ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: Продвигаемые последние четверть века идеализированные представления о предвоенной Болгарии 1930х годов к настоящему времени получили довольно широкое распространение в обществе. Однако увы - написанная в стиле французских импрессионистов, в светлых тонах, размашистыми движениями кисти художника, оставляющая простор для фантазии картина благополучной LostBulgaria имеет весьма отдаленное отношение к реальности.
Всем читателям: чтобы лучше понять и ощутить атмосферу того времени, самым настоятельным образом рекомендую полистать подшивку центральных болгарских газет предвоенного периода.
P.S.: Сторонникам "Болгарии, которую мы потеряли" (с) для доказательства своей точки зрения и посрамления оппонентов предлагаю использовать не приятные взгляду картины и фотоснимки ушедшей в прошлое эпохи, а скучные цифры официальной статистики.
***
Состояние государственных финансов предвоенной Болгарии можно охарактеризовать как весьма прискорбное. Во-первых, страна обязана выплачивать репарации по результатам Первой мировой войны; во-вторых, экономика только начинает оправляться после Великой депрессии; в-третьих, влиять на деятельность кредитно-финансовых организаций правительство способно в совершенно недостаточной степени (достаточно сказать, что до конца 1936 года государственный бюджет Болгарии и государственный "Национальный банк" Болгарии находились под прямым контролем финансового комитета Лиги Наций).
Даже в вопросах денежной эмиссии Болгария не является самостоятельной - в реальной истории крупные купюры печатались за рубежом (сначала, в 1925-1929 гг. - в Лондоне, а позднее - в Берлине и Лейпциге), в Софии на государственной типографии (Държавна Печатница) печатали только мелкие банкноты и лишь в 1943 году рискнули изготовить предельно упрощённую "двадцатку" военного времени, слабо защищённую от подделки и получившую в народе презрительное наименование "божиловка". Ну не было в то время в Болгарии соответствующего оборудования и персонала, способного с ним работать...
Нельзя сказать, что высшее руководство Болгарии не видело приближения общеевропейской войны и ничего не предпринимало, но принятые им меры были бессистемными и просто катастрофически запаздывали.
27 августа 1939 года царь Борис подписал секретный указ N 142/а, в соответствии с которым была создана дирекция гражданской подготовки и мобилизации, непосредственно подчиненная военному министерству (однако только в 1940 году началась разработка первого мобилизационного плана развития экономики... на 1942-1943 годы!)
Только 27 октября 1939 года были утверждены "Задачи военного министерства в предвоенное и военное время".
В ноябре 1939 года правительство приняло решение сократить выделение бюджетных средств на содержание клира и церковных учреждений, а в 1940 году - уменьшить расходы на строительство новых церквей.
23 марта 1940 года - утверждён "План на финансиране на войната".
4 мая 1940 года - принят "Закон о гражданской мобилизации".
В начале 1943 года - сокращены представительские расходы (на торжественные и праздничные мероприятия, содержание двора, приёмы, балы и т.д.)
11 августа 1943 года - введён ненормированный рабочий день (Дирекция труда постановила, что на любом предприятии рабочий день может быть увеличен на два дополнительных часа, или "до завершения дневного задания").
Наконец, только в августе 1943 года была объявлена "гражданская мобилизация" производителей сельскохозяйственных культур (в первую очередь, производителей технических культур)...
Правительственную политику в вопросе денежной эмиссии также можно охарактеризовать как не вполне адекватную. "Если прямо сейчас нам не хватает денег, давайте ещё напечатаем". Facepalm. В результате, только в 1939-1944 годы количество находившихся в обращении банкнот и казначейских билетов выросло в 17 раз (!).
Для сравнения: в 1915-1918, за период участия Болгарии в первой мировой войне, количество находившихся в обращении банкнот и казначейских билетов выросло в 10 раз.
Общие соображения:
В альт-истории ситуацию надо безотлагательно менять. Основным и едва ли единственным доступным методом действий является микроменеджмент - то есть, предельно рациональное использование крайне ограниченных ресурсов и постепенное изменение сложившейся ситуации посредством множества мелких улучшений.
Во-первых, нужен относительно независимый эмиссионный центр - в самой Болгарии его создавать нет необходимости, некогда, да к тому же слишком сложно и дорого. Однако печать банкнот лучше перенести на нейтральную территорию Швейцарии (со стороны Германии решение прекратить печать дензнаков в Великобритании должно вызвать скорее поддержку, а недовольство Великобритании не встретит поддержки у Франции и других европейских держав).
Во-вторых, нужно уменьшить риск потерь золотовалютных резервов и иных активов - в основном, именно за счёт "послезнания". В результате, получится минимизировать потери активов в оккупированных странах и странах-противниках - своевременно провести обмен валюты, закрыть банковские счета, что-то из имущества вывезти, что-то из недвижимости продать до начала военных действий... А за предоставление конфиденциальной информации о начале вторжения представителям болгарских деловых кругов (незадолго до начала операции, чтобы не "засветить" осведомлённость) можно укрепить влияние в этих кругах и рассчитывать на встречные шаги (причём благодарность не обязательно может иметь денежное выражение!).
Наиболее важные даты:
3 марта 1941 года - Ф. Д. Рузвельт принял решение заморозить авуары Болгарии и болгарских граждан в США, которое было оформлено в письменном виде и вступило в силу 4 марта 1941
5 марта 1941 года - Великобритания разорвала дипломатические отношения с Болгарией и начала экономическую блокаду Болгарии.
7 декабря 1941 года - вступление в войну США, вслед за которыми войну Болгарии объявили Бразилия и Гаити (да-да, Болгарии объявили войну далеко не все союзники США).
При этом, не нужно стремиться стянуть все резервы в Болгарию - часть активов можно переместить на территорию "гарантированно-нейтральных" стран (Швейцарии, Швеции, Турции, а с 1940 года - франкистской Испании и Финляндии). При этом, с весны 1941 до примерно весны 1943 года можно рассчитывать, что там же удастся разместить некоторую часть немецких ценных бумаг и долговых обязательств. Можно даже настаивать на выполнении заказов для Болгарии (как союзника рейха) за счёт проданных немецких активов и жаловаться немцам, если "наши общие союзники по Берлинскому пакту" будут отказываться от сделки.
Кроме того, с самого начала необходимо стараться постепенно, последовательно уменьшить иностранное присутствие в банковской сфере. Процесс активизировать только после начала Второй мировой войны, при этом в период с 1 сентября 1939 до весны 1940 года объяснять немцам, что протекционизм введен против Великобритании и Франции... принятый закон суров, но это закон... хотя в отношении союзных немецких (а позднее - румынских, венгерских, словацких и японских) банков возможен индивидуальный подход - через внесение в текст закона соответствующих поправок и заключение с некоторыми, совершенно конкретными банками дополнительных соглашений о режиме наибольшего благоприятствования. В обмен на небольшие инвестиции и займы с их стороны.
В ходе переговоров с представителями банковских кругов, всячески подчёркивать, что вопрос носит сугубо коммерческий характер, может быть урегулирован на взаимовыгодной основе, политической подоплёки не имеет, на межправительственный уровень претензии выносить не обязательно...
В конечном итоге, прямая денежная выгода от контрактов крайне невелика и оценивается в несколько сотен тысяч рейхсмарок, но в долгосрочной перспективе укрепление финансовой сферы необходимо - для снижения рисков 1942-1944.
1.1. Во внешней политике в предвоенный период (1936-1939 гг.): помимо помощи от Англии и Франции постараться взять займы на военные нужды в Польше и Третьем Рейхе (можно и в других странах, но в этих - лучше всего, поскольку отдавать после окончания войны эти займы уже не придётся), а после подписания 31 июля 1938 года Салоникских соглашений, отменивших с 1 августа 1938 года ограничения на создание армии - попытаться закупить в станочное оборудование "двойного назначения" (металлорежущие станки, инструмент...), а также дополнительное вооружение (зенитные орудия, противотанковые средства), автотранспорт и средства связи в нейтральных странах. В первую очередь постараться разместить заказы в Чехословакии и Польше (после их оккупации можно ставить вопрос о "реструктуризации долга"), параллельно - в США, Германии, Швейцарии, Швеции.
Понемногу, на взаимовыгодной основе укреплять торгово-экономические связи со странами Латинской Америки (небольшие контракты на поставку потребительских товаров). Как минимум в период с нападения на Польшу до нападению на Югославию Болгария может торговать совершенно беспрепятственно, как нейтральная страна, и даже аккумулировать некоторое количество товаров "про запас".
1.3. до последней возможности стремиться сохранять статус нейтрального государства (что даёт немалые преимущества). Например, торгово-экономические отношения с СССР можно поддерживать до мая 1941 года, а прямые поставки промышленного оборудования, товаров и стратегического сырья из США - как минимум, до объявления ими войны Германии в начале декабря 1941 года (возможность продолжать "неофициальные" контакты сохраняется и в дальнейшем, через третьи страны и частные совместные предприятия, но в этом случае активы Болгарии становятся слишком уязвимыми в связи с угрозой реквизиций и санкций)...
- в предвоенные годы постараться постепенно увеличить в структуре экспорта долю готовой продукции (в качестве примера - вместо табачного листа продавать сигареты и трубочный табак), использовать изменения внешнеполитической обстановки для пересмотра отношений с иностранными владельцами болгарских предприятий (в 1940 году, после оккупации Голландии - с голландскими фирмами, после Дюнкерка и капитуляции Греции - с английскими корпорациями...). Изменение структуры поставок с учётом конъюнктуры (стоимость тонны сахара значительно превышает стоимость тонны зерна, при этом после начала "большой войны" на рубеже 1940-1941 года поставки колониальных товаров, в т.ч., тростникового сахара в Европу сокращаются. Поэтому можно заранее увеличивать производство свекловичного сахара).
- интересные возможности появляются после заключения советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года: вплоть до июня 1941 года можно открыто развивать военное и торгово-экономическое сотрудничество с СССР.
* а также, здесь появляется заработать на финансовых операциях с ценными бумагами: в августе 1939 года Болгария заключает с СССР соглашение о продаже оформленных ОТДЕЛЬНОЙ СЕРИЕЙ облигаций государственного займа (советских - в Болгарии, болгарских - в СССР). В самой Болгарии на официальном уровне подчёркивать сугубо коммерческий характер сделки (рекламировать и агитировать - это задача болгарских коммунистов и советского посольства в Болгарии. Вряд ли у них получится продать много - поддержка будет носить скорее символический характер). Весной 1941 года предложить СССР приобрести партию болгарских облигаций, оплату за которые желательно получить в валюте стран "оси" (в это время СССР крайне заинтересован в сохранении дружественных отношений со странами-соседями и потому, если сумма сделки вменяемая - неизбежно согласится). После начала войны против СССР, не запрещать операции с советскими ценными бумагами, а разрешить госбанку покупать "болгарскую" серию по фиксированному курсу: 30%, затем 25%, затем 20% от стоимости... Но только скупать, не продавать! Остальные серии скупать нежелательно, чтобы не предоставлять Германии и другим странам "оси" возможности рассчитываться с Болгарией трофейными советскими облигациями. Кстати, в 1941-1942 годы сохранение советских облигаций или стремление их продать может служить своеобразным индикатором настроений их владельцев. В 1944 году предложить СССР провести расчёт по болгарским облигациям 1941 года взаимным погашением задолженности (СССР возвращает Болгарии болгарские облигации, Болгария возвращает СССР советские облигации + поставляет товары болгарского производства).
Обе стороны в выигрыше, но главное - у Болгарии в 1941 году несколько увеличивается запас НУЖНОЙ валюты.
- в реальной истории договор о торговле и мореплавании и соглашение о товарообороте и платежах Болгарии с СССР были подписаны 5 января 1940 года, в альт-истории затягивать с этим не имеет смысла (превосходный повод для начала сближения - визит делегации депутатов болгарского парламента в Москву в августе 1939 года, официально - для посещения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, которую встретили более чем радушно).
- вслед за этим, в реальной истории, после подписания торгового соглашения с СССР от 9 января 1940 года до 50 тысяч болгар (свыше 40 тысяч рабочих болгарской текстильной промышленности, портовые рабочие и др.) получили занятость по переработке поставленного из СССР среднеазиатского хлопка (и этот источник дохода сохранялся вплоть до начала войны против СССР). Ничто не мешает заключить данное соглашение несколько раньше...
1.1.2. о "защите отечественного производителя" в предвоенный период говорить придётся много... а вот сделать что-либо серьёзное не получится, слишком зависима Болгария от импорта продукции зарубежных производителей. Введение протекционистских мер по отношению к кому-то из "партнёров" неизбежно вызовет ответную реакцию. Разве что, непродолжительное время (с момента решения Венского арбитража в сентябре 1940 до присоединения к Тройственному пакту в 1941) могут действовать тарифы в отношении Венгрии и Румынии. Более-менее безопасный вариант - использовать административный ресурс в отношении отдельных частных иностранных компаний, но и выгоды здесь мизерные.
("Руководитель Абверштелле "София", кадровый сотрудник немецкой военной разведки Отто Вагнер, больше известный под псевдонимом "Отто Делиус" был озадачен - "операция Онищенко"? Чёрт побери, что всё это может значить? Кто такой этот Онищенко, и какое отношение он может иметь к транзиту румынской пшеницы через территорию Болгарии? Фамилия была определённо украинская, но поиск по картотеке не дал никаких результатов - фигурант ни разу не упоминался ни в перечне сотрудников НКИД и НКВД СССР, ни среди украинских националистов, ни среди белоэмигрантов. Однако осведомитель клялся, что царь Борис отзывался о безвестном пане Онищенко с нескрываемым пиететом и даже утверждал, что тот является "оружием, не менее страшным, чем Большая Берта".")
2). Во внутренней политике:
2.0. Предельное сокращение представительских и иных нецелевых расходов (на содержание двора и т.д.). Экономика страны и так слаборазвита, а для проведения прогрессивных преобразований нужны колоссальные расходы.
Повышение таможенных пошлин на ввоз предметов роскоши (легковые автомашины класса "люкс", потребительские товары...), некоторых "колониальных товаров" (ямайский ром и др. импортный алкоголь, сигары, бананы и др. тропические фрукты, мускатный орех и др. пряности...), увеличение налогообложения на деятельность ломбардов, валютно-обменные операции и вывоз за границу драгоценных металлов.
Введение дополнительных сборов на операции с золотом, драгоценными металлами и камнями для частных банков должно стимулировать их сосредоточение в государственных банках (хотя немалую часть владельцы предпочтут изъять из банковских сейфов и сохранить "на руках"). Если после начала войны в Польше в 1939 году ввести ограничения на операции с золотом и драгоценностями, это несомненно способствует распространению беспокойства в финансовых и деловых кругах, а также среди населения, но в то же время - позволит несколько укрепить курс национальной валюты. Смысл мероприятий - воспользовавшись в качестве предлога началом мировой войны, с осени 1939 года начать поэтапное введение элементов программы по финансированию расходов военного времени. Постепенное и "растянутое во времени" исполнение программы позволит несколько смягчить последствия для населения страны и дольше воздерживаться от масштабной денежной эмиссии.
2.0.1. Вместо эмиссии болгарского лева для оплаты расходов немецких войск в Болгарии в альт-истории стоит действовать тоньше: во-первых, шире использовать разного рода долговые сертификаты, векселя и т.п. заменители наличных денег. Во-вторых, для расчётов с немцами выпустить специальные серии банкнот, имеющие заметные невооружённым глазом отличия от основной денежной массы.
А именно: если в реальной истории, болгарские левы имели однобуквенные или двухбуквенные серии и шестизначные номера наподобие Щ-16430 или АО-472162; то для "немецких серий" стоит ввести трёхбуквенные серии и восьмизначные номера наподобие ААА-00112233.
Для чего?
Во-первых, с целью вызвать среди населения страны недоверие и неприязненное отношение к немцам, которые "расплачиваются ненастоящими деньгами".
Во-вторых, после войны в ходе денежной реформы "трёхбуквенные серии" можно разменивать по сниженному курсу - и объяснить населению, что от этого пострадают в первую очередь спекулянты и немецкие пособники... Поможет в национализации частных банков.
В-третьих, после войны (когда не только странам Антигитлеровской коалиции, но и широкой общественности станет известно о операции "Бернхард" - подделке фунтов стерлингов немецкими спецслужбами), можно объявить часть денежной массы (банкнот "не-немецких" серий) "немецкими подделками" и практически безнаказанно отправить на утилизацию (мол, "если уж нацисты подделывали фунты стерлингов, что мешало им подделывать и болгарские левы?").
2.0.3. С целью экономии бюджетных средств, в 1938-1939 годы стоит уменьшить расходы на строительство монументальных объектов - памятников, церквей и общественных сооружений (в реальной истории, они превратились в долгострой: здание государственной библиотеки имени Кирилла и Мефодия в Софии строилось в 1939-1953 гг., библиотека-музей в Тырново была построена в 1939-1952 гг. и т.д.).
2.0.4. Источники дополнительных доходов в бюджет в альт-истории:
- основной источник: увеличение налоговых поступлений за счёт преобразования и развития болгарской экономики (и если в первые годы объём поступлений будет незначительным и практически незаметным, то в последующие годы - всё более значимым)...
- валютно-финансовые спекуляции (с учётом послезнания)
- дополнительные доходы за счёт оптимизации внешней торговли (с учётом послезнания)
- весьма незначительное сокращение расходов на финансирование церкви (поскольку в болгарском обществе 1930х православная церковь является влиятельной силой и естественным союзником правительства, идти на конфликт ни в коем случае нельзя, в то же время следует быть более осмотрительным в обещаниях иерархам); вполне возможно не выделять ассигнования на введение в 1938 году в гимназиях обязательного учебного курса по истории болгарской православной церкви. Результат - ежегодная экономия бюджетных средств составит не более 300 тыс. левов в 1936-1940 и примерно 500 тыс. левов в 1941-1944
- налогообложение деятельности разрешённых профсоюзов
- два налёта на инкассаторов весной 1936 года (на мелкие расходы)
- "китайский контракт"
- развитие торгово-экономических отношений с СССР. Сколько-нибудь значительных объёмов и доходов достичь вряд ли возможно, в то время взаимная заинтересованность на государственном уровне отсутствовала, предлагаемый товарный ассортимент был весьма скудный, но это стабильный товарообмен вплоть до начала войны и неплохой задел на будущее (в реальной истории, первое практическое предложение, направленное на развитие товарооборота с СССР было сделано кооперативом "Напред" только летом 1937 года). Спрашивается: что, помимо идеологии, препятствует прозондировать почву несколько раньше, в 1936-м?
- два контракта с Испанской республикой (на поставку "военного имущества" летом 1936 года; на поставку "невоенной и иной гуманитарной помощи")
- облигации государственного займа (в том числе, "целевые" серии: "на развитие промышленности", "военные"...), выпуск которых надо начинать уже в довоенный период
- доходы от продажи иммиграционных карт и налоговые поступления от трудовой деятельности иммигрантов (с 1937 года - испанцы, с 1938 года - чехословаки и т.д.)
- НЕСКОЛЬКО этапов национализации иностранных активов и собственности (апрель 1941 - Югославия; затем - Великобритания; 1943 - Италия; 1944 - Третий рейх, Румыния, Венгрия, Словакия, Хорватия)
- резервные средства за счёт уменьшения размеров финансово-экономической помощи обществам и организациям русских белоэмигрантов со стороны правительственных структур Болгарии (с 11-12 млн. левов в год до 2-3 млн. левов в год), резерв составит около 4 млн. левов в год (остальные средства, около 5 млн. в год придётся перераспределить в пользу других, более полезных общественных объединений)
Кстати, полностью соглашусь с оценкой министра финансов Сирии (2014): "Кризис заставил нас сделать то, что мы уже давно собирались, но не делали, оглядываясь на непопулярность таких мер у населения... Ввести более эффективный курс валютно-денежной и налогово-бюджетной политики".
Над чем стоит ещё подумать: реэкспорт в СССР.
- в качестве примера, в реальной истории в феврале 1939 года СССР принял решение купить в США образцы и технологию производства авиадвигателей R-1820 (1200 л.с.) и K-2600 (1420 л.с.) и начал переговоры, но после начала финской войны США объявили "моральное эмбарго", результатом которого стал срыв сделки. На Болгарию "моральное эмбарго" не распространяется. За образец двигателя от СССР можно получить не только обещанный американцам 1 млн. рублей, но и некоторые политические дивиденды. А ведь есть ещё мелочёвка (масляные фильтры, бензиновые помпы и т.п.).
И всё равно, получается какой-то тришкин кафтан, а не бюджет. Денег не хватает даже на первоочередные расходы. Допустим, при проведении военных учений получится убедить немецкое командование использовать немецкие танки для "обкатки" пехотных подразделений болгарской армии (тем самым уменьшив расходы на топливо и сохранив моторесурс болгарских танков), но как быть с подготовкой артиллеристов? Одна 105-мм гаубичная батарея за два дня выстреливает 300 тыс. рейхсмарок (в валюте, которую ещё надо заработать!) и это только стоимость снарядов, без учёта расходов на снабжение и питание личного состава батареи, овса и сена для лошадей и т.д...
Пожалуй, цыгане. Можно ещё раскулачить цыган.
Парижский мир 1947 г. и проблема репараций.
Объём репараций надо постараться уменьшить:
Во-первых, развернуть кампанию против репараций и контрибуций ("свой долг мы выплатили кровью").
Апеллировать к "исправлению допущенных в прошлом ошибок" и "восстановлению справедливости" по отношению к Болгарии.
Во-вторых, в 1944-1946 гг. постараться урегулировать проблемы на уровне двусторонних соглашений. Должно получится по меньшей мере с СССР и Югославией, но уступки возможны и со стороны других стран Восточной Европы, особенно не имеющих территориальных претензий (Польша и Чехословакия). Болгария согласна на выплаты в форме займов, кредитов и инвестиций, поставки товаров, направление групп разминирования и ремонтно-восстановительных команд... но в тексте договора не должны употребляться термины "контрибуция", "репарация" и т.д., чтобы не давать оснований западным странам для давления на Болгарию по вопросу о выплатах. Название выплат должно быть каким угодно, но нейтральным (можно назвать "интернациональной помощью братским народам"... главное - что международное право не содержит дефиниции понятия "братская помощь"... в отличие от термина "репарации"...)
В-третьих, апеллировать к прецеденту - оккупации Фарерских островов и Исландии Великобританией.
В отношении требований Греции: затягивать рассмотрение вопроса; выдвигать встречные иски ("за самовольный захват и нецелевое использование объектов недвижимости, большая часть которых в результате была разрушена или приведена в негодность. Що? Где вы видите оборонительные сооружения? Военное министерство не имеет никакого отношения к этому строительству, их строило министерство строительства. Внимательно прочитайте техническую документацию. Это построенные по типовым проектам овощехранилища, бомбоубежища и угольные бункеры! Амбразуры? Это отдушины для вентиляции и освещения!") и контрпретензии ("материальный ущерб? Хорошо, но давайте рассчитаем и общий объем инвестиций. Сколько километров дорог построено, сколько мостов отремонтировано? И с какой стати мы должны производить выплаты в долларах США? Почему не в греческих драхмах? Обесценились? Тогда в болгарских левах...")