Шестопалов Юрий : другие произведения.

Старинные надгробные памятники в селе Липовка Духовницкого района Саратовской области. Почему надо сохранять преемственность культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Старинные надгробные памятники в селе Липовка Духовницкого района Саратовской области. Почему надо сохранять преемственность культуры

Ю. Шестопалов

  
   В статье "Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов. Говорившие на нем культуры и их влияние на формирование цивилизации" (http://samlib.ru/s/shestow_j/pie.shtml) была приведена фотография Светланой Звягиной надгробной плиты на старом кладбище в селе Липовка Духовницкого района Саратовской области.
   Житель райцентра Духовницкое Иван Григорьевич Субботкин сделал дополнительные фотографии надгробных памятников в селе Липовка. Примечательно то, что на фотографиях и Светланы Звягиной и И. Г. Субботкина есть плиты, на которых высечен солярный знак. Солярные знаки были найдены также в захоронениях культуры Афанасьево на Горном Алтае, куда мигрировали люди культуры Репино примерно в 3700 году д.н.э. Солярные знаки были также найдены на щеке мумии (мужчины Европеоидной расы). в пустыне Такламакан. Захоронение датируется 1200-1800 д.н.э. Культура Репино была тесно связана с Хвалынской культурой, зародившейся недалеко от города Хвалынска, и затем распространившейся как вниз по Волге, до Дона, так и на восток до реки Урал и восточных берегов Каспийского моря (район Мангышлака). А райцентр Духовницкое располагается напротив Хвалынска, через Волгу. Местоположение села Липовка, которое находится примерно в 18 км от Духовницкого, таким образом входило в географическую и культурную зону Хвалынской культуры.
   По форме солярные знаки на фотографиях отличаются от солярных знаков Афанасьево, и обнаруженных в пустыне Такламакан. Но за время больше пяти тысяч лет изображение солярного знака должно было претерпеть изменения, это даже не вопрос. Вопрос - в какую сторону? Мне кажется, в сторону большей симметрии и большей схожести с изображаемым предметом - Солнцем. Однако, поскольку изображение культовое, должны были остаться все основные элементы первоначального культового изображения. И это условие выполнено - остались спиралевидные на конце солнечные лучи, которые в новом изображении замкнулись на контур Солнца, осталось Солнце, сохранилось число лучей (или почти сохранилось, так как точно сказать, сколько лучей на щеке мумии, сложно). Есть также и генетические подтверждения о связи людей Афанасьево с захоронениями в пустыне Такламакан. В упомянутой статье об этом написано подробно.
   В этой заметке хотелось бы обратить внимание на удивительно устойчивую связь древнего культа практически с современностью (могильные плиты, где есть даты, 19-го века). Такая преемственность на протяжении более пяти тысяч лет, с исторической точки зрения, заставляет задуматься о многом. Например. То, что жители этого места сохраняли давнюю культуру, означает, что радикально состав населения не менялся на протяжении всего этого периода. Если кто и приходил, то он ассимилировался в эту культуру.
   Второй возникающий вопрос, это степень влиянии православной церкви в этих местах. Получается, что до 19-го (!) века было достаточно людей, которые придерживались древнего культа. Ведь крестов на таких памятниках нет, хотя уже шла вторая половина 19-го века. А кто тогда исповедовал христианство? Пришедшие в 18-ом веке мигранты, как это считается? Но тогда это означает, что длительное время в селе Липовка параллельно существовали две общины, исповедовавшие разные веры, и соответственно имевшие весьма отличные культовые обряды? Или может дата прихода переселенцев не совсем точная, и они появились на самом деле позже? Трудно сказать. Однако сам факт сосуществования двух культов в одном месте в любом случае весьма примечательный. В том числе тем, что влияние православной церкви не было таким доминирующим, как это сейчас представляется. В общем, вопросов много, а ответов нет.
   Как мне представляется, также весьма интересна сама культура надгробий. Первые стелы - просто камни - начали устанавливать давно, ещё в пятом тысячелетии до нашей эры. Со временем они приобрели антропоморфную форму, то есть грубо стал изображаться человек, обычно контуры головы и плечей. Постепенно на стелах появлялось все больше деталей. Особенно преуспели в этом люди культуры Кеми-Оба, которая существовала в 3200-2600 д.н.э. в центре Крымского полуострова.
   Глядя на фотографии ниже, несложно понять, что за высеченными изображениями стоит долгая история. Здесь однозначно чувствуются давние традиции, как мастерства, так и в смысле изображаемых предметов. Надо понять, что здесь нет случайных изображений. Все они имеют давний смысл, который нам сегодня непонятен. Похороны, это не то действие, где допускается произвольные обряды и изображения. Сама монументальность могильных плит свидетельствует об очень серьезном отношении и к смерти и к памяти предков, что очень хорошо согласуется с обычаями культур - носителей прото-индо-европейского языка. И заметьте, на многих надгробиях нет крестов (хотя, как я понял, какие-то из них находятся во дворе современной православной церкви).
   В общем, интересно это все. Но вот какая реальная история стоит за изображениями на надгробных памятниках, это скоро известно не будет, если будет известно вообще. А ведь за этим стоит огромный и богатейший пласт культуры, и не только похоронные обряды, но и всей жизни людей, всего уклада, как древности, так и совсем недавних времен. И далеко не так очевидно, что можно вот так взять и забыть без ущерба, что было там. Мне так даже очевидно противоположное, что вычеркивая из нашей памяти те времена и их достижения, проверенные и опробованные многими поколениями, мы обедняем нашу сегодняшнюю жизнь. И, думаю, совсем не в малой степени. Лечение местными травами и другими средствами один из примеров. Ведь лечили люди болезни до возникновения фармацевтических компаний (лекарства которых, надо сказать, далеко не всегда дают желаемый эффект, в том числе потому, что все завязано на прибыль, и польза для людей там зачастую на последнем месте). Сколько местных блюд и рецептов забыто навсегда, сколько сельскохозяйственных приемов, методов, результатов длительных наблюдений людей, живущих на земле и соединенных с природой теснейшей связью, сколько обобщений, технологий использования местных ресурсов ушло с предыдущими поколениями? Никто не даст точного ответа. Но одно ясно - много, очень много.
   Когда и кто спохватится, и что подвигнет людей на это - неизвестно. Но делать это надо - сохранять и, когда возможно, приумножать достижения прошлого. И это следует делать не просто из исторического интереса. Не только, и даже не столько. Это надо делать для лучшей, более богатой во всех отношениях жизни сейчас - культурной, экономической, духовной. Если подойти с толком, всё может пригодиться. Как я написал в поэме "Нити", "Кто с головой и понимает - Для умных хлама не бывает." Надо сохранять и использовать огромный опыт предыдущих поколений для людей, живущих сегодня, и которые будут жить завтра.
  
   0x01 graphic
  

Надгробный памятник с солярными знаками.

   0x01 graphic
   0x01 graphic
   0x01 graphic
   0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
  
   0x01 graphic
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"