо сказать: среди рисунков не было ни одного похабного, надписи прославляли всё больше любовь и всё больше платоническую.
  - Алик, - торжественно сказал я подошедшему оператору. - Давай-ка, брат, начнём прямо отсюда. Рейтинг нашего канала падает ниже канализации, начальство вбухало в рекламу этого проекта массу бабок и ждёт от нас репортажа тэйк-офф. А я сегодня чувствую вдохновение. Картинки мы пустим в перерывах.
  Пока Альберт вынимал из кофра и приспосабливал на голову веб-триадему, я связался с шефом и получил 'добро'. Дип-граффити - это страшно модно и ужасно недолговечно. Произведения ДиГа ещё более недолговечны, чем, скажем, скульптуры из песка или из кондитерского крема. Они появляются с завидной регулярностью на стенах домов и дверях подъездов, на ничейных заборах, они, как правило, исчезают через пару часов, поскольку городские службы 'чистоты и порядка' в последнее время насобачились действовать оперативно. Я понимал, что своим репортажем мы обрекаем рисунки на скорое уничтожение, но, с другой стороны, и в этом имеется своя прелесть.
  За десять минут мы поднялись без лифта на шестой этаж, снимая по пути стены, потолок и ступеньки. На шестом мы остановились перед дверью в две тысячи сотую. Индикатор визира под цифрой два не светился, то ли сгорела лампочка, то ли монитор был просто выключен. Я произнёс короткий вступительный текст и надавил кнопку интеркома.
  Нам открыли почти сразу, без традиционного вопроса 'кто там?'. На пороге, близоруко щурясь, стоял худощавый светловолосый человек в просторных белых шортах и бежевой 'анголке' навыпуск. За его плечом, шагах в четырёх позади, маячил другой: крепкий, жилистый, смуглокожий брюнет с жёсткой линией рта и твёрдыми скулами. Его лицо показалось мне смутно знакомым. Телохранитель или сам? На брюнете был светло-серый домашний костюм.
  - Здравствуйте, - сказал светловолосый. - Вы, должно быть, из студии? - и он улыбнулся тихой, тёплой, необыкновенно располагающей улыбкой, от которой непроизвольно потянуло улыбнуться в ответ. - Проходите, милости просим.
  Мы с Альбертом вошли в квартиру. По работе нам случается входить в тысячи дверей, в том числе и квартирных, но здесь я отчего-то ощутил смутную неловкость, словно вор-новичок или приезжий родственник-провинциал у столичных хозяев. Преодолев неловкость, я энергично протянул руку:
  - Сергей Лазарев, канал 'Преображение', а это мой оператор Альберт Низамутдинов.
  Алик кивнул объективами триадемы.
  - А! - спохватился светловолосый, крепко сжимая пальцами мою ладонь. - Олег, Олег Антонович Валданин, впрочем, вы, наверное, знаете. А это мой друг и коллега во всех начинаниях: Иван Александрович Густав, необычная такая фамилия (смуглолиций сдержано кивнул). Надеюсь вы не против, чтобы он присутствовал?
  - Да ради бога! - воскликнул я, всё дальше внедряясь в квартиру. Алик умело ввинчивался следом.
  - Олег Антонович, вы дали согласие на прямой эфир, давайте выберем комнату для репортажа.
  - Прямой эфир? - респондент несколько озадачился. - Я, признаться, не понял, что прямой. А куда пойдёт вещание? На спутник?
  - Вещание пойдёт в сеть, по каналам культуры, - ответил я. - Телевиденье не наша сфера.
  - Ну в сеть, так в сеть, - согласился Олег Антонович. - Пойдемте в зал, наверное.
  Наша маленькая процессия вслед за смуглолицым Густавом прошла по широкому коридору и остановилась на пороге большущей комнаты, точнее сказать, небольшого актового зала.
  - Вот, в баскетбол играть можно, - словно бы извиняясь, хозяин развёл руками. - У меня, знаете ли, много народа бывает, так что это скорее необходимость. Подойдёт?
  Я с сомнением заглянул в комнату. Да, квартира класса люкс, неплохо устроился новорожденный.
  - Или, может, в кухню? - с некоторым сомнением предложил Валданин.
  - Можно и в кухню, - согласился я.
  Вот кухня оказалась что надо, в меру просторная, уютная, с небольшим овальным столом и стульями в мягкой ситцевой обивке. Пока Алик вынимал из кофра и устанавливал на штативах свои камеры, надевал на лицо и подключал панорамку, Иван Александрович отошёл в угол и, скрестив на груди руки, прислонился плечом к навесному шкафчику, а Олег Антонович вынул из трёхстворчатого холодильника кувшинчик со светло-коричневой жидкостью и, поставив его на стол, осведомился:
  - Когда начнём?
  - Уже начали, - Я показал пальцем в коридор. - От самой двери снимаем.
  - Ого, - Олег Антонович несколько смутился.
  - Вы уж извините, такой стиль, максимум естественности, - объяснил я. - Ведите себя, будто к вам в гости зашёл поболтать приятель.
  - Приятель? Что ж, попробую, - Олег Антонович улыбнулся. - Хотите чаю со льдом? Раньше узбеки или таджики, словом, азиаты, в сорокаградусную жару носили стеганые халаты и пили кипяток. Теперь есть настольные морозильники. Иван, хватит подпирать шкафчик, иди чай со льдом пить, - позвал он, наполняя высокие бокалы. - А ваш оператор будет?..
  
  

***

  
  -...А можно чуть поподробнее? - я украдкой скосил глаза на настенные часы.
  Наша беседа длилась уже почти два часа. На мой напульсник уже дважды приходили уведомления от шефа о продлении времени репортажа и вулканические сводки о рейтинге в сети. Наверное, начальство расчищало нам дорогу, пересортировывая и отодвигая другие программы. А эфир того стоил! Ей-богу, мне давно уже не было так интересно. Начало было более-менее тривиальное: родился, учился... Только о родителях Валданин распространяться не захотел. На вопрос об имени матери он, прямо так и ответил: 'А стоит ли? Вдруг, её зовут не Мария?', - и добавил, засмеявшись, - защита от канонизации'. В течение следующих пятнадцати минут мне становилось всё интересней. Порой мне начинало казаться, будто это не я беру интервью, а интервью берёт меня. Меня, журналиста с пятнадцатилетним стажем, пробирает до самых печёнок. И ещё меня не покидало ощущение чего-то грандиозного, насквозь пронизанного светом, свежего, как ветер с моря, чего-то такого невероятно простого и необъяснимо сложного, от чего сами собой начинают рождаться вопросы, а ответы вызывают приступы счастливой эйфории. Время от времени ощущение становилось таким сильным, что мне хотелось послать приличия к чёртовой матери и попрыгать по кухне в каком-нибудь экстатическом африканском танце.
  Я осторожно покосился на Алика. Алик походил на статую Фемиды. Глаза прикрыты тёмным полукружием операторской панорамки, похожим на узкие очки-'лисички', вышедшие из моды в начале века, пальцы танцуют по клавишам налокотника, штативы то и дело тихонько вытягиваются, камеры, похожие на любопытных собак, бесшумно вертят объективами...
  - А поподробнее будет так, - проговорил Валданин. - Подробнее это будет - бог. Представьте себе существо, невероятно древнее, мудрое, сияющее, не похожее ни на что. Прекрасное настолько, что даже увидев его, мы не сможем воспринять его облик, а постараемся втиснуть этот образ в рамки наших понятий. Существо, создающее вселенные, как свои инструменты или как органы своего тела. Так что мы в самом прямом смысле плоть нашего господа, вместе со своей планетой, со своей галактикой и со своей вселенной.
  - Выходит, бог не один? - спросил я.
  - Конечно же, не один! Богов множество, бесчисленное множество! Кроме того, я не исключаю существование сверхбогов, в чьих сверхвселенных живут просто боги.
  - А те в свою очередь живут в теле суперсверхбога?
  - Именно так, - Олег Антонович кивнул.
  - Господи! Да где же это всё помещается?! - возопил я, придя в совершеннейшее недоумение.
  - Везде, в том числе здесь, в этой кухне, - невозмутимо заявил Олег Антонович.
  - Но каким образом?
  - Видите столешницу? - Валданин отодвинул в сторону пустой бокал. - Это трудно представить, но можно понять. Пойдём от простого. Вообразите, будто эта столешница - двухмерный мир, бесконечная плоскость, толщина которой стремится к нулю. Вы житель плоского мира. Вы ползаете по нему и совершенно справедливо считаете его бесконечным, ведь о высоте вы не имеете ни малейшего понятия. Теперь вы житель трёхмерного мира. Сколько бесконечных плоскостей можно развернуть в вашем пространстве? ...
  
  
  ... - Стало быть, в четырёхмерном мире помещается сколь угодно бесконечно больших трёхмерных объёмов? А в пятимерном?.. - я восхищённо покачал головой. - Невероятно! Только геометрию такого кубика я даже представить себе не могу.
  - Это оттого, что вы оперируете декартовой системой, - сказал Валданин. - В сущности, всё это тривиальщина. Представление об этом имеет любой математик. Теоретически.
  Вопрос пришёл совершенно неожиданно:
  - Скажите, Олег Антонович, а для чего богу мы? На кой ляд мы нужны в его многомерном теле?
  - А вы не думаете, Сергей, что и богам необходимо как-то размножаться? - задумчиво произнёс мой собеседник.
  - Значит мы что-то вроде сперматозоидов???
  - Почему сперматозоидов, - Валданин поморщился. - Скорее мы эмбрионы. Наш господь в бремени, он вынашивает нас. И я точно знаю, что не нас одних.
  Беременный бог! В моей голове немедленно появилась картинка. Это было удивительно, слегка нелепо и грандиозно в своей нелепости.
  - Так значит, в конце концов, из нас должны получиться боги?
  - Не из всех, наверное, но в большинстве - да.
  - На протяжении пятидесяти лет во мне вряд ли что-нибудь изменится, - сказал я разочарованно, - а потом, уважаемый Олег Антонович, я, извините, умру.
  - Не умрёте, уважаемый Сергей Вадимович, - Валданин улыбнулся своей чудной улыбкой.
  - То есть как не умру? Что вы имеете в виду? Вы даруете мне жизнь вечную?
  - Ну, вечная жизнь не в моей компетенции, - Валданин покачал головой. - Я имею в виду реинкарнацию. Вы рождались и умирали уже много раз, будете рождаться и умирать много раз, пока не перейдёте из латентного состояния в состояние активное и не станете богом-ребёнком.
  - Но реинкарнация - это ведь буддизм?
  - В том числе и буддизм, - согласился Валданин. - Видите ли, Сергей Вадимович, суть любого оккультного учения, любой религии - это миропонимание мыслящего существа, его ориентация в духовном мире. Химия или механика - тоже миропонимание, но в мире физическом. А мир не может быть только духовным или только физическим. Мир - это сплав, сложный рабочий механизм, сплошные взаимодействия, и ваше плохое настроение косвенным образом влияет, скажем, на землетрясение в Ираке.
  - А вспышка сверхновой - на рождение пророка, - подхватил я.
  - Или наоборот, - согласился Валданин. - Мы рассматриваем мир кусочками, поэтому любая наука, равно как и религия, ущербна. Знания - как детали мозаики, рассыпанные в воздухе, мы складываем их так и эдак, наконец получаем фрагменты истинного миропонимания, но это всего лишь фрагменты. Потом находится искусный ткач и собирает несколько фрагментов воедино, а мы называем его гением или пророком. Положим, в учении Христа нет упоминания о перерождении, зато там есть другие невероятно ценные догадки, которых нет в буддизме.
  - Например? - спросил я.
  - Допустим, идея о всеобщей любви. Вы знаете, взаимная любовь - это единственный, по настоящему эффективный способ взаимного сотрудничества мыслящих индивидуумов. Это практично и эргономично, а неприязнь совершенно не способствует никакому созиданию, скорее наоборот.
  - И всё-таки, с переселением душ как-то неубедительно, - я развёл руками. - Моё тело всего лишь коробка для души?
  - Проекция на трёхмерный мир, - поправил Олег Антонович.
  - Хорошо, пускай проекция, пускай реинкарнация, но все мои чувства, ощущения живут именно здесь! - я потыкал в стол пальцем, чувствуя, что опять прихожу в весёлое возбуждение. - Если я не помню ничего из прошлых жизней, то как можно удостовериться в том, что они вообще были? Или воспользоваться их опытом?
  - Совсем ничего не помните? - спросил Валданин.
  Он придвинулся ко мне и заглянул в глаза, потом протянул через стол раскрытую ладонь и попросил:
  - Сергей Вадимович, дайте мне, пожалуйста, вашу правую руку.
  Нет, даже не попросил, и не приказал, но сказал так, что я сразу же протянул руку вперёд. Валданин взял её с тыльной стороны, несколько секунд глядел на тёмные жилки запястья, затем поинтересовался:
  - У вас часто болит кисть руки, немеет, затекает ночью?
  - Случается, - пробормотал я.
  - Хотите, избавится?
  - От руки? - попытался шутить я.
  - От боли, - Валданин испытующе посмотрел мне в глаза.
  Я кивнул, и тогда он, сжав ладонь чуть сильнее, сказал:
  - Тогда смотрите на меня и ничего не бойтесь.
  Стены кухни исчезли, вернее, они остались на месте, я воспринимал их боковым зрением, а сам падал куда-то в тёмно-карюю глубину. Меня охватил страх, тело моё обдало холодом, не ледяным ознобом ужаса, а вполне реальным холодом середины декабря. Затем меня почти оглушили многоголосый гомон, свист и улюлюканье. Я с трудом поворотил головой. Спина моя горела под драной холщовой рубахой, колени стыли на обледенелых досках помоста. Вокруг помоста, подо мной, волновалась несметная толпа, пестреющая меховыми шапками и цветными платками, дышащая паром и злым азартом.
  - Так его, окаянного!!! Так его, татя!!! - стлался над толпою звонкий и визгливый женский голос.
  - Га-га-га! - вторила ему толпа.
  Прямо передо мной на грязных досках возвышалась жуткого вида колода шириной в аршин, с иссечённым и измочаленным верхом, огромная, крепкая чурка, местами подёрнутая зловещим бурым ледком. Кто-то властно и грубо взял меня за шиворот так, что треснуло и без того худое полотно на плечах. Страшная колода приблизилась к самому моему лицу.
  - Клади десную, нехристь, - негромко сказал где-то сверху надтреснутый бас.
  В тот же миг кто-то ловкий и проворный вывернулся из-за спины, моментом накинул на моё распухшее запястье верёвочную петлю и больно потянув, прижал мою руку к плахе. И тут меня окатило ужасом. Спина взмокла. Я слабо дёрнул рукой.
  - Ну-ну! Не балуй! - строго сказал бас.
  Толпа застыла с приоткрытыми ртами, замерла будто натянутая тетива.
  Я хотел зажмуриться и не мог. Я почувствовал как выгнулось, напряглось сильное грузное тело палача.
  - Ы-ы-х! - выдохнул надтреснутый бас.
  - Г-а-а!!! - взревела толпа.
  Широкое лезвие мелькнуло перед моим лицом и с тупым хрустом вонзилось в то, что всего миг назад было рукой базарного вора Гришки сына Агафонова, по прозвищу Свищ. Я закричал и откинулся...
  
  
  ...на спинку стула. Спина у меня была мокрая.
  - Ну как, Сергей Вадимович, до сих пор не верите? - в глазах Валданина прыгали чёртики.
  - Что это было? - спросил я, левой рукой непроизвольно растирая правое запястье. Признаться, я был ошарашен.
  - Эпизод вашей жизни, одной из жизней, - лицо Олега Антоновича стало серьёзным. - А что вы видели, если не секрет?
  - А вы разве не в курсе? - мрачно поинтересовался я.
  Валданин покачал головой:
  - Такие вещи слишком личные, чтобы лезть в них. Я по собственному опыту знаю, насколько это может быть неприятно, и, если вы не желаете, можете не говорить.
  Ну уж нет, профессионал я или любитель из малотиражки? Если тебе стыдно или неудобно, иди в бэбиситтеры. Журналистика таких нежностей не терпит, и совсем не важно, относится это к другим или к тебе.
  - Мне отрубили руку, - сказал за меня корреспондент Лазарев С.В. и оглянулся на Алика. - Палач... Кажется, тогда я был вором.
  Валданин посмотрел на меня сочувственно:
  - Боль, страх, ненависть накладывают свою печать на наше психофизическое состояние, искривляют его, пробивают в нём бреши. Отсюда физические и духовные недуги. Из жизни в жизнь они копятся в нашей душе, вызывая новые страдания и новые болезни. Тот человек, палач причинил вам боль, ваша душа запомнила эту боль, она проецирует её снова и снова.
  - Что же делать? - невольно вырвалось у меня.
  - Простить его, - невозмутимо отозвался мессия. - Искренне простить ему боль, страх, страдания, без остатка выбросить из себя зло и обиду, полюбить того человека, тогда вам станет легче.
  - Да я и не в обиде. Ведь он, наверное, тоже человек подневольный, - сказал я, почти физически ощущая, как уходит из меня некое неприятное тёмное чувство, как странно, как непривычно легко становится внутри.
  Валданин покивал:
  - В этом-то вся и суть, - сказал он. - Вернее, половина оной.
  - А в чём вторая половина? - спросил я.
  - Вторая половина, Сергей, в том, что вы из жизни в жизнь сами причиняли боль и страдания другим людям. Мало научиться прощать, нужно ещё научиться просить прощения. Моя же суть в том, что я могу устроить очную ставку виновному и обиженному, могу помочь выбросить из души и обиду, и гордыню.
  - Потому-то вас и называют новым Христом... - мой вопрос прозвучал как утверждение.
  - Мало ли, кого кем называют, - махнул рукой Валданин. - Я всего лишь медиум, я проводник. Моё дело - помогать, искать, соединять, лечить и, главное, учить. У меня пятеро учеников, и краем уха я слышал, что их уже зовут апостолами. Хм... Святой Станислав... Или вот, евангелие от Ивана свет Александровича...
  Брюнет, за время интервью не проронивший ни слова, сдержанно улыбнулся. Нет, я определённо где-то видел его лицо.
  - В данный момент на Земле есть, по крайней мере, два человека, делающие точно то же, что и я. Один в Анкаре, другой в Карваре, с Максудом я переписываюсь в сети, - продолжал Валданин. - Такие сыны божьи рождались, рождаются и будут рождаться чаще, чем вы думаете. Иисуса просто хорошо пропиарили. Простите за неудачную шутку. Ну что ж, Сергей Вадимович, продолжим? - он опёрся подбородком о сплетённые пальцы. - Задавайте ваши вопросы.
  Легко сказать, после такой встряски. Я потёр подбородок.
  - Олег Антонович, стало быть, вы считаете Христа, - я изобразил в воздухе нечто большое, - просто средней руки экстрасенсом.
  - Нет, не средней... - Валданин покачал головой. - Вне всяких сомнений, Иисус был гением. Мне думается, что он больше не воплощается на Земле, творит чудеса, так сказать, в других измерениях.
  - А вы, Олег Антонович? Вы способны на чудо? Смогли бы вы превратить воду в вино или накормить десятью хлебами тысячу человек?
  Вопрос был нахальным и весьма провокационным, но Валданин весело рассмеялся, смех у него оказался удивительно приятным и заразительным, под стать улыбке. Я не удержался и улыбнулся в ответ:
  - Чему вы смеётесь? Это вам не по силам?
  - Если смеюсь, так уж сразу 'не по силам'?
  - Не отвечайте вопросом на вопрос.
  - Ну, предположим в подобных чудесах нет ничего невероятного.
  - Так да или нет? - я решил играть ва-банк. Не знаю почему, но я был уверен, что он может сделать нечто невероятное, и если он сделает это перед камерами...
  - Положим, да, - Валданин покрутил головой. - У вас тоже талант, Сергей, вы можете быть очень убедительным.
  - Работа такая, - сказал я, чрезвычайно польщённый комплиментом. - А могли бы вы прямо сейчас, в прямом эфире, совершить какое-нибудь чудо, что-нибудь эдакое?..
  - Сергей Вадимович, - Валданин прижал руки к груди, - чудо уже в том, что вы мне безоговорочно верите. Ведь, верите? Зачем вам какие-то фокусы?
  Жми его, Лазарев, дожимай, шептал мне внутренний голос. Вся твоя никчёмная жизнь на карте. Ещё чуточку напора, и получится настоящий тэйк-офф. Нужно что-нибудь эдакое, из ряда вон выходящее, такое, чтобы зрители сделали под себя от восторга. Нужно волшебство, явление, чудо!
  - При чём здесь фокусы?! - вскричал я. - У нас пятимиллионная аудитория. Я голову готов положить на трамвайные пути, если все эти пользователи не ждут чуда.
  Валданин покачал головой:
  - Подобные воздействия на материю - слишком серьёзный акт, и причины для него требуются не менее серьёзные. Сейчас таких причин нет.
  - А аудитория?! Пять миллионов человек в вашу паству! - меня несло. - Пять миллионов адептов вашего учения, разом!
  - Меня не интересуют цифры, - мессия вновь улыбнулся своей неподражаемой улыбкой. - Вы не задали один вопрос, Сергей Вадимович.
  - Какой вопрос? - удивился я.
  - Вы не спросили: почему будущие боги столь злы, корыстны, жестоки, безвольны.
  - Почему же?
  - Потому что, наш мир болен, а я и подобные мне, в каком-то смысле, - панацея от гангрены. Мне не нужны стадионы фанатиков, я лечу тех, кто хочет быть исцелённым, тех, кто сам приложит для этого усилия, тех, кому это надо. Такие люди приходят сами. Тем более что на стадионы меня не хватит. А рекламы сегодня и так было предостаточно.
  - Но вот, - я вытащил из сумки сложенную вчетверо газету. - Здесь написано, что вы спасли человека с пулевыми ранениями в сердце и голову! Что это был крупный криминальный авторитет. Что он уже практически умер, когда его к вам привезли. Это правда?
  Смуглолицый Иван Александрович сразу как-то подобрался и быстро взглянул на своего удивительного босса.
  - Только в сердце, - сказал Валданин. - Тогда это была необходимость. И тот человек был не безнадёжен.
  - Мы можем поехать в любую больницу, - предложил я, чувствуя, что теряю темп.
  - Давайте завершим эту тему, - вдруг тихо предложил Иван Александрович со странной фамилией Густав.
  И тут я его вспомнил. Лет пять назад Володька Симонов показывал мне кадры, заснятые им в Клайпеде во время сильно нашумевшего конфликта. Камера ходила из стороны в сторону, выхватывая то клубы дыма, то куски штукатурки, отлетающие от аккуратных двухэтажных домиков, то стреляющих с колена автоматчиков. Потом совсем близко появились несколько вооружённых людей в камуфлированных масках и один без маски, сухощавый, с жёстким ртом. В кадре его щёки и лоб были испачканы тёмными полосами, но всё же я его узнал. Он протянул руку, всей пятернёй схватился за объектив, и съёмка на этом оборвалась, только микрофон ещё зафиксировал хруст и несколько матерных слов. Володька был тогда страшно рад, что ему самому ничего не сломали и что он успел передать трёхминутный материал на фургончик, стоявший в четырёх кварталах от места съёмки.
  Ну и ну. Я закрыл открывшийся было рот.
  - Хорошо, - предложил корреспондент Лазарев. - Пять минут таймаута.
  Алик повернул ко мне непроницаемую панорамку.
  - Пускай остатки граффити, - сказал я ему и спросил, обращаясь к хозяевам. - Я воспользуюсь вашим туалетом?
  - Разумеется, - сказал Валданин. - Прямо и налево.
  Я запер дверь, присел на край широкой, солидной, как саркофаг, ванны и начал набирать на напульснике текст: 'Тюлик, друж., пробей для меня одного типа, зовут Густав Иван Алексан., надо оч.-оч. быстро, в долгу не ост.'. Я отправил текст и принялся ждать. Самое противное в жизни - это ждать. Ответ пришёл через две минуты.
  - Молодчина Тюля, - прошептал я и стал читать.
  Тюля писал: 'Густав И.А., капитан спецподразделения 'Термит'. Послужной список дать не могу, там гос. файлы, проламывать долго и вредно, но список, похоже, большой. В пятидесятом комиссован по ранению. Вот это я вскрыл, замки - дерьмо. Пулевое в позвоночник с последующей парализацией. Кроме того, с пулей он получил вирус RT-212, в простонародье 'крыса'. Кто-то его сильно не любил. Так что твой Густав уже года два как покойник - 'крыса' не лечится. Кто-то водит тебя за нос. Высылаю фото'. 'Спасибо, по гроб жизни обязан', - отбил я, от избытка чувств поцеловал монитор в сухощавое смуглое лицо, спустил воду в унитазе и, пригладив волосы, вышел из клозета.
  
  
  В кухне, словно озон после грозы, до сих пор ощущалась некоторая неловкость. Алик дал отмашку. Я изобразил на лице дружелюбную улыбку и заговорил в центральную левую камеру:
  - Уважаемые пользователи, мы продолжаем разговор с удивительным человеком, а может, и не совсем человеком, Олегом Антоновичем Валданиным, справа от нашего героя сидит Иван Александрович Густав - его коллега и соратник. Я думаю, это несправедливо, что про него не сказано дол сих пор ни слова. Иван Александрович, вы в самой гуще событий уже два часа, и даже слова о себе не сказали. Или, прошу прощения, может, у вас проблемы с речью?
  Густав нахмурился.
  - С речью всё в порядке, просто он не особенно любит ораторствовать, - скрашивая затянувшуюся паузу, объяснил Валданин.
  - О, да! Это мы заметили. Вы уже представляли Ивана Александровича как друга и партнёра, но, думаю, зрителям будет интересно узнать немного больше. В нём есть какая-то загадка, - и поскольку смуглолицый спецназовец продолжал невозмутимо помалкивать, я уставился на мессию.
  Олег Антонович засмеялся:
  - 'Да, ходит, ходит тут один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет'.
  Густав неопределённо хмыкнул, атмосфера напряжённости, похоже, развеялась.
  - Это шутка, конечно, - сказал Валданин, быстро глянув на товарища. - На самом деле, Иван просто мой очень близкий, очень хороший друг.
  - Три года, - неожиданно сказал Густав (голос у него оказался глубоким, весомым, не бас, но такой, который отчётливо слышишь даже если собеседник говорит негромко). - Три года назад я приехал к этому подъезду в инвалидной коляске. За шесть месяцев Олег поставил меня на ноги.
  - Болезнь или травма? - спросил я, изображая живой интерес.
  - Травма, - неохотно ответил Густав.
  - А что за травма? - я решил быть назойливым.
  Он мог и не отвечать, но он ответил:
  - Ранение.
  - Иван был офицером, - пояснил Валданин.
  - Дело прошлое, - равнодушно отозвался Густав.
  Я нахмурился, словно припоминая:
  - А ведь я о вас, кажется, слышал. Ну, да! - наигранно просиял я. - Капитан Густав, подразделение 'Термит'. Но ведь у вас, кажется, был какой-то вирус... 'Крыса', если мне память не изменяет. Как же вы выкарабкались?
  - Вашей осведомлённости можно позавидовать. - Густав как-то недобро посмотрел на меня. - Крысы не было, была утка.
  - Утка? - удивился я. - А, в смысле, утка... Смешно, - я показал большой палец. - Но паралич был?
  - Паралич был.
  - Олег Антонович, и вы за полгода вылечили раненного в позвоночник человека?
  Валданин улыбнулся и потрепал Густава по плечу:
  - Вы хотели чуда, Сергей? Извольте лицезреть.
  - А как департамент здравоохранения относится к вашей практике? - спросил я, отлично понимая, что вопрос с душком.
  - Никак, - равнодушно отозвался мессия. - У меня диплом психоаналитика и диплом нейрохирурга. Мы, кажется, об этом говорили в самом начале.
  - Ну да, ну да. И кандидатская по физике элементарных частиц, - я согласно покивал головой. - Но всё же... такие пациенты... в обычной квартире...
  - Я ведь не оперирую, - пожал плечами Валданин. - И денег с больных не беру. Какое дело департаменту? Тем более что обычно мной интересуются те, кто интересует меня, а происходит то, что мне на руку. Двери подъезда всегда открыты, это выгодно мне, хотя замок я не порчу, он ломается сам по себе.
  - Так, - сказал я. - Вы исцеляете людей бесплатно. Постоянной работы у вас нет. Олег Антонович, простите за хамский вопрос: за счёт чего вы существуете? Транспорт, еда, одежда? Вашу шикарную квартиру надо, в конце концов, тоже оплачивать.
  Мне показалось, что Валданин слегка смутился.
  - Я лечу людей не совсем бесплатно, - сказал он после секундной паузы. - Увы, не бесплатно. Я не прошу с людей платы, но я беру то, что мне дают из благодарности. От кого-то стараюсь вообще ничего не брать. От кого-то беру. Эта квартира тоже, так сказать, подарок.
  - От того криминального авторитета? - поинтересовался я.
  - Вовсе нет. От другого человека, - возразил Валданин. - Его благосостояния подобный подарок не подорвал, а мне большая квартира пришлась кстати.
  - Хорошо, - сказал я решительно. - А вы бы согласились принять крупную сумму за исцеление совершенно безнадёжного человека, скажем, впавшего в кому?
  - Какого человека? - изумился Валданин. - Какую сумму? От кого? От вас?
  - Крупную сумму! От нашего канала! - я невольно подался вперёд, руки Алика замерли на клавиатуре. - Прямо сейчас, сию минуту, мы едем в ближайшую реанимацию. Ставим оборудование, и вы являете чудо.
  - И вы думаете в этом будет какой-то смысл? - Валданин с сомнением покачал головой.
  - Ещё бы! - воскликнул я. - Это нужно! Это просто необходимо!
  - Кому? - жёстко спросил Густав. - Зрителям? Каналу? Или лично вам?
  - И мне тоже, - честно сказал я, - и вам, и зрителям, и каналу. Всем!
  - Думали, свежи, а они всё те же, - сокрушённо проговорил Валданин. - Сергей Вадимович, давайте закроем эту тему.
  - Очень большая сумма! - сказал я, чувствуя как рыба уходит с крючка. - Можно будет помочь целой куче людей.
  - Вот и пожертвуйте эту сумму на благотворительность, - сказал Валданин. - Мне кажется, время нашего эфира давно истекло.
  Ну уж нет! Я был обязан сделать этот тэйк-офф, довести начатое до конца. Тело моё действовало почти рефлекторно. Я быстрым движением нагнулся, выдернул из носка 'глок', и опрокинув стул, вскочил на ноги. Спецназовец Густав сделал какое-то движение, но я навёл на него пистолет и он остался сидеть на месте, только подобрался и напружинился, словно кошка. Наверное, он знал, что у 'глока' нет предохранителя. Алик перестал нажимать клавиши, раскрыл рот и стянул с себя панорамку. У мессии было печальное и внимательное лицо.
  - Вы хотите, чтобы я совершал чудеса под дулом пистолета? - спросил он, заглядывая мне в глаза.
  Я знал, что он смотрит мне в глаза, хотя всё мое внимание приковал к себе Густав.
  - Мне очень нужен этот тэйк-офф, - сказал я почти виновато. - Второй такой программы в моей жизни не будет. По крайней мере, в этой жизни, - я криво усмехнулся.
  - Ничего-то вы не поняли, Сергей, - грустно сказал Валданин.
  - Нет, понял, - возразил я. - Я понял, как создать необходимость.
  И прежде чем стремительный поджарый Густав прыгнул через стол, я быстро прижал ствол пистолета к груди и нажал на спуск. Тупой горячий удар толкнул меня назад. Я даже не понял, что падаю, просто комната перевернулась у меня перед глазами, наполняясь розовой мутью. Я упал на спину, попытался сесть и не смог. Грудь заломило мучительной болью. Стенные часы, истекая секундами, ползли по обоям вслед за уплывающим предзакатным солнцем. В голове гулким колоколом звенели слова: '...раба божьего Лазарева Сергея, во крещении Афанасия...' Плыли куда-то вбок круглые испуганные глаза Альберта и мои, или уже не мои, деревенеющие губы прошептали:
  - Снимай же, идиот, снимай, мы в эфире...
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"