Шелковина Ксения : другие произведения.

В союзе с Дриадой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

ШЕЛКОВИНА КСЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА

"В СОЮЗЕ С ДРИАДОЙ"

  

Сценарий документального фильма о скульпторе Михаиле Ильяеве (живет в Москве)

Камера скользит по вечернему лесу, а затем - по деревянным фигурам, стоящим на лоджии Михаила.

   Д.т: "Что-то колдовское живет в деревьях. Друиды считали, что у каждого дерева есть своя сущность, собственная душа. Душа дерева зовется Дриадой. И вот, когда Мастер заключает с Дриадой союз, тогда рождается искусство".
  
   Камера останавливается на фигуре "Лес Дремучий", при этом возникает название фильма "В союзе с Дриадой". Михаил держит в руках кусок дерева, предназначенный для превращения в портрет Мастера.
  
   МИХАИЛ (за кадром): "Искусство не имеет конца. Оно имеет только начало" - это одно из моих любимых изречений".
  
   Кусок дерева плавно переходит в осенний день, залитый солнцем. Поют птицы. Ильяев и Интервьюер идут по тропинке между яркими деревьями. Камера фокусируется на Михаиле.
  
   МИХАИЛ: Моим учителем был и остается Эрьзя... Как-то, отдыхая в Пицунде, выскаблил из черноморской гальки (В кадре - амулетик крупным планом.) столовым ножом амулетик. Друзьям понравилось, похвалили. Никогда раньше этого я не делал. (В кадре - деревья, затем - Михаил.) С тех пор, уезжая на гастроли, набирал камни, мрамор, и в свободное время начал заниматься резьбой миниатюр. И вдруг, под городом Фрунзе, я встретил в киоске открытки скульптур из дерева. На обложке короткая непонятная надпись - ЭРЬЗЯ. Развернул и удивился, какие прекрасные образы можно создать из дерева. И захотелось мне тоже добиться чего-то в этой области. Так Эрьзя стал моим учителем. На всю жизнь.
  
   В кадре - фотография Эрьзи с обложки книги, стоящей за стеклом в шкафу Михаила, затем ее сменяют три-четыре следующих его фотографий. Д.т.: "Пути Судьбы неисповедимы. Существуют ли случайности в нашей жизни, или все, что происходит, служит очередным звеном жизненной цепи? Что наша жизнь - хаос или космос?..." Камера скользит по другим работам Мастера. "Возможно, если бы не тот маленький амулет, появившийся на свет на черноморском берегу, и не было бы знаменитого скульптора Ильяева?.."
  
  
   Интервьюер и Михаил сидят в комнате. Михаил работает с куском дерева, уже появлявшимся в кадре в начале фильма.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Михаил, как вы думаете, какие-то важные события в нашей жизни происходят случайно, или же все предопределено?
  
   МИХАИЛ: В моем случае, думаю, что не случайно. Ведь кусок гальки мог оказаться в руках кого угодно, и не каждый выстругал бы из него что-то. Талант, плюс заочное знакомство с великим Мастером, помогли мне достигнуть того, чего я достиг.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Насколько важно встретить своего Учителя в жизни?
  
   Михаил многозначительно улыбается в пространство.
  
   Мастерская. Михаил продолжает колдовать над портретом Мастера. Вокруг него собрались его ученики.
  
   МИХАИЛ (за кадром): Иметь своих учеников - это великое счастье для любого Мастера. Это, значит, иметь последователей, это, значит, продолжаться в них. Мой принцип - обучать людей любого возраста, ведь я и сам открыл в себе талант скульптора только в середине жизни, значит, с любым может произойти то же самое.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Сколько человек сейчас в вашей школе?
  
   МИХАИЛ: Сейчас в ней числится 24 человека, среди них - 9 женщин. Я обучаю своих учеников основным видам рельефа, декоративной и реалистической скульптуре, до портрета, чего нет, кстати говоря, в других школах и аналогичных курсах.
  
  
   Вырисовывающийся образ в руках Мастера плавно переходит в лесную опушку. Ильяев и Интервьюер медленно идут между осенними деревьями. Камера фокусируется на пышном дереве с яркой листвой. Ильяев останавливает взгляд на этом дереве, подходит к нему. Интервьюер идет за ним.
  
   МИХАИЛ (гладя рукой ствол): Главное - что ты оставишь после себя, чтобы не исчезнуть вместе со смертью. Ты остаешься в своих творениях, а ученики продолжат твое дело.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Это способ обрести бессмертие?
  
   МИХАИЛ: В сущности, я не верю в бессмертие, не верю в Бога. Но я верю, что у Природы есть Душа. (Он прижимается щекой к дереву и закрывает глаза. Камера плавно поднимается к небу.)
  
   Д.т.: "И пришел Художник в лес, и почувствовал единение с Природой. В Природе живет Стихия, а Стихия - это Тьма. Художник не боится ни Стихии, ни Тьмы, он любит и понимает Душу Мира. И поэтому он свободен, как Ветер, тонок, как Эфир, ярок, как Огонь, изменчив, как Вода, и мудр, как Земля".
  
  
   В кадре проплывают деревянные фигуры женских тел, параллельно звучит закадровый монолог Ильяева: "Меня всегда вдохновляло женское тело. У Эрьзи тоже есть альбом, который называется "Женские образы". Он в совершенстве знал анатомию, свободно владел формой и композицией, и просто любил колдовать над деревом, создавая прекрасные женские образы. (Натурщица на диске.) В альбоме его ученицы Елены Ипполитовны Мроз есть фотография, где Эрьзя сфотографировался (Фотография.) около женской фигуры в 2 натуры величиной, обнаженным. Не секрет, что среди своих он был немалым шутником.
  
   Михаил стоит на лоджии.
  
  
   МИХАИЛ: Начинал я как клоун, артист эстрады и цирка, как акробат.
  
  
   Цирковое представление. Выступает артист в гриме клоуна, с грустными глазами. Д.т.: "Клоун призван нас веселить, но не секрет, что веселье - это оборотная сторона трагичности. Какое бы у тебя ни было настроение, состояние души, ты обязан развлекать публику. А знаменитый Пьеро и не скрывает своей грусти, его маска - это печаль. Что примечательно, именно это и радует зрителей".
  
   Деревянные фигуры клоунов. Д.т.: "Это Олег Попов. А это Юрий Никулин, это Знаменитый Куклачев. Это фигура артиста, пародирующего Чарли Чаплина. Михаил Ильяев всех их знал лично. Вообще, как он сам считает, "человек должен быть с головой мудреца, телом атлета и душой художника", а, кроме того, обладать чувством юмора. Это последнее - необходимое условие, чтобы выжить".
  
   МИХАИЛ (Он стоит на лоджии): У меня есть такой забавный номер - нанайская борьба. С этой шуткой я гастролировал в Финляндии, Болгарии, Португалии, четыре раза был в ГДР. Эта борьба необычна тем, что участвует в ней один человек, а кажется, будто их двое и они невероятно малы по росту.
  
  
  
   Мастерская.
  
   МИХАИЛ: Конечно, не всегда же хорошее настроение. Артист - тот же человек. И с женой он может поссориться, и заболеть может. А вышел на сцену - изволь быть живым, таким, каким тебя желают видеть.
  
   Выступление клоунов. Клоун с маской грусти, с длинными рукавами, закрывающими кисти рук, говорит монолог или разговаривает с другим персонажем.
  
   Мастерская. Михаил держит в руках вырисовывающуюся деревянную скульптуру и стамеску.
  
   МИХАИЛ: Я поступил в Государственное Училище Циркового Искусства, работал в цирках Пензы и Архангельска, и в Москве. Проходил службу в армии в качестве тренера дивизии, был актером театра. (Михаил начинает колдовать над куском дерева.)
  
   Д.т.: "Когда Михаил уже собирался возвращаться со службы, он получил травму позвоночника. Врачи сказали, что на карьере акробата нужно поставить точку. Но Михаил начал проходить курс лечения, он стал заниматься специальной гимнастикой, и это дало ощутимые результаты".
  
   Солнечный осенний день. Лесная поляна. Интервьюер сидит под деревом, Михаил стоит напротив него.
  
   МИХАИЛ: Вообще, гимнастикой нужно заниматься с юных лет, а не тогда, когда уже, как говорится, припрет к стенке. Нужно следить за здоровьем, потому как "в здоровом теле здоровый дух"!.. А сейчас прошу вас посмотреть, какие гимнастические упражнения я обычно выполняю.
  
   Михаил упражняется на музыкальном фоне. Идет его закадровый монолог: "Выступал в спорте по мастерам спорта. Был физруком в ресторане. Сначала это были оригинальные вольные, затем я переделал их в эстрадный танец. Для этого танца я сам сделал эскизы и украшения, а костюм, кстати говоря, индийский, шили под моим чутким руководством".
  
   Михаил танцует танец в павильоне под национальную индийскую музыку. На этом фоне возникают фотографии того времени, когда Ильяев исполнял этот танец на гастролях. Д.т.: "Это танец стиля Барахат Натьям. Михаилу оказалась близка именно индийская культура. Это, как он сам говорит, дико, экзотично, необычно, зрелищно, и просто близко его душе".
  
   Осенний лес.
  
   МИХАИЛ: Нет, ни индуизм, ни какая-то другая религия на меня особо не повлияла. Я материалист по натуре, не идеалист.
  
   Сначала камера скользит от задумчивого лица Михаила по рыжей природе, поднимается вверх, потом плавно переходит на деревянные фигуры в комнате Михаила.
  

Д.т.: "Бог согнулся от заботы

И затих.

Вот и улыбнулся, вот и

Много ангелов святых

С лучезарными телами

Сотворил.

Есть с огромными крылами,

А бывают и без крыл.

Оттого и плачу много,

Оттого -

Что взлюбила больше Бога

Милых ангелов его.

Камера останавливается на Михаиле, который держит в руках книгу об Эрьзе.

   МИХАИЛ: Поначалу я сознательно копировал манеру Эрьзи. Чтобы понять Мастера, начинать нужно было с этого. Это помогало в поиске самого себя, и вело к пониманию того, что "свыше тебя". В парижской прессе Эрьзю называли художником, который "страстно любит природу и воздвигает памятники ее величию". Говорили также, что такое искусство более живо, чувственно, чем, например, авангард.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: "Авангард содержит в себе идею. Религия и ее культы - это тоже идея. (Он обводит жестом руки скульптуры.) А это искусство имеет ли идею?
  
   МИХАИЛ: Разговор с Природой, чувствование ее души - вот идея. Идея...
  
  
   Осенний лес.
  
   Д.т.: "Разговор с Природой... с деревом... Солнечные лучи ласкают древесину своим золотом, и делают ее мягче и податливее к рукам Мастера. Вся Природа творит с ним заодно, приучая каждую молекулу жить во имя искусства".
  
   Мастерская. Ильяев работает. Д.т.: "Образы Толстого тесно связаны с творчеством Степана Эрьзи, а также его последователя Михаила Ильяева. Это материализм, проникнутый живой душой нашей Земли, нашей реальностью".
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Можно ли сказать, что вы изменились после того, как начали заниматься изобразительным творчеством?
  
   МИХАИЛ: Я стал Художником.
  
   Демонстрируются фигуры в павильоне под музыкальный аккомпанемент. Закадровый голос Михаила: "В 1967 году началась новая страница моей жизни. В 1976 году состоялась моя первая персональная выставка в честь столетия со дня рождения Степана Эрьзи. В 1979 году я закончил Заочный Народный Университет, и получил право преподавать. Потом я организовал Студию резьбы по дереву. В течение многих лет ездил летом в пионерлагеря, занимался там с ребятами, - и физкультурой, и резьбой по дереву". (В кадре появляются фотографии тех лет: Ильяев со своими учениками.)
  
  
   Михаил и Интервьюер идут по тропинке в осеннем лесу.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Сейчас в вашей мастерской есть дети, или вы учите только взрослых людей?
  
   МИХАИЛ: Есть две девочки, Аня и Маша, есть и мальчишки.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Вы любите детей?
  
   МИХАИЛ: Да... Это совершенно особое ощущение - передавать свои знания детям. Это чудесно. В 1992 году я организовал детскую студию "Березка". Два раза вывозил детские, и свои, того периода, работы в США, где была моя выставка, и устроил несколько уроков для детей из города Кентон штата Коннектикут. Были еще праздничные концерты...
  
  
   В течение нескольких секунд они оба молчат. Камера фокусируется на лице Мастера, - сначала анфас, затем - в профиль. Интервьюер прерывает молчание:
  
  -- Сейчас еще день, и мир вокруг, если можно так выразиться, очевиден. Но придет ночь, и все изменится. Меняется ли Душа Мира с приходом ночи?
  --
   МИХАИЛ: Все меняется с приходом ночи... (Камера сначала показывает нам лицо Мастера в течение нескольких мгновений, затем скользит вперед по земле.)
  
   Д.т.: "Ночь наполняет дерево тонким мистицизмом, и даже сам Мастер порою дивится, какие образы рождаются в его руках. Но он знает - это Ночь пропитала их общее творение своей душою.
  
   День на наших глазах сгущается, и превращается в ночь. На небе появляются звезды. К концу текста звезды исчезают, и остается темнота.
  
   Д.т.: "Только звезды видят, что творится глубокой ночью в лесу. Только они и говорят с деревьями. Они союзники Творца, и передают через его скульптуры мировые тайны".
  
   Темнота.
  
   ГОЛОС ИНТЕРВЬЮЕРА (задумчиво): Вообще, день и ночь - размытые понятия. Они так плавно трансформируются друг в друга... (Меняет тон на более контактный. Темнота рассеивается.) Михаил, скажите, что, по-вашему, вечность?
  
   Михаил стоит на лоджии. Он творит. Теперь кусочек дерева, показанный в самом начале, представляет собой развивающийся образ.
  
   МИХАИЛ: "Все смертны, а искусство вечно". Так говорил великий Гете".
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Искусство - вечность? А творец?.. Ведь именно он создает искусство...
  
   МИХАИЛ: Художник продолжается в искусстве...
  
   Михаил работает и молчит, лицо Интервьюера задумчиво.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР (про себя): Как ни пытался я добиться от Михаила философской беседы, она ограничивалась лишь отдельными фразами. Может быть, Художник и Философ - это совсем разные люди, с разными задачами? Может быть, Художнику познание является в образах, а Философу - в мыслеформах? (Интервьюер берет с полки фигуру кошки, и разглядывает ее.) Нередко они и не понимают друг друга... Зато вместе преображают наш мир, и открывают его простым смертным...
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Вы любите кошек?
  
   МИХАИЛ: Я люблю и кошек и собак, - всех люблю.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР (берет с полки другую фигуру): А почему вы выбрали именно дерево?
  
   МИХАИЛ: Потому что дерево - живой материал, в отличие, например, от глины или камня. Оно помогает передать пластику человеческого тела.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР (задумчиво; он даже замирает): Пластика... Вероятно, Художник иначе видит мир. Мир пластичен, изменчив?... Красив?
  
   МИХАИЛ: Мир красив... Только не все это видят...
  
   Замедленные кадры под музыкальное сопровождение: падают листья, поднимается вверх птица. Птица плавно переходит в скульптуру женщины-русалки, изящной, и будто стремящейся улететь вверх. Потом демонстрируются абстрактные фигуры Мастера.
  
   Д.т.: "Абстракция - это потребность в ином воплощении Красоты, в некой недосказанности... У Мастера есть и такие работы".
  
   Мастерская.
  
   МИХАИЛ: В 1980 году моей студии было присвоено звание Народной. Была выставка на Калининском проспекте. В 1986 была выставка совместно со студией ВДНХ, где я получил медаль. (Параллельно возникают фотографии с выставки.)
  
   Михаил берется за стамеску. Идет музыкальный фон. Д.т.: "Наш Мастер - Лауреат Всесоюзного Фестиваля, Дипломат Всемирного Фестиваля Молодежи и Студентов. (Съемки из музея - портреты Вернадского, Толстого, Эрьзи.) Эти звания он получил благодаря портретам Эрьзи, Вернадского и Толстого. Теперь эти работы приобретены музеями. Ильяев создал также и (фотографии этих работ) Гоголя, и Баха, и Индиру Ганди, и Сикейроса, и Дзержинского.
  
   ГОЛОС МИХАИЛА: У меня есть и автопортрет, портреты и родственников, и соседей. (Появляется его улыбающееся лицо. Мы находимся на лоджии. Видим скульптуру человека с огромным ухом.)
  
   МИХАИЛ: Это Мой сосед.
  
   Интервьюер смеется.
  
   МИХАИЛ: Мы жили вместе в общаге, так он очень любил подслушивать чужие разговоры. Вот я и сделал ему такое ухо. (Показывает жестом на портрет старухи). А это моя соседка, Баба Шура. Очень добрая была женщина.
  
   Лицо старухи хитрое и неоткрытое.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР (задумчиво): А интересно, понравился ли ей самой портрет?
  
   МИХАИЛ: К сожалению, она умерла до того, как я его завершил. (Показывает жестом на скульптуру хитрого человека, похожего на Ивана-дурака.) А эта скульптура называется "Себе на уме".
  
   Камера фокусируется на этой скульптуре. Д.т.: "Наверное, именно так выглядел Иван-дурак из знаменитой русской сказки. Хитрый такой, несмотря на глупость, казалось бы, и находчивый... Истинно русский образ".
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Действительно, себе на уме... (Интервьюер скользит взглядом по изделиям, и останавливает взор на скульптуре Лес Дремучий.) Вот это да! Это Лесной Дух?
  
   МИХАИЛ: Это Лес Дремучий. Она так легко у меня пошла. Словно и не я вовсе ее сотворил, а что-то выше меня. Говорят, что он похож на Толстого.
   Интервьюер разглядывает фигуру сбоку.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: А я бы даже сказал, что это женское существо. Или вот тоже дядька Черномор, или же царь Посейдон.
  
   Михаил молчит и улыбается.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Вообще, видимо, это очень размытые границы - мужское и женское, день и ночь, Инь и Ян. (Фотография фигуры Лес Дремучий на выставке, где эта скульптура напоминает женское существо.) Они так плавно перетекают друг в друга, что и не уследить.
  
   Осенний лес. Интервьюер и Михаил сидят на корточках у пня. Интервьюер задумчиво гладит пальцами поверхность пня.
  
  
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Возможно, этот древесный обрубок мечтает что-то высказать, открыть некую тайну. Возможно, он стал бы живой скульптурой.
  
   МИХАИЛ: Дерево уже само по себе живо. Живее любой скульптуры. Каждое дерево имеет свой запах и свою душу. Кроме того, каждому человеку соответствует какое-то определенное дерево. Беседа с деревом - это беседа с Природой.
  
   Демонстрируются фотографии тех работ Ильяева, где скульптурный образ будто вырастает из ствола дерева. Это "Юность", "Тишина", (ГОЛОС МИХАИЛА: Кстати говоря, "Вдохновение" - моя первая проба материала, который открыл Великий Учитель - кебрачо. Прежде, чем приступить непосредственно к кебрачо, я пробовал создавать образы в пластике Эрьзи из сувелей березы, дуба, и даже липы...)"Вдохновение". Вообще, все это Добро, Человек и его мир.
  
   ГОЛОС ИНТЕРВЬЮЕРА: А у Степана Эрьзи есть подобные работы? Ведь, наверное, именно он вдохновил вас на создание этих шедевров?
  
   МИХАИЛ (На мгновение его лицо появляется на фоне изображений. Затем демонстрируются работы Эрьзи.): Да, конечно. Среди них и "Медуза Горгона", и "Моисей", и "Волна", "Дума", "Тревога".
  
  
   Михаил и Интервьюер находятся в комнате Михаила. Михаил работает над фигуркой. Интервьюер сидит в удобной, почти вальяжной позе, и разглядывает фигуры.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Михаил, над чем вы в данный момент работаете?
  
   МИХАИЛ: Это будет портрет Мастера.
  
   Акцент на руки Михаила.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Скажите, Михаил, есть ли какой-то прием, какое-то нововведение в искусстве резьбы по дереву, привнесенное лично вами?
  
   МИХАИЛ: Конечно. Вот, есть такой прием. Смотрите. (Михаил демонстрирует Интервьюеру желтую женскую фигурку. Рельефы женского тела подчеркнуты более темным цветом.) Это не краска, а разные слои дерева. Надо было так подгадать, чтобы получилось точно. (Михаил тянется к другой фигурке, у которой древесный рисунок будто бы образовал мышцы на теле.) А вот другая. То же самое - нужно было угадать, как они переплетутся между собой, чтобы получилось то, что нужно.
  
   Камера показывает еще несколько фигур, выполненных тем же способом, под музыкальный фон. Д.т.: "Разноцветные слои дерева - это не что иное,
  
  
  
   как годовые кольца. У липы и березы, к примеру, без проявки их не различить, а у сосны, напротив, - они и без того яркие".
  
   Интервьюер обращает внимание на черные, блестящие, будто полированные фигуры.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Какая красота! Они покрыты лаком?
  
   МИХАИЛ: Вовсе нет. Они обработаны циклевкой. (Снова принимается за работу.)
  
   Михаил и Интервьюер сидят под деревом.
  
   МИХАИЛ: С 1983 по 2001 годы я работал в детском лагере Большого театра в Анапе. Там, у пляжа, ко мне подошел незнакомец. Разговорившись, увидев мои изделия, он пригласил меня в гости в Буэнос-Айрес, где я пробыл один месяц, изучая творчество Эрьзи. Я понял, что в Аргентине очень ценят Мастера. В 1997 году там была выставка - "Победители конкурса им. Эрьзи". Это говорит о многом.
  
  
   Михаил и Интервьюер находятся в полутемной комнате. Интервьюер сидит на корточках. Горят свечи.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Наверное, когда находишься в мастерской своего Учителя, среди его скульптур, испытываешь какие-то особые чувства, и даже, если вокруг ходят другие люди и тоже рассматривают его творения, все равно ощущаешь некую общность и единение с творчеством Мастера, и, возможно, чувствуешь свою Избранность?..
  

МИХАИЛ: Я всегда ощущал себя заочным учеником Эрьзи. В 1974 году я поехал с супругой в Саранск, где хранилась большая часть его скульптур в нашей стране. Меня доброжелательно встретили сотрудники музея, который в то время располагался на первом этаже жилого дома находящегося на центральной площади. Часть произведений экспонировалась в старой картинной галерее художника Сычкова. Помещения небольшие и неприспособленные, но я был заворожен святым искусством Эрьзи. Такая красота и одухотворенность лиц, пластика и грация тел - дух захватывало. Я как обалдевший ходил четыре дня, забыв о времени и о себе. Атмосфера таинства и магии творчества неповторимого ваятеля. Казалось, не человеческая рука создавала, а боги небесные. (Демонстрируются снимки скульптур Эрьзи.) С утра до вечера, находясь в залах средь божественных творений (благо зрителей почти не было) пытался понять, как мог человек создать такую красоту, душу вложив в каждый огромный кряж, ствол и мрамор, превратив их в образ или в пластическую форму тела человеческого? А двухметровая голова пророка Моисея из огромных

  
  
  
  
   наростов мощно над залом парила, как вершина горы седовласой или лава, застывшая в образе мудрого старца. Я смотрел, восхищался, пытался понять, что двигало руку автора в момент вдохновения.
  
   В кадре - на фоне скульптур Эрьзи - сидящий на корточках Интервьюер, углубленно курящий. Д.т.: "Думаю, человеку в жизни должен встретиться Учитель. Нет, он и сам, конечно, может найти себя, свой путь, но, если встречает кого-то, кого назовет своим Учителем, это даст ему уверенность и смелость. Учитель освещает твой путь, делает его ясным".
  
   ГОЛОС МИХАИЛА: Я написал книгу об Эрьзе. (Он появляется в кадре.) Также написал еще три книги о резьбе, и, что тоже примечательно, сборник афоризмов.
  
  
   Интервьюер и Михаил находятся в комнате скульптора. Камера показывает стоящие за стеклом шкафа книги: "С.Эрьзя вдохновил", книги о резьбе. Михаил держит в руках сборник афоризмов.
  
   МИХАИЛ: На написание этой книги меня вдохновил Юрий Никулин. Я как-то поделился с ним, что за многие годы собрал неплохую коллекцию анекдотов, мудрых изречений, которые помогали мне ориентироваться в жизни, и он предложил составить сборник. Когда у меня возникают проблемы, перечитываю афоризмы и умные слова. Становится легче. Юмор - спасательный круг на волнах жизни. А иногда просто приходят в голову мысли, и я их записываю. Вот, прочту некоторые из них.
  
   МИХАИЛ: Стон души творчеством заглуши. - Эта фраза помогает, когда в личной жизни случаются какие-то передряги. А вот еще один, - Мир спасет творящий Красоту, - это в оппозицию Достоевскому, который говорил, что "Мир спасет Красота". Мир спасают Художник, и человек, творящий Добро. А вот еще - Мы все, копируя Природу, творим себя.
  
  
   Пока Михаил читает, Интервьюер листает журнал с работами Ильяева, и останавливает внимание на портрете Ленина. Камера фокусирует его внимание, а затем демонстрирует нам и портрет. К этому моменту Михаил завершает чтение выбранных им афоризмов.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Как интересно! Портрет Ленина в стиле скульптур египетских фараонов!
  
   МИХАИЛ: Ленин для всех нас был тогда божеством, отсюда и этот стиль, как бы обожествляющий. Портрет сейчас находится в Горках. Символ. Значительность. Дядька Иван Андреевич Морозов, был такой, я с ним и до сих пор общаюсь, помню, был против Ленина. Ух, как мы с ним спорили!
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: А много ли изображений Степана Эрьзи сотворили вы на своем веку?
  
  
   МИХАИЛ: Ну, около десяти.
  
   Интервьюер и Михаил идут по лесу. Оба молчат.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР (отчасти скучно и немного грустно): Расскажите, пожалуйста, как протекает сейчас ваша социальная жизнь?
  
   МИХАИЛ: В 1996 году я организовал школу резьбы по дереву при Московском Доме Творчества, с 1976 года регулярно организую вечера дней рождения и памяти в кончину Эрьзи, много лет хлопочу об организации памятного места о его творчестве в Москве, установлении памятника и мемориальной доски, и о присвоении улице, где он жил, его имени. Я выступал с предложениями, писал об этом в газеты и журналы, был на приеме у замминистра культуры России. Третий год я организую вечера, выставки-конкурсы резчиков по дереву Москвы и Подмосковья. Вручаю им дипломы, денежные премии, ценные подарки. В ноябре этого года планируется четвертый такой конкурс.
  
   Комната Художника. Михаил сосредоточен на своей работе. Уже сейчас можно увидеть, что это получается за скульптура. Мы видим через стекло лоджии, что там стоит Интервьюер.
  
   Лоджия. Интервьюер с глубоким вниманием рассматривает скульптуру Лес Дремучий, и курит.
  
   Д.т.: "Мне кажется, Лес Дремучий знает нечто такое, что скрыто ото всех нас. Этого не знаю достоверно ни я, ни кто-то другой, ни один Философ не знает этого достоверно. А Художник - знает ли?.. (Подумав) Нет, даже он не знает. Не знает. С нами говорит Природа сквозь его произведения. А... как же! Ведь была же мысль такая, где-то проносилась уже такая мысль -
   "Что-то колдовское живет в деревьях. Колдунья, Дриада... И вот, когда Мастер заключает с Дриадой союз, тогда рождается искусство". (Интервьюер поднимает осмысленный взор вверх, к небу.)
  
   Интервьюер и Мастер идут по лесу, между золотистыми деревьями. Оба молчат несколько мгновений. Михаил держит в руках готовую скульптуру, ту самую, над которой он работал в течение фильма.
  
   ИНТЕРВЬЮЕР: Вы режете скульптуры каждый день?
  
   МИХАИЛ: Да.
  
   Они снова молчат. Останавливаются под деревом в раздумье. Вроде бы, каждый из них думает о своем, индивидуальном. По выражению их лиц становится заметно, какие они разные, Художник и Философ.
  
   Д.Т.(НЕ ИНТЕРВЬЮЕР): На данный момент вышло около 150 рецензий о творчестве Михаила Ильяева в России и за рубежом. Летом 2002 года в американском "Ежеквартальном Альманахе Резчиков По Дереву" были
  
  
   помещены фотографии и материалы, связанные с его творчеством, а год назад в том же альманахе была опубликована статья о творчестве одного из его учеников. В 1999 году была проведена персональная выставка Мастера на ВДНХ, которая длилась полтора года. В 2002 году Михаил Ильяев принял участие в выставках в павильоне Культура. Была также выставка "Благодать, Красота" в Госдуме России, в которой участвовала школа нашего героя. В этой выставке принял участие сам мастер и десять его учеников".
  
   Камера поднимается в небо.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"