Шищенко Евгений Владимирович : другие произведения.

Вечер четвёртый: О видениях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

         В очередной раз пришли жители послушать, какой рассказ приготовлен для священника. Сам батюшка был твёрд в том, что никто не опровергнет стародавнее учение. А сказитель вроде и спорил с ним, да не о том.

        - Если мир разделён на "здесь" и "там", то отчего же непременно держать в запустении "здешнее", всей душой стремясь "туда"? А если доброе и так делать "здесь", к чему ставить приманку в "тамошнем"? - говорил он.

        - Без проповеди заблудший не опомнится. - отвечал священник, - Без образа Бога - человек слеп, как птица в ночном лесу. Ваша картина из "четырёх сторон", каждую из которых он может обожествить - соблазн многобожия, тогда как по моей вере Бог един и только он - праведен.

        - Вот уж образов история показывает множество! - смеялся сказитель. - И кровавых споров за них тоже достало. Как будто сами эти божественные образы и воевали над человеческими толпами... или то́лпы и были их оружием.

        - Следует говорить только о едином образе, - напоминал святой отец. - А раздоры от недоумия и прежней склонности делить Бога на много. Не узрев, что подо всем - одно. На том и сдружиться следовало бы...

        - Вот и моя мысль - объединить разрозненное, что превыше человека и в разной мере диктует закон. Достаточно великое, достаточно сильное. Только... лик ему не пририсовываю, это было бы своеволием. А нахожу в предметах и явлениях, видных каждому.

        - Получается, ищи Бога в поле! Как же это?! - развёл руками священник.

        - А верно ведь! Искали без то́лку его над полем, да так крепко, что вышло поле боя. ...Надо бы смотреть пониже да пошире. Значит, притча моя будет в самый раз. - сказочник задумался. Наконец молвил:

        - Расскажу о пахаре и божественных видениях.

        Однажды селянин работал в поле. И вот раздался трубный глас, и встал перед ним призрак сияющий и крылатый.

        "Веруешь ли в Господа нашего?" - спросил, и селянин ответил: "Верую! Но ты, вестник, - четверть от власти Его. Потому что Бог явлен во многом, вестниками Его могут быть и дерево, и камень."

        Но вот раздалось пение многих и блистание большее, встал следом призрак во сто крат великий и произнёс громоподобно: "Есмь Господь твой, веруешь ли?!"

        Тогда селянин преклонил одно колено и сказал: "Верую! Но Ты еси половина от власти Господа истинного. Ведь опора мощи твоей - состав твой, чем бы ни был, и место, где она явлена, превыше тебя. Плоть же наполняет властью, не вопрошая, и место довлеет, не приказывая."

        Селянин взял ком земли и поднял на ладони к сверкающему лику: "Или скажешь, что нет Тебя зде́сь? ...Но тогда ты - полубог, несущий войну!"

        "Я же верую, что Господь мой - целостен," - сказал селянин и обвёл рукой перед собой. - "Он есть Мир и общее поле для всех вещей."

        И тогда рассеялись видения, оставив пахаря одного.

        - В этой притче сказано немногое. Но мне кажется... - рассказчик помедлил, - что...

        ...ангел-вестник возвратился на то поле уже не в грозном обличии, без соратников и фанфар. Присев у края борозды, он продолжил беседу с селянином:

        "Крепка же вера твоя! Не устрашился ли, что ответ о ней примут за дерзость?"

        "Что ж... стереть без остатка, чтобы пахарь больше не дерзил! - усмехнулся тот. - Но вера эта не исчезнет.

        Я собрал её по крупицам из всего, что вижу, к чему прикасаюсь. Она рассеяна в малом поле, что окрест, и в просторах, которые ещё неведомы.

        Зима убивает многую поросль - и поле пустеет. Но под снегом ждут озимые ростки.

        Пусть выжжено поле и завалено камнями - вера кроется даже в пепле и осколках.

        Покинет поле один род, заселит другой, наиграется разноцветными идолами, долго ли, коротко ли, но дойдёт к её простоте."

        "А если не смерть без остатка, а пламя неугасимое уготовано тебе?"

        "В Ад низвергнешь?" - переспросил селянин.

        "Может и так. Или же, напротив, слуга его придёт искусить тебя под праведной личиною, тогда что́ сделаешь?..."

        "Будь такой Ад, - задумался пахарь, - значит, в мире свара меж божествами-наместниками, каждый в своём царстве.

        Либо нижний прислуживает верхнему, как тюремщик.

        Если тому́ есть нужда звать ко благу и грозить отлучением, а э́тому - соблазнять к неблаго́му или сжигать муками, выходит, обе власти хоть и сверх человеческих сил, да непрочные.

        Даже в котле мучений не утрачу веру во Господа истинного.

        Если же найдётся мельчайшее орудие по силе, устрою мятеж в само́м Аду! Когда удастся, но не смогу покинуть те пределы - значит там ляжет поле моё и встанет дом. А не удастся... то сколь вечны те муки - вечными будут и попытки."

        "Получается, что Господь твой не имеет облика. Что если ты ошибся, и это Он являлся только что? - тот, кто, пусть по-твоему, заключён во всяком месте и времени," - продолжил ангел.

        "Облика человеческого - не имеет. В то ещё верую, что всякое существо, приходящее на порог и вопрошающее, может оказаться превыше человека, да ненамного. Пусть оно побеждает меня силой или убеждает мудростью. Но под этим видны спесь и сомнение.

        Сила же и мудрость Господа истинного - суть творение и дар, не взыскующие и не указующие.

        В чём сила родника, если я могу взять его часть с собой? А могу и пройти, не заметив в травах. И реку - запрудить плотиной и питаться от силы воды.

        В чём сила земли, если я взрезаю её плугом? Но могу забросить пахоту, и плевать наземь, выйдя из кабака, и лить в овраг помои и отраву.

        В чём сила ветра, если я укрываюсь в доме? И в чём сила огня, если зажигаю и задуваю его, когда требуется?

        В чём сила времени? Ведь слово человеческое шагает и через время.

        Вот - дары Господа истинного! Могу не ведать о них, а ведая - не принять.

        И сила его - незаметна. Она творит и изменяет, входя в меня водой и хлебом, толкая ветром и согревая пламенем, и слову ве́ка этого - внемлют новые века́."

        Тут селянин увидел, что ангел расправляет крылья, готовясь в путь. И сказал напоследок: "Если ты - вестник, прошу, унеси и мою весть: пусть оставят полубоги в покое человеческий род, как бы ни хотелось им грозить и искушать.

        Оставят нам - строить дом и кормить детей, строить дом домов и согласие в нём, чтобы затем строить бо́льшее! Иль опасно, что сравняемся мощью и умением с иным полубогом? Что ж - будем делить одно с ним поле.

        А если уже сейчас пришла пора враждовать - тогда ты не вестник Господа, а наёмник соседа...

        Значит и тебе, и братии твоей пригодится та же вера. Она не отменяет службы вашей, а подстилает незримо, как и поле небесное даёт опору крылам."

        На том ангел отлетел в выси, а селянин вернулся к плугу, и дело его было молитвой без слов.

        Сказочник откинулся на спинку стула и подвёл итог, связав со сказанным прежде:

        - Как до́лжно жить в перекрестье четырёх сторон света? Возделывать поле, не бросая в плевелах. И всюду, куда ни заведёт Дорога, покрывать малый надел очерком Дома - где он ляжет, там и поле твоё. А без того и вовне того - покоится великое поле Простора.

        Потом добавил:

        - Посыл сегодняшней притчи об образах: жить, не рисуя Богу лик человеческий, как делают одни, не упираясь в книгу, как другие, не строя пирамиду обличий, как третьи, и не растворяясь в бездействии, как иные. Коль отринул вещественный облик Бога в идолах, как и предписано Прежними учениями, то лучшей службой Ему - считать радение-труд, вовсе не танец, хотя и на то бывает похоже. И вместо милостей ожидать живые плоды.

        - А где же Мост? - поднял голову староста. - Ведь он и есть результат труда.

        - Не просто плод, чем сам сыт и будешь. Мост - это дар, который надо ещё признать... - задумчиво проговорил сказитель. - Как-нибудь соберёмся и потолкуем.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"