Хадис - изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.
Использование хадисов началось ещё при жизни пророка Мухаммеда. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков - иснад, то есть, перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису - тем достовернее он считался. Однако наличие непрерывного иснада являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки, мухаддисы также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения что передатчик страдал плохой памятью, был психически неурановешенным или просто слыл нечестным человеком - он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные.
Нужно заметить, что хадисы не являются просто преданиями. Мухаммед говорил, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне. Эти слова конечно же влияли на богобоязненных сподвижников. Суть хадисов заключается в том, что они раскрывают более подробно предписание, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз. Хадисы же рассказывают как именно нужно это делать. Один из сподвижников пророка Мухаммеда Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса.
Наиболее авторитетным мухадисом, с точки зрения суннитских богословов, считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810-870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов из которых лишь 7400 включил в свой сборник "аль-Джами' ас-Сахих" то есть чуть больше 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми. Одним из самых объёмных сборников является "аль-Муснад" имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).
Необходимо отметить, что сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммеда - это лишь собрание рассказов о пророке со слов его современником, включая его проповеди, описание поступков и т. п. Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда, сохранившееся до наших дней - это книга ибн Хишама "Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба" датируется VIII веком (вторым веком по хиджре).
Этимология
Слово "хадис" в переводе с арабского языка буквально может переводиться как "новый" или как "беседа", "предание", "рассказ"
Хадисоведение
В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука - хадисоведение (усуль аль-хадис).
Составные части
Хадис имеет две составные части: иснад (санад) и матн.
Иснад
Исна́д - это цепочка людей, передававших друг от друга то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад. Иснад составляется от пророка или Сахаба или Таби"ий и до ученых, составивших собрания хадисов пророка Мухаммада. Часть иснада, которая ближе к нам, является его началом; часть, которая, ближе к пророку, является завершением иснада. Человек, упоминающийся в иснаде, называется равий. Иснад - это перечисление имен всех равиев, передававших хадис. Передача хадиса от одного равия к другому называется ривайат, а передаваемый хадис - марвий.
Матн
Матн - это непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад. Матн является основной частью хадиса. Матн следует после иснада. По существу, основой хадиса является матн. Иснад же является подтверждением того, что сказанное в матн принадлежит непосредственно пророку или Сахабу.
Сборники хадисов
Суннитские сборники
Первым сборником хадисов была книга Муватта имама Малика ибн Анаса, жившего во втором веке хиджры. В третьем веке хиджры стали появляться такие сборники достоверных хадисов имамов аль-Бухари (194-256 гг. после хиджры), Муслима (202-261 гг. после хиджры), Абу Дауда (202-275 гг. после хиджры), Ат-Тирмизи (умер в 279 году после хиджры), Ан-Насайи (215-303 гг. после хиджры), Ибн Маджи (209-273 гг. после хиджры) и других. Наиболее авторитетными суннитскими сборниками хадисов являются:
• "аль-Джами' ас-Сахих" имама аль-Бухари
• "аль-Джами' ас-Сахих" имама Муслима
• "Китаб ас-Сунан" имама Абу Дауда
• "аль-Джами' аль-Кабир" имама ат-Тирмизи
• "Китаб ас-Сунан аль-Кубра" имама ан-Наса"и
• "Китаб ас-Сунан" имама Ибн Маджи
• "ас-Сунан аль-Кубра" имама аль-Бейхаки
• "аль-Муснад" имама Ахмада
Муватта Малика ибн Анаса
Первая книга Хадисов - Муватта - была собрана имамом Маликом ибн Анасом, большим учёным, который родился и жил в Медине в 93-179 гг. хиджры. Эта книга получила название Муватта Малика. В ней он дал подробные иснады и упорядочил все хадисы по соответствующим темам. И хотя Муватта является справочником по исламской юриспруденции, она, вместе с тем, является одним из первых научных трудов по хадисам. Некоторые считают этот труд одним из основных в данной области. В этой книге перед каждым хадисом имам Малик даёт иснад, то есть подробно описывает цепочку передачи этого хадиса. В некоторых случаях иснад прослеживается до самого пророка, в некоторых случаях - только до одного из его сподвижников. Но поскольку эта книга содержит не только хадисы, но и сведения по исламскому правоведению, в ней можно найти также мнение самого имама Малика по тому или иному вопросу.
Сахих аль-Бухари
Имам аль-Бухари разделил свой труд на 97 книг. Первые три из них посвящены началу Откровения, а также Вере и Знанию. Последующие тридцать книг посвящаются омовению, молитве, уплате закят, совершению паломничества и соблюдению поста. За ними следуют двадцать две книги, где освещаются вопросы предпринимательской деятельности, опекунства, общим условиям, касающимся профессиональной трудовой деятельности, а также другие юридические вопросы. За ними следуют три книги о Борьбе на Пути Аллаха и о подчинённых людях. Далее идет книга, посвящённая началу Сотворения. Следующие четыре книги дают сведения о пророках и отдельные подробности жизни пророка Мухаммада до хиджры. После этого идёт книга о жизни пророка Мухаммада и его деятельности в Медине. Следующие две книги содержат комментарии некоторых отрывков из Корана. Последующие три книги посвящены вопросам бракосочетания, развода и вопросам, касающимся материального обеспечения семьи. После этого до девяносто пятой книги освещаются различные вопросы, например, о пище, питье, одежде, благопристойном поведении, о медицине, о приглашениях, о клятве и искуплении за нарушение клятвы, о кровной мести, преследовании, о толковании сновидений, о гражданских раздорах и испытаниях, предшествующих Концу Света. Девяносто шестая книга подчеркивает важность преданности Корану и Сунне. Последняя, девяносто седьмая книга, относительно большая по объему, посвящена Единству Бога.
Сахих Муслима
Труд имама Муслима охватывает приблизительно ту же область вопросов. Четыре Сунан ограничились вопросами, касающимися совершения действий, свидетельствующих о поклонении Аллаху (Актов Поклонения), исламских законов, личных взаимоотношений и признаков, свидетельствующих о Конце Света.
Сунан Абу Дауда
Содержание сборника соответствует его названию. Автор отбирал хадисы, содержащие нормы Шариата. Имам Абу Дауд пояснил в своём послании к жителям Мекки: "В сборник "Сунан" я включил только хадисы, содержащие нормы Шариата, и не стал включать хадисы об умеренности в пользовании мирскими благами (зухд) и достоинствах различных дел..."
Если говорить о самом сборнике, то, как говорил сам имам Абу Дауд в своём послании к жителям Мекки, он состоял из 18 частей, из них одну часть представляли хадисы с пропущенным первым передатчиком (мурсаль - مرسل).
"Сунан" Абу Дауда - самый маленький из шести наиболее достоверных сборников хадисов. Он состоит из 36 книг.
Сунан Ат-Тирмизи
В работе имама Тирмизи содержатся некоторые комментарии Корана, а также описание достоинств различных людей и книги, включающие в себя материалы о пророке, его семье и его сподвижниках. Иногда труд имама Тирмизи считается Сахих.
Сунан Ан-Насайи
Сунан Ибн Маджи
Шиитские сборники
• "аль-Кафи" Кулайни
• "Тахзиб аль-ахкам" шейха Туси
• "аль-Истибсар" шейха Туси
• "Ман ла йахдурух аль-факих" шейха Садука
• "аль-Амали" шейха Муфида
• "Бихар аль-Анвар" Алламе Маджлиси
• "Васаил аш-Шиа" Хурра Амели
• "аль-Мустадрак" Мухадиса Нури
Ибадитские сборники
• "Муснад" Раби бин Хабиба
Хадисы ахад
Хадис в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает таватура. Это достоверные (сахих) хадисы, только переданные по одной цепочке (иснад) передачи.
Хадисы мутаватир
Это хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации.
Условие хадиса мутаватир
1 - В отношении минимального количества передатчиков, необходимого для "вознесения" хадиса в степень мутаватир, среди учёных есть разногласия.
2 - Не должно вызывать сомнений, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации.
Существуют и другие условия, которым должен удовлетворять хадис мутаватир.
Хадисы Кудси
Основные сведения
Хадисы аль-Кудси (аль-Ахадись аль-'Кудсийа) отличаются от иных Хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Мухаммеда. Согласно аль-Кари, их можно читать без ритуального омовения, и они не используются в молитвах. Общее число Хадисов Кудси относительно невелико и поэтому их часто группируют по содержанию:
• утверждение единственности Бога;
• правила проведения религиозных ритуалов;
• рекомендуемые добродеяния;
• самоотдача в служении Богу;
• вера в Судный день и в торжество воздаяния за содеянное.
Традиционно, для сборников отбирается 40 Хадисов аль-Кудси.[2]
Отличие хадисов кудси от аятов Корана
1. Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис кудси - по смыслу к Аллаху, а по форме от пророка Мухаммада.
2. Чтение Корана есть поклонение Аллаху, а чтение хадисов кудси поклонением не является.
Имеются и другие, малые и большие, отличия Священного Корана от хадисов кудси.
+++
В других источников называют ок. 500 тыщ хадисов . Вот кому верить . При том что Коран разрешает ВРАНЬЁ ?
Для справки : Коран выше любого хадиса . Если в хадисе есть то , что противоречит Корану , он считается недостоверным ... НО при необходимости ОНИ продолжают им пользоваться . При этом НИКТО ни за ЧТО не отвечает . Мухамед диктовал Коран ( при этом он считается сотворённым Аллахом (?!)) , а хадисы записовали в меру своих возможностей ( и корысти тоже - Пророк её не отрицал ) последователи . Умственые возможности коих вызывают ... сомнения . Ни Аллах ни Пророк за ЭТИ тексты ответствености не несут !!! Ш.