Аннотация: Частичная прозаическая параллель к верлибру "Грезить"
С книгами и музыкой - воспринимая и сопереживая - я провёл лучшие часы жизни. Время, наполненное размышлениями о прочитанном (более обще: воспринятом), - как и где бы оно ни длилось, будь то очередь за продуктами или переполненный автобус, - не было тягостным, не казалось потерянным. Сужу об этом, наблюдая иное своё время, время-пустошь, по которой тащится и всё никак не минует долгий ночной маршрут.
В тех немногих ситуациях жизни, когда влиял на людей, управлял или убеждал, я был движим той или иной грёзой, простирающейся намного шире ситуации, пред-данной ей и управляемой не логикой событий, но собственной внутренней структурой. Это было "предубеждением". Я "правил людей по идее". И другое конструктивное занятие - написание программ - тоже было движимо грёзами: долженствующим порядком, мнящейся конечной, но на ходу́ меняющейся структурой, и под этим - грёзой о действительном существе, рождающемся в виде программы. - Напротив, отказывая себе в мечте, замещая грёзу анализом, рассуждая "от ситуации к идее", я терял опору для активности, убедительность слов, стратегическое ви́дение, дальние цели.
Грёза - это генератор, в чём-то стохастический, в чём-то задающий. Не мы строим грёзу, но грёза выстраивает нас и неожиданным образом.
Грёза - это сердцевина пропаганды. Толпа внимает не логике, но находит созвучие с грёзой оратора.
Грёза - это огонь, пожирающий алкоголиков и наркоманов. Они вслепую ищут выход из мира "пользы", "закона" и "необходимости". Грёзами заполняют свободное время пролетарий и домохозяйка - желанное им приносят лёгкое чтиво и видео, игры и соцсети. Грёзой об особом порядке и особом покое дви́жим тот, кто строит собственный дом, и тот, кто поднимается по скалам к вершине над всеми скалами.
Грёза - это зачаток научных открытий (Менделеев) и встающих в кладку "культуры" образов (Кольридж у Борхеса, сам Борхес). Грёза - как устойчивая, подкреплённая эмоциями (но не обязательно инициированная ими) модель ("представление") внутри "картины мира" индивида. Взявшись за понятие "грёзы", можно повернуть хвостом вверх и по-новому рассмотреть человеческую культуру. Понятие "грёзы", как эвристика (в ряду возможных).
Грёза - это основание для эстетики. Сильнейшая мотивация, которая диктует, что "красиво", и в перспективе - что "хорошо".