Наверное, большинство людей любят отдыхать в Крыму летом, но пятилетний Саша и его шестилетняя сестра Маша ездили туда в золотую осень. Жили они там у своей бабушки Арины.
До Крыма их провожал папа. И во время очередной поездки он сказал:
- В следующем году Маша идёт в школ. Так что поедете в Крым летом.
Но Саша и Маша знали, что летом в Крыму не так хорошо, как осенью: слишком печёт солнце, слишком много народу.
А вот в золотую осень воздух свежий, и чувствуется в нём дыхание моря. Прохладно и мечтательно: днём не набегаешься, а ночью не спится - хочется приключений и волшебства.
А тут ещё от дома бабушки Арины дивный вид открывается. Видны жёлто-алые, с яркими вкраплениями пламенного, лиственного золота сады. Среди садов этих тут и там виднеются маленькие, уютные домики. Над некоторыми из этих домиков медленно вьются сизые дымовые струйки. А ко всему прочему, дом бабушки Арины на возвышенности стоит, так что и море видно...
А среди садов стояла старинная, обнесённая поржавевшей, но всё равно сохранившей былое изящество оградой, усадьба. Усадьба была беломраморной, и, несмотря на то, что мрамор во многих местах искрошился, всё же усадьба сохранила и величие, и очарование, свойственное античному храму.
Когда Саша и Маша спросили у бабушки Арины про усадьбу, то она ответила:
- Из людей там никто не живёт. И вы туда не ходите, потому что поговаривают, будто нежить там водится...
Такое заявление только подстегнуло интерес. И, конечно, на следующий день они отправились к усадьбе.
Хотя небо было безоблачным, от земли поднялся густой туман, так что уже в десяти шагах ничего не было видно. Зато от солнечного света туман золотился.
И было так красиво, что брат и сестра совсем не думали о нежити.
Ворота усадьбы оказались закрытыми, так что ребятам пришлось перелезать через ограду. И вот они за оградой...
Они пошли по аллее. Там палых листьев было ещё больше, чем снаружи. Вся земля была покрыта жёлто-алым ковром. Также и туман уплотнялся...
И вдруг Маша остановилась, и прошептала:
- Впереди кто-то есть...
И как только она это сказала, из тумана выбежал большой, белоснежный пёс.
- Это пёс! - радостно воскликнул Саша, и бросился навстречу зверю.
Этот пёс был таким чистым, и таким добродушием сияла его мордашка, что Саша совсем не боялся быть покусанным. Саша хотел погладить пса, но его рука прошла прямо сквозь голову пса.
Машины глаза расширились. Она воскликнула:
- Это призрак! Бежим!
Но Саша совсем не испугался. Он сказал:
- А внутри он тёплый...
Призрачный пёс завилял хвостом, а потом несколько раз перекувырнулся через голову и встал на задние лапы.
А потом пёс показал ребятам ещё несколько номеров, достойных лучшего циркового представления, и этим, можно сказать, завоевал их сердца. И до самого вечера они играли вместе, и не заметили, как пролетело время - так им было хорошо.
А когда начало смеркаться, пёс собрался уходить.
- Подожди, останься с нами, - попросил его Саша.
Но пёс печально вздохнул, и поманил их движением головы. И прошли они в подвал усадьбы, в особую комнату, все стены которой были обшиты тканями, источавшими солнечный свет.
Также там был стол, а на столе лежала книга. Изящным движеньем лапы пёс раскрыл книгу. На одной странице было нарисовано тёмное ночное небо, и пёс отдёрнулся от этого изображения. Зато на другой странице изображено было солнце, и пёс осторожно прикоснулся к этому изображению носом.
Маша всё поняла и сказала:
- Понятно. Он не может жить ночью, а свет солнца даёт ему силы...
И пёс утвердительно кивнул головой.
А потом пёс раскрыл книгу в другом месте. Там была изображена тёмная повозка, а на повозке этой сидел некто, закутанный в длинный, чёрный плащ. Судя по кистям и коробке с красками - это был художник. Но чем-то жутким веяло от этой картины.
Пёс грозно зарычал.
- Наверное, нам надо подальше держаться от этого человека? - предположила Маша.
Пёс утвердительно кивнул головой.
А потом они расстались.
* * *
На следующий день погода выдалась сумрачной, так что пес не вышел на улицу. Ребята хотели пройти в его солнечную комнату, но все двери усадьбы оказались закрытыми.
Также пёс не появился и на второй и на третий день. И, в конце концов, Саше и Маше стало казаться, что призрачного пса на самом деле и не было.
* * *
Однажды Саша задержался на маленькой улочке, от которой виден был дом бабушки Арины. Судя по всему, Маша уже готовилась ко сну, а Саша всё стоял и смотрел на усеянное крапинками звёзд небо. Подступающая ночь обещала быть чёрной, безлунной.
И вдруг на Сашино плечо опустилась чья-то холодная ладонь. Мальчик оглянулся и испуганно вскрикнул: перед ним стоял тот человек в чёрном капюшоне, против которого предостерегал их призрачный пёс.
Мальчик бросился бежать, но вслед ему неслось шипение:
- Я запомнил тебя...
Запыхавшийся Саша ворвался в дом. Маша шикнула на него:
- Да тише ты - бабушка Арина уже спит.
А потом девочка осведомилась:
- Почему ты такой бледный? Что случилось?
- Ничего, - буркнул Саша, и прошёл в свою комнатку.
* * *
Маша проснулась среди ночи. А проснулась она потому, что услышала сдавленный Сашин крик. Впрочем, крик этот сразу прервался. Девочка бросилась в его комнатку. И там увидела страшную картину:
Её брат стоял посреди комнаты, а разные части его тела пропадали, словно бы их кто-то стирал ластиком. Саша ещё смог кивнуть в сторону окна, а потом его голова исчезла.
Девочка бросилась к окну, и увидела, что на улочке присутствует нечто более чёрное, чем безлунная ночь. И она поняла, что это нечто связано с исчезновением её брата.
Маша распахнула окно, перескочила через подоконник и бросилась к чёрному пятну.
Вот и улочка. Закутанный в чёрный плащ человек грузил на повозку новую картину. На картине был изображён Саша. И было это изображение таким совершенным, что едва ли отличалось от живого человека.
- Отдайте мне моего брата! - закричала девочка.
Но адский художник ухмыльнулся, и прорычал:
- Ты ничего не сделаешь, малютка! Рассказывай обо мне, что угодно и кому угодно: тебе всё равно никто не поверит. Твоего брата я увожу с собой: он станет украшением моей коллекции. Так же, как стали украшением обитатели заброшенной усадьбы. Да-да, я нарисовал всех их, кроме пса. А пёс вырвался из-под моей кисти... Гр-р-ррр, хотел бы я знать, где он сейчас...
И тогда Маша побежала прочь, а художник рычал ей вслед:
- Беги, беги! Всё равно, в следующий раз я вернусь за тобой!
Маша бежала к заброшенной усадьбе. Она проломила ветхие доски, которые прикрывали вход в подвал, и ворвалась туда.
Солнечный пёс подошёл к ней, и Маша всё ему рассказала.
Пёс зарычал, и бросился в безлунную ночь. А девочка поспешила за ним. И она видела, как чернота ночи постепенно растворяет тело пса. Маша бежала за ним, плакала и шептала:
- Что же я наделала! Ведь тебе нельзя... Постой, пожалуйста!
Но пёс настиг повозку, бросился на адского художника, и поглотил его также легко, как день поглощает ночь.
Но, когда Маша подбежала к повозке, то увидела: всё что осталось от пса - это маленькая золотистая искорка. Эта искорка прикоснулась к картине, на которой был изображён Саша, и картина сгорела.
А когда усталая, заплаканная Маша вернулась домой, то обнаружила, что её брат мирно спит у себя в комнатке.
На следующий день выяснилось, что Саша совсем ничего не помнит. Кстати, этот новый день выдался ясным и солнечным.
Брат и сестра отправились к заброшенной усадьбе, там искали они солнечного пса, но его нигде не было.
И до тех пор, пока не приехал за ними отец, ни разу не видели они солнечного пса. В печали покидали они Крым.
Но уже в Москве приснился им один и тот же сон. Будто бы среди белых облаков, на фоне лазурного неба резвился солнечный пёс.