Проходил урок биологии. Учительница Марья Ивановна - женщина пожилая и полная, сидела у себя за столом и медленным голосом зачитывала из книжки чрезвычайно скучные сведения о строении бабочек. Только отличница Птичкина записывала всё, что диктовала Марья Ивановна, остальная же часть класса дремала.
Вот и один из главных героев этой, прямо скажем, страшной истории, Митя Колдунов, опустил голову на парту, и грезил о том, как вернётся домой, и будет играть на компьютере...
И тут какой-то неожиданный звук привлёк его внимание. Этот звук не был каким-то особенно громким. Вовсе нет - Митя едва этот звук расслышал. Но мальчик сразу понял, что никогда ничего подобного не слышал. И, стало быть, не могла этот звук издать ни Марья Ивановна, ни кто-либо из его школьных товарищей.
Тогда он тихонечко приподнял голову, и сквозь пальцы внимательно оглядел аудиторию. Вот его сосед: Петька Варшавин: старательно выводит что-то карандашом на парте, а глаза у него - совсем сонные. Остальные ученики по-прежнему дремлют, и только отличница Птичкина с энтузиазмом записывает то, что диктует Марья Ивановна.
Но Птичкина смотрела только в свою тетрадку, а Марья Ивановна - в свою скучную книжку. И никто из класса, и даже сама Марья Ивановна не видела, что творилась за её спиной. А там стоял скелет.
Ну, вообще-то стоял то он там всегда. Это был макет человеческого скелета, в натуральную величину, и с его помощью объяснялись особенности человеческой анатомии.
Но теперь скелет медленно поднял руку, и почесал костяным пальцем там, где у нормального человека должно было бы быть ухо. Митя сильно ущипнул себя, и суть не вскрикнул от боли. Но скелет продолжал двигаться. Вот он поднял вторую руку, просунул палец в пустую глазницу, некоторое время поковырял там и, наконец, успокоился.
* * *
Вот, наконец, наступила перемена. Митя схватил своего лучшего друга Петьку Варшавина за руку, и с большим пылом рассказал то, что видел. При этом глаза у Мити были выпученными, а изо рта летела слюна.
Петька выслушал его, и заявил:
- Ну, у тебя точно крыша поехала!
- Не веришь мне?
- Да ты просто заснул, и во сне всё это увидел!
- Я же говорю тебе: что ущипнул себя для проверки.
- А, может, тебе и это щипание приснилось...
- Ладно: не хочешь - не верь мне, а я буду действовать.
- Что же ты собираешься делать?
- Ночью прокрадусь в кабинет биологии.
- Как же ты туда попадёшь?
- Ведь сейчас уже весна - апрель, и Марья Ивановна всегда форточку оставляет приоткрытой. А так как кабинет биологии расположен на первом этаже, то, сам понимаешь - не составит большого труда пробраться внутрь.
- Да, пожалуйста, делай, что хочешь. Только я тебе говорю: ты совсем спятил, и я с тобой не пойду.
* * *
Но всё же Петька отправился вместе с Митей в кабинет биологии. Дело в том, что Петька был таким же безумным искателем приключений, как и Митя, только иногда он пытался скрыть это.
Уже наступил поздний вечер. Где-то за лесом догорал закат, и, хотя в городе многие ещё не спали - возле школы было совсем тихо. Школа стояла на некотором отдалении от жилых домов, совсем впритык к лесу.
Итак, мальчишки подобрались к окну кабинета Марьи Ивановны. Форточка, как и следовало ожидать, была приоткрыта.
Тогда Митя вымолвил:
- Ну, что ж - пора лезть.
Он попытался придать своему лицу героическое выражение, но это у него не очень-то хорошо получилось.
Митя уже протянул руку к форточке, хотел раскрыть её шире, когда из аудитории раздался скрежет, подобный тому, который он слышал днём, на уроке биологии.
Митя аж передёрнулся от этого скрежета, а что касается Пети, то он вскрикнул, повалился на землю, и прикрыл голову руками. Тогда Митя схватил своего друга за шкирку, и подтолкнул его к самой стене. Шикнул ему на ухо:
- Лежи тихо, не шевелись...
И тут произошло нечто настолько страшное, что даже и Митя чуть не закричал. Форточка распахнулась, и раздался леденящий, замогильный голос-скрежет:
- Кто-о-о ту-уу-ут??!!
Митя трясся от ужаса, а у Пети даже зубы стучали.
Прямо над их головами на подоконник легла костяная длань. Из аудитории хлынуло призрачное, зеленоватое свечение. И вновь и вновь вопрошал жуткий голос:
- Кто-о-о ту-уу-ут??!!
Ребятам думалось, что скелет непременно схватит их, и не могли даже пошевелиться - словно бы какие-то невидимые, ледяные верёвки сжали их тела.
Раздался резкий, щёлкающий звук, и ребятам показалось, что это скелет ударил их по головам.
Они хором сказали: "Ах!", и некоторое время пролежали без движения. Но потом Митя сообразил, что это просто скелет захлопнул форточку.
Он шепнул Пете:
- Мы живы.
- Правда, что ли? - изумился, и обрадовался Петя.
Тут лицо его просияло улыбкой, и он вымолвил:
- А ведь мы действительно - живы. Ура! Ну, что теперь домой побежим, да? Этих впечатлений на всю жизнь хватит. А?
- Ты можешь бежать домой, а собираюсь расследовать это дело до конца, - ответил Митя.
- Что же ты собрался делать?
- Прежде всего - проберусь внутрь школы.
- Но ведь скелет захлопнул форточку...
- Есть ещё один путь. Ты знаешь, у нас под спортзалом одно из подвальных окошек не зарешечено. Мы проберёмся в подвал, а оттуда... ну, ты знаешь, что наш школьный сторож дед Семёныч вечно подвальную дверь открытой держит. В общем, из подвала выйдем в школу.
- Ну и лезь в свой подвал, а я домой побежал, - произнёс Петя.
Но всё же Пете было так интересно пережить это приключение до конца, что он вслед за Митей пробрался в школьный подвал. И именно в подвале суждено было разыграться последнему акту в этой ужасной истории.
* * *
Вот мальчишки оказались в подвале, и бросились к ржавой лесенке, которая вела в подсобное помещение, из которого уже можно было выйти в школьный коридор.
Но вот расположенная в верхней части этой лестницы дверь скрипнула. Ребята едва успели отскочить за помятый ржавый бак. Затем очень осторожно выглянули.
Впрочем, они могли и не выглядывать, потому что по характерным скрежещущим звукам можно было догадаться, что в подвал спускается скелет.
И действительно - они увидели скелета, который медленно и неуклюже спускался по лестнице. В своей костяной длани скелет нёс лопату.
Вот он проковылял в дальнюю часть подвала, и там дунул на землю. Взвилась пыль, и оказалось, что под пылью - деревянный настил. Скелет отшвырнул настил в сторону, и спустился в яму, где неуклюже начал орудовать лопатой, медленно выгребая наружу каменистую, жёсткую землю.
- Хотел бы я знать, что он делает, - прошептал Митя.
- А я сейчас больше всего хочу домой, - ответил Петя.
- Но..., - начал было Митя, но Петя прервал его:
- Я чувствую, нам сейчас надо отсюда убегать. Он нас может заметить, и тогда...
И Петя первым бросился к лестнице, Митя последовал за ним. Но витавшая в воздухе пыль попала Мите в ноздри, и он громко чихнул. Тут несказанный ужас охватил ребят, и, вместо того, чтобы со всех сил драпать, они оглянулись...
Скелет отбросил лопату, и таращился на них пустыми глазницами, из которых исходило зеленоватое свечение.
Затем, он взвыл, и вытянул к ним длани. Конечно, эти длани были слишком короткими, чтобы он мог протянуть их через весь подвал. Но зато на стенах в тусклом освещении грязных лампочек можно было увидеть отражения - призрачные длани удлинились, схватили мальчиков за шеи, и подтащили к самому скелету.
И скелет пророкотал:
- Так это вы за мной подглядывали?
- Да, - сдавленным голосом пискнул Петя.
- Ну, и что же мне с вами делать? - осведомился скелет.
- Только не ешьте нас! - взмолился Митя.
Скелет расхохотался и вымолвил:
- Я не стану вас есть, но ведь существует множество иных способов умерщвления.
- Но мы можем вам помочь, - вымолвил Петя.
- Да? И в чём же?
- Вы очень медленно копаете, - произнёс мальчик. - И ту работу, которую вы выполняете за час, мы могли бы выполнить за минуту!
- А знаете ли, что я здесь копаю?
- Ну, наверное, клад? - предположил Митя.
- Зачем мне клад, когда я уже мёртвый?
- А кто вас, скелетов, знает, - пожал плечами Митя.
- Не-ет, денег мне уже не нужно. Мне нужна могила.
- А почему же у вас её раньше не было?
- А потому что меня триста лет назад повесили. Я был знаменитым разбойником, и одно моё имя приводило простых людей в трепет, но нынче меня все забыли. Двести девяносто девять лет я в обличии скелета скитался по свету, и нигде не находил себе приюта. Прятался от глаз людских, спал в канавах, или на берегах болот. И только год назад снизошло на меня откровение: я обрету прощение и покой в том случае, если сам себе выкопаю могилу на кладбище той деревеньки, где я родился. Ведь именно на этом кладбище меня и должны были похоронить, в том случае, если бы я вёл праведную жизнь. И вот я вернулся, и обнаружил, что от родной деревеньки уже и следа не осталось, а на месте кладбища поставлена ваша школа. И вот как-то ночью я пробрался в кабинет биологии, и стоявший там пластиковый скелет поломал на кусочки и спрятал в шкаф. Сам же я встал на его место, и отныне каждую ночь спускаюсь в подвал и копаю себе могилу.
- И много вам ещё копать осталось? - поинтересовался Митя.
- Вот этого я не знаю, но, когда придёт время, то я, должно быть, почувствую, - ответил скелет.
- Ну, мы вам всё же поможем, - произнёс Петя.
- Давайте-давайте, детки, - проворчал скелет.
Первым в яму спустился Петя. Он из всех сил старался копать, и даже вспотал. Затем за работу взялся Митя, и работал с таким же усердием...
И, действительно: одна минута их работы вполне могла заменить целый час работы неуклюжего, скрипучего скелета.
Вдруг скелет громко воскликнул:
- Ах!
- Что такое?! - воскликнули ребята.
Но, вместо ответа скелет взмыл в воздух и рухнул прямо на Митю, который только собирался выбираться из могилы.
И скелет проговорил блаженным голосом:
- Пришёл мой час. Нынче успокоюсь я в могиле навеки...
Митя пытался выбрался из-под скелета, который оказался неожиданно тяжёлым. Мальчик кричал:
- Но я то ещё не мёртвый! Выпустите меня!
Петя протянул своему другу руку, и тогда Мите удалось выбраться. Мальчишки уже хотели бежать, но скелет позвал их неожиданно печальным голосом:
- Пожалуйста, сделайте последнее: засыпьте меня землей. Ведь, если не вы - то кто же это сделает?
И вот они вернулись и засыпали могилу. Земля легла на это место так ровно, будто её никогда и не копали.
После этого Митя и Петя разошлись по домам, и на удивление быстро заснули.