Шевнин Владимир Александрович : другие произведения.

Разъепуть доронинского М Х А Та

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К ситуации в МХАТ им. М. Горького...


 []
  
   РАЗЪЕПУТЬ ДОРОНИНСКОГО М Х А Та...

  
   Думать, что 4 декабря 2018 года явилось для МХАТа имени Максима Горького и его Художественного руководителя-директора театра Дорониной Татьяны Васильевны абсолютной неожиданностью, громом среди ясного неба, - грешить против истины. Так могут думать люди, совершенно далёкие от внутренней кухни этого столичного некогда знаменитого на весь мир театра. Ну, или нравственные дальтоники, определяющие цвет события исключительно из ситуативного стечения обстоятельств в конкретный момент времени, выбирающие сторону баррикад, исходя из конъюнктуры отечественного политического рынка. Не претендуя на истину "в последней субстанции", есть желание быть максимально объективным. Хотя, в пылу борьбы, правда зачастую никому не нужна. Но есть надежда - пригодится!
  
   Разговоры, что на здание театра, расположенное в самом центре столицы, положили глаз некие влиятельные персоны с коммерческой жилкой, ходили давно. Во многом это объяснялось тем, что заполняемость некоторых спектаклей МХАТ была небольшая. А вот от аренды исполнителей, таких, например, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Борис Гребенщиков, собиравших аншлаги и приносивших хороший доход театру, Татьяна Васильевна, по каким-то трудно объяснимым здравым смыслом причинам, давно и решительно отказалась. Исключение было сделано, опять таки непонятно по каким параметрам, только Владимиру Рудольфовичу Соловьёву, - государственному пропагандисту с канала "Россия-1". Ему позволялось давать аншлаговые спектакли дважды в год - весной и осенью. Разовые аренды отдельных организаций за последние годы можно посчитать по пальцам. Доход от них был небольшой. А вот упущенная выгода от многолетнего и регулярного простоя зала на 1345 человек - выходила весьма существенной...
  
   Как пример "не случайности" и неизбежности отжима здания театра в декабре 2018 года - строчки из поэмы "Рефлексия" от 2013 года:
  
"Пертурбации во МХАТе
ожидаются на осень -
с юбилеем у Хозяйки
отберут без шума зданье...

Воровства на миллионы,
аудит накрылся тазом...
И распил - по всей России,
а не только по театрам.
Стариков - коленом в жопу,
орденок для выпендрёжа...
"Молодым - у нас дорога..."
А в начальствах - пни да плесень...
  

Кризис горьковского МХАТа

  
   Последние годы перед смещением Т.В. Дорониной с поста руководителя, МХАТ имени М. Горького тихо и почти незаметно пребывал на обочине театральной жизни Москвы и России. Сочетание "МХАТ" ассоциировалось у обывателей и в СМИ, как правило, с театром Олега Павловича Табакова, что в Камергерском переулке, то бишь, с МХТ - Московским Художественным театром имени А.П. Чехова. Громкие премьеры, медийные имена актёров, эпатажные режиссёры, частые репортажи по телевидению, хорошая раскупаемость билетов, непременные скандалы - вот это и был "табаковский" МХАТ, избавившийся в 2004 году от почётного звания "академический". Сам Табаков говорил о своём решении так: "Мне кажется, это порождение социалистических времен, слово "академический" устанавливало некую иерархию театров. Отцы-основатели не предполагали создавать академию, уж за это я голову на отсечение дам. А по смыслу я и не понимаю, что значит академический театр. В смысле -- мертвый? В смысле -- неприкасаемый?"
  
   Конечно же, театр, сохранённый Татьяной Васильевной Дорониной после драматического и скандального раскола, учинённого О.Н. Ефремовым в 1987 году, назвать "мёртвым" и "неприкасаемым" было бы несправедливо и абсурдно. Доронинский МХАТ в театральной жизни России занимал принципиальные, чётко и осознанно определённые позиции. Это был - именно, уже, был - русский традиционный, нравственный, реалистический театр. По справедливому выражению Юрия Полякова - "бастион русской традиции", "заповедный анклав". МХАТ Дорониной хранил и бережно развивал традиции отцов-основателей и, закономерно, традиции советского театра. В мхатовском репертуаре были лучшие пьесы русских, советских и зарубежных писателей и драматургов. Вспомним - А.Н. Островский и А.П. Чехов, У. Шекспир и П. Кальдерон, М. Горький и М.А. Булгаков, И.С. Тургенев и А.С. Грибоедов, М. Метерлинк и Б. Шоу, К. Гольдони и В. Гауф, А.Н. Арбузов и В.С. Розов, В. Г. Распутин и Ю.М. Поляков...
  
   О том, каким классически-правильным был МХАТ при Татьяне Васильевне Дорониной, после декабря 2018 г. сказано немало. И сказано справедливо. На афишах МХАТа практически не было случайных, конъюнктурных и просто проходных спектаклей. Что ни спектакль, то почти всегда золотое наследие. Навскидку, из программки десятилетней давности - "Вишнёвый сад", "Три сестры", "Без вины виноватые", "Лес", "Женитьба Белугина", "Красавец мужчина", "Униженные и оскорблённые", "Обрыв", "Зойкина квартира", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Полоумный Журден", "Комедианты господина...", "Васса Железнова", "На дне", "Тёркин - жив и будет!", "Прощание в июне", "Годы странствий", "Контрольный выстрел", "Дама - невидимка", "Сон в летнюю ночь", "Не всё коту масленица", "Деньги для Марии", "Дорогая Памелла"...
  
   Но... Не желая лить воду на бояковскую мельницу, попытаемся, хотя бы пунктирно, обозначить болевые точки, приведшие к кризису и последующему краху некогда знаменитого театра. Итак.
  
   Основные причины кроются в личности самой уважаемой Т.В. Дорониной, в её желании абсолютного контроля всей жизнедеятельности театра - от приёма на работу уборщиц до самоличного увольнения неугодных или чем-либо не угодивших актёров и руководителей. Отсюда и совмещение должностей худрука и директора театра, отсутствие демократических начал в жизни коллектива - декоративный и карманный профсоюз Кабанова, невлиятельный Художественный совет, формальный Коллективный договор. И закономерно - жёсткий авторитаризм, субъективизм, фаворитизм, интриганство, зависть, наветы... Неоправданный круговорот руководящих кадров. Импульсивные увольнения актёров при молчаливом безгласии приближённых. Желание окружения играть королеву и безраздельно рулить от её имени. Консерватизм, уместный в моральных принципах, в текущей жизни неизбежно вырождался в косность, в консервацию, в отсутствие инициативы и развития. Каждый год, к примеру, принимались молодые актёры, а число спектаклей для детей не менялось годами - "Синяя птица" да "Сокровища Петера"...
  
   Отрицание Татьяной Васильевной Дорониной современных реалий, например, Интернета, рекламы, влияния средств массовой информации на человека, с одной стороны, и негативное и даже враждебное отношение влиятельного либерального слоя россиянского общества к "замшелому" и "ретроградному" МХАТу, с другой, постепенно превращали театр в некую закрытую раковину на мало посещаемом берегу. Гастролей было сравнительно не много. Информация о новых премьерах просачивалась в СМИ весьма скудная. Не было интереса к театру. Минкульт средства выделял скромные. Звания и награды выбивались со скрипом. На ряде спектаклей посещаемость была низкая. Когда ввели запрет на продажу алкоголя, подскочили цены в театральных буфетах и столовой... Мелочь, конечно. Но показательно. МХАТ как бы выпал из мейнстримовской обоймы "золотомасочной" кутерьмы. И, наверное, это было, отчасти, и правильно. У театра был свой зритель, сохранявший верность классическому русскому и советскому театру. Зритель, который шёл на Доронину, на Юрьеву, на Чубченко, на Габриэляна, на других замечательных актёров, на спектакли Беляковича...
  
   Если уместны аналогии, то последние годы МХАТа имени Горького, перед бандитским десантом бояковской команды, можно сравнить с "застоем" 70-х годов брежневских времён Советского Союза. Со всеми плюсами и минусами. Кто бы что ни говорил, но перемены МХАТу были жизненно необходимы. Нужно было разграничить полномочия Художественного руководителя и директора, готовить надёжного преемника, чтобы сохранить традиции и без потрясений пережить неизбежные перемены. Нужен был импульс, толчок в правильном направлении... На памяти было мудрое решение Владимира Андреева, в апреле 2012 года добровольно ушедшего с поста худрука театра им. М.Н. Ермоловой, и заявившего: "Это было продумано, осознано. Надо уметь принимать такие решения. Вести театр вперёд должны молодые, талантливые люди". Сам В.А. Андреев занял пост Президента, а полномочия Художественного руководителя были переданы талантливому актёру и режиссёру Олегу Меньшикову. Увы!.. История с "Президентом" во МХАТе вылилась в фарсовую инсценировку, в профанацию, враньё и фарисейство. А "перемены" в Художественном театре были аналогичны "перестройке" и последующему трагическому распаду нашей Великой державы в 1991 году...
  

"Гениальный" ход Мединского

  
   Владимир Мединский, будучи министром, не раз публично заявлял о желании разделить должности худрука и директора в подведомственных ему театрах. Первая попытка в отношении МХАТа, помнится, была предпринята в 2015 году. Якобы, должность директора в Минкульте предложили тогда Валентину Клементьеву. За что он, придя к Т.В. Дорониной за советом, и был незамедлительно изгнан из театра. Правда, существует и другая версия увольнения Клементьева из МХАТа - пьяный загул народного артиста. Вступились за него тогда и коллеги по сцене, и мхатовские зрители в слёзной петиции: "Разумеется, мы не сомневаемся, что принятое Вами волевое решение было обоснованно и для этого были веские основания. Уверены мы и в том, что  Валентин Валентинович не мыслит своей жизни без МХАТа, а зрители - не мыслят МХАТа без Клементьева". Умоляя Т.В. Доронину вернуть опального актёра, они играли на струнах души великой русской актрисы: "Помните, как в старом добром советском фильме "Раба любви" один из главных героев, обращаясь с коленопреклоненной просьбой к великой актрисе, говорит ей заветные слова: "Вы же добрая. Вы - русская". Нижайше просим Вас, досточтимая Татьяна Васильевна, проявить великодушие, восстановить справедливость и предоставить возможность возвращения Валентина Валентиновича Клементьева в труппу МХАТ им. М. Горького". Эх, если б знать они могли, чем обернётся в итоге возвращение этого человека...
  
   Следующая попытка разграничения должностей и назначения нового директора, но уже не из "своих", а со стороны, была предпринята Мединским в конце 2017 года. Волевым решением в МХАТ им. Горького был направлен никому неизвестный человек. По слухам, бывший спортсмен, баскетболист. Была назначена дата знакомства новоназначенного директора с труппой театра. Но знакомства не состоялось. Директору из Минкульта в театре указали на порог. 20 ноября в Большом зале состоялось общее собрание коллектива. Валентин Клементьев, к тому времени уже прощённый и возвращённый в театр, зачитал письма - Министерству культуры, Государственной Думе, Совету Федерации, Президенту. Смысл один - должность Художественного руководителя-директора театра ни в коем случае не разделять, ибо такое разделение чревато перманентным конфликтом, Татьяну Васильевну не трогать, да и вообще - деньги Минкульт не даёт, на почётные звания скупится, так какие могут быть у нас директорА... Факты, приводимые в письмах, имели место быть. Проголосовали единогласно. Большинство присутствующих в зале письма подписало. И никто, практически никто, не задумался о том, что Мединский на этом не остановится. Тактическая победа МХАТа оказалась пирровой. Это было только отложенное во времени поражение...
  
   Конечно, для кого-то пертурбации в декабре 2018 года во МХАТе им. М. Горького действительно были полной неожиданностью. Но будущий знаменитый вопрос Президента про Боякова "А кто это?!" - задавали тогда очень многие. Ход Мединского с устранением Дорониной от руководства МХАТа и назначением триумвирата Бояков - Пускепалис - Прилепин - был всё-таки гениальным. "Гениальным" - в смысле утончённого цинизма, откровенного лицемерия и далеко в грядущее направленного зла. Дело не только в том, что хамски, демонстративно и быдловато-революционно убрали со сцены в запасники Великую актрису. Боякову и его подельникам высочайше был дан карт-бланш на разрушение одного из последних оплотов традиционного русского классического театра. И всё это под православную риторику и патриотическую демагогию. С клятвенными уверениями - в сохранении, возрождении, восстановлении, развитии, приумножении и т.д. и т.п. Не все и не сразу осознали реальную цену обещаниям и заклинаниям мало кому знакомого и непонятно откуда внезапно возникшего, как чёртик из табакерки, Эдуарда Боякова - людей смущали, парализовали, и в какой-то мере внушали некоторую надежду имена подлинно талантливого актёра и режиссёра Сергея Пускепалиса и писателя-воина Захара Прилепина... Оставим за скобками утверждение классика о несовместимости гениальности и злодейства. Но ход Мединского и тех, кто стоял за ним, был безупречно дьявольски изощрён и злодейски талантлив...
  
   Ситуация в МХАТе могла развиваться по двум принципиально разным сценариям, которые условно можно назвать "китайский" и "советский". Из недавней истории: один путь, планомерного и продуманного развития, привёл социалистический Китай к взлёту из нищеты 70-х в лидеры современного мира, а другой, демагогически-разрушительный и бездумный, с предательством элиты, - к развалу и краху Советского Союза как Великой мировой державы. "Китайский" вариант, применительно к МХАТ им. М. Горького, мог бы состояться, если бы Минкульт и Владимир Мединский изначально имели цель бережного сохранения и развития традиций Художественного театра. Для этого, деликатно уговорив Т.В. Доронину подвинуться на пост Президента и руководителя Худсовета, назначив на пост Художественного руководителя и директора театра людей, одобренных лично Татьяной Васильевной. На деле же стал реализовываться до боли знакомый горбачёвско-ельцинский сценарий. Циничный обман. Вероятно, грубый шантаж финансовыми нарушениями. Бесправная и унизительная роль "зиц-председателя" в театре и мифическом худсовете. Предательство окружения. И последующая вакханалия самодурства, правового беспредела, ничем не ограниченного всевластия человека, весьма посредственного как личность, но чрезвычайно амбициозного, мелко мстительного, болезненно капризного, барски высокомерного, мало духовного, но при этом по-хлестаковски изворотливого демагога, мастерски пускающего пыль в глаза и вешающего лапшу на уши россиянского обывателя...
  
   Доронину подло и расчётливо предал ближний круг. Те, кто кормился у неё с рук, кто был обязан ей всем, кого она любила и кому доверяла. Это, в первую очередь, и В. Клеменьев с Т. Шалковской, и М. Кабанов с Е. Коробейниковой. Никаких высоких мотивов, что б они потом, после финала бояковщины, ни говорили, - и под микроскопом не найти. Александр Дмитриев поспешил присягнуть Боякову в большей мере из-за личных обид. Талантливый, но, как он полагал, недооценённый режиссёр Малой сцены нашёл понимание и увидел перспективы при новой команде театра... Мотивы И. Фадиной, К. Пробст, Н. Моргуновой, В. Халтурина и других, запевших вдруг дифирамбы Боякову, так же просты и незамысловаты... Молчащее же большинство труппы заняло позицию - моя хата с краю, как-нибудь пронесёт. И осуждать их язык не повернётся. Так было всегда. И так будет. При всех режимах. При всех идеологиях. При всех изворотах истории. Инстинкт самосохранения в человеке заложен на генном уровне. Ну а на борьбу со злом, на отстаивание своих принципов решаются единицы. Об этом ещё у Евгения Евтушенко в стихотворении "Карьера":
  
   "Учёный, сверстник Галилея,
   был Галилея не глупее.
   Он знал, что вертится земля,
   но у него была семья.
  
   И он, садясь с женой в карету,
   свершив предательство своё,
   считал, что делает карьеру,
   а между тем губил её".
  

Бояковский переформат

  
   Предатели в Художественном театре стали таковыми не за один день. Как и генерал Власов не родился предателем в плену конкретно летом 1942 года. Гнильца в человеке, генерале и члене КПСС, присутствовала и в 30-х годах и в начале войны, когда он считался одним из лучших командующих Сталина. Как и тысячи полицаев и коллаборационистов, сознательно или по малодушию сотрудничавших с оккупационным режимом, уже изначально таковыми были. Ещё при СССР. Ещё при коммунистах. Были - потенциально, латентно. Война лишь выявила сущность людей. Как и 1991 год раскрыл истинную цену нашей элиты. Любая трагедия обнажает как худшие стороны человека, так и высочайшие взлёты человеческого духа. Для МХАТ им. М. Горького таким переломным моментом явилась смена руководства. Проще говоря, снятие Т. В. Дорониной и назначение Э. Боякова стали проверкой на вшивость не только для бывшего руководства, но и для труппы, для всего коллектива. Испытание на излом, как мы сейчас видим, выдержали не все. Проверку прошли, увы, немногие. Таковы реалии. Такова жизнь.
  
   Никаким "кризисным менеджментом" триумвират Боякова, его воронежских соратников и нахлынувшую в столичный театр екатеринбургскую команду управленцев, назвать невозможно. Исходя из анализа произошедших за это короткое время перемен, логичнее предположить, что "советский" вариант относительно доронинского МХАТа Мединским и стоящими за его спиной бенефициарами - был разработан изначально. На поверхности событий - и демонстративно и скоропалительно уничтоженная выставка Т.В. Дорониной, и грубое третировании поддержавших её актёров, и ликвидация целых служб и увольнение кадровых работников. Тут и показушное изгнание Романа Хомятова. И проплаченные пиар компании в СМИ. И снятие из репертуара доронинских спектаклей. И неизвестно откуда появившиеся у новых хозяев деньги. И сумбурные, импульсивные, ничем не обоснованные переделки в коммуникациях и архитектуре здания. И чудовищное, ничем и никем не ограниченное, раздутие штатного расписания театра. Маленький пример: если в своё время Художественно-постановочную часть возглавляли 2 человека, то уже в марте 2020 года было уже 8 (восемь!) руководителей!.. Тут и кумовство с устройством в штат - друзей и знакомых, близких и дальних родственников, в частности, бывшей жены Боякова Эльвиры. И сохранение на какое-то время тем же Бояковым двух должностей и двух окладов. Тут и манипуляции с премиями и выплатами...
  
   Как говорилось выше, логично сделать вывод, что, по сути, рейдерский захват МХАТа, имел другие, скрытые цели, густо прикрытые многоглагольными интервью о "сохранении и развитии" традиций отцов-основателей К.С. Станиславского и В.И. Немирович-Данченко. Во-первых, реально произошло переформатирование доронинского театра. Здание стало прокатной площадкой, пространством для клубных кружков, секций, лекториев, сценой для бездарных мало художественных пьес. Сохранили портрет Дорониной. Подленько плюнули в душу. И методично изгнали её дух. Во-вторых, в здании, построенном в 70-х годах, заложен огромный потенциал для коррупционных схем. Бояков в одном из интервью обмолвился, что на предстоящую реконструкцию потребуется от 10 до 20 миллиардов рублей. Учитывая отечественные реалии, опыт Большого театра, космодрома Восточный и питерской "Зенит-Арены", окончательная сумма будет, видимо, раз в пять выше. И, в-третьих, МХАТ при Прилепине становится фактически штаб-квартирой его политической партии "За правду". И это помимо того, что здание ранее уже стало штабом для проведения фестиваля С. Пускепалиса в Железноводске. Ну и прибежищем различных "специалистов" для прочих многочисленных прожектёрских затей господина Боякова...
  
   А что же с широко разрекламированными "программными" премьерами в уже бояковском МХАТе? Первая премьера "Сцены из супружеской жизни" по И. Бергману в постановке Андрея Кончаловского с Александром Домогаровым и, естественно, Юлией Высоцкой. Из достижений - впервые со сцены МХАТа матерное слово из уст Домогарова. Реакция - ноль. Аншлаги. Зал полон женщин среднего возраста. Хороший доход театру. С марта 2019 шёл ровно год. Уход А. Домогарова, вероятно, ничего не изменит. После карантина найдут замену. Курочку, несущую золотые яйца, будут холить и лелеять...
   "Последний герой" по пьесе Ивана Крепостного - вторая премьера при Боякове. Афишировался как программный спектакль. Снова ненормативная лексика в исходном материале, но, слава богу, не включённая в спектакль. Премьера в апреле 2019 года. Снят с репертуара через 3 месяца. Причина - отсутствие интереса. Ноль проданных билетов. Режиссёр Руслан Маликов из бывшего бояковского театра "Практика". Полный и безусловный провал. Провал режиссёра. И провал нового Художественного руководителя МХАТ им. Максима Горького в выборе пьесы и постановщика.
   Май 2019 года. "Последний срок" Валентина Распутина в постановке тогда ещё заместителя худрука МХАТа Сергея Пускепалиса. Как актёр Пускепалис, безусловно, харизматичен и замечателен. Повесть Распутина давно и хорошо известна. Красивые декорации художника Э. Гизатуллина. Отвратительный звук через микрофон "От автора". Уморительные монологи Степана в исполнении Сергея Габриэляна. Но... Не шедевр. Средний уровень.
  
   Премьера "Леди Гамильтон" в постановке А. Дмитриева - спектакль чисто мхатовский. Талантливый режиссёр. Замечательный подбор актёров - М. Дахненко, Л. Голубина, А. Погодин, Т. Шалковская... Первое представление 16 июня 2019 года. А репетиции начались ещё при Т.В. Дорониной. Товарищ Бояков, к счастью, испортить спектакль ничем не смог...
   И снова Руслан Маликов. Давний спектакль из репертуара бояковской "Практики" - "Парикмахерша" некоего С. Медведева, адаптированный под сцену академического театра. Дешёвые декорации книжки-раскладушки из упаковочного картона. Манерные движения игрушек-марионеток. Примитивные диалоги. Из нового - актриса Инга Оболдина. Естественно, из театра "Практика". В принципе, этот "шедевр" надо успеть увидеть, чтобы воочию понять, в какое место привёл Художественный театр Э.В. Бояков...
   "Синяя птица" М. Метерлинка идущая на сцене Художественного театра более 100 лет с 1908 года, была вдруг объявлена неправильной. Бояков вкупе с актрисой Н. Пироговой "восстановили" спектакль, и 2 ноября 2019 года состоялась "премьера". Частично были изменены текст и декорации. Как утверждается, спектакль "приближен к оригинальной версии". Может быть. Но, как шепчут злые языки, Минкульт за "премьеру" платит больше...
  
   Подобная же история и с чеховской пьесой "Три сестры". Спектакль 1940 года, возобновлённый в 2010 году Т.В. Дорониной, с действующим актёрским составом, с приходом Боякова оказался неактуальным и устаревшим. "Реконструировали": ввели молодых актёров, передвинули скамейку на сцене, и снова - премьера! И на программках 2020 года вместо "Режиссер по возобновлению народная артистка СССР Т.В. Доронина" теперь стоят фамилии "реконструкторов" - В. Клементьев и М. Кабанов.
   Да, ещё одна "премьерная" история. Крайне неудачная постановка 2011 года Александра Дмитриева "Грибной царь", по роману Юрия Полякова. Интереса к спектаклю особого не было. Из репертуара он сошёл. Но по каким-то причинам в ноябре 2019 появился снова, уже под названием "36 часов из жизни одинокого мужчины". На сей раз спектакль был маркирован как "новая версия" - с новой редакцией текста, изменённой сценографией и сдвигом во времени. Учитывая, что Ю. Поляков категорически не приемлет "антипода" Дорониной, жизнь "одинокого мужчины" будет не долгой.
   Самое светлое пятно во всей этой премьерной вакханалии - "Снежная королева" режиссёра-постановщика Ренаты Сотириади. Премьера состоялась 21 декабря 2019 года. Представление фееричное, с современной музыкой, хореографией, световым оформлением. Дети в восторге! Можно сказать, что спектакль войдёт в золотую коллекцию мхатовских постановок. По крайней мере, ему суждена долгая жизнь. Ну, если не будет волевых решений людей, назначенных после Боякова...
  

Е-бургские варяги

  
   А то, что Бояков рано или поздно, но будет устранён с поста Худрука горьковского МХАТа, нет ни малейших сомнений. Только абсолютной бездарностью кадровой политики Кремля, приоритетом сиюминутных интересов в угоду кучке влиятельных высокопоставленных проходимцев можно объяснить назначение Мединского на управление отечественной культурой и, соответственно, последующим преступным выбором бояковской команды на руление Художественным театром. В личности самого Эдуарда Боякова, в его эпатажных выходках, в сексуальной озабоченности, в прожектёрстве и маниловщине, в делишках на уровне уголовного кодекса, в философском порхании между индийской йогой и русским православием - должны разбираться профессиональные психиатры, неподкупные аудиторы и честные следователи. Интересно в данный момент осветить, хотя бы эскизно, личность персонажей, завезённых им в многострадальный МХАТ, дать набросок творимого бояковскими подельниками зла...
  
   Появление госпожи Ярошевской в МХАТе не было эффектным. Напротив, заходя в первое время с главного входа, она проходила к лифту молча, нахохлившись, ни с кем не здороваясь, скрывая глаза за большими чёрными очками. За что получила от злых языков прозвище Жаба. Затем, то ли по доброму совету, то ли осознав негодность такого поведения, она резко сменила манеру общения. То тут, то там можно было слышать её бодрое приветствие - "Здравствуйте, коллеги!.. Как дела, коллеги?.." Но наигранность такого неестественного поведения закончилась быстро и внезапно. 10 января, во второй рабочий день после новогодних каникул, видимо, не очень отойдя от праздников, она нервно стояла около лифта на первом этаже. Раскрылись двери, и оттуда вывалилась группа рабочих со строительной стремянкой.
   - Здрасьте!!. - весело поздоровались работяги с исполнительным директором.
   Татьяна Львовна хмыкнула, грозно нахмурила брови и повысила голос:
   - Я сколько раз говорила, чтобы вы не пользовались этим лифтом! Это лифт для людей, а не для лестниц! При Дорониной то вы, небось, по лестницам пешком ходили...
   - Да мы этим лифтом двадцать лет как пользуемся, и ничего...
   - Вот двадцать лет пользовались, а в двадцать первом году - пользоваться не будете!
   И дверь лифта закрылась, вознося директора на пятый начальственный этаж...
   А ровно через пять минут к рабочим прибежал взмыленный главный инженер театра и строго настрого запретил входить в лифт со стремянкой и прочим инструментом...
  
   Выписанная Бояковым из Екатеринбурга Татьяна Львовна, незамедлительно подтянула на руководящие должности в московский театр нехилую команду своих земляков. Вот, к примеру, заместитель Ярошевской Директор административно-хозяйственного департамента Мария Черятникова, бывший директор Дома культуры на Уралмаше. Не отличаясь ни выдающимся интеллектом, ни познаниями в технике и театральной специфике, эта 29-летняя дама выделяется откровенным желанием выслужиться, показать свою незаменимость и нужность, не считаясь ни с кем и ни с чем. За короткий срок ей удалось из заместителей стать руководителем Департамента, выдавив с этого поста москвичку Ольгу Ивашову. Рабская угодливость к хозяевам вкупе с профессиональным дилетантизмом оборачивается злопамятностью и мстительностью к подчинённым. В ноябре 2019 один из сотрудников электроцеха выразил недоумение, мол, раньше светильники покупались по 4,5 тысячи рублей, а сейчас аналогичные были закуплены аж по 9,5 тысяч!..
   - Вы это, что же, на коррупцию нашего руководства намекаете?!! - взъярилась Марья Сергеевна. - Да как Вы смеете такое думать про Боякова!.. Да человеку с таким настроем мыслей не место в нашем театре!..
   И человек "с таким настроем мыслей", не имея выговоров и наказаний, был лишён 13-й зарплаты, а за попытку выяснить законность решения - получил дисциплинарное взыскание от спаянной екатеринбургской команды, потерял стимулирующую выплату и с оказией коронавируса отправлен в простой...
  
   Имена и екатеринбургские номера основных уральских "варягов", призванных Бояковым для реализации своей "миссии" во МХАТе им. М. Горького:
Удалено по требованию Роскомнадзора.
Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу
Запрос ?38230-02-11/77 от 18.06.2020

  -- Черятников И.В. - Заместитель директора департамента ХПЧ. 8-953-ххх-хх-хх. -->
  
   С приходом новой команды, моральный климат в театре резко изменился в худшую сторону. И дело не только в том, что появились десятки и десятки новых, никому не известных людей, высокомерно и часто бесцельно фланирующих по театру, имитируя бурную деятельность. И не в том, что в коридорах и кабинетах установлены пишущие камеры с микрофонами и атмосфера подозрительности и страха стала обычным явлением. Незримая линия разделения прошла по всему театру. Кто-то ушёл сам. Кого-то сократили. Кого-то вывели под руки. Кто-то, как руководитель службы внутренней безопасности Чиж, сотрудники отдела кадров Рыбкина и Серова, поспешили присягнуть людям Боякова на лояльность и самозабвенно и рьяно включились в борьбу по выявлению крамолы и "оппозиции", не брезгуя подлостью, подлогом и недостойными средствами.
  
   Ну вот, не понравился им один сотрудник рекламного отдела. "Ты пьян! - говорят. - Пиши заявление на увольнение!" "Да вы что, - отвечает им сотрудник. - Давайте анализ крови проведём, врача вызовем..." Не стали. Успокоились. На несколько дней. Успокоился и сотрудник. А зря... Как-то раздаётся ему звонок по городскому телефону, мол, что рекомендуете посмотреть, товарищ, как на Ваш взгляд такой-то спектакль?.. И называют, кажется, откровенно облажавшегося "Последнего героя", на который уже на премьерные представления спроса не было. А наш герой, в смысле сотрудник рекламного отдела, будучи человеком принципиальным и честным, но неосторожным, так прямо и говорит в телефон: "Говно! Не советую категорически!.." А на следующий день вызывают его в отдел кадров и с улыбочкой говорят: "Вы, товарищ, нарушили Кодекс этики и служебного поведения работников МХАТ им. М. Горького, пункт номер такой-то..." И включают диктофонную запись с исчерпывающей характеристикой спектакля... Вот так и уволили, бедолагу...
  

Большинство и меньшинство

  
   Апофеозом наглости, цинизма и жёсткости руководства, с одной стороны, и коллективной трусости, страха и беспринципности коллектива театра, с другой стороны, стало профсоюзное собрание 15 ноября 2019 года. При Дорониной официальный профсоюз был компактный, карманный, удобный, декоративный. Ситуация при Боякове изменилась, возник ещё одни профессиональный союз, из числа недовольных. Незамедлительно нужно было закрепить роль "своего" профсоюза как инструмента поддержки, влияния, и, одновременно, давления на неугодных. Экстренно приняли, сагитировали и согнали всех, кого можно. В первую очередь, осознанно, вступило всё руководство. Ну и для массовки, при лёгком давлении, приняли статистов из различных подразделений. Набралось человек 130 мало знакомых между собою и ничем не объединённых людей. В профком наметили только своих из административно-управленческого аппарата (Баженова, Братчиков, Ивашова, Скворцов) и надёжных артистов из присягнувших (Архипова, Дмитриев, Дружков, Кабанов, Клементьев, Кравчук, Кузнецова, Ровинский, Халтурин, Цымбал, Шивелин, Янко).
  
   Собрание на малой сцене объявили закрытым. Начальник охраны Василий Чиж вызвал новых охранников-амбалов. Установили телевизионные камеры на входе. Выстроили очередь. Вход по списку. Но своих, из "сочувствующих" не членов профсоюза, Черятникова пропускала по отдельной записи. Атмосфера напряжённости, страха, неуютности и не комфорта. Память отсылает к приснопамятным 70-м и даже к 30-м годам советской ежовщины... Ведёт собрание Кабанов. Его громко корректирует и направляет Клементьев с прохода. За присутствующими со сцены внимательно наблюдают юрисконсульт Кириллов и телекамера. Отчёт председателя сумбурный. Попытки актёров Андрея Голикова, Юрия Болохова и Дмитрия Корепина хоть как-то вывести собрание на сущностные вопросы жизни театра, резко пресекаются. Голосование, поднятием рук под камеру, единодушное. За исключением 5-7 человек. Уважаемую заслуженную артистку России Лидию Леонидовну Матасову председательствующий Кабанов обрывает грубо, не давая высказать наболевшее. А зал молчит. Молчит глухо, безразлично и почти единодушно... А в зале не только молодёжь, призванная в театр бояковской командой, в зале - коллеги по сцене, заслуженные артисты, народные... Оскорблённая Матасова уходит - "Работайте, ребята!.."
  
   Это молчание - красноречивый ответ тем, кто до сих пор недоумённо спрашивает, почему Татьяна Васильевна Доронина не появляется в своём театре. Ответ же очевиднейший - Доронину, как руководителя и как личность, предало ближайшее окружение при молчаливом равнодушии большинства. И только немногие, как это и всегда бывает в истории, вступили в открытую схватку со злом, прикрывающимся рассуждениями о православии, культуре, патриотизме... Тех, кто не купились на демагогию, кто спасли свою честь и честь МХАТ им. Максима Горького, действительно немного: заслуженные артисты России Андрей Чубченко и Юлия Зыкова, вынужденные уйти в Малый театр. Заслуженные артисты Александр Титоренко, Лидия Матасова и Елена Катышева. Артисты доронинского МХАТа Алексей Бирюков, Юрий Болохов, Ольга Дубовицкая, Андрей Зайков, Екатерина Кондратьева, Антон Наумов и "сокращённый" Дмитрий Корепин... Как это ни странно, но многие из них не пользовалось особой милостью Хозяйки. Ну, а те, кто был в фаворе, как раз и оказались в числе предателей. Ничего, увы, не меняется в нашем мире...
  
   Частично это ответ и на безрезультатное обращение Дорониной лично к Президенту при вручении ордена. Мир за последние годы изменился кардинально. Россия не СССР, а Путин не Сталин. Игнорировать реалии информационного мира, полагаясь по старой привычке исключительно на аппаратный вес и влиятельных покровителей, иногда выходит боком. У Дорониной - не прокатило. Бояков же, пока, чувствует себя в информационных потоках как рыба в воде. Ложь неизбежно будет обнажаться. Молчание большинства зала вечным не бывает. Положительные изменения в театре весьма незначительны. А вот провалы и минусы - очевидны. Спасут ли тогда Боякова и Прилепина бенефициары мхатовского рейда? Роль нового министра культуры Ольги Любимовой до сих пор не проявлена. Вписываться в драчку она не торопится. И это объяснимо. Как спасать тех, кто спасаем быть не хочет, кто послушно соглашается с происходящим и готов на любые унижения? А требовать сегодня возвращение в театр Т.В. Дорониной так же бессмысленно, как в 1918 году идти в атаку за Государя императора, против местечковой сволочи. Но благородство обречённых вызывает уважение... Потому что бояковщина - зло не менее опасное, чем коронавирусная эпидемия.
  

Прилепин как Жириновский 2.0

  
   Захар Прилепин до последнего времени вызывал искреннее уважение. Бывший омоновец. Участник боевых действий в Чечне и Дагестане. Популярный и плодовитый писатель. Лидер литературных и политических рейтингов. Единомышленник Эдуарда Лимонова. Оппозиционер - пусть и отчасти - существующей власти. Патриот. Антилиберал. Да восхищаться можно было хотя бы одним только фактом участия в боевых действиях против украинских нацистов на Донбассе!.. Думалось, - ну, вот, настоящий русский мужик! Современный отечественный Хемингуэй - и книги пишет, и на войне сражается!.. А каков он как литератор - пусть разбираются критики и читатели. Читатели же Прилепина читают. Книги, говорят, нарасхват... Но вот как человек во всей красе он раскрылся после назначения заместителем художественного руководителя МХАТа по литературной работе в декабре 2018 года в составе триумвирата Бояков - Пускепалис - Прилепин...
  
   Посещает своё новое место работы Прилепин за время своего заместительства во МХАТе крайне редко, наскоками. Да и зачем? Зарплата - регулярная и весьма приличная, даже по европейским меркам. Поститься в соцсетях удобней из рязанской усадьбы. Пописывать нетленку - там же. А потом - различные мероприятия, далёкие от театра, как-то фестивали, интервью, дискуссии, сколачивание политической партии, многочисленные съёмки на различных телевизионных каналах. Вот свидетельство Анжелики Заозерской: "Я, будучи пресс-секретарем МХАТ имени Горького, своими глазами видела как  Захар  Прилепин  носился  по  коридорам театра со своей  Трудовой  книжкой. Не терпелось "крутому" защитнику Отечества пристроить свою  Трудовую  книжицу. Худрук театра Бояков устроил истерику исполнительному директору театра Марии Горбатовой, которая не поехала в Нижний Новгород за  Трудовой книжкой  Прилепина".  По словам Заозерской, зам по литературной работе в театре "за четыре месяца появился на полчаса три  раза и  был  на  премьере "Сцен из супружеской жизни", но зарплату ... получал".
  
   При этом Прилепин приложил все силы, чтобы пристроить во МХАТ своего друга актёра Михаила Сиворина. И в то же время этот правдоруб, позиционирующий себя защитником всех несправедливо обиженных, решительно отказался помогать мстительно гонимому Бояковым молодому актёру Дмитрию Корепину. Из интервью Дмитрия Марине Райкиной из "МК" о разговоре с Захаром Прилепиным: "Ты еще работаешь?" -- спросил он меня. Я попросил его помочь: "Мне некуда идти, вы видите, какая ситуация кругом. Я впервые прошу за себя. Я же реально никуда не устроюсь". Прилепин, вместо реальной помощи, посоветовал перейти Корепину на срочный договор, абсолютно зная, чем это переход закончится. Впрочем, финал для Дмитрия Корепина наступил значительно раньше окончания срочного договора - 26 марта 2020 года, в разгар эпидемии коронавируса, актёра, проживающего в общежитии, уволили "по сокращению штата"...
  
   Похоже, за эти полтора года Захар Прилепин так и не смог, а точнее, элементарно не захотел понять, с приходом во МХАТ с бояковской командой, глубинную суть происходящих процессов. Его многочисленные интервью о ситуации в театре - поверхностны, тенденциозны, неубедительны, легковесны. Вот он говорит в октябре 2019 года: "Мне по-человечески очень нравится происходящее в нынешнем МХАТ. На что-то я смотрю изнутри, на что-то - со стороны, на что-то - профессиональным взглядом. Масштаб проделанной к этой осени работы очевиден и впечатляющ". И это после циничного уничтожения выставки Т.В. Дорониной, бездумного разгона целых подразделений театра, хамского увольнения профессионалов из технических служб, жёсткого прессинга актёров при переводе с бессрочного контракта на срочные договоры, снятия из репертуара практически всех доронинских спектаклей... Да всё о'кей, ребята! "Мне по-человечески очень нравится происходящее в нынешнем МХАТ..."
  
   И если не попустительством и покровительством власти беспределу, творящемуся в центре Москвы, то чем ещё можно объяснить молчаливую безучастность Кремля к происходящему во МХАТе? Как трактовать разрекламированный съезд прилепинского движения в феврале 2020 года, с участием Боякова, Пускепалиса, Ярошевской? А как объяснить скоропалительную регистрацию новоиспечённой "партии" Прилепина? А нынешнее ежедневное и навязчивое мелькания "оппозиционного" партайгеноссе на всех федеральных каналах? Абсолютно же очевидно, что любая "партия" и "партийка" в современной России может появиться исключительно с высочайшего соизволения и благословения государственной власти. Вот мнение Игоря Романова с "Русской народной линии": "партия Прилепина - это замена всем предыдущим искусственным проектам, типа "ЕР", "СР", "КПРФ", "ЛДПР" и т.д. Хотя, скорее всего, партия, именуемая "За правду", лишь этап, разогрев, к созданию большого политического псевдопатриотического блока, куда сольются все, кто сегодня пробирается к власти разными окольными условно-патриотическими путями".
  
   Раскрутка в нынешних официальных СМИ патриота-писателя Прилепина и его партии удивительно напоминает историю с другим "оппозиционером", Жириновским, и Либерально-демократической партией Советского Союза, созданной в декабре 1989 года. В "партии" тогда числилось несколько человек, закона о многопартийности не было, однако рекламная шумиха на Центральном телевидении, по радио и в советско-коммунистической прессе была немалая. Многочисленные интервью и пресс-конференции новоявленного деятеля наводили на мысль, что в продвижении этого человека заинтересованы и на Старой площади и на Дзержинской... Но "всё на свете имеет конец". Максим Горький. Вот и Президент России В.В. Путин заявил в Липецкой области в январе 2020 года: "У нас, как правило, партия связана с конкретным человеком. Самый яркий пример в нашей истории - Владимир Вольфович Жириновский. Есть Жириновский - есть ЛДПР. Нет Жириновского..." Красноречивое, однако, многоточие. А, как известно, "свято место пусто не бывает". Русская народная пословица.
  

Герой с толстыми ляжками

  
   Ещё одна развёрнутая цитата Игоря Романова с "Русской народной линии": "Пиарщики-политтехнологи вместе с социологами вычислили, что в обществе созрел заказ на национал-патриотизм. Они даже этот заказ формировали и формулировали. И вот теперь пиарщики предлагают обществу вполне осязаемый продукт в виде обновленной патриотической идеологии, её социального носителя - патриотической партии и конкретных "людей-героев", наподобие Прилепина. Из Прилепина долго и мучительно лепили "русского героя". Тут и бешеные тиражи довольно безсмысленных книг "русского писателя", тут и встречи с многочисленными читателями, и пиар на телевидении и радио, и поездки на Донбасс. Каждый выезд Прилепина "на войну" сопровождался массированной информационной поддержкой. Регулярные приезды "с войны" также широко транслировались в эфире. Писатель успевал почти одновременно открывать огонь по противнику на Донбассе и выступать в авторской передаче на "Первом русском" телеканале "Царьград", проводить встречу с читателями в Москве или за пределами..." Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить...
  
   И исчерпывающая характеристика Прилепина от недавно скончавшегося Эдуарда Лимонова, сотрудничеством и дружбой с которым нынешний завлит театра бравирует даже после его смерти. Поистине великий бунтарь и писатель уничижительно называет Прилепина выскочкой и фраером, врущим вопреки фактам, "чтобы получилась блестящая биография современного героя". Лимонов презрительно пишет о своём якобы "соратнике":
   "- Прилепин толстолягий, мордатый, модный парень, своего рода Дудь, принадлежит к той же категории шоу-бизнес звёзд, что и Ксения Собчак.
   - То, что кто-то им соблазнён, меня не смущает. Мы живём во времена пошлых дельцов.
   - У меня мало фронтовых фотографий. Я стеснялся лезть с полевыми командирами в объектив. Считал, что я этого не заслуживаю.
   - Наше пошлое время должно было породить такого как Прилепин. Ну и породило.
   - Он с усердием утверждает, что "Дед", то есть Лимонов, ревнует его, сдвигая нас таким образом. Мне и в голову не приходило ревновать это литературное насекомое к моим книгам или к моим войнам. Он банален и слишком толстые ляжки, ну и банальные книги, в которых высказывает пошлые истины для домохозяек. Я никогда к этому не стремился. Мой интеллект выше его книг. Они для чтения в первом классе жизни..."
  
   Оппозиционность Захара Прилепина существующей в России власти, которая его любит неприкрыто и взасос, довольно сомнительна. Ну, нельзя же всерьёз считать его таковым только по тому, что он пишет в "Живом Журнале": "Император, конечно, деспот, а Крым ворованный". И даже ляп с комментариями о поправках в Конституцию, ляп, на который так дёшево купился Никита Михалков в "Бесогоне", ничего не меняет в раскладе. Захар всё же к "рукопожатным" россиянским интеллигентам прямого отношения не имеет. Прилепин процитировал, не комментируя, протестное заявление Конгресса интеллигенции: "Мы, граждане России, профессиональные юристы, ученые, журналисты и писатели, обращаемся к нашим согражданам, депутатам всех уровней, политикам, общественным деятелям, и конечно - к судьям Конституционного суда, приносившим присягу на тексте действующей Конституции. Мы считаем, что над нашей страной нависла угроза глубокого конституционного кризиса и противоправного антиконституционного переворота, облеченного в псевдолегальную форму..."
  
   И далее перечислил интеллигентов из Конгресса, "только тех, кого знаю сам". Цитируем список подписантов только по именам: "Азар Илья. Айзенберг Михаил. Ахеджакова Лия. Альбац Евгения. Архангельский Александр. Архангельский Андрей. Бахнов Леонид. Бильжо Андрей. Витухновская Алина. Вишневецкая Марина. Ганиева Алиса. Гельман Александр. Генис Александр. Гербер Алла. Гозман Леонид. Громова Наталья. Долин Антон. Елена Чижова. Коренева Елена. Кучерская Майя. Лазарева Татьяна. Ларина Ксения. Лекманов Олег. Литвинович Марина. Лобков Павел. Лошак Андрей. Малкина Татьяна. Мирзоев Владимир. Монгайт Анна. Наринская Анна. Павловский Глеб. Парфенов Леонид. Пархоменко Сергей. Прохорова Ирина. Ройзман Евгений. Райхельгауз Иосиф. Рубинштейн Лев. Синдеева Наталья. Слаповский Алексей. Слоним Маша. Шендерович Виктор. Ширвиндт Михаил. Шихман Ирина. Ясин Евгений". И закончил Захар сообщение весьма двусмысленно и многозначно: "И ещё много юристов. Потому что юристы знают о чём говорят". Никита Михалков оценил однозначно - сочувствие и поддержка. Хотя, тут закономерен вопрос - а не скрытый ли это очередной пиар Захара Прилепина, на сей раз со стороны "Бесогона"?..
  
   Как бы там ни было на самом деле, а спектакли театра Никиты Михалкова появились на сцене МХАТ им. М. Горького. Вслед за спектаклем Андрея Кончаловского. Гонимых и изгоняемых из театра Т.В. Дорониной актёров Захар Прилепин презрительно называет либерастами и подавляющим меньшинством. Как и всех сторонников и защитников Великой русской актрисы... Вот уж воистину, "всё смешалось в доме Облонских!" Михалковский православный "Бесогон" драматическую ситуацию во МХАТе почему-то не комментирует. А как всё просто в раскладе Прилепина: есть большинство - оно за Боякова; есть меньшинство, "которое Татьяну Васильевну втягивает во всю эту историю". Есть сама Доронина - "Я с ней общался, она с большим тактом, уважением и без всякой нервозности, что называется, благословила, сказала: "Я желаю вам удачи в работе"". И тут, как бы предвосхищая будущее, искажая прошлое и слегка угрожая в настоящем, заявляет в октябре 2019 года: "И если Татьяна Васильевна выступит против нас, она будет противоречить самой себе, потому что это будет выступление против большинства, против основной части труппы, против нового руководства, приход которого она приветствовала. А если выступит на нашей стороне, то это поддержит сильных, победителей, большинство, что ей тоже не близко".
  
   И вдогонку. Ещё одна цитата из многословного писателя и гражданина, патриота и интеллигента, офицера и театрального деятеля. Сказано в запале, в адрес противников, но очень точно подходит к Эдуарду Боякову, к самому Захару Прилепину и всем их подельникам: "Это на их совести, в таком подходе уже заложено поражение, потому что, если люди начинают работать через дезориентацию людей, с которыми контактируют, это само по себе уже признак слабости".
  

И вместо заключения

   1. Трагедия МХАТа - во многом вина самой многоуважаемой Татьяны Васильевны Дорониной. Житейская недальновидность, отсутствие мудрости, проницательности, нежелание видеть изменившиеся реалии нашей паскудной жизни в условиях жлобского капитализма, женское упрямство, и, наконец, упование на свой авторитет и аппаратное влияние - сыграли злую шутку и обернулись, если и не концом, то печальным промежуточным итогом своего детища - декабрьским крахом 2018 года.
  
   2. Назначение Боякова Художественным руководителем МХАТ им. М. Горького - если не ошибка, то нравственное и уголовное преступление. Владимир Мединский и Пётр Толстой обманом и шантажом принудившие Т.В. Доронину к уходу с поста Художественного руководителя, похоже, руководствовались меркантильными соображениями в угоду известным им бенефициарам, а отнюдь не интересами отечественного искусства и Художественного театра. Бояков - это дикая смесь демагогии и словоблудства Михаила Горбачёва с недалёкостью и разрушительностью Бориса Ельцина.
  
   3. Сейчас, после полутора лет планомерного уничтожения доронинского МХАТа, густо прикрытого псевдопатриотическим пафосом и флёром демагогии, становится ясно, - направление во МХАТ триумвирата Бояков - Пускепалис - Прилепин в декабре 2018 года, было всего лишь началом многоходовой комбинации, просчитанной аналитиками одной из кремлёвских башен. Ну, или одной из столичных площадей... Судьбы людей, будущность отечественного театра с богатейшей историей, авторов этой авантюры - абсолютно не интересовали.
  
   4. МХАТ, как Храм классического, нравственного и реалистичного искусства, уже не существует. Театр стал инструментом политических игр циничных интриганов. Здание превратилось в обычную "площадку" для аренды, в претенциозный "кластер" с "открытыми сценами", попросту говоря, - в заурядный провинциальный клуб с лекциями, кружками, студиями танца, йоги и прочей лабуды, в штаб-квартиру политической квази-партии. Разъепутье, увы, пройдено. Перспектив и надежд нет. Ну, или почти нет...
  
   5. Но... Шанс выхода из ситуации всё ещё остаётся. Спасти русский национальный классический театр, достойно и с честью выйти из труднейшего положения, хотя и с потерями, - ещё можно. Требуются только политическая воля, мужество, мудрость, честность, порядочность, осознание, что Бояков и его деятельность - не развитие, не общемировой тренд, не универсальная ценность, не инновационность и прочее высокопарное словоблудство. Бояков - это тупик и уничтожение традиционного национального театра.
  
   Итак:
      -- Незамедлительное снятие Боякова с поста Художественного руководителя МХАТ им. М. Горького, увольнение всей екатеринбургской команды во главе с исполнительным директором Ярошевской.
      -- Решительный отказ от политиканских игрищ Прилепина и его кураторов с "башни" и "площади". Театр - Храм культуры, а не партийная штаб-квартира.
      -- Проведение тщательного и принципиального расследования деятельности Боякова, Прилепина, Ярошевской, их подельников по фактам коррупции, казнокрадства, беззакония, кумовства.
      -- Назначение Художественного руководителя театра с благословения лично Татьяны Васильевны Дорониной.
      -- Непременное разграничение сфер ответственности Художественного руководителя и Директора МХАТ им. М. Горького.
      -- Создание авторитетного и влиятельного Художественного совета театра во главе с Т.В. Дорониной.
      -- Утверждение Министерством культуры нового Штатного расписание театра в соответствие с законом и здравым смыслом, исходя исключительно из потребностей театра, а не прихотей руководства.
      -- Деликатное и постепенное переформатирование труппы театра. Отказ от гонений, преследования, мщения.
      -- Назначение на руководящие должности, замещение вакансий - исключительно по профессиональным и моральным качествам.
      -- Роспуск официального профсоюза театра. Создание нового профсоюза (профсоюзов) исключительно на основе доброй воли и сознательного выбора. Заключение Коллективного договора.
      -- Сохранение положительных тенденций, имевших место за промежуточный, с декабря 2018 года, период.
      -- Восстановление лучших спектаклей, снятых из репертуара. Возврат к русской, советской, зарубежной и современной классике, к традиционному репертуарному театру.
  
   Ну, как-то, так...
  
   P.S. И напоследок, из интервью "Daily Storm" Дмитрия Корепина, мхатовского актёра, сокращённого в разгар коронавирусной эпидемии: "Бояков - это настоящее олицетворение зла. Человек, который размышляет о православии, но при этом не знает, что такое милосердие. Который делает всё, чтобы в театре Дорониной не звучало даже её имя, и выживает её актёров. Как будто Татьяны Васильевны и не было! При этом новый худрук продолжает утверждать, что всё хорошо, никакого конфликта нет, он продолжает с ней общаться..." 
  
   P.S.S. И эпилогом: "А ПОКА КАКАЯ-ТО БЕЗЫСХОДНОСТЬ. МЫ КРИЧИМ: "ПОМОГИТЕ! МХАТ УБИВАЮТ! НАС ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ПОСТАВИТЬ К СТЕНКЕ И РАССТРЕЛЯТЬ", А В ОТВЕТ - ТИШИНА".
  
  
  
  
  

Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"